Встреча с великим чудотворцем
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №18(482), 2017
Встреча с великим чудотворцем
Яна Титова
журналист
Санкт-Петербург
1323
Встреча с великим чудотворцем
Престол над мощами Святого Николая Чудотворца в Бари

Когда летом 2017 года сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге в главных храмах выставлялось ребро святого Николая Чудотворца, к реликвии выстраивались длинные очереди верующих. В результате в Москве святому Николаю поклонились около 1 миллиона 800 тысяч человек, а в Северной столице – около 500 тысяч.

ЗАЧЕМ СТОЯЛИ

Разумеется, такое событие взбаламутило российских антиклерикалов. В Интернете начали появляться рассказы о том, как паломники дерутся за место в очереди и как сама очередь мешает всем остальным жителям города. Причем писать об этом «борцы с мракобесием» начинали накануне открытия доступа к реликвиям, когда никакой очереди еще не было. На самом же деле пребывание всех реликвий, в том числе и мощей Николая Чудотворца, в России прошло практически без происшествий. Власти обеих столиц уже имеют опыт в организации таких мероприятий, так что смогли сделать все так, чтобы ни желающие приложиться к мощам, ни остальные горожане не испытывали никаких неудобств. Единственная неприятность, произошедшая в Петербурге, – три мелкие карманные кражи у людей, собиравшихся проходить металлодетектор, чтобы встать в очередь.

В Москве паломничество к мощам святого тоже прошло без всяких проблем.

Одним из поводов для нападок на верующих, пожелавших приложиться к прибывшей в Россию реликвии, стал тот факт, что во многих российских храмах тоже есть маленькие частицы мощей Николая Угодника. Над христианами смеялись, не понимая, почему они стоят в очереди, если могут в любое время приложиться к мощам этого же святого в одном из этих храмов. Объяснить, что для верующего важно не только приложиться к реликвии, но еще и преодолеть для этого определенные трудности, а также поучаствовать в общем деле с единоверцами, тем, кто этого не понимает, почти невозможно, но отец Александр все же попытался это сделать:

– Никто не скрывал и не скрывает, что во многих храмах, в том числе московских, есть частицы мощей святителя Николая, как и многих других святых. Этот факт не отменяет того огромного события, которое произошло. Это вещи разного уровня. Можно сказать, что с духовной точки зрения прибытие именно этой аутентичной части мощей из Бари само по себе огромное событие, которое имеет особое значение. Через эту частицу мы чувствуем прямую связь со святым, который там находится своими мощами, и впервые за 900 лет от них отделена часть.

Большинство паломников, к слову сказать, прекрасно знали о частицах мощей святителя Николая в других храмах и бывали в них. Хотя были среди них и такие, кто услышал об этом только теперь и собирается посетить эти другие храмы позже, – именно прибытие в Россию ребра Николая Чудотворца помогло им узнать, что у них есть возможность прийти к святому во плоти в любое время.

Это первый случай, когда часть мощей святителя Николая покинула итальянский город Бари, в котором они находятся начиная с XI века. Там они хранятся в базилике, посвященной этому святому, под мраморной плитой, в которой раз в год открывают небольшое отверстие, чтобы взять миро: останки Николая Чудотворца мироточат со дня его смерти. В этом году открывшие гробницу монахи обнаружили, что одно из ребер святого отделилось от остального скелета. А поскольку в прошлом году во время встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска I главы церквей договорились о том, чтобы мощи Николая Чудотворца привезли на время в Россию, итальянцы посчитали лежащее отдельно ребро знаком свыше: настало время выполнить эту договоренность. Что и было сделано.

– Святитель умер около 342 года, а имя его до сих пор живет. Как говорится, к пустому колодцу за водой не ходят. Он был добрым человеком при жизни, готовым действенно помочь людям в разных трудных обстоятельствах. И конечно, откликается на молитвы верующих до сих пор, – говорит Назарий, наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

ЖИТИЕ ЧУДОТВОРЦА

Святитель Николай жил в III–IV веках, поэтому довольно многое о его жизни известно только приблизительно – слишком долгие века отделяют его от наших дней, чтобы можно было говорить о чем-либо точно. Датой его рождения называют разные годы: от 234-го до 270-го. Место рождения известно точнее – это город Патара в Ликии, небольшой области в Малой Азии, на полуострове, где сейчас располагается Турция. В те времена это была одна из римских провинций. Также известно, что родители Николая были достаточно состоятельными людьми и открыто исповедовали христианство, что в ту эпоху было крайне опасно: гонения на христиан не прекращались и лишь иногда на короткое время затихали. По одной из версий, родителей будущего святого звали Феофан и Нонна, но, возможно, эти имена носили мать и отец другого Николая, тоже родившегося в Патаре и причисленного к лику святых, – Николая Пинарского. Так или иначе, но у родителей святителя Николая долгое время не было детей, и они постоянно обращались к Господу с молитвами о ребенке. И молитвы были услышаны: у этой пары, к тому времени уже пожилой, родился сын.

