В дебрях Ямала. Часть 3
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №19(353), 2012
В дебрях Ямала. Часть 3
Александр Новиков
журналист
Санкт-Петербург
1671
В дебрях Ямала. Часть 3
Примерно таким предстает Яг-Морт в легендах коми

Однажды в августе 1990 года, пытаясь вылететь из Березова в любом направлении (в аэропорту сплошные задержки, люди сидят неделями), я взял билет до Салехарда, благо и там дела были. Не тут-то было! Иду на регистрацию, и выясняется, что мне продали... «лишний билет». Позади остался длительный поход, и я уже не удивлялся. Это все менквы шалят. Но тут мне на помощь пришел библиотечный ангел. Прогуливаясь в расстроенных чувствах по аэропорту, я увидел у двух мальчишек-хантов какую-то книгу. Попросил ее и сразу выписал кое-какие цитаты…


Часть 2   >

Оказалось, что это довольно редкий сборник работ этнографа Валерия Николаевича Чернецова, изданный в Томске и дотоле мне неизвестный. Весьма кстати… Вот что там было написано: «Кроме них (кулей и менквов. – А. Н.) в лесу живут Мис-махум (народ Мис). Это добрые существа. Они чрезвычайно богаты и посылают также богатства людям. Встреча с Мис-махум приносит счастье. Иногда девушка или женщина Мис приходит к вогулам (вогулы – устаревшее название манси), становится чьей-нибудь женой, вместе с ней приходит счастье. Точно так же вогулы ходят искать Мис-нэ, чтобы взять ее в жены. Самые черные соболи – это соболи, посланные народом Мис. Менкв, куль и Мис обычно недоступны взорам людей и становятся видимыми по своему желанию. Точно так же могут изменять свой рост. Мис-махум лишь немного выше людей. Отличить человека Мис можно по длинной шее, семи пальцам.

Кроме менкв и Мис-махум в лесу же живут уччи. Это тоже менкв, как сказал вогул, это злое существо, все покрытое шерстью. Глаза у него расположены не как у всех смертных, а один глаз на лбу справа, а другой слева около подбородка. Подобно этим лесным чудовищам в воде живут виткищ и юр. Облик их очень схож. Рост их достигает четырех сажен. Копают землю и при случае едят людей. В прежние времена в земле жил махар – мамонт. Он имел на голове два громадных загнутых рога».

Надо отдать должное вогульским информаторам Чернецова, которые корректно обошлись с мамонтом, что, естественно, заставляет серьезнее отнестись как к диким людям, так и к возможным реликтовым земноводным (виткищ и юр), которые, я уверен, еще обитают кое-где в реках и озерах Сибири, подобно существу из шотландского озера Лох-Несс. В Сибири для этого условий неизмеримо больше. Все, что касается изменений роста диких людей и их относительной видимости вообще, можно отнести к гипнотическим воздействиям на психику человека. Известно, что подобными «фокусами» владеют некоторые мастера восточных боевых искусств, используя приемы бесконтактного воздействия на противника. Специалисты считают это следствием развитой в результате тренировок цигун-энергетики. Легко предположить, что у йети те же способности развились сами собой, в условиях сверхэкстремального существования... Этнограф Чернецов пишет в своей книге о «циклопизме» некоторых видов диких людей, на что упорно указывают ханты и манси. В этот сезон мне довелось услышать о том же на Лесмиегане от Герасима. Кстати, в основе слова «циклоп» лежит греческое «цикл», то есть «круг». Но в изначальном смысле, видимо, подразумевается спираль, откуда и пришло понятие цикличности как категории повторяющейся, но всегда на других уровнях оси времени. Этот спиралеобразный смысл сохранен в современном метеотермине «циклон».

В моем доме хранится вырезанная из дерева личина Яг-Морта, у которой помимо двух маленьких глаз есть еще и третий – на лбу, изображенный в виде спирали. При всей стилизации нетрудно заметить, что неизвестный мастер народа коми подчеркнул еще несколько характерных признаков, типичных для йети: широкий рот, коническую форму головы и маленький нос.

Вне всяких сомнений: Яг-Морт – снежный человек народа коми, и его деревянные изображения – элемент традиционного народного творчества. Но по сути, это типичный циклоп. Спиралеобразный третий глаз – деталь характерная. Если попытаться описать в образах ощущения психического контакта с феноменом, то это действительно похоже на провал сознания в спиралеобразный мальстрим... Мне довелось испытывать подобное в нескольких местах горного Таджикистана, когда физический паралич удавалось преодолеть лишь предельной концентрацией в районе лобных долей и значительным волевым усилием.

