Какая она была, империя?
РОССIЯ
Какая она была, империя?
Алексей Спрудэ
журналист
Санкт-Петербург
895
Какая она была, империя?
Фото с Этнографической выставки 1867 года

В зрительном отношении Российскую империю первой половины XIX века мы представляем главным образом по парадным литографиям пушкинского Петербурга. А вот империя второй половины того же столетия нашла достойное отражение не только в изобразительном искусстве, но и в фотографиях. Впрочем, хотя бы в силу «технических причин» фотографу волей-неволей приходилось быть еще и художником. К такому выводу можно прийти, посетив экспозицию «Образы империи» в Музейно-выставочном центре «Росфото».

Всероссийская этнографическая выставка 1867 года дала импульс развитию отечественной научной школы (этнографической, антропологической, археологической, исторической и т. д.) и научных обществ, русской светописи, музейному делу. Особое внимание впервые не только в России, но и в мировой практике было уделено фотографии, экспонировавшейся как неотъемлемая часть выставки. Именно показ фотографии в отдельном разделе утвердил ее как важное документальное и культурно-историческое явление своей эпохи.

Масштаб выставки, открытой для широкого посещения с 23 апреля по 19 июня 1867 года в центре Москвы, в Манеже, количество представленных народов и охват огромных территорий впечатлили российскую и зарубежную общественность. 24 апреля 1867 года ее посетил император Александр II с наследником Александром Александровичем и его супругой Марией Федоровной. Развернутая масштабная панорама жизни народов со всех уголков страны привлекла беспрецедентное для того времени количество посетителей – более 83 000 человек.

Экспозиционная площадь представляла собой три главных отдела: отдел «групп, изображавших племена, населяющие Россию и соседние с нею славянские земли», общий этнографический отдел, а также отдел антропологический, демонстрирующий целую коллекцию черепов и скелетов.

Общий этнографический отдел, по замыслу создателей, был рассчитан на более искушенную публику и исследователей и составлял раздел «Фотографические снимки, альбомы и рисунки». Всего экспонировалось более 3000 предметов, из них около 1500 фотографий.

Период непосредственной подготовки выставки длился почти два года (с 1865-го по 1867-й), но благодаря продуманной работе Комитета по устройству русской этнографической выставки под председательством Д. А. Дашкова и при активном участии ее инициатора П. А. Богданова уже на подготовительном этапе удалось сформулировать основные критерии для отбора предметов на будущую выставку.

Работа по сбору экспонатов велась в 1865–1866 годах. Часть закупили за счет объединенных средств, часть за счет пожертвований императорской семьи, государственных деятелей, членов Императорского Русского географического общества. Экспонаты для выставки жертвовали также действительные члены ОЛЕАЭ (Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии).

На одном из первых заседаний комитета родилась и утвердилась идея создания антропологических манекенов. Для дальнейшей работы над ними профессор скульптуры Н. А. Рамазанов инициировал сбор фотографического материала (портретов, поясных и в полный рост, в фас и профиль). Таким образом, фотография получила практическое применение. В 1850-х годах в России шло активное становление фотографического рынка, проходили набиравшие все большую популярность фотографические выставки для широкой публики, началось формирование отечественной фотографической коллекции в Императорской публичной библиотеке. Использование фотографии в различных областях научных знаний становилось все более востребованным и популярным, поэтому вполне закономерно, что в январе 1866 года при комитете выставки была создана Фотографическая комиссия, председателем которой назначили первого обладателя государственной награды среди московских фотографов – Никандра Матвеевича Аласина, владельца знаменитого ателье «Русская фотография».

При подготовке к экспонированию все фотографии были систематизированы по народам в следующем порядке: сначала шли инородцы северо-западных губерний (кроме литовцев), Поволжья и степей Астраханской и Оренбургской губерний, Ковенской и Виленской губерний, великорусы, белорусы, малороссияне, русские Галиции, Венгрии, Люблинской и Седлецкой губерний, зарубежные славяне (поляки, словенцы, словаки, чехи, хорваты, черногорцы, сербы, болгары), затем опять инородцы – Бессарабской губернии, Крыма, армяне, немецкие колонисты, цыгане, евреи, народы Закавказья, жители Дагестана. Отдельно выделили «Снимки с групп первобытных народов» в сиденхэмском Кристальном дворце около Лондона (среди которых числились японцы и аннамиты). И наконец, завершался фотографический раздел частью «Дополнения» – вероятно, пропущенных или поздно доставленных снимков И. Н. Бранденбурга некрасовцев, эстов и сербов. Среди отдельных народов снимки были выделены в группы в зависимости от территории и экспонента. Например: «12–18. Самоеды Канинской тундры Мезенского уезда Архангельской губернии. Экспонент – художник И. Н. Бранденбург» и т. д.

Таким образом, в каждой группе фотографий помещалась информация о месте бытования и источнике поступления коллекции. Почти все фотографии были подписаны от руки с обозначением национальной принадлежности (кроме великорусов). Также для удобства посетителей все снимки были пронумерованы в соответствии с каталогом: номера наклеивались на нижний правый угол каждого снимка.

В действительности фотографический раздел можно назвать этнографической фотовыставкой: собранная коллекция знакомила посетителей с разнообразием и богатством типажей людей разных сословий и в определенном контексте жизнью конкретных персон, представлявших известные и малознакомые народы империи и славян Европы. Кроме того, часть снимков демонстрировала особенности жизни в империи: жилище, занятия, орудия труда, средства передвижения, обряды и т. д.

Труды экспонентов и фотографов были удостоены наградами: высшие (почетные адреса) получили князь В. А. Черкасский, М. Ф. Раевский, П. П. Муромцев, почетные награды второй категории – все участвовавшие статистические комитеты, Галицко-русский народный дом во Львове, Сербское ученое общество в Белграде, наказной атаман Уральского казачьего войска Н. А. Веревкин, главный попечитель калмыкского народа К. И. Костенков, А. М. Раевская. Золотые медали присудили П. П. Муромцеву, «Русской фотографии в Москве», фотографу Б. Барро, большие серебряные медали – Я. Ф. Головацкому, Л. В. Далю, Борхардту, Бранденбургу, П. Ф. Симоненко.

После окончания выставки все ее уникальные материалы, в том числе фотоколлекции, положили начало новому фонду «Дашковский музей» Московского публичного и Румянцевского музеев (расформирован в 1948 году).

В настоящее время этнографические коллекции (в том числе фотоархив) являются частью собрания Российского этнографического музея, где хранится значительная часть фотографий с выставки (более 900 снимков) и уникальная коллекция московского фотографа датского происхождения Т. Л. Митрейтера (всего 262 вручную раскрашенные фотографии манекенов и сцен выставки).

Единственная в своем роде не только в отечественной, но и в мировой истории коллекция фотографий со Всероссийской этнографической выставки 1867 года положила начало визуальной истории народов Российской империи, сделав этнографический жанр популярным и востребованным вплоть до настоящего времени.

Крестьянская девица, 19 лет. Архангельская губерния и уезд. И. Н. Бранденбург. 1866.  РЭМ 8764-366

Латыши. Курляндская губерния, приходы Амботен и Грамстен. Автор неизвестен. 1866. РЭМ 8764-10821

По материалам «Росфото»


25 сентября 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
1345849
Александр Егоров
268163
Татьяна Алексеева
208630
Яна Титова
197271
Сергей Леонов
194795
Татьяна Минасян
157602
Татьяна Алексеева
128219
Светлана Белоусова
127850
Борис Ходоровский
116721
Сергей Леонов
104559
Виктор Фишман
86674
Павел Ганипровский
84929
Борис Ходоровский
76533
Наталья Матвеева
74120
Павел Виноградов
67503
Валерий Колодяжный
62061
Богдан Виноградов
61924
Наталья Дементьева
61603