Татьяна Самойлова: одинокий шедевр
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №14(400), 2014
Татьяна Самойлова: одинокий шедевр
Евгения Назарова
журналист
Москва
8865
Татьяна Самойлова: одинокий шедевр
Татьяна Самойлова и Василий Ливанов. Кадр из фильма «Неотправленное письмо». 1959 г.

Вокруг красивой женщины всегда много пересудов: за кого выходит замуж, кого любит, как добивается успеха и не связаны ли все эти явления между собой? Не миновала эта участь и Татьяну Самойлову. «Ее настоящей любовью был первый супруг, Василий Лановой», – утверждают одни газеты. «Действительно сильно и глубоко Татьяна Самойлова была привязана к писателю Валерию Осипову, с которым прожила десять лет», – возражают другие. «На самом деле всю жизнь она любила только венгерского актера, с которым познакомилась на съемках фильма «Альба Регия», хотела остаться за границей и выйти замуж, но советские власти помешали», – доверительно сообщают очевидцы, причем все источники приводят в качестве доказательств слова самой актрисы. За давностью лет вряд ли кто-нибудь сможет разобрать, что здесь правда, что ложь, да и мы не преследуем цели вычленить одну-единственную, «главную» любовь в жизни Самойловой, равно уважая все ее чувства. И что с того, что когда-то она говорила одно, а потом, быть может, другое? Красивой женщине можно и передумать.

САМАЯ СКРОМНАЯ И ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ

Так вышло, что Татьяна Самойлова – Вероника из фильма «Летят журавли», женщина, чей портрет написал Пабло Пикассо, и народная артистка России – умерла в день своего рождения, прожив ровно 80 лет. Татьяны Самойловой не стало 4 мая нынешнего года. Прощание с актрисой прошло 7 мая в московском Доме кино, куда она почти до самой смерти любила приходить – просто так, чтобы хоть с кем-нибудь поговорить.

Один из биографических фильмов о Татьяне Самойловой, снятый в 2008 году, называется «Пятьдесят лет одиночества». На склоне лет эта блестящая женщина оказалась почти никому не нужной пенсионеркой. Ей помогал брат, тоже актер, – Алексей Самойлов, присылал средства сын Дмитрий, который много лет назад переехал в Америку, стал врачом и завел семью.

На кинокадрах, снятых в последние годы, Татьяну Самойлову трудно узнать: старость не щадит даже великих. Однако стоит ей заговорить, как в памяти оживает прежняя советская звезда – скромная, деликатная, достойнейшая женщина. Не зря в 1958 году жюри XI Каннского фестиваля присудило ей специальную награду «Апельсиновое дерево» как «Самой скромной и очаровательной актрисе».

«В общем, я счастлива, – незадолго до смерти говорила она. – У меня была семья, есть сын. Я немало поездила... Зрительская любовь и по сей день очень греет меня. Ко мне подходят на улице, целуют, благодарят, дарят цветы, помидоры, булочки… Нет, что ни говори, я – счастливый человек». Как мало оказалось нужно для счастья великой актрисе, которой когда-то восхищались и в Советском Союзе, и далеко за его пределами.

Однако, если человек не просит любви, это не значит, что он будет не рад ее получить. Татьяна Самойлова очень скромно дожила свой век одна в двухкомнатной московской квартире и не любила жаловаться на жизнь. Ни о ком не говорила плохо, подарки от поклонников раздаривала, не носила украшений, кроме единственного золотого кольца с жемчужиной, привезенного братом из Франции.

Огромная страна так и не узнала ни о материальных трудностях актрисы, а жила она далеко не в роскоши, ни о куда более чудовищном, чем бытовые проблемы, одиночестве. «Талант такого масштаба заслуживает большей ласки», – сказал один из поклонников актрисы, когда Самойловой не стало.

Но большей ласки у судьбы для нее не нашлось.

ДОЛГИЙ РОМАН НА НОГАХ

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в семье актера Евгения Самойлова и инженера Зинаиды Левиной. Однако ленинградской актрисой Татьяне Самойловой стать не довелось: когда ей было два года, семья переехала в Москву, и районом детства для нее стали Патриаршие пруды.

