От МА(г)НЕтизма до деМОНЕтизации
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №22(304), 2010
От МА(г)НЕтизма до деМОНЕтизации
Андрей Лихой
журналист
Санкт-Петербург
1658
От МА(г)НЕтизма до деМОНЕтизации
Клод Оскар Моне и Эдуард Мане

Эдуард Мане(1832-1883) — предшественник и вдохновитель французского импрессионизма, будучи новатором в живописи, не был бунтарем, но, тем не менее, всю жизнь его преследовала репутация ниспровергателя основ.

В Школе изящных искусств Мане учился у Тома Кутюра, известного салонного живописца. Он открыто пренебрегал академической выучкой, особенно не выносил классических поз, которые по традиции принимали натурщики в классах. Как-то один из них, некий Дюбоск, обиженно заметил:

— Многие художники мне были обязаны тем, что поехали в Рим.

На это Мане резко ответил:

— Мы не в Риме, и я не собираюсь туда ехать.

***

За шесть лет обучения в Школе изящных искусств Мане получил неплохую профессиональную подготовку, однако отношения между учеником и учителем постоянно обострялись.

Кончилось тем, что Кутюр заявил ему:

— Ну что же, мой друг, если вы претендуете быть главой школы, отправляйтесь творить в другое место…

Неслучайно Мане уничтожил все картины, созданные за это время.

***

По совету одного из друзей Мане обратился к Делакруа с просьбой поддержать его на обсуждении жюри Салона, но старый мастер был слишком слаб, чтобы приезжать на заседания.

Он, однако, счел необходимым посетить выставку Мане в галерее Мартине, где художник представил четырнадцать картин, среди них «Лолу из Валенсии». Потрясенный реакцией посетителей, откровенно смеющихся перед полотнами и даже пытающихся их в ярости порвать, Делакруа, покидая выставку, в сердцах воскликнул: «Как жаль, что мне не удалось защитить этого человека!»

***

Как-то отец Мане, крупный судейский чиновник, пригласил к обеду сослуживцев по Дворцу правосудия. Один из них, которому казалось забавным, что Эдуард марает красками какие-то картинки, неожиданно иронически спросил:

— Вы ведь занимаетесь живописью. У вас что же, талант?

Мане вспыхнул:

— А у вас-то есть талант?

После обеда отец строго сказал:

— Следовало бы знать, что тому, кто намеревается стать художником, талант необходим, а посему заданный тебе вопрос вполне уместен, а вот твой ответ неприличен, оттого, что для судейского служащего талант необязателен.

— Но, папа, хоть ум-то судейским служащим иметь следует, — возразил Мане.

***

Одна из самых знаменитых картин Мане — «Олимпия», выставленная в Салоне, вызвала огромный скандал. Вершина живописного творчества художника была воспринята критикой резко отрицательно.

Интересно, как ее оценили друзья — коллеги:

— Цвет из нее так и прет, — объявил Сезанн.

— Что верно, то верно, Мане отличный живописец, да только женщин писать не умеет. Ну, кто захочет спать с его Олимпией? — посмеивался Ренуар.

***

Мане, благородный и добрый, был ироничен в спорах и даже жесток. Своих врагов он сражал меткими словами. Кроме того, Мане не допускал возражений и даже обсуждений своих взглядов. В результате у него иногда возникали яростные стычки даже с друзьями.

Однажды спор привел к дуэли между ним и литератором Дюранти, холодно оценившим творчество Мане в одной из своих статей. Художник дал другу пощечину, они обменялись секундантами (секундантом Мане был Эмиль Золя).

Совершенно не умея фехтовать, Мане и Дюранти бросались друг на друга с таким ожесточением, что, когда четверо потрясенных свидетелей разняли их, то шпаги превратились в пару штопоров.

Еще не оправившись от бурной схватки, «враги» смотрели друг на друга с большим удивлением: «Отчего мы так глупы, что вздумали дырявить ближнего?»

В тот же вечер они снова стали лучшими в мире друзьями.

***

Огюст Ренуар и Эдуард Мане обменивались мнениями об одном художнике.

— Не говорите о нем с такой злобой, ведь он уже одной ногой стоит в могиле, — заметил Ренуар.

— Верно, — ответил Мане. — Но второй ногой он пока в краске!

***

Когда к Мане пришла известность, в его мастерской появлялось все больше элегантных дам. Художник все чаще заводил интрижки. Жена Сюзанна на это закрывала глаза. Как-то во второй половине дня она встретила его на улице — Мане преследовал какую-то юную особу.

