Вдова, подарившая миру праздник
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №13(399), 2014
Вдова, подарившая миру праздник
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
834
Вдова, подарившая миру праздник
Экспозиция в Музее вдовы Клико

Все мы любим праздники. Для многих из нас свадьба, юбилей, Новый год или еще какое-нибудь торжество немыслимо без шампанского. Нисколько не умаляя достоинств и заслуг отечественных и зарубежных производителей этого веселого напитка, стоит отметить, что по-настоящему называть шампанским можно только то игристое вино, которое производится в провинции Шампань во Франции.

Вина из региона Шампань были известны еще в раннем Средневековье. Существовали церковные виноградники, а монахи занимались приготовлением вина. Традиционно помазание французских королей проходило в Реймсе, и шампанское было неотъемлемой частью этой церемонии. Город Реймс – главный город провинции Шампань был издавна известен своим особым микроклиматом и меловой почвой, весьма благоприятной для виноградников. Благодаря этому Шампань традиционно славилась тонкими изысканными винами, успешно конкурируя с не менее знаменитой Бургундией. Как правило, французские монархи предпочитали неигристые вина, а светлые и бодрящие посылали в качестве даров правителям других европейских стран. Крупнейшими потребителями шампанских и других игристых вин были тогда англичане.

Первое коммерческое игристое вино было произведено в области Лиму в Лангедоке около 1535 года, однако доподлинно неизвестно, кто впервые его изготовил. Впрочем, многие внесли свой клад в историю шампанских вин.

Согласно легенде, возникновение шампанского связано с именем монаха аббатства Отвильер Пьера Периньона (1638–1715). Обладавший исключительно тонким вкусом и фантастической памятью, он всю жизнь выполнял в аббатстве обязанности виноградаря и винодела. По одной только грозди он мог определить не только сорт, но и место произрастания винограда и даже конкретную лозу, с которой была снята кисть, а также предугадать качество будущего вина. К числу достижений Пьера Периньона следует отнести открытие секрета купажирования, представлявшего процесс соединения сока разных сортов винограда, при котором полученная смесь обладала более высокими качествами, чем составлявшие ее компоненты. Монах одним из первых заметил способность местных вин к сбраживанию, приводившему к образованию небольшой красивой пенки и пузырьков. Интуитивно поняв процесс брожения, Периньон разработал особую технологию, известную как шампанизация.

Еще одним его достижением стало изобретение особо прочной стеклянной бутылки, закрывавшейся затычкой из коры пробкового дуба. Благодаря пробке вино могло храниться в течение длительного времени, удерживая углекислый газ внутри бутылки.

Однако подлинным изобретателем и новатором, доведшим процесс изготовления игристого напитка до совершенства и сделавшим его всемирно известным, стала Николь Барбе Понсардэн, создатель лучшего мирового бренда шампанского «Вдова Клико» и ставшая первой женщиной-предпринимателем в истории Франции.

Николь Понсардэн родилась в 1777 году в семье истового монархиста, а ее юность совпала с эпохой бурных революционных перемен. Впрочем, благодаря умению отца приспосабливаться к любым обстоятельствам и любой власти, семейство смогло благополучно уцелеть. Более того, за свою лояльность отец Николь даже получил титул барона и был избран на пост мэра Реймса.

В 1795 году восемнадцатилетняя Николь вышла замуж за Франсуа Клико. Его отец, Филипп Клико-Муирон, был владельцем небольшой винодельческой компании. Предприятие было основано в 1770 году, а спустя десятилетие уже имело прочные позиции не только на местном рынке, но и начало отправлять свои вина в Российскую империю.

Франсуа Клико недолго управлял семейным бизнесом. Он скончался в 1802 году в возрасте 27 лет. После его смерти молодой супруге досталась компания, занимавшаяся разноплановым бизнесом – банковским делом, торговлей шерстью и виноделием. К сказанному стоит добавить успешную торговую марку «Клико», фамильный замок, требующие постоянного ухода виноградники и бесконечные подвалы для хранения вина.

Однако трудности не испугали молодую женщину, решившую продолжить семейное дело по производству вина и продавшую другие части бизнеса. Конкуренты оживленно потирали руки, предрекая фирме гибель. Но вскоре злые языки были вынуждены поутихнуть.

Николь обладала знаниями и навыками производства шампанского, полученными за годы совместной жизни от супруга. Предпринимательский талант и коммерческое чутье позволили ей уже через несколько лет поставить бизнес на прочную основу. Вдова призвала к себе многочисленных помощников мужа. Однако она не стала перекладывать всю ответственность на их плечи. Оставив руководство предприятием за собой, Николь Клико анализировала и фиксировала все технологические подробности производства игристого напитка. Ее интересовала температура и освещенность подвалов, состав почвы, на которой росла лоза, особенности бутылок, в которые разливалось вино. Когда потребовались дополнительные средства на развитие бизнеса, Николь не задумываясь продала все свои драгоценности.

