Прадед Ленина против евреев
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №18(378), 2013
Прадед Ленина против евреев
Петр Люкимсон
журналист
Израиль
2602
Прадед Ленина против евреев
Сын Александр и особенно правнук Владимир вряд ли одобрили бы поведение Дмитрия Бланка

Среди копий исторических документов, полученных из Москвы и Санкт-Петербурга в рамках научного обмена, сотрудники израильского «Центрального архива по истории еврейского народа» с удивлением обнаружили несколько писем на идиш – разговорном языке евреев Европы. Уникальность этих посланий заключается, во-первых, в том, что адресованы они не кому-нибудь, а лично «Государю Императору Николаю Павловичу», а во-вторых, в том, что их автором является житомирский мещанин Мойше (он же Дмитрий Иванович) Бланк – прадед «вождя мирового пролетариата» Владимира Ильича Ленина. Разумеется, интерес российских и израильских историков к этим письмам различен. Если для первых они еще раз проливают свет на еврейские корни происхождения Ленина, то израильские исследователи видят в них свидетельство того, каким образом крещеные российские евреи влияли на политику русского самодержавия в отношении своих бывших единоверцев.

Идя по следам Дмитрия Ивановича Бланка (по российским законам еврею даже после крещения было запрещено менять фамилию), историки обнаружили, что он долгое время жил в Староконстантинове – уездном городке Волынской губернии. В 1809 году Мойше Бланк вступил в острый конфликт с местной еврейской общиной и был обвинен в попытке поджога города. Несмотря на то что уездный суд признал его невиновным, Бланк с семьей вынужден был переехать в Житомир, где очень скоро снова оказался в центре скандала. Пылая ненавистью к своим новым землякам и соседям, он написал личное письмо царю Александру I, представлявшее собой, по сути, злобный донос на житомирских евреев. Правда, до Его Императорского Величества письмо это так и не дошло, так как по указанию губернатора было изъято из почты и отправлено в местный архив. В 1838 году Мойше Бланк ввязался в судебную тяжбу, которая длилась до 1844-го. На этот раз суд закончился для Бланка потерей почти всего имущества, включая принадлежавший ему небольшой заводик. Вскоре после суда он крестился и стал православным христианином Дмитрием Ивановичем Бланком.

В январе 1845 года Дмитрий Иванович направил Николаю I личное послание, написанное каллиграфическим почерком на идиш и представляющее собой опять-таки не что иное, как донос на евреев с конкретным предложением по поводу того, как их «прибрать к рукам». Документ этот настолько любопытен, что заслуживает того, чтобы быть процитированным.

«Государю Императору, Его Величеству, отцу нашему, да пошлет ему Бог мир, благословение и удачу во всех его начинаниях и да продлит его годы, Николаю Павловичу.

Государь Император, как известно, оказывает множество милостей евреям, и, согласно его высочайшему указу, евреи должны обучать своих детей в государственных училищах. Каждому прозорливому человеку понятно, что по великой милости своей Государь Император желает, чтобы евреи были образованы и одевались так же, как и другие люди. Однако в еврейской среде по слепоте своей не понимают этого, и относятся к царской милости как к страшному наказанию и каре небесной. Воистину, они недостойны тех милостей, которыми одаривает их государь!

Приближаясь к 90 годам, я был крещен 1 января 1845 года, и с того дня хожу в церковь и вижу, как православные искренне молятся за здравие Государя Императора, и его наследника и всей императорской семьи. Верно говорится, что в Талмуде также написано, что «Молитесь за процветание государства, в котором живете» и т.п., но евреи даже в свой Судный день, когда они почти сутки проводят в синагоге, не говорят даже одной молитвы за процветание государства. Хотя в их молитвенниках и есть молитва за здравие Его Императорского Величества и всей монаршей семьи, но евреи никогда не говорят этой молитвы, и она помещена в молитвенник только для отвода глаз…

Я обнаружил эту их глупость больше тридцати лет назад и с тех пор отдалился от них, и отдал двух своих сыновей в государственное училище и двадцать лет назад отправил их в Петербург в университет. Там они перешли в христианство, выучились на врачей, и один из них, военный врач, скончался в Петербурге от холеры, а второй (Исраэль, он же Александр Бланк, дед Ленина. – П.Ю.) служит Императору в городе Пермь. Я сам не мог креститься, пока была жива моя жена, но после ее смерти также крестился, чтобы провести остаток дней в истинной вере. Я знаю, что множество евреев хотело бы отказаться от иудаизма и стать на путь истинный, но боятся, что их лишат права на наследство, а есть среди них и такие, что опасаются своих жен.