Легенды гласят, что этот ребенок был очень религиозным с самого раннего детства. Почти все время он проводил либо в храме, либо за чтением Священного Писания. Его дядя, тоже носивший имя Николай, был в то время епископом, и, видя религиозное рвение племянника, он сделал его чтецом в храме. Младший Николай стал его незаменимым помощником, а когда старший отправился в паломничество в Иерусалим, успешно заменил его в храме. Поэтому неудивительно, что вскоре после возвращения дяди в Ликию племянник, несмотря на очень молодой возраст, был возведен в сан священника. Существует также легенда, что ликийским епископам было послано знамение свыше о том, что юного Николая необходимо сразу сделать епископом, что и было сделано.

После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но тут же раздал его нуждающимся, а сам стал священником в ликийском городе Миры. Всю свою дальнейшую жизнь он тоже помогал людям, оставшимся без средств к существованию, собирая для них пожертвования, причем старался делать это тайно, не привлекая к себе внимания. Это, впрочем, удавалось не всегда.

Одна из самых известных историй о такой помощи сделала святого Николая прототипом Санта-Клауса, дарящего детям подарки на Рождество. Это произошло после того, как он спас от необходимости торговать собой трех дочерей разорившегося жителя Ликии. Узнав о том, что этот человек собирается зарабатывать таким образом на своих детях, епископ незаметно подбросил к нему во двор мешочек с золотом, которого хватило бы на приданое одной из девушек. Спустя некоторое время – видимо, быстро собрать так много пожертвований Николаю не удавалось – он таким же образом подкинул в этот двор второй мешочек и принялся собирать золото для третьей девушки. Однако их отец после второго случая решил выследить таинственного благотворителя и стал дежурить во дворе по ночам, так что в третий раз остаться неизвестным Николай не смог. После того как он бросил во двор третий мешочек и отец девушек выбежал к нему с благодарностями, епископ попросил его никому не рассказывать об этом, но тот все же проболтался. В результате эта история дошла до наших дней, а в Европе появилась традиция незаметно оставлять детям подарки в ночь перед Рождеством. Сам же святитель Николай до сих пор считается на Западе покровителем детей.

В православных же странах этого святого считают покровителем вообще всех нуждающихся, а также путешествующих, особенно моряков, и невинно осужденных, так как при жизни он много помогал и тем и другим. Одна из легенд о нем гласит, что после того, как Николай стал священником, он отправился учиться в Александрию. По пути туда судно, на котором он плыл, попало в шторм, и один матрос сорвался с мачты и упал на палубу, разбившись насмерть. По преданию, Николай смог вернуть его к жизни, а некоторые источники утверждают, что таких случаев было даже два: и во время его путешествия из Малой Азии в Египет, и на обратном пути.

Известно также, что Николай совершил паломничество в Иерусалим, и по дороге туда, в тот момент, когда море было еще спокойным, предсказал сильный шторм. Вскоре на море и правда поднялись сильные волны и разразилась буря, но молодой священник усмирил ее своей молитвой.

Николаю множество раз выпадала возможность заступиться за несправедливо осужденных людей. По одной из легенд, однажды он шел по улице Патара и оказался свидетелем приготовления к казни трех горожан – палач уже готовился отрубить голову одному из них. Епископ Николай почувствовал, что эти люди невиновны, подскочил к палачу и удержал его руку с мечом, после чего обратился с речью к присутствовавшему там же градоначальнику, обвинив его в желании убить добропорядочных людей. Глава города, услышав эти упреки, тут же раскаялся и просил прощения у Николая и у своих не состоявшихся жертв.

В другой раз святой спас троих приговоренных к смерти военачальников, посланных в его город императором Константином, которые на самом деле тоже не были виновны в том, что им приписывали. Сидя в тюрьме перед казнью, они обращались с молитвами к Богу и к епископу Николаю, и он, узнав об этом, явился во сне к императору Константину, потребовав заступиться за них. По одной из версий, эти военачальники видели, как Николай защитил тех троих жителей Патара, и именно поэтому молились ему.

Был в биографии Николая Угодника и случай, когда он спас свой город от голода. Он предвидел, что Миры останутся без хлеба, и явился во сне одному итальянскому купцу, торговавшему зерном, попросив его приплыть в этот город и продать зерно там. Купцу приснилось, что епископ дал ему в залог три золотые монеты и, проснувшись, он с изумлением обнаружил, что сжимает их в руке и наяву. Торговец тут же начал снаряжать корабль для плавания в Малую Азию и успел прибыть туда вовремя и продать горожанам пшеницу.

Так и продолжалось всю долгую жизнь епископа Николая. Каким-то непостижимым образом он узнавал, когда кто-то оказывался в беде, и помогал этим людям, иногда совершая чудеса, а иногда подбрасывая им тайком деньги. Точную дату его смерти, как и дату рождения, никто не знает: в разных жизнеописаниях указываются 342-й, 345-й и 351-й годы. Известно только, что святой дожил до глубокой старости и однажды просто не проснулся.

БЫЛА ЛИ ДРАКА С АРИЕМ?