Выбор будущей профессии был очевиден с малых лет: стройную, артистичную девочку тянуло на сцену, как и отца, хотя мать-инженер строго следила за тем, чтобы дочь успевала и по математике. Для начала Таню отдали в балет: будущая звезда советского экрана окончила студию при МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, а продолжить обучение в школе при Большом театре ее приглашала сама Майя Плисецкая. Кто знает, может, в лице Татьяны Самойловой мы потеряли великую балерину, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. В 1953 году Татьяна поступила в Театральное училище имени Щукина, которое окончила в 1956-м. В годы учебы она познакомилась с Василием Лановым, за которого вскоре вышла замуж. «И началась взаимная нежная, вдумчивая любовь Тани Самойловой и Васи Ланового, – рассказывала актриса. – Долгий роман на ногах: мы встречались в метро, на бульварах, на старом Арбате…»

Предложения сняться в кино тоже не заставили себя долго ждать. Уже во время учебы Владимир Каплуновский пригласил ее в картину «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона. Этот фильм, повествующий о подвиге южного революционера, не вошел в золотую коллекцию советского кино, и сегодня его мало кто помнит, но именно во время съемок состоялась скромная свадьба Самойловой и Ланового.

Как это часто случается со студенческими браками, любовная лодка разбилась о быт и о проблемы, которые никто в молодой паре не готов был решать. Какие там кастрюли, ужины, уборка, домашний уют? И Татьяна, и Василий жили полноценной творческой жизнью студентов Щуки: учились, гуляли с однокурсниками, делали первые – а кое-кто и вторые – шаги в кино. В 1957-м Татьяну Самойлову пригласили на главную роль в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм добрался до конкурсной программы Каннского фестиваля и получил «Пальмовую ветвь», а Самойлова, виртуозно сыгравшая роль Вероники, заслужила восхищение сотен тысяч кинозрителей. Казалось бы, началась райская жизнь – манящая Европа, красные дорожки, галантные поклонники, дорогие авто, яркие профессиональные встречи.

Мало кто знает, что ради роли Татьяна Самойлова пожертвовала материнством. Когда ее пригласили на съемки, актриса была в положении. Выбор дался нелегко, но был сделан: Татьяна Самойлова решила не рожать. Так в отношениях с Василием Лановым, который не простил жене этого шага, появилась глубокая трещина, которая в 1958 году привела к тому, что брак распался.

«Если бы мы с Васей остались вместе, – вспоминала позже Татьяна Самойлова, – наша жизнь сложилась бы удачнее. Во-первых, наш брак – это была судьба, моя и его. Во-вторых, мы одногодки. В-третьих, оба пережили войну, это много значит. Потом мы с Васей говорили: «Какие все-таки в молодости мы были дураки». Но возврата назад уже не было».

В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ЗВЕЗД НЕТ

Обрести мировую славу в ранней молодости – испытание не для слабонервных. В 1958 году на долю Татьяны Самойловой выпала уникальная возможность представлять на XI Каннском фестивале фильм «Летят журавли», и, на время оказавшись в кругу европейских звезд, она быстро справилась с волнением и не уронила лица. Злые языки поговаривали, что Софи Лорен до того впечатлила красота советской актрисы, что она решилась на очередную пластическую операцию и «сделала» глаза, как у Самойловой.

Напомним, картина «Летят журавли» стала единственной советской работой, которая удостоилась в Каннах столь высокой награды. Пабло Пикассо, едва бросив взгляд на советскую актрису, сказал: «Уверен, после показа вашей картины вы станете знаменитой». Так и вышло… Татьяну Самойлову в те дни осаждали сотни репортеров, наперебой интересовавшихся, каково это – быть звездой. Но актриса на звездный статус не претендовала и скромно отвечала, что в Советском Союзе звезд нет, а есть хорошие и очень хорошие актеры.