В этот же день с утра, до вылета в Тюмень, я пошел в Березовский краеведческий музей. Музей беден. Нет даже экспозиции памяти князя Меншикова, умершего тут в ссылке в самый канун злосчастной бироновщины. Увы, нет и могилы этого великого сподвижника царя Петра; она была расположена на крутом берегу Оби и осыпалась в воду вместе с другими захоронениями. Из культовых предметов есть единственный шаманский бубен да несколько фигурок иттерм. Это результат совдеповской борьбы с «пережитками». Посетителей тоже нет. Мне даже показалось, что краеведческий музей поселка Овгорт богаче этого. Но по теме йети удалось найти кое-что. Поговорив с научным сотрудником музея Верой Владимировной Устиновой, я записал краткие воспоминания об экспедиции на Ямал в составе группы культработников. Устинова рассказывала: «После Нового 1968 года мы поехали с ненцами в район поселка Антипаюта. Нас, городских, было несколько человек, все из Салехарда. Однажды утром услышали крик одного из ненцев-оленеводов. Выбежав наружу, увидели огромные следы на свежем снегу. Самое близкое расстояние от цепочки следов до ближайшего чума было метров 5 или 7. Ненцы были очень возбуждены и наперебой говорили, что приходил большой человек с красными глазами и надо, мол, уходить отсюда. Буквально через пару часов стоянка снялась. А перед этим был зарезан олень, и на высоких жердях, чтобы песцы не достали, оленеводы закрепили большие куски мяса».

В рассказе Веры Владимировны мало необычного, разве что сам объект. Паника ненцев вполне понятна: как страшен медведь-шатун зимой, так же страшен и менкв-шатун. Отсюда – зарезанный в срочном порядке олень и фактическое бегство с места стоянки.

Я придерживаюсь мнения, что йети, менквы и уччи находятся зимой в спячке. Замечу вот что. В древних русских летописях, информация откуда легла в основу средневекового «Русского дорожника» и «Записок о московитских делах» Герберштейна, сообщаются удивительные сведения о лукоморцах, загадочных аборигенах Югры, с которыми разные купцы вели меновый торг «товар на товар» еще в эпоху первых Рюриковичей... Сразу вспоминается пушкинское Лукоморье, где «леший бродит», «русалка на ветвях сидит»... И правильно вспоминается. В настоящих сказках больше истины, чем можно предположить, – надо только найти «нить Ариадны».

Лукоморьем в древности называли довольно обширную часть современной Тюмени, простиравшуюся к востоку от низовья Оби, почти что до самого Енисея. Это была часть Югры, которая названием своим обязана огромной морской излучине (Лук + море = Лукоморье), образованной характерным изгибом Обской губы. Были и горы Лукоморские, именуемые ныне Сибирскими увалами. В этнографическом и археологическом плане этот регион по сей день остается белым пятном и более-менее исследован лишь на предмет нефти и газа. Так вот, в различных письменных источниках сообщались удивительные сведения о лукоморцах: «Сказывают, что с людьми Лукоморий происходит нечто удивительное и невероятное, весьма похожее на басню: как носится слух, они каждый год умирают, именно 27 ноября, когда у русских празднуется память святого Георгия, и потом оживают, как лягушки, на следующую весну, большей частью около 24 апреля». Это из книги Сигизмунда фон Герберштейна, австрийского посла, неоднократно посещавшего Русь в первой половине XVI века. В 1549 году он опубликовал на Западе книгу «Записки о московитских делах», использовав как русские источники того времени, так и личные наблюдения.

Барон передает историю о том, как купцы, торговавшие с лукоморцами, оставляли в условном месте свой товар, затем уходили, возвращались и забирали то, что им приносили взамен. О том же писал в X веке хорезмиец аль Бируни: «Способ торговли народа Юры (искаж. «Югра». – А. Н.) заключается в том, что они оставляют свои товары на границе своей страны и удаляются от них по причине их дикости и страха перед другими людьми». Есть и в нашей «Повести временных лет» подробный рассказ новгородца Гюряты Роговича о своеобразной торговле с народом югра. То, о чем сообщают источники, по-современному называется бартер; он дополнен, правда, немыслимой в наше время степенью доверительности. Но суть в другом. В целом эта информация содержит в себе явную несообразность.

Дело в том, что основным северным товаром являлась «рухлядь», то есть пушнина; и как бы могли эти лукоморцы ее добывать, если весь основной сезон зимой спали мертвым сном? Летом-то какая пушнина? Видимо, обмен производился с самоедами и уграми, а лукоморцы – это загадочные насельники северных земель. Купцы – народ любознательный, профессия обязывает. Возвращаясь из своих одиссей, они, конечно, рассказывали дома о самом необычном, что встречается в далеких «лукоморьях». Так дела торговые постепенно перемешались с легендами о леших и русалках и легли на ткань летописей и даже пушкинских сказок.

