Архитектор города на колесах
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №12(320), 2011
Архитектор города на колесах
Наталья Николаева
журналист
Санкт-Петербург
1303
Архитектор города на колесах
В ХХ веке заметный вклад в проектирование Детройта внес сын иммигрантов из Германии Альберт Кан

В середине ХХ века Детройт был одним из самых важных промышленных центров в мире. Основа его процветания— автомобилестроение. Хотя эта отрасль сегодня не совсем утратила свое значение, но для жителей столицы американского автопрома это слабое утешение. Город переживает упадок и на стороннего наблюдателя тоже производит довольно унылое впечатление. Громады производственных зданий и впечатляющие небоскребы росли в Детройте с удивительной быстротой, а теперь они на глазах ветшают и разваливаются.

В ХХ веке особенно заметный вклад в проектирование архитектурных сооружений Детройта внес сын иммигрантов из Германии Альберт Кан. Он строил заводы, небоскребы, жилые дома и общественные здания. Во время Второй мировой войны архитектор был уже пожилым человеком, не воевал и, тем не менее, был награжден медалью за боевые заслуги. Журнал «Тайм» в июне 1942 года подчеркивал, что вклад Альберта Кана в будущую победу над гитлеровской Германией гораздо существеннее, чем у многих других награжденных. 73-летний архитектор не держал в руках оружия, а приближал победу, сидя за письменным столом в своем кабинете.

В начале своей карьеры Кан не предполагал, что его профессиональная работа станет когда-нибудь такой значительной для новой родины, будет отмечена правительственной наградой. Но построенные по проектам Кана аэродромы, заводы и военно-морские базы действительно способствовали повышению обороноспособности США. Никто из его коллег не работал так быстро и эффективно, уменьшая затраты на строительство без ущерба качеству. Именно по этой причине архитектора, абсолютно штатского человека пенсионного возраста, наградили боевой медалью. Альберт Кан был старшим сыном раввина из небольшого немецкого городка. В 1880 году, когда мальчику было одиннадцать лет, семья переселилась из Европы в Америку.

Архитектурная мастерская Кана находилась именно в Детройте далеко не случайно. К началу ХХ века этот город стал одним из самых современных и перспективных промышленных центров, настоящей мировой столицей автомобилестроения. Генри Форд организовал конвейерное производство автомобилей, превратив их из диковинки в средство передвижения и в один из самых успешных товаров на потребительском на рынке. Там же, в Детройте, возникло много других производств, на которых применяли передовые технологии. Во время Второй мировой войны заводы и фабрики Детройта выполняли заказы по снабжению армии США. Промышленный Детройт называли «кузницей демократии». Процветание Детройта казалось бесконечным и неудержимым. Вместе с городом росла и слава его строителя Альберта Кана.

Профессиональная работа архитектора Кана началась в 1907 году, когда он выполнил проект производственных зданий для фирмы автомобилей высшего класса «Паккард Моторс». Вместо традиционных материалов — кирпича и дерева – Кан предложил использовать конструкции из железобетона, которые, во-первых, не горят, а во-вторых, позволяют возводить высокие, светлые и удобные помещения. Прошло совсем немного времени, и сам Генри Форд оценил по достоинству качество проектов Кана и пригласил его для работы над собственным инновационным проектом.

Форд требовал совместить под одной крышей все, что нужно для производства. Кану удалось создать в городском районе Хайленд-Парк оригинальный революционный проект — четырехэтажное заводское здание с естественным освещением всех помещений, рассчитанное на 70 тысяч рабочих. Массовое конвейерное производство стало символом модернизации и прогресса. Хайленд-Парк высокопарно называли «местом рождения ХХ века». Когда производственных площадей стало не хватать, Альберт Кан сделал для заводов Форда проект нового заводского комплекса в окрестностях Детройта. Через десять лет, в 1927 году, вступил в строй завод Форда «Ривер-Руж», на котором работало 90 тысяч рабочих. В то время это было самое большое в мире предприятие.

Заводы Форда явились результатом безошибочного выбора исполнителя замыслов промышленника. Альберт Кан идеально подходил для работы проектировщика современных промышленных зданий. он создавал свои проекты с удивительной быстротой и четкостью, потому что умел сочетать чисто инженерные знания со строгой и рациональной организацией процесса работы. В архитектурной мастерской Кана тоже действовал своего рода конвейер: он перенес основные принципы массового производства на организацию работы архитекторов. Его фирма в Детройте стала «фабрикой по проектированию фабрик». Как только фирма получала новый заказ, весь коллектив приходил в движение: сотрудники Кана не только делали эскизы, выполняли чертежи, но и одновременно искали и выбирали подрядные организации, рассматривали предложения на рынке строительных материалов.

– Когда я начинал, – рассказывал впоследствии Альберт Кан, – архитекторы проектировали только музеи, церкви, монументы и соборы. Для строительства фабричных зданий были достаточно хороши младшие техники, чертежники – вспомогательный персонал архитектурных мастерских. Я до сих пор такой человек – подмастерье, который проектирует фабрики. Это нисколько не унижает мое достоинство.