— Вот теперь ты попался! — шаловливо грозя пальцем, сказала она.

— Я думал — это ты! — ответил не растерявшийся Мане. Оба рассмеялись, словно сообщники.

***

Незадолго до смерти в письме к Альберу Вольфу Мане полушутя-полусерьезно заявил: «В конце концов, я ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую вы напишите после моей смерти».

***

Детские годы зачинателя французского импрессионизма Клода Оскара Моне (1840 – 1926) прошли в Гавре.

Юный Моне проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе гаврского коллежа. По натуре он был не дисциплинирован, и школа всегда казалась ему тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере.

***

Когда в Салоне 1865 года были выставлены впервые две работы Моне, критика отнеслась к ним благосклонно.

И только Эдуард Мане обиделся на юного дебютанта. Помещенные в алфавитном порядке, они висели рядом с его собственным полотном и были подписаны «Моне», что вызвало роковое для Мане недоразумение. Когда Мане в день вернисажа появился в Салоне, его друзья единодушно объявили ему, что лучшая представленная им работа — это, бесспорно, онфлерская марина. Взбешенный и смущенный, Мане покинул зал. «Меня поздравили только с одной картиной, — жаловался он, — да и то не моей. Можно подумать, что это мистификация».

После этого случая парижские острословы каламбурили: «Мане тяжело переживает появление конкурента в лице Моне. Как он сам говорит, передав ему часть собственного «МА(г)НЕтизма», теперь он не прочь произвести на его счет «деМОНЕтизацию!»

***

Моне часто одолевали потенциальные ученики, что его сильно раздражало. Однажды он произнес: «Я не преподаю живопись, я всего лишь ею занимаюсь и уверяю вас, что у меня нет времени для такой ерунды».

***

Во время работы Моне над картиной «Женщины в саду» появился его приятель художник Гюстав Курбе, с удивлением заметивший, что Клод, ничего не делая, неподвижно сидит перед полотном.

— Что вы делаете? Разве нельзя работать, вместо того, чтобы без толку сидеть здесь? Вам еще осталось много написать.

— Не могу. Жду солнца, — покачал головой в ответ Моне.

***

Как-то Моне писал серию картин, изображавших старый дуб. Вновь приехав в начале мая, он собирался завершить работу, начатую в конце февраля. Художник с ужасом увидел, что дуб совершенно изменил облик! Он покрылся молодой зеленой листвой…

Моне разыскал владельца земли, на которой росла его «модель», и предложил:

— Плачу вам 50 франков, если вы оборвете с дуба все листья. Он должен быть точно таким, каким я его видел зимой…

— 50 франков? — недоверчиво переспросил крестьянин. — Я согласен!

***

Однажды скульптор Огюст Роден приехал погостить к Моне в Живерни. Близилось время ужина, и друзья направились в столовую. В дверях Моне остановился, пропуская Родена вперед.

— Ах! Что вы, что вы! Только после вас! — воскликнул скульптор. — Разумеется, вы хозяин дома, а я гость, но меня приучили уважать старших!

— Прекрасно сказано! Старших нужно уважать! — ответил Моне.

— Позвольте… Вы что же, полагаете, что вы моложе меня?

— Видите ли…Я, конечно, не уверен…Вы с какого года?

— С сорокового.

— И я с сорокового. А вы в каком месяце родились?

— В ноябре.

— И я в ноябре! А какого числа? Четырнадцатого?

— И я четырнадцатого!

На самом деле, Роден слегка покривил душой. Крестили его действительно 14 ноября 1840 года, но родился он 12-го. Следовательно, Моне действовал совершенно правильно, пропуская его впереди себя…

***

Черный цвет всегда раздражал Моне. В конце концов, он просто изгнал его из своей палитры.

— Черный — это не цвет! — с яростью восклицал он.

По этой причине Моне не любил творчества англичанина Тернера. Однажды, рассматривая одну из его картин, он обронил:

— И это и есть ваш великий Тернер? Вот эта коричневая мазня?

Еще более категорично высказался друг Моне Ренуар:

— Тернер? Да он пишет шоколадом!

***

В любое время года Моне вставал и ложился вместе с солнцем. Он никогда не закрывал окон своей спальни ни ставнями, ни занавесками, так что будили его первые лучи солнца.

