«Храни меня, мой талисман...»
ЖЗЛ
«Храни меня, мой талисман...»
Александр Обухов
член-корреспондент Петровской академии наук
Луга
6391
«Храни меня, мой талисман...»
Портрет Пушкина кисти Тропинина и перстень поэта с сердоликом

Человек и камень... Что, казалось бы, может связывать «венец творения» и «простую твердь»? И, тем не менее, во все века люди украшали себя изделиями из драгоценных камней, потому что от них исходил не только красивый завораживающий переливчатый свет и блеск, но камням приписывалась и удивительная мистическая возможность влиять на судьбу человека. И то, что нашим пращурам по опыту было известно о камнях со времен седой древности, современная наука не опровергает, а подтверждает.

Еще в XIX веке немецкий естествоиспытатель Карл фон Рейхенбах установил, что вокруг камней существует невидимое и неощутимое большинством людей силовое поле. И чувствует его только человек, наделенный экстрасенсорными способностями. В XX веке ученые пришли к выводу, что любая самоорганизующаяся система является вибратором с определенной частотой колебаний. А так как и камень, и человек подпадают под это определение, при совпадении частот колебаний возможен энергоинформационный обмен между ними и наоборот.

Что же касается людей-творцов: художников, поэтов, писателей - мудрецов в широком толковании этого слова, то они прежде всего и являются носителями этих способностей.

Сколько великих поэтов воспели красоту камня! Сколько из них верили в магическую силу камней-талисманов и амулетов. Байрон, Гете, Брюсов, Цветаева, Волошин, Гумилев... Перечень знаменитых имен и фамилий можно продолжать и продолжать. Камни-талисманы, обереги были у Шаляпина, Булгакова, Пушкина.

На известном портрете Александра Пушкина кисти Василия Тропинина большой и указательный пальцы правой руки великого поэта украшены двумя перстнями. Исследователи жизни и творчества Пушкина говорят о семи перстнях поэта. Вот сведения о некоторых из них.

Разыскивая материалы о жизни самого близкого друга Пушкина в последнее десятилетие его жизни - Павла Воиновича Нащокина, я ознакомился с записью воспоминаний самого Нащокина, которая была сделана Петром Ивановичем Бартеневым. Вот что в них говорится: «Нащокин носил кольцо с бирюзой против насильственной смерти. В последнее посещение Пушкина Нащокин настоял, чтоб Пушкин принял от него такое же кольцо от насильственной смерти. Нарочно было заказано оно; его долго делали, и Пушкин не уехал, не дождавшись его: оно было принесено в час ночи, перед самым отъездом Пушкина в Петербург. Но этот талисман не спас поэта: по свидетельству Данзаса (Константин Карлович Данзас – лицейский друг Пушкина, его секундант - А.О.), он не имел его во время дуэли, а на смертном одре сказал Данзасу, чтобы он подал ему шкатулку, вынул из нее это бирюзовое кольцо и отдал Данзасу, прибавивши: «Оно от общего нашего друга».

Данзас не расставался с кольцом поэта никогда. Но однажды, в лютый мороз, расплачиваясь с извозчиком, он с силой сдернул перчатку с руки. Кольцо соскользнуло с пальца и укатилось в сугроб. Как ни искал его Константин Карлович, привлекший к разгребанию снега извозчика и дворника, найти продажу не удалось. После этого случая Данзас говорил друзьям: «Я не смог спасти Пушкина, вот его кольцо меня и покинуло».

Нащокин не случайно подарил своему великому другу перстень с бирюзой, ибо само название камня происходит от персидского слова «пируз», что означает «победа», «победитель». На востоке этот камень издавна был символом воинской славы и талисманом воинов. И как знать, он, может быть, послужил бы мощным оберегом Пушкину, если бы поэт, торопясь на дуэль, не забыл надеть перстень, врученный ему горячо любящим сердцем.

А о том, что между Пушкиным и его другом существовала незримая душевная связь, поведала в год 100-летия со дня рождения великого поэта репортеру газеты «Новое время» 88-летняя вдова Павла Воиновича Вера Александровна: «Вечером в этот день (день дуэли - А.О.) у меня внизу сидели гости. Павел Воинович был у себя наверху, в кабинете. Вдруг он входит ко мне в гостиную, и я вижу, на нем, что называется, лица нет. Это меня встревожило, и я обратилась к нему с вопросом: что случилось? «Каково это! - сейчас слышал голос Пушкина. Я слегка задремал на диване у себя в кабинете и вдруг явственно слышу шаги и голос: «Нащокин дома?» Я вскочил и бросился к нему навстречу. Но передо мной никого не оказалось. Я вышел в переднюю и опрашиваю камердинера: «Модест, меня Пушкин спрашивал?» Тот, удивленный, отвечает, что, кроме него, никого не было в передней и никто не приходил. Я уже опросил всю прислугу. Все отвечают, что не видели Пушкина. Это не к добру, - заключил Павел Воинович. - С Пушкиным приключилось что-нибудь дурное!»