Репутации Кана это действительно не вредило, совсем наоборот. Он возвел для автомобильной промышленности более тысячи объектов, в том числе величественную громаду главного офиса компании «Дженерал Моторс». В двадцатых годах ХХ века это было самое большое офисное здание в мире. Тридцатиэтажный небоскреб, сданный в эксплуатацию в 1928 году, стал символом города, олицетворением стремительно идущей к процветанию столицы автомобильной промышленности. Альберт Кан и другие выдающиеся архитекторы начала ХХ века — Уитни Уоррен, Чарльз Уетмор, Дэниэл Бернхэм, Элиель Сааринен — формировали архитектурный облик Детройта, используя в причудливых сочетаниях различные архитектурные стили. Не ограничивая себя строгим соблюдением стилей и устоявшихся правил хорошего вкуса, они украшали небоскребы мраморными колоннами, экстравагантными орнаментами и позолоченными мансардами.

Город богател, дипломированные специалисты и безработные чернорабочие устремлялись в Детройт, где открывалось много рабочих мест. Архитектура по-своему и очень ярко отображала богатство и безвкусицу новуришей. По сторонам обсаженных вязами бульваров выросли, как грибы после дождя, нарядные виллы. В богатые кварталы вели широкие асфальтированные дороги. На формирование современного города влияли потребности городского транспорта, главным образом, увеличивающееся количество автомобилей.

Слава о стремительном развитии промышленного Детройта докатилась даже до своевольного правителя Советского Союза. Одной из государственных задач диктатор видел индустриализацию страны, экономика которой сильно пострадала от последствий мировой и гражданской войн. По его приказу, в числе других иностранных специалистов на работу в СССР пригласили американского архитектора Альберта Кана. Кан работал в Советском Союзе два с половиной года, но за этот короткий срок успел построить более пятисот фабричных зданий. Это были, главным образом, заводы-гиганты в Сталинграде, Москве, Челябинске, Харькове, Томске и многих других городах.

Кан начал работу в СССР в 1929 году со строительства тракторного завода имени Дзержинского в Сталинграде. Стальные конструкции привезли из США и за полгода установили на строительной площадке. Работа шла не так быстро, как в Америке, и замедление не всегда объяснялось нехваткой строительных материалов и квалифицированных кадров: в учреждениях шли «чистки», нужных работников увольняли, арестовывали... Тем не менее, деятельность Кана и всего московского филиала его фирмы была удивительно плодотворной. А Сталинградский тракторный сыграл особую роль через двенадцать лет, во время ожесточенного сражения на Волге. Бои за тракторный завод были исключительно упорными и кровопролитными. По свидетельству немецких историков, территория тракторного завода была исходным пунктом решающей битвы за Сталинград – поворотного момента военных действий Второй мировой войны.

В 1932 году контракт с Каном советское правительство не продлило и постаралось, как можно скорее, вычеркнуть его имя из истории индустриализации страны, хотя в СССР еще долго использовали его опыт и идеи.

Процветание Детройта продолжалось еще и после войны. В начале пятидесятых годов здесь жило почти два миллиона человек. Для многих из них, благодаря высоким заработкам в автомобильной промышленности, сбылась традиционная американская мечта о собственном доме. Но в пятидесятых годах уже чувствовалось, что расцвет Детройта позади. Появились признаки застоя.

Правительство США опасалось, что важнейшие промышленные центры страны могут являться первыми целями атомных бомбардировок. Они убеждали промышленников в целях обеспечения безопасности покинуть крупные города и перенести производство куда-нибудь подальше, в провинциальную глушь.

Построенные по современным технологиям шоссейные дороги вели к новым заводам в маленьких городках и в пригородах. На старых заводах сокращалось количество рабочих мест, заказов становилось все меньше, зато на новых производствах кипела жизнь.

В первую очередь, покинула центральные районы Детройта большая часть белого населения, чему способствовали также расовые беспорядки в 1967 году. Некоторые жители переехали в тихие пригороды. Деловой центр обезлюдел еще сильнее в семидесятых и восьмидесятых годах. Количество рабочих мест уменьшилось, потому что автомобильная промышленность США несла убытки из-за растущей конкуренции со стороны Германии и Японии. Для работы на заводах за пределами города людям нужны были собственные автомобили, чтобы добираться до заводов и обратно. Техническое достижение конца XIX века, которое на заре автомобилестроения являлось предметом роскоши, превратилось во второй половине ХХ века в необходимое транспортное средство.

А Детройт, еще совсем недавно с полным основанием гордившийся славой автомобильной столицы, всего за полвека утратил свое значение. Численность населения уменьшилась на миллион человек, то есть почти вдвое. Многие здания в центре города опустели и заброшены за ненадобностью. В жилых домах, из которых выехали все жильцы, отключено отопление и электричество. Стены потрескались, крыши никто не ремонтирует, и они начали протекать. От зимних холодов и оттепелей на колоннах и стенах образовались трещины, стекла в окнах кое-где разбиты. Многие постройки уже пошли на снос, пока сами не обрушились на головы прохожих.

35 процентов жилых домов в Детройте пустуют или снесены. Архитектор Альберт Кан скончался в декабре 1942 года и не дожил до упадка Детройта. Многочисленные построенные им в Детройте здания тоже не избежали общей печальной участи. Они, по большей части, стоят пустые, обшарпанные, облезлые и постепенно разрушаются, забытые и никому не нужные.


2 июня 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299