Можно было бы предположить, что феномен менквов связан с подсознательными структурами человеческой психики, то есть с архетипами, если пользоваться терминологией Карла Густава Юнга. Но вот следы... От них никуда не деться! Считается, что и духи способны оставлять после себя слабые знаки присутствия, но это явно не тот случай. В исландской «Саге о Греттире», повествующей о событиях X века, рассказывается интересная история о том, как один человек по имени Глам погиб из-за «злого духа», поселившегося в одной из долин острова. Предыстория такова: после очередной непогоды жители деревни пошли искать Глама, но обнаружили следы борьбы и его тело... «Наконец, нашли они в верхней части долины вытоптанное место: всюду валялись вывороченные камни и земля, как если бы там шла жестокая борьба. Они внимательно осмотрелись и увидели Глама, лежавшего немного в стороне. Он был мертв и черен, как Хель, и огромен, как бык. Вид его был отвратителен, и они содрогнулись. Все же они попытались отнести его в церковь, но еле-еле дотащили до края одной расселины неподалеку от того места. С тем и пошли домой и рассказали обо всем хозяину. Тот спросил, отчего мог умереть Глам. Они рассказали, что видели там следы, такие большие, как если бы били дном бочки. Следы шли от вытоптанного места наверх, к тем скалам, что в верхней части долины, и за ними тянулись большие пятна крови. Отсюда люди вывели, что, наверное, Глама убил тот злой дух, что жил там раньше, но, наверное, он получил в сражении рану, которая его доконала, потому что с тех пор этого духа никто не видел».

Спустя некоторое время после наших поисков, мы обменялись письмами с группой Юры Щеглова, которой удалось обнаружить хорошую следовую полосу в верховьях Кемпажа. Привожу его текст, лишь кое-что сократив: «Благодаря тому, что я вел дневник, сейчас легко восстановить события объективно. Поэтому решил изложить все хронологически с того дня, с которого мы и расстались в Овгорте. Вечером того же дня устроились на ночлег в гостинице, предварительно начав переговоры о заброске моторными лодками до реки Омрасьеган. На следующий день в проливной дождь после разговоров с лесником, председателем и участковым я смог уговорить трех хантов забросить нас. Уже под вечер появился просвет в тучах на 30 минут, и это все решило. Нас подняли до реки Омрасьеган.

Первые четыре дня были самые трудные. 26 июля мы начали подъем наверх, но никак не удавалось наладить порядок и нормативный ритм. 29 июля наша группа разделилась, двое остались, а мы вчетвером ушли вперед – таков был уговор заранее. 30 июля ночевали на высоком правом берегу Несьегана в 16 километрах выше реки Катвой. Берег там был весь в великолепном сосновом бору, и вообще чувствовался некоторый подъем местности вокруг реки. На реке, как обычно, гуси, лебеди, утки. Из крупных зверей следы только лосиные, ни росомахи, ни медведя. Возле впадения реки Катвой в Несьеган видел что-то типа обрушившейся медвежьей берлоги. Начиная с 31 июля по 3 августа снимал карту реки в процессе движения. Вообще, после реки Катвой на Несьегане много перекатов. Река Клевощей, от которой мы повернули на юг, была достигнута 2 августа в полдень.

А в целом 31, 1 и 2-го ландшафт отличался однообразием (либо притупилось внимание). Ориентироваться по ручьям между реками Катвой и Клевощей невозможно, но и пропустить Клевощей сложно, так как Несьеган в месте впадения этого притока разваливается практически пополам. Там мы и высадились на левый берег. Оставив лодку и запас еды, вышли на юг 3 августа часа в 3 дня. Шли вдоль болота, придерживаясь едва заметной местами тропы. Это было ошибкой, необходимо было обходить все болота тайгой. Пройдя часа два с половиной, решили остановиться на ночлег и найти зимник, который, если верить карте, проходил западнее болота. 5 августа в полдень мы достигли реки Мупантьеган. Очень сильно устали, кружилась голова, состояние было какое-то предобморочное. С таким я сталкивался впервые. Ввиду тяжелых рюкзаков начали проводку байдарками по Мупантьегану (опять ошибка!). Следующие два дня были потрачены впустую (сплошные завалы!). В результате только 8 августа, и то пешком, мы и груз оказались на реке Кемпаж, выше устья реки Мупантьеган на 12 километров.