С именем великого поэта связаны и два золотых перстня с сердоликом. Один из них - подарок графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Этот перстень упомянут в стихотворении «Сожженное письмо»:

Гори, письмо любви.
Готов я, ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит...

Известный писатель, исследователь жизни поэта Викентий Вересаев в одной из своих книг писал: «Воронцова подарила Пушкину перед его отъездом из Одессы золотой перстень с сердоликом, на котором были вырезаны таинственные слова. Пушкин очень дорожил перстнем и всегда носил его на пальце.

Сестра Пушкина сообщила Анненкову, что, когда Пушкин уже жил в псковской ссылке, он получал из  Одессы письма, запечатанные таким же перстнем; получив письмо, он запирался у себя в комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе».

Как известно, сердолик на Руси всегда относили к любовным талисманам. Пальцем с этим перстнем, а не с подарком Нащокина поэт нажимал на курок дуэльного пистолета. По завещанию Пушкина перстень был снят Натальей Николаевной с его руки и передан  Жуковскому. Наследник Василия Андреевича Жуковского, глубоко чтивший талант другого сына России - Ивана Сергеевича Тургенева, после смерти отца передал ему этот перстень.

В свою очередь Тургенев говорил: «Я очень горжусь обладанием пушкинским перстнем и придаю ему, так же как и Пушкин, большое значение. После моей смерти он должен быть передан графу Льву Николаевичу Толстому как высшему представителю русской современной литературы с тем, чтобы, когда настанет и «его час», граф Толстой передал бы мой перстень по своему выбору достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями».

Однако по воле Полины Виардо после смерти Тургенева пушкинский перстень оказался не на руке Толстого, а в Пушкинском музее Александровского лицея, откуда был похищен в смутные дни Февральской революции 1917 года. От него остались только оттиски на пушкинских рукописях и свидетельство современника: «Перстень - крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета».

С другим сердоликовым перстнем Пушкина связана не менее интересная история. В 1820 году поэт был вынужден покинуть Петербург, а затем с семьей Раевских выехал из Екатеринослава сначала на Кавказ, потом в Крым, в Гурзуф. Здесь он провел целых три недели в обществе многочисленного семейства героя Отечественной войны   1812 года Николая Николаевича Раевского. К семье Раевских приковано внимание всех пушкинистов, считающих дочь генерала Марию Николаевну Раевскую «утаенной любовью» поэта. В то время она еще была прелестной девочкой-подростком. На одной из вечеринок в доме Раевских, Пушкин разыграл в лотерею свой сердоликовый перстень. И достался он, как и следовало предполагать, Машеньке. Камень был ярко-оранжевого цвета, на нем изображены два амура в лодке. Не этот ли перстень предопределил дальнейшую судьбу своей новой хозяйки?

В 1825 году девятнадцатилетняя Мария Раевская, по настойчивым уговорам отца, вышла замуж за блестящего генерала Сергея Григорьевича Волконского, бывшего почти на двадцать лет  старше невесты. А через несколько месяцев наступило 14 декабря 1825 года, арест Волконского и отъезд Марии Николаевны, не испугавшейся проклятия отца, в Сибирь, к мужу.

Но до этого, весной 1826 года, Мария Николаевна, перенесшая тяжелые роды, добралась по весенней распутице с юга в Петербург, чтобы добиться свидания с арестованным мужем. И что за странное совпадение? Она остановилась в доме родственников мужа на Мойке, в той квартире, где одиннадцать лет спустя после дуэли скончается великий поэт - бывший владелец сердоликового перстня! Не этот ли знак судьбы привел ее сюда?

26 декабря 1826 года в Москве Пушкин простился со своей «тайной музой». А затем ее жизнь текла «во глубине сибирских руд» до 1855 года. Вернувшись из ссылки, Мария Николаевна жила в имении Вороньки Черниговской губернии, принадлежавшем ее дочери Нелли, в замужестве Кочубей. Опять же - по случайному ли совпадению с именем героя пушкинской «Полтавы»?

В 1915 году внук Марии Николаевны передал сердоликовый перстень, которым очень дорожила его бабушка, в Пушкинский Дом, где и поныне находится эта реликвия.

Перстни поэта... Для одних это бесстрастные и безмолвные свидетели эпохи, а для других - ниточка к разгадке обстоятельств и тайн жизни Пушкина, вплоть до трагического исхода дуэли на Черной речке.


10 февраля 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8792645
Александр Егоров
980822
Татьяна Алексеева
811233
Татьяна Минасян
332336
Яна Титова
247118
Сергей Леонов
217118
Татьяна Алексеева
184393
Наталья Матвеева
182301
Валерий Колодяжный
177568
Светлана Белоусова
169145
Борис Ходоровский
161141
Павел Ганипровский
135672
Сергей Леонов
112545
Павел Виноградов
96285
Виктор Фишман
96189
Наталья Дементьева
95005
Редакция
88344
Борис Ходоровский
83806
Константин Ришес
81294