За кадром остались и ее муки адаптации, и усилия, затраченные на то, чтобы Вероника ожила на экране. В советской критике фильм поначалу разнесли в пух и прах: во-первых, сложно было оценивать главную героиню – девушку, которая проводила возлюбленного на фронт, а сама вышла замуж за его двоюродного брата; во-вторых, фильм не понравился Никите Хрущеву, который не постеснялся в выражениях, характеризуя нравственные качества Вероники.

Между тем Татьяне Самойловой эта роль далась очень непросто. На съемках она заболела туберкулезом, но с огромным трудом появлялась на площадке, пока работа над картиной не была окончена. Да и погружение в эту глубокую драматическую роль не прошло чувствительной актрисе даром. О войне Татьяна Самойлова сохранила страшные воспоминания, а потому жалела и любила свою героиню. «Я хорошо помню, что такое война, – вспоминала Самойлова. – В нашей семье все погибли. Со стороны отца, актера Евгения Валерьяновича Самойлова, – бабушка, прабабушка и дедушка. Со стороны мамы, Зинаиды Ильиничны Левиной, – дед Илья Львович и бабушка Розалия Григорьевна. Это был 43-й год. Бабушка с дедушкой умерли от разрыва сердца в самолете, они не долетели до Архангельска. В одну минуту. Родственники папы все погибли в блокаду. Когда я узнала, что бабушка с дедушкой погибли, мы с мамой заболели корью… Мы были на Клязьме, сидели в землянке, там нас застала война. Это было страшно. Москва вся была в огне, в зареве. Трамваи стояли. Девочкой я это помню. Немец страшно бомбил. Мы уехали из Москвы в эвакуацию в конце 41-го года, пересекали Урал. Из нашей семьи уцелели только моя тетя, я, мама и папа. В 45-м родился мой брат Алексей. Про «Летят журавли» писали, что это хулиганская любовь, что я не героиня. А как может быть героиней девочка, которую война застала врасплох? Я очень жила этим образом».

Что бы ни говорили критики, фильм «Летят журавли» в кинотеатрах СССР посмотрело 28,3 миллиона зрителей, во Франции – свыше 5,4 миллиона. В СССР о каннском успехе 1958 года сообщили сдержанно: коротенькая заметка без фотографий и упоминания имен режиссера и автора сценария прошла в «Известиях», что не помешало Татьяне Самойловой стать одной из любимых советских актрис целого поколения.

ПОСТУПАТЬ ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА

После «Летят журавли» Татьяна Самойлова исчезла с широкого экрана. «В СССР моя кинокарьера несколько лет не могла сдвинуться с мертвой точки. Я каждый месяц приходила на студию: «Когда будет работа?» – «Пока для вас ничего нет». Как я теперь понимаю, кто-то тогда из кинематографических начальников решил, что Самойловой пора и другим дорогу уступить», – признавалась позже актриса. Не смотря на то, что после поездки в Париж Самойлову пригласили сниматься в США в экранизации «Анны Карениной», советская «верхушка» наотрез отказала: «Какая Америка?! Вы советское достояние».

Свою Каренину Татьяна Самойлова сыграла чуть позже, в 1967 году. Как и в «Летят журавли», образ получился страстным, цельным и даже пугающим в своей искренности. «Я жила Анной Карениной четыре года – два года снимали, два года я носила ее в себе, – рассказывала актриса. – Мне дорог этот образ; кажется, что сила ее характера, огромная страсть ума, какая-то тонкость и чуткость мысли позволяют ей поступать по велению сердца». Стоит заметить, что в «Анне Карениной» партнером Самойловой стал ее бывший муж – Василий Лановой, исполнивший роль Вронского. Сложно представить, каково это – сыграть первый взгляд, миг, когда зарождается любовь, с человеком, на которого когда-то можно было смотреть так, не играя.

«Анна Каренина» тоже должна была отправиться на Каннский фестиваль и, возможно, повторить триумф 1958 года, но европейская премьера не состоялась: открытию кинособытия помешали студенческие стачки. Вернуться в Канны Татьяне Самойловой довелось только в 1990 году, когда ей присудили специальную премию за творческий вклад в искусство кино.

