Русские розы. Вера Зорина
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №19(379), 2013
Русские розы. Вера Зорина
Юлия Арбатская
журналист
Москва
1978
Русские розы. Вера Зорина
Вера Зорина и роза ее имени

Эти женщины покоряли мир ни властолюбием, деньгами или силой оружия, а красотой, талантами, любовью. В их честь называли новые сорта роз, которые цветут и сегодня, когда сами «русские розы» ушли в вечность.

Роза Zorina создана в США в 1963 году Юджином Бэрнером в честь американской танцовщицы и актрисы Веры Зориной, жены Джорджа Баланчина.

В 1964 году сорт удостоен золотой медали на конкурсе в Риме. Несмотря на то, что цветок этот есть во многих розариях-музеях Америки и Европы, он почти не известен садоводам, поскольку никогда не имел коммерческого успеха.

Вера Зорина – это сценический псевдоним Евы Бригитты Хартвиг, которая, оказавшись в балетной труппе «Русский балет Монте-Карло» в 1933 году, вынуждена была сменить свое немецкое имя на русское. Вера выучила русский язык и три года провела с известной балетной компанией, появляясь на самых разных площадках, начиная с Королевского театра в Ковент-Гардене в Лондоне и заканчивая театром Метрополитен-опера в Линкольн-центре в Нью-Йорке.

Ева Бригитта Хартвиг родилась 2 января 1917 года в Берлине. Дочка немца Фрица и норвежки Билли Хартвиг начала обучаться балету с двух лет, а к четырем годам уже выступала. Она получила образование в берлинском лицее для девочек, но танец познавала под началом Ольги Преображенской и Николая Легата. Ее последними учителями были Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

В 12 лет ее представили Максу Рейнхардту, который выделил для нее место в ансамбле актеров шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» (1929 г.) и постановке «Сказки Гофмана» (1931 г.). В 1937 году балерина получила ведущую роль в фильме On Your Toes («На цыпочках»), где она играла танцовщицу Веру Барнову. Фильм поставлен в жанре детектива-мюзикла, и в нем впервые использованы сцены классического балета. Хореографию поставил Джордж Баланчин.

Вскоре ее заметил известный американский режиссер и продюсер Сэмюэл Голдвин и предложил контракт на семь лет. Первый американский фильм-мюзикл с ее участием – Goldwyn Follies («Безумства Голдвина», 1938 г.). В нем звучит музыка Джорджа Гершвина, что сделало фильм необычайно популярным. В нем есть балетный номер «Водяная нимфа» в постановке Баланчина. В этом же году состоялась свадьба Баланчина и Веры Зориной.

Джордж Баланчин (при рождении Георгий Баланчивадзе), участник труппы Государственного театра оперы и балета, оказавшись в 1924 году в Париже после гастролей в Германии, принял предложение Сергея Дягилева занять место хореографа в Русском балете и до 1929 года (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров.

После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. В октябре 1933 года он переехал в США, где сразу же открыл балетную школу. В 1935 году Баланчин основывает профессиональную труппу – «Американский балет», который танцевал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив.

…Итак, 1938-й год. Вере 20 лет, она сыграла уже главные роли в двух фильмах, вышла замуж за Баланчина и подписала контракт с голливудской компанией Метро-Голдвин-Майер на 7 лет. Это был невероятный успех! Каждый следующий год – новый фильм: «Я была авантюристкой» (1940 г.), «Луизианская покупка» (1941 г.), «Звездно-полосатый ритм» (1942 г.), «Следуя за парнями» (1944 г.). Она произвела большое впечатление на Бродвее как участница постановки «Я женился на ангеле».

В 1946 году Вера снимается в фильме Lover Come Back, и на этом ее контракт заканчивается. Тогда же она развелась с Баланчиным и вышла замуж за президента компании Columiba Records Годдарда Либерсона.

В 1948 году Вера Зорина в драме «Жанна д’Арк на костре» выступила в качестве рассказчика. Впоследствии подобные роли она исполняла не раз. Часто такие концерты устраивались для слепых. Ее мелодичный голос и легкий приятный акцент в сочетании со страстной манерой чтения завораживал слушателей. Она также работала музыкальным консультантом и продюсером при записи пластинок в компании супруга, главным образом – танцевальной музыки.

В 1970-х Зорина стала директором Норвежской Оперы в Осло. Одновременно она возглавляла некоторые постановки в оперном театре в Санта-Фе (США): «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Диалоги кармелиток» Пуленка и «Дафна» Рихарда Штрауса. В 1977 году скончался Годдард Либерсон, а в апреле 2003 года в Санта-Фе умерла и Вера Зорина. До самой своей кончины Зорина оставалась почетным директором оперы Санта-Фе.

Роза Zorina была очень популярна в Ялте в 1970–1980 годах. Тогда на Южном берегу Крыма проводилась компания повсеместного озеленения городов и поселков, и розу Zorina можно было встретить практически в каждом парке и сквере. Сегодня, к сожалению, она почти нигде не сохранилась…


10 мая 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299