Одним из самых известных событий в жизни Николая Чудотворца стало его участие в Первом Никейском вселенском соборе 325-го года, когда он поспорил с еретиком Арием и, оскорбленный его словами, дал ему пощечину, за что был посажен в тюрьму. Отношение к этому инциденту во все времена было неоднозначным и остается таковым и теперь. Антиклерикалы любят упрекать верующих в том, что они считают святым человека, который попытался решить спор дракой. Но при этом именно в светских источниках, где описывается жизнь Николая Чудотворца, приводится версия о том, что никакой драки не было и что этот поступок святителю приписали много веков спустя. Верующие же, как правило, говорят, что драться с оппонентом, конечно, неправильно, но Николая уважают за смелость и решительность.

Между тем эта легендарная ссора вошла в историю христианства не случайно. Вселенский собор, во время которого она произошла, – первый в истории – был созван в числе прочего и для того, чтобы разобраться с идеями, которые проповедовал священник из Александрии по имени Арий, решить, противоречат они христианской доктрине или нет. Если не вдаваться в религиозные тонкости, то учение Ария описывало Иисуса Христа не как единое целое с Богом Отцом, а как отдельную личность, не особо отличающуюся от обычных людей. Опровергнуть эти утверждения было принципиально важно, так как из них легко было сделать вывод о том, что Иисус вообще был обычным человеком, а значит, и усомниться во всем, что Он говорил и делал. Кроме того, Арий не просто высказывал свое мнение о Боге Сыне, а вел себя в точно такой манере, в какой сейчас действуют создатели религиозных тоталитарных сект: он объявил свое учение единственно верным и собрал множество последователей, которых всячески настраивал против остальных христиан.

На соборе он тоже пытался навязать всем участникам свое мнение и провоцировал их на скандал, так что гнев Николая Чудотворца, не выдержавшего этих сектантских приемов, вполне понятен. Тем не менее остальные участники собора осудили его за вспыльчивость и заключили под стражу. Однако Николай недолго просидел в заключении: вскоре сразу нескольким участникам было видение, в котором его посвящали в священный сан сам Господь и Дева Мария. После этого Николай был освобожден, а арианство по итогам собора было объявлено ересью.

ЖИЗНЬ СВЯТОГО ПОСЛЕ СМЕРТИ

После смерти святителя Николая его тело начало мироточить, к нему стали стекаться паломники со всех концов Европы и Азии. Над его гробницей была построена базилика, а позже, в IX веке, на ее месте возвели церковь Святого Николая, которая существует до сих пор. Несколько раньше, в 794 году, гробницу попытались разграбить арабские войска, посланные в Ликию халифом Харуном аль-Рашидом, но сначала они по ошибке вскрыли другое захоронение, а потом на море, где стояли их корабли, поднялась страшная буря, разметавшая весь их флот.

Несмотря на это, впоследствии были и другие попытки разрушить могилу святого и посвященную ему церковь. Это не могло не беспокоить христиан из Европы, и среди них все чаще возникали разговоры о том, что мощи Николая Чудотворца следует перенести в безопасное место. В конце концов в 1087 году это решили сделать независимо друг от друга две группы купцов из Венеции и из Бари. Обе группы отправились в Ликию примерно в одно и то же время, но барийцы приплыли туда первыми. Им удалось вскрыть гробницу святого, которая оказалась полна благоухающего мира, и забрать его мощи – в ней остались только мелкие фрагменты, которые жители Ликии попрятали у себя в домах.

Позже, в 1099–1101 годах, когда вся Ликия уже была захвачена турками, туда снова наведались венецианцы, участвовавшие в первом крестовом походе. Они забрали у местных жителей все оставшиеся частицы мощей и вывезли их в свой город.

В Бари после прибытия мощей была построена базилика Святого Николая, где они хранятся и сейчас. А в Венеции для мелких частиц была построена церковь во имя святого. Много позже, уже в ХХ веке, до мощей чудотворца добрались ученые: они дважды, в 1952 и 1987 годах, сравнивали останки, хранящиеся в Бари и в Венеции, и оба раза экспертиза показала, что все кости принадлежат одному человеку.

В наше время Турция пытается вернуть себе мощи Николая Чудотворца, аргументируя это тем, что он жил и был похоронен на ее территории. Причина этого неожиданного интереса мусульман к христианскому святому вполне прагматична: турки надеются таким образом привлечь еще больше туристов. Однако отдавать им реликвии итальянцы не собираются. Зато теперь они с радостью дают возможность христианам из других стран приложиться к святыне.


26 августа 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8272115
Александр Егоров
931129
Татьяна Алексеева
764447
Татьяна Минасян
317801
Яна Титова
242597
Сергей Леонов
215421
Татьяна Алексеева
178475
Наталья Матвеева
175195
Валерий Колодяжный
169771
Светлана Белоусова
157005
Борис Ходоровский
155015
Павел Ганипровский
130489
Сергей Леонов
111895
Виктор Фишман
95540
Павел Виноградов
91996
Наталья Дементьева
91538
Редакция
84751
Борис Ходоровский
83124
Станислав Бернев
75731