Вот, пожалуй, и все громкие роли Самойловой: Вероника, Анна Каренина да еще Таня в «Неотправленном письме» – драме, снятой по очерку Валерия Осипова, бывшего мужа актрисы, в 1959 году. В течение 25 лет она работала в театрах, сначала в студии киноактера, затем в Театре современной пьесы. По мнению многих кинокритиков, творческий потенциал Самойловой не получил полного выражения в кино: ее талант мог бы породить еще много запоминающихся женских образов, но не сложилось. Не было отдушины для актрисы и в личной жизни: браки распадались, сына пришлось отдать в школу-интернат из-за невозможности совмещать съемки и его воспитание, и так к Самойловой подкралась одинокая старость, которая, как почему-то кажется, может случиться с кем угодно, только не с нами…

НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ НЕЕ

В последние десять лет Самойлова почти не снималась и редко появлялась на театральной сцене. Виной тому и возраст, который накладывает ограничения, и отсутствие достойных ролей. «Недавно известный режиссер предложил роль в пьесе «Тихая любовь», – рассказывала Самойлова в начале 2000-х. – Я должна была играть старуху, обнажающую грудь. Предлагались очень большие деньги – за 5 спектаклей могла получить 700 долларов! Но… Мне нравится, когда молодые актрисы показывают свои прелести, но если я начну в 68 лет оголяться – это будет ужасно. В общем, я отказалась».

Так и потекли одинокие будни Самойловой, в которые изредка вторгались лишь режиссеры документальных фильмов. Одно из последних громких появлений актрисы на экране относится к 2000 году, когда Рената Литвинова выпустила фильм «Нет смерти для меня», посвященный стареющим звездам советского кино. Картина получилась деликатной и очень доверительной. Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова и Вера Васильева рассказали с экрана о любви, работе в кино, страхе старости, одиночества и смерти, но – ровно столько, сколько сочли нужным. «Страшно не то, что теряешь профессию, а страшно от безразличия человеческого, – признавалась в этой ленте Татьяна Самойлова. – Я была звездой Москвы… это было интересно мне. Интересная жизнь в кино, которая обрывается очень неожиданно для актера. И начинается совершенно другая жизнь. Вот тут надо как-то сориентироваться». Рассказала актриса и о том, как тяжело отпускала сына Митю в Америку, как не верила, что это навсегда, и как привыкала к редким, стремительным визитам сына на родину…

ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО

Татьяну Самойлову дважды «теряли». Впервые это случилось в 2009 году: 75-летняя актриса вышла из дома и нашлась на следующий день в отделении пульмонологии одной из московских больниц. Затем, в августе 2011 года, актриса пропала во второй раз: сотрудники организации «Служба милосердия» начали разыскивать ее после того, как она в течение недели не выходила на связь. К поискам Самойловой присоединилась даже московская полиция, но через несколько дней актрису нашли в одной из городских больниц. Говорили, что Самойлова страдала провалами в памяти, но сама Татьяна Евгеньевна эту информацию опровергала, объясняя свои «отлучки» тем, что просто не докладывает всему свету о состоянии здоровья и перемещениях по больницам. В последний год «скорая» стояла у ее подъезда чуть ли не ежедневно, но Самойлова от госпитализации отказывалась, предупреждая: «Осталось недолго». В конце концов ее увезли в Боткинскую больницу 4 мая 2014-го в тяжелом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией, где она скончалась.

После церемонии прощания в Доме кино – на той же сцене, где почти 60 лет назад съемочную группу «Летят журавли» чествовали после возвращения с Каннского фестиваля, – актрису похоронили на Новодевичьем кладбище. Поклонники творчества актрисы, присутствовавшие на церемонии, признавались, что Татьяна Самойлова вошла в жизни их поколения настолько прочно, что хоронить ее – все равно что прощаться с близким родственником.

Актер Владимир Конкин, провожая актрису в последний путь, отметил: «Танечка – это шедевр, который жил сам по себе». Татьяна Самойлова так и осталась для современников загадкой, а память о ней будет жить в сердцах как искупление за то, что ее недолюбили.


15 июня 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299