Не дойдя до реки Кемпаж двух-трех километров, на ровной поляне, в двух с половиной метрах от поваленного дерева, была обнаружена цепочка следов. Она просматривалась на протяжении двенадцати метров. Следы на ровной моховой подстилке были, видимо, оставлены в основательно раскисшем мху, потом солнце их законсервировало. Их достоинство в том, что они могут сохраняться с весны до зимы. Следы очень похожи на мои, 47 размера, но больше.

На небольшом подъеме, там, где следовая цепочка теряется, они похожи на лосиные, но также похожи и на мои, если б я поднимался, не опираясь всей ступней на склон. Интересно, что где-то в полутора километрах от этого места, на привале, я обнаружил ранее точно такой же отпечаток длиной 40 сантиметров, четкий. В этой цепочке было 10–12 следов. Следы находились если не на одной оси, то смещены лишь на величину ширины ступни. Цепочка шла вдоль водораздела, как бы с севера. Это все, что я могу тебе рассказать про них. Перекопав дома книги про следы зверей, ничего похожего не нашел. Да и в тайге я больше нигде таких не встречал. Думай сам.

Базовый лагерь был поставлен в 25 метрах от реки Кемпаж. 10 августа выставлены фотоловушки на высоте, где-то в метрах 500 от лагеря. 9 августа весь день был потрачен на проверку фотоаппаратуры, ремонт, настройку. Расставить на большом расстоянии, на звериных тропах, не мог физически. Одному невозможно работать с такой техникой, когда она разбросана по тайге. В первый же день сработало две ловушки. Пленки сейчас проявляются. С 13 по 14 августа сработала еще одна (скорее всего, ветер).

Делал разведку на север и на запад, километров 12. Поднимался на несколько километров выше по Кемпажу до завалов. Обнаружил на левом берегу озеро размером 500 метров. Вынужден был постоянно пасти ловушки, надолго уйти не мог. Ночью и иногда с утра шли небольшие дожди. Но меткам на фотоловушках это сильно не вредило».

Найденная группой Юры Щеглова следовая полоса – это несомненный успех нашей общей экспедиции, несмотря на все ее «нестыковки». Обращает на себя внимание также и сильная усталость в группе при походе к Кемпажу. Само по себе утомление в пути – дело обычное, но если речь идет о предобморочным состоянии, то напрашивается мысль: не наведенное ли это воздействие?

В качестве приманки для фотоловушек нами использовались феромоны, гормональные выделения высших приматов. Сам же механизм был крайне прост: натянутая леска с закрепленной приманкой соединялась с обычной мышеловкой. При всяком, даже слабейшем, прикосновении к леске мышеловка срабатывала и ударяла своей скобой по штырьку от фотоаппарата со вспышкой. Вспышки были мощные, с дальностью до 30 метров и более (отсюда большой вес аппаратуры). При всей простоте и очевидных достоинствах, устройство имело ряд недостатков – реагировало на птиц, ветер... А порой срабатывало, не делая фотоснимка, что можно отнести на счет плохой настройки. Работа с такой техникой требует времени и тщательности. Но это совершенно невозможно в условиях сверхнапряженного похода. Я, как только остался один, сразу же отказался от фотоловушек. Признаюсь: с облегчением.

На этом можно поставить точку. Стоит лишь заметить напоследок, что наше паломничество к «циклопам» (как и всех тех, кто занимался реальными поисками снежного человека) имеет явный традиционалистский оттенок. Мотив «железных ворот», поставленных Искандером для сдерживания Гога и Магога, – это один из многих смежных по отношению к феномену сюжетов человеческой истории. Внимательный исследователь проблемы обнаружит их гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Вот, например, что написано в энциклопедии «Мифы народов мира» про скандинавского Тора, в чьем образе можно усматривать как бога-громовника эпохи бронзы, так и культурного героя, воплотившего в себе тип северного европейца: «В скандинавской мифологии Тор прежде всего герой или богатырь, защищающий Мидгарт (мир людей) и Асгарт (небесное селение богов) от великанов (етунов); он противник мирового змея Ермунганда. Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествует о походах Тора на восток, в страну великанов Етунхейм, или Утгарт».

Уже приводимая мной параллель утти – йети имеет, как видим, еще более очевидное «етун – йети». Утгарт – «страна великанов»? Но вторую часть этого слова мы можем и ныне встретить у хантов в названиях их родовых деревень (Овгорт, Ямгорт и так далее). Русское слово «город» имеет ту же этимологию. То же и немецкое «гарт» (например, Штутгарт). «Восток – страна великанов» – это явно