Главным советчиком и помощником мадам Клико стал Луи Бонэ, проработавший всю жизнь на благо фирмы. Женщина быстро поняла, что ее вино должно выйти за пределы Шампани и достойно представлять родную провинцию на международных рынках. Вскоре Бонэ был командирован в Россию для изучения потенциального рынка сбыта. С 1806 по 1814 год месье Бонэ постоянно находился в Санкт-Петербурге, помогая игристому напитку завоевывать сердца русской аристократии. Особый восторг знати вызывало самопроизвольное выстреливание пробки и пена, орошавшая платья сидящих за столом дам. Учитывая это, специалисты фирмы старались сделать шампанское для России еще более игристым. Непревзойденное качество, умение использовать сложившуюся ситуацию и тщательное изучение привычек и вкусов русского дворянства вскоре сделали шампанское «Клико» бесспорным лидером.

Согласно легенде, после разгрома Наполеона русские войска вошли в Реймс, направившись прямиком к знаменитым винным подвалам мадам Клико. Воодушевленные победой, военные выпили немало прекрасного вина, нанеся фирме существенный ущерб. Когда служащие доложили хозяйке о размере убытков, Николь справедливо посчитала, что пьяный разгул русских войск стал отличной рекламой ее продукции.

Вскоре по ее приказу был снаряжен корабль «Добрые намерения», взявший на борт тысячи бутылок лучшего шампанского и направившийся в Петербург. Северная столица была окончательно покорена. В числе горячих поклонников игристого напитка был сам император Александр I. Еще одним постоянным клиентом Дома Клико-Понсардэн стал прусский правитель Фридрих Вильгельм IV, которого за пристрастие к шампанскому подданные прозвали «королем Клико». Всего за несколько лет экспорт винодельческого предприятия вырос до 110 тысяч бутылок, из которых 25 тысяч отправлялись в Российскую империю. Заказы делались на год вперед. В каждом аристократическом доме и фешенебельном ресторане старались держать внушительный запас «Вдовы», чтобы иметь удовольствие с шумом отметить любое торжество.

Вдова оказалась не только прекрасным коммерсантом, но и преуспела в собственно виноделии. Она постоянно исследовала состав почвы, на которой произрастали разные сорта винограда, тщательно анализировала старые и придумывала новые рецепты купажа. Вдобавок к этому ею был внесен неоценимый вклад в технологию изготовления шампанского. Именно Николь Клико-Понсардэн смогла сделать игристый напиток прозрачным.

Ей пришла в голову гениальная идея – для удаления осадка необходимо держать бутылки в наклонном положении, постоянно меняя угол. Благодаря этому темный осадок скапливался в горлышке бутылки, и его можно было удалить. Процесс удаления осадка получил название ремюаж, а для его осуществления предприимчивая леди изобрела специальный стол. Отныне бутылки за два-три месяца до вспенивания стали устанавливать на подставки для ремюажа и ежедневно переворачивать, обязательно вручную, постепенно изменяя наклон. Очень скоро эта хитрость дала потрясающий результат – вино вдовы было признано одним из самых благородных в Шампани.

Конечно, дорога Николь Клико к процветанию не была безоблачной. Нередко фирме приходилось переживать неурожаи, нашествие филлоксеры, уничтожавшей плантации винограда. Единственным ответом на эти трудности был упорный, кропотливый и каждодневный труд. Требуя от работников полной самоотдачи, Николь вдохновляла их своим личным примером. С раннего утра до позднего вечера вдова следила за всем, что происходило в ее хозяйстве, тщательно ведя свои бесчисленные записные книжки и накапливая бесценный опыт.

Надо отдать должное ее таланту руководителя и управленца. В погоне за прибылью Николь никогда не забывала о людях, щедро поощряя тех, кто внес наибольший вклад в дело ее жизни. Отдавая дань уважения преданности своих сотрудников, вдова ввела традицию – присваивать имена самых достойных подвалам фирмы, сохраняя тем самым память о них на века. Столь высокой чести удостаивается не каждый, и до сих пор между сотрудниками компании ведется негласное соревнование за право назвать своим именем один из бесчисленных подвалов фирмы.

Николь Клико преуспела и в рекламе. Своими руками она создала эмблему компании – крохотный якорек, соединивший в себе первые буквы фамилии супругов Клико и символизирующий первое морское путешествие шампанского в далекую Россию.

Николь Клико-Понсардэн больше не вышла замуж, отдав все свои силы и энергию на благо любимого дела. Она умерла в 1866 году в возрасте 89 лет. Вдова не оставила после себя прямых наследников и вопреки ожиданиям многочисленной родни сделала своим преемником одного из служащих фирмы.

