«Красный» скульптор
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №12(320), 2011
«Красный» скульптор
Андрей Лихой
журналист
Санкт-Петербург
1548
«Красный» скульптор
Роден стал скульптором почти случайно

Огюст Роден (1840-1917) – выдающийся французский скульптор второй половины XIX – начала XX века. Применял в лепке живописный метод, похожий на метод импрессионистов: лепил эскизно, не заботясь о симметрии, о четком контуре.
Рене Франсуа Огюст Роден родился в Париже в семье бедного служащего. Учился в Школе рисования и математики, рано начал зарабатывать на жизнь декоративной лепниной. Отец Родена происходил из нормандских крестьян. В Нормандии Роден значило «красный», и вся семья была рыжеволосой.

***

Роден стал скульптором почти случайно. У молодого человека, занимавшегося живописью и мечтавшего о карьере художника, просто не было денег на краски и холст.

Два года подряд Роден безуспешно поступал в Школу изящных искусств. На третий год ему в экзаменационном листе опять написали: «Не принят».

– Опять не принят?! Почему? – воскликнул он.

И тогда экзаменатор дописал несколько фраз рядом с именем Родена: «Принять невозможно. Совершенно лишен способностей».

***

Однажды Роден разговорился со своим приятелем Клодом Моне, таким же молодым художником.

– Ты знаешь, хотя я и вырос в Гавре, но родился неподалеку отсюда, – сказал Клод.

– И я тоже, – заинтересованно ответил Огюст.

Они сравнили даты и обрадовались, обнаружив, что не только родились неподалеку друг от друга, но и с разницей всего в два дня. Удивило и такое совпадение, что их отцы пошли регистрировать их в ту же мэрию того же района и в один и тот же день…

***

Поездка в Италию, работы Микеланджело потрясли Родена.

– Скажи, Огюст, Микеланджело великий скульптор, величайший из всех? – спросила жена.

– Что значит «величайший»? – рассердился Роден. – Каждый выдающийся скульптор и художник велик сам по себе. Искусство ведь не скачки, не состязание.

– Ты его любишь?

– Люблю? Разве можно любить другого скульптора или художника? Можно уважать, восхищаться, учиться у него, но любить – это не столь важно.

***

Своеобразие мастерства Родена заключалось в его умении заставить говорить тело человека. Для него «зеркало души» – не глаза, а именно тело. По одной только линии бедер Мастер мог определить, кто движется – уроженка ли Средиземноморья или француженка из Нормандии, славянка или скандинавка.

***

Один богатый англичанин захотел приобрести бронзовую копию «Беллоны» Родена. Выполнив работу, скульптор остался недовольным. И хотя заказчик торопил, переделал произведение раз, а потом другой.

Когда Огюст запросил цену выше, чем было условлено вначале, англичанин воскликнул:

– Значит, ваше слово ничего не стоит?

Роден резко ответил:

– Дело не в стоимости моего слова, а в стоимости моей скульптуры.

***

Когда Роден выставил своего знаменитого «Бальзака», над которым работал десять лет, оценить его смогли немногие. Критика и публика восприняли скульптуру как бесформенную груду из белого гипса, а парижские уличные торговцы процветали, продавая карикатуру на статую: маленькие мешочки с мукой, игрушечных тюленей, стоящих на хвостах, игрушечных снежных баб с издевательским названием: «Бальзак работы Родена»

Парижский муниципалитет объявил, что это «уродство», и вообще запретил ставить памятник в Париже.

***

Муза Родена – Камилла Клодель, его талантливая ученица, была на двадцать четыре года моложе своего учителя.

Днем он до изнеможения ваял с нее свои гениальные скульптуры: «Поцелуй», «Сирены», «Данаида», «Вечная весна», а ночью столь же неистово и бурно занимался с ней любовью.

Родена вообще любили женщины, про него ходили слухи, что он превратил свою мастерскую в гарем. Он же считал любовь хитрой ловушкой, говорил, что ни один любовник никогда не бывает полноценно счастлив.

Поэтому, наверное, и отверг притязания Камиллы, женившись, в конце концов, на женщине, которую не любил, но прожил с ней всю жизнь. Бракосочетание состоялось через…пятьдесят лет после рождения от этой женщины сына, а спустя две недели несчастная умерла от простуды.

***

На выставке, где был показан «Поцелуй», тогдашний президент Франции Феликс Фор подошел к Родену и сказал: «Какое очарование!» А через минуту за своей спиной ваятель услышал чей-то голос: «Какое бесстыдство!»

***

Когда работы Родена стали приобретать известные музеи, один из этюдов оказался в Чикагском музее. Американцы, несмотря на широту свободы во вкусах и взглядах, сочли необходимым одну из мраморных «любовных пар», накрыть покрывалом и надолго спрятать от глаз зрителя.

***

Молодой Анри Матисс очень хотел показать Родену свои работы. Договорившись с секретарем мэтра, а им, кстати, был начинающий австрийский поэт Райнер-Мария Рильке, он прождал скульптора несколько часов.

Освободившийся Роден спросил у Матисса:

– Где ваши рисунки?

Матисс, волнуясь, извлек их. Роден быстро взглянул.

– Слишком поспешно, слишком небрежно. Поработайте над ними еще. Когда переделаете их раз десять, приходите снова.

Роден ушел, оставив в сомнениях смущенного, сбитого с толку будущего лидера фовистов.

***

На следующий день после смерти Родена Германия, несмотря на то, что находилась в состоянии войны с Францией, объявила: «Хотя Огюст Роден, величайший из французских скульпторов, и родился во Франции, он как Шекспир и Микеланджело, принадлежит также и Германии».

***

Две небольшие авторские копии – бронзовый «Поцелуй» и «Ревность», купила на одной из парижских выставок в 1901 году английская леди Маргарет Вестмакотт.

Они хранились у нее, пока в 1945 году она не преподнесла их в дар Сталинграду, пораженная мужеством героев великой битвы. В 2000 году скульптуры Родена были похищены из музея-панорамы «Сталинградская битва».

Похититель пришел в музей под видом экскурсанта и спрятался в подсобке. Дождавшись. когда музей опустеет, вышел из укрытия и отключил простенькую сигнализацию – благо работал электриком.

Выждав почти три года, вместе с напарником попытался продать работы за границу, оценив их в шесть миллионов рублей. Сотрудники ФСБ задержали вора, а произведения Родена вернулись в музей.


25 июня 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299