ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №12(320), 2011
«Красный» скульптор
Андрей Лихой
журналист
Санкт-Петербург
1548
Огюст Роден (1840-1917) – выдающийся французский скульптор второй половины XIX – начала XX века. Применял в лепке живописный метод, похожий на метод импрессионистов: лепил эскизно, не заботясь о симметрии, о четком контуре. *** Роден стал скульптором почти случайно. У молодого человека, занимавшегося живописью и мечтавшего о карьере художника, просто не было денег на краски и холст. Два года подряд Роден безуспешно поступал в Школу изящных искусств. На третий год ему в экзаменационном листе опять написали: «Не принят». – Опять не принят?! Почему? – воскликнул он. И тогда экзаменатор дописал несколько фраз рядом с именем Родена: «Принять невозможно. Совершенно лишен способностей». *** Однажды Роден разговорился со своим приятелем Клодом Моне, таким же молодым художником. – Ты знаешь, хотя я и вырос в Гавре, но родился неподалеку отсюда, – сказал Клод. – И я тоже, – заинтересованно ответил Огюст. Они сравнили даты и обрадовались, обнаружив, что не только родились неподалеку друг от друга, но и с разницей всего в два дня. Удивило и такое совпадение, что их отцы пошли регистрировать их в ту же мэрию того же района и в один и тот же день… *** Поездка в Италию, работы Микеланджело потрясли Родена. – Скажи, Огюст, Микеланджело великий скульптор, величайший из всех? – спросила жена. – Что значит «величайший»? – рассердился Роден. – Каждый выдающийся скульптор и художник велик сам по себе. Искусство ведь не скачки, не состязание. – Ты его любишь? – Люблю? Разве можно любить другого скульптора или художника? Можно уважать, восхищаться, учиться у него, но любить – это не столь важно. *** Своеобразие мастерства Родена заключалось в его умении заставить говорить тело человека. Для него «зеркало души» – не глаза, а именно тело. По одной только линии бедер Мастер мог определить, кто движется – уроженка ли Средиземноморья или француженка из Нормандии, славянка или скандинавка. *** Один богатый англичанин захотел приобрести бронзовую копию «Беллоны» Родена. Выполнив работу, скульптор остался недовольным. И хотя заказчик торопил, переделал произведение раз, а потом другой. Когда Огюст запросил цену выше, чем было условлено вначале, англичанин воскликнул: – Значит, ваше слово ничего не стоит? Роден резко ответил: – Дело не в стоимости моего слова, а в стоимости моей скульптуры. *** Когда Роден выставил своего знаменитого «Бальзака», над которым работал десять лет, оценить его смогли немногие. Критика и публика восприняли скульптуру как бесформенную груду из белого гипса, а парижские уличные торговцы процветали, продавая карикатуру на статую: маленькие мешочки с мукой, игрушечных тюленей, стоящих на хвостах, игрушечных снежных баб с издевательским названием: «Бальзак работы Родена» Парижский муниципалитет объявил, что это «уродство», и вообще запретил ставить памятник в Париже. *** Муза Родена – Камилла Клодель, его талантливая ученица, была на двадцать четыре года моложе своего учителя. Днем он до изнеможения ваял с нее свои гениальные скульптуры: «Поцелуй», «Сирены», «Данаида», «Вечная весна», а ночью столь же неистово и бурно занимался с ней любовью. Родена вообще любили женщины, про него ходили слухи, что он превратил свою мастерскую в гарем. Он же считал любовь хитрой ловушкой, говорил, что ни один любовник никогда не бывает полноценно счастлив. Поэтому, наверное, и отверг притязания Камиллы, женившись, в конце концов, на женщине, которую не любил, но прожил с ней всю жизнь. Бракосочетание состоялось через…пятьдесят лет после рождения от этой женщины сына, а спустя две недели несчастная умерла от простуды. *** На выставке, где был показан «Поцелуй», тогдашний президент Франции Феликс Фор подошел к Родену и сказал: «Какое очарование!» А через минуту за своей спиной ваятель услышал чей-то голос: «Какое бесстыдство!» *** Когда работы Родена стали приобретать известные музеи, один из этюдов оказался в Чикагском музее. Американцы, несмотря на широту свободы во вкусах и взглядах, сочли необходимым одну из мраморных «любовных пар», накрыть покрывалом и надолго спрятать от глаз зрителя. *** Молодой Анри Матисс очень хотел показать Родену свои работы. Договорившись с секретарем мэтра, а им, кстати, был начинающий австрийский поэт Райнер-Мария Рильке, он прождал скульптора несколько часов. Освободившийся Роден спросил у Матисса: – Где ваши рисунки? Матисс, волнуясь, извлек их. Роден быстро взглянул. – Слишком поспешно, слишком небрежно. Поработайте над ними еще. Когда переделаете их раз десять, приходите снова. Роден ушел, оставив в сомнениях смущенного, сбитого с толку будущего лидера фовистов. *** На следующий день после смерти Родена Германия, несмотря на то, что находилась в состоянии войны с Францией, объявила: «Хотя Огюст Роден, величайший из французских скульпторов, и родился во Франции, он как Шекспир и Микеланджело, принадлежит также и Германии». *** Две небольшие авторские копии – бронзовый «Поцелуй» и «Ревность», купила на одной из парижских выставок в 1901 году английская леди Маргарет Вестмакотт. Они хранились у нее, пока в 1945 году она не преподнесла их в дар Сталинграду, пораженная мужеством героев великой битвы. В 2000 году скульптуры Родена были похищены из музея-панорамы «Сталинградская битва». Похититель пришел в музей под видом экскурсанта и спрятался в подсобке. Дождавшись. когда музей опустеет, вышел из укрытия и отключил простенькую сигнализацию – благо работал электриком. Выждав почти три года, вместе с напарником попытался продать работы за границу, оценив их в шесть миллионов рублей. Сотрудники ФСБ задержали вора, а произведения Родена вернулись в музей. 25 июня 2011
|
Последние публикации
Выбор читателей
|