Леонардо из шарашки
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №26(412), 2014
Леонардо из шарашки
Олег Семенов
журналист
Санкт-Петербург
3044
Леонардо из шарашки
Последнее творение Бартини — вертикально взлетающая амфибия ВВА-14. 1972 год

Его считал своим учителем отец советской космонавтики Сергей Королев. Итальянский аристократ в многочисленных анкетах в графе «национальность» писал «русский», а свое огромное состояние он передал компартии Италии. К сожалению, имя этого человека известно сегодня немногим, а его идеи оценили только в наше время. Роберта Людвиговича Бартини называли «Леонардо да Винчи ХХ века». Судьба его была непростой, и часть своих открытий он сделал, будучи одним из заключенных шарашки — конструкторского бюро при НКВД.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОДКИДЫШ

История таинственного гения началась в 1900 году, когда жена вице-губернатора Фиуме (ныне это город Риека в Хорватии) барона Лодовико Ороса ди Бартини взяла на воспитание трехлетнего мальчика. Роберто (так его звали) официально считался сыном садовника, но хорошо знавшие барона люди поговаривали, что настоящим отцом ребенка был сам сеньор Лодовико. Якобы садовнику мальчика подбросила мать, молодая дворянка, любовница барона ди Бартини.

Как бы то ни было, синьор Лодовико, один из самых знатных вельмож Австро-Венгерской империи, относился к приемышу, как к родному сыну. Он прямо души в нем не чаял. К услугам Роберто была прекрасная библиотека, фехтовальный зал, двухмачтовая яхта «Регина», домашняя обсерватория.

В сентябре 1912 года Роберто впервые поднялся в небо. Так уж получилось, что в Фиуме гастролировал с показательными полетами известный русский летчик Харитон Славороссов. Через год у юного отпрыска барона ди Бартини появился свой аэроплан — отец сделал сыну царский подарок на день рождения.

Уже в детстве Роберто показал необыкновенные способности. Он прекрасно рисовал, причем как правой рукой, так и левой, обладал фотографической памятью, свободно говорил на семи европейских языках. Кроме того, он обладал телепатическими способностями. Позже, уже в СССР, его коллеги по работе не раз обращали внимание на то, что Роберт Людвигович отвечает на вопросы, прежде чем собеседник успеет их задать.

В 1916 году Роберто закончил гимназию и (уже два года шла война) сразу же попал военное училище. Окончив его, 19-летний офицер отправился на Русский фронт. Правда, повоевать Роберто не довелось — он попал в плен во время знаменитого Брусиловского прорыва.

В лагере военнопленных под Хабаровском Роберто выучил русский язык и познакомился с коммунистическими идеями. Позже Бартини так рассказывал о своем возвращении из плена в 1920 году: вместе с другими военнопленными из Австро-Венгрии он сел на пароход во Владивостоке. В Шанхае Роберто и его венгерскому другу Ласло Кеменю пришлось сойти на берег: бывшие военнопленные хотели выбросить их за борт как сочувствующих большевизму.

10 ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ

Вернувшись на родину в 1920 году, он узнал, что его отец уже вышел в отставку и живет в Риме, несмотря на смену подданства, сохранив звание государственного советника и все свои прежние привилегии. Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми (позже, уже после смерти родителя, ему досталось более 10 миллионов долларов — огромная по тем временам сумма).

Роберто пошел работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», сдав при этом экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института, и получил диплом авиационного инженера. К тому времени барон уже был членом компартии Италии. Кстати, полученное от отца наследство Роберто передал партии.

В 1922 году к власти пришел Муссолини. Бартини приговорили к смертной казни (заочно). Роберто пришлось бежать в Советский Союз на подаренном отцом самолете. Через Швейцарию, Францию (в Париже, чтобы запутать следы, ему даже пришлось инсценировать собственную смерть) и Германию.

По официальной версии, итальянская компартия решила, что выпускник Миланского политехнического института должен помочь «первой в мире стране социализма» в деле авиастроения.

С 1923 года Роберт Людвигович Бартини (так теперь его стали называть) жил и работал в СССР. «Красного барона» назначили начальником научно-исследовательского отдела двигательных установок при научно-опытном аэродроме, ему присвоили звание комбрига. С 1925 по 1929 год он работал старшим инженером ВВС Черного моря, с 1930-го — главным конструктором НИИ Гражданского воздушного флота. Под его руководством трудились многие будущие звезды советской авиации и космонавтики — Королев, Лавочкин, Ермолаев...

В 1932 году он спроектировал самолет «Сталь-6», на котором в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч.

Осенью 1935 года Бартини спроектировал 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году эта машина экспонировалась на Международной выставке в Париже, а в августе 1939-го на ней был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 километров — 405 км/ч. Позднее на базе этого самолета был построен дальний бомбардировщик Ер-2. Именно эти «дальнобои» летали бомбить Берлин во время Великой Отечественной войны.

Но мировой рекорд устанавливали уже без участия Бартини — в 1938 году конструктора обвинили в подготовке поджога завода № 240, на котором строился его самолет, в «преступной связи с заговорщиком Тухачевским», и в шпионаже в пользу фашистской Италии. Три с лишним месяца в одиночной камере на Лубянке следователи требовали, чтобы Бартини сознался в выдуманных преступлениях. Но никаких признаний выбить из него не удалось. Решением «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 годам лишения свободы и пяти годам «поражения в правах».

ПРИШЕЛЕЦ ИЗ БУДУЩЕГО?

«Красного барона» направили отбывать наказание в закрытое авиационное конструкторское бюро тюремного типа (т. н. шарашку) — ЦКБ-29. Бартини принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2 под руководством Андрея Туполева.

Вскоре по его просьбе Бартини перевели в группу другого заключенного авиаконструктора Дмитрия Томашевича («бюро 101»), работавшую над проектированием нового истребителя. Это сыграло злую шутку в судьбе Бартини — в 1941 году трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники «бюро 101» вышли на свободу только после войны.

С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 эвакуировали в Омск. Там в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, однако осенью 1943 года его закрыли. В 1944–1946 годах Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов.

«Красный барон» отсидел свой срок от звонка до звонка — на свободу он вышел в 1947 году, а через девять лет дождался своей официальной реабилитации. В 1961 году им был создан проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой и проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны.

В 1968 году КБ Бартини из Подмосковья переехал в Таганрог. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолетов» в 1972 году были построены два противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия). В 1976 году один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан.

Умер Роберт Бартини 6 декабря 1973 года в Москве. Его похоронили на Введенском кладбище столицы. На его надгробном памятнике такая надпись: «В Стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».

И еще. Бартини был хорошо знаком с Михаилом Булгаковым. Писатель, работая над романом «Мастер и Маргарита», использовал итальянского барона в качестве прототипа мессира Воланда. Одного из коллег Бартини, побывавшего в его московской квартире, удивила картина, датированная 1947 годом. Она изображала взлетающую ракету. Особенно гостя потрясла форма пламени — огненный шар: «Откуда он мог знать, что именно так будет выглядеть ракетный старт!?»

Помимо авиации, Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мира Бартини». В противоположность традиционной модели с четырьмя измерениями (три измерения пространства и одно времени) этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников данной теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира, что показывает: наш мир скорее является шестимерным, чем четырехмерным.

«Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, — говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

Второй том уфологической «Энциклопедии непознанного» характеризует этого человека как пришельца, контролирующего техническое развитие человеческой цивилизации...


15 декабря 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931