Поднявшись, он съедал поджаренную сосиску, выпивал стакан белого вина, закуривал сигарету и отправлялся работать. Когда солнце скрывалось за горизонтом, он ужинал и шел спать. Он часто повторял: «Если солнце спит, что мне еще делать?»

***

Моне как-то раз показал картины из цикла «Тополя» своему соотечественнику, известному насмешнику Эдгару Дега. На картинах с удивительным мастерством передана сила ветра, гнувшего ветви деревьев. Дега смотрел, а потом обернулся к Моне и заявил:

— Извини, дружище, я пойду — у меня такое чувство, будто отовсюду дует. Боюсь простудиться.

***

Как-то к Моне в Живерни приехал знаменитый торговец картинами Амбруаз Воллар. Его поразило, что стен большого дома художника вообще не было видно, их закрывали картины его товарищей.

— Как вам удалось собрать такое количество столь прекрасных полотен? — спросил он. — Я не видел такого богатого собрания даже у самых знаменитых коллекционеров!

— Я всего лишь подбирал то, что никого не интересовало, — ответил Моне. — Большая часть полотен, которые вы здесь видите, подолгу висели в лавках торговцев. В каком-то смысле, я покупал их в знак протеста против равнодушия публики…

***

Однажды друг Моне, известный французский политический деятель и будущий премьер-министр Жорж Клемансо сказал:

— Слушайте, Моне, я дам вам орден Почетного легиона!

Художник посмотрел на него и спокойно ответил:

— Нет уж, Клемансо, большое спасибо. Мне шестьдесят лет. Слишком поздно. Раньше надо было думать.

Всем своим видом он, казалось, говорил: сами виноваты!

***

Однажды некий торговец произведениями искусства нанес визит Моне. Он привез показать старому художнику одну из его ранних работ. Как и любое творение новичка, полотно несло на себе явные следы неуверенности и некоторой неуклюжести.

— Это ведь и в самом деле ваша работа, мэтр?

Моне внимательно рассмотрел полотно, и потом вдруг с силой ткнул в него кулаком, проделав в холсте дыру:

— Моя! Я в то время еще ничего не умел…

— Но, мэтр… — Торговец был в отчаянии. — Вы ее порвали! А я дорого за нее заплатил, все ради вашей подписи… Смею ли я надеяться, что вы замените ее на другую?

— Выбирайте! — И широким жестом, не лишенным презрения, Моне указал на стену мастерской, увешанную картинами.

При этой сцене присутствовал один из друзей Моне.

— Он вас просто надул, этот торговец, — сказал он художнику. — Он же и явился сюда только в расчете на то, что спровоцирует вас на подарок!

— А вы думаете, я об этом не догадался? — ответил Моне. — Только какое это имеет значение? Главное, изъять из обращения работы, представляющие меня в дурном свете! Если бы я был достаточно богат, я бы выкупил и уничтожил все картины вроде этой.

***

Как-то один из знакомых Моне, зайдя в сад дома в Живерни, увидел поднимающиеся к небу густые клубы дыма.

— Что это, неужели пожар? — спросил он художника.

— Да, пожар. Великий пожар! — ответил Моне.

Подойдя поближе, посетитель заметил костер, в котором догорали обрывки холстов.

— Что же вы хотите, — продолжал Моне, — ведь пример мне подал еще Мане. Судите сами. После его смерти антиквары прямо-таки набросились на его картины, хватали все подряд, вплоть до черновых набросков. Этого-то я и боюсь и потому предпочитаю своими руками уничтожить все, что мне не нравится. Тогда и жалеть будет не о чем…

***

У Моне довольно рано стало развиваться помутнение хрусталика. Но по-настоящему он начал слепнуть уже в преклонном возрасте. После семидесяти парижский врач поставил страшный диагноз — двусторонняя катаракта. Тем не менее, художник продолжал работать.

В возрасте восьмидесяти двух лет правый глаз совсем вышел из строя, а левый едва видел. Для того, чтобы «прозреть» хотя бы на несколько часов, художник принимал лекарства, расширяющие зрачки. Но вскоре ему вовсе пришлось отказаться от любимого дела.

«Все позади, — говорил он. — Я слеп. У меня нет больше никакого стимула жить дальше».

И вот произошло чудо. Его близкий друг Жорж Клемансо уговорил великого старика сделать операцию по удалению катаракты. В 1925 году, через три года поле операции, Моне заявил, что у него полностью восстановилось восприятие света. В восемьдесят пять лет он снова начал писать и завершил двадцать две неоконченные картины.


13 ноября 2010


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299