Компания Veuve Clicquot Ponsardin первой в Шампани стала международным предприятием. В 1987 году компания на правах полноправного партнера вошла в состав концерна Moet-Hennessy-Louis Vuitton. Сегодня более 85% знаменитого напитка экспортируется в 110 стран мира. Филиалы компании находятся в Бразилии, Японии, США, Великобритании, Италии, Тайване.

Нынешним главой компании тоже является женщина, Сесиль Бонфонд. Подобно легендарной основательнице, она также отдает все силы любимому делу. По мнению Сесиль, производство шампанского – дело сугубо женское, требующее пристального внимания и усердия. Кстати, среди руководителей филиалов и торговых представителей фирмы также немало женщин.

В 1990 году фирма приобрела виноградники в Австралии и Новой Зеландии. Сходные климатические условия позволяют производить там вино, качество которого полностью соответствует требованиям, предъявляемым к шампанским винам, произведенным непосредственно в Шампани.

Сегодня Дом Veuve Clicquot Ponsardin – это целая империя площадью 286 гектаров. За виноградниками, носящими поэтические названия – Холм белых вин, Большая гора Реймса, – заботливо ухаживает главный смотритель Кристиан Рейнар. Ежедневно он обходит плантации с сотней помощников. Один гектар виноградника требует 500 часов годовой работы и колоссальных инвестиций. Ведь лоза живет в среднем около 30 лет, по прошествии которых ее вырубают, дают земле некоторое время на отдых, после чего сажают новую лозу.

Ежегодно в Шампани наступает горячая пора, когда в течение двух недель идет сбор винограда. Его до сих пор собирают вручную, кисти тут же пускают под пресс, а свежевыжатый сок сливают в цистерны. При входе в зал для хранения сока висит предупреждение: «Осторожно, аромат». Волшебное благоухание виноградного сока способно вскружить голову неискушенному посетителю.

После того как сок перебродит, его очищают в течение трех-четырех месяцев, а после наступает самый торжественный и ответственный момент – смешение вин. Именно от этого этапа зависит качество будущего шампанского. Для получения высококачественного напитка к свежеперебродившему вину добавляют вина прошлых лет. Зачастую шампанское может состоять из вин 50 различных сборов. Составлением неповторимых винных букетов занимаются специалисты-энологи. В Шампани эта древняя профессия ценится очень высоко и, как правило, передается по наследству.

Вино хранится годами в бутылках из темного стекла, помещенных в старинные подвалы, которым почти две тысячи лет. Римские рабы добывали в реймских шахтах известняк, годами не поднимаясь на поверхность. В XVIII веке их соединили подземными тоннелями, и получилась система подвалов общей протяженностью более 20 километров. В подвалах постоянно поддерживается оптимальная для хранения шампанского температура – 10–12 градусов тепла.

В провинции Шампань ревностно соблюдаются традиции виноделия. Это относится и к шампанскому, срок хранения которого до момента готовности строго определен: обычное шампанское хранится год; шампанское, на бутылке которого указан год приготовления – три – пять лет; самые престижные сорта – от пяти до восьми лет. И только шампанское Grand Dame, на этикетке которого изображен портрет самой вдовы Клико, хранится десять лет.

За время хранения вино приобретает неповторимый аромат. Молодое шампанское пахнет весенними цветами и свежими фруктами, выдержанное имеет пьянящий аромат летних цветов и сушеных фруктов, старое шампанское пахнет сушеным виноградом и дымком костра.

Старейшая из сохранившихся образцов напитка бутылка французского сухого шампанского «Вдова Клико» была найдена в 2008 году в старинном буфете замка Торосэй, расположенного на острове Мали (Внутренние Гебриды, Шотландия). Она принадлежала первому владельцу замка банкиру Арбутноту Гетри, умершему в 1897 году. Напиток пролежал в полной темноте 111 лет. Теперь раритетный экземпляр находится в штаб-квартире компании в Реймсе.

Традиции Дома Николь Клико-Понсардэн и Дома Периньон давно стали предметом гордости французов, доставляя радость и веселье миллионам людей по всему миру. К большому сожалению, в России шампанское «Вдова Клико» по-прежнему остается недоступным большинству населения по причине своей высокой цены.


1 июня 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
88440
Виктор Фишман
70662
Борис Ходоровский
62858
Сергей Леонов
56070
Богдан Виноградов
50021
Дмитрий Митюрин
37354
Сергей Леонов
33827
Роман Данилко
31680
Борис Кронер
20548
Светлана Белоусова
19590
Светлана Белоусова
18312
Дмитрий Митюрин
17895
Наталья Матвеева
17723
Татьяна Алексеева
17190
Наталья Матвеева
16475
Татьяна Алексеева
16265