Евреи получают много милостей от христиан в вопросах религиозной жизни. Во-первых, если христиане не будут покупать у евреев трефное мясо (то есть мясо, не соответствующее требованиям кашрута – диетарным предписаниям иудаизма. – П.Л.), евреям не останется ничего другого, как выкидывать это мясо в воду. И если христиане не будут покупать у евреев хамец (квасное, запрещенное евреям в пищу в дни Пасхи. – П.Л.) в Песах, то евреи вынуждены будут уничтожать его. Во-вторых, христиане служат у евреев в субботу и в Судный день, зажигая им свечи по субботам, а они (евреи) наживаются за счет христиан. Еврею нет нужды ненавидеть христианина, но только каждый еврей ждет ежедневно прихода Мессии и несколько раз в день произносит в молитве «Я верю в приход Мессии» и т.д., и все дни свои просит освободить его от российского подданства и сделать его свободным человеком.

Государь Император, по моему мнению, было бы желательно оказать воздействие на евреев с тем, чтобы им не разрешалось получать пользу от христиан, как я уже указывал, и чтобы слова о приходе Мессии были бы стерты из их молитв и не упоминались бы ни в каком месте.

Во-первых, потому что они никогда не смогут стать просвещенными людьми, пока ждут своего Мессию. Во-вторых, в тексте присяги, где они клянутся быть верноподданными гражданами, следует указать, что им запрещается ездить к своим раввинам, а раввинам запрещается ездить к ним, так как раввины эти подстрекают их самым непосредственным образом. И следует отдать указание, чтобы принудили их молиться за здравие Императора, царского наследника и всей монаршей семьи. И если слова мои найдут приятие в глазах Государя, то безусловно меры эти будут способствовать тому, чтобы евреи со временем стали бы более просвещенными и оценили бы те блага, которые он хочет им дать. Дмитрий Иванович Бланк, 5 января 1845 года».

Письмо это поступило в Третье отделение, в кратчайший срок переведено с идиша на русский, и уже спустя два дня после его перевода начальник Третьего отделения князь Орлов представил Николаю I отчет, в котором рассказывалось о письме «крещеного еврея» и рекомендовалось принять большинство предложений Бланка против евреев.

Любопытно отметить, что к письму Бланка была приложена следующая личная характеристика, данная ему губернатором Житомира: «Выкрест из евреев, по натуре своей склонен к докучливости и доносительству, не раз замеченный в недостойном поведении». Словом, прадед Ленина был обыкновенным склочником и доносчиком, или, если выражаться по понятиям нашего времени, стукачом. Что, как видим, отнюдь не помешало князю Орлову высоко оценить его верноподданническое рвение. Впрочем, не секрет, что Третье отделение, как впоследствии НКВД и КГБ, во многом держалось именно на стукачах.

Одержимый все тем же рвением, Бланк в августе 1846 года пишет второе письмо на идиш – «О различных средствах поощрения евреев к крещению», которое он на сей раз направляет в Министерство внутренних дел Российской империи. Это письмо по личному указанию царя было переправлено в «Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России», учрежденный по настоянию Николая I в 1840 году. В письме, помимо своих прежних рекомендаций, Бланк предлагал запретить собрания хасидов, которые, по его мнению, были рассадниками «еврейского фанатизма».

На заседании, состоявшемся 4 декабря 1846 года, члены Комитета отвергли предложения о массовом крещении евреев, однако подчеркнули, что отказ последних произносить молитву за здравие царя и его семьи является нетерпимым. В связи с этим было принято постановление проследить за отношением евреев к чтению этой молитвы и наказывать всех, кто отказывается ее читать. С этого, по сути дела, началась кампания по травле тех, кто уклонялся от произнесения этой молитвы, и борьба ряда авторитетных раввинов за внесение в ее текст поправок с тем, чтобы она больше соответствовала духу иудаизма. В мае 1845 года преемник Николая I Александр II пошел на компромисс с раввинами и утвердил новую редакцию молитвы за здравие царя и монаршего семейства.

История Дмитрия-Мойше Бланка еще раз доказывает, что многие притеснения евреев и ущемление их прав в царской России нередко осуществлялось с подачи крещеных евреев, на основе написанных ими «справок» и доносов.

А крещеных евреев в те годы в России было отнюдь не мало: по данным историков, в 1825–1855 годы крещение приняли около 30 000 евреев, причем 5000 из них – добровольно. Надо заметить, что потомки этих крещеных евреев оказали значительное влияние на последующую историю России, и Владимир Ленин в этом смысле – лишь самый яркий, но далеко не единственный подобный пример. Некоторые из этих потомков значатся сегодня среди лидеров российских антисемитов, и их статьи и высказывания поистине поражают силой патологической ненависти к евреям и всему, что с ними связано. Впрочем, это уже тема для совсем другого, отдельного разговора…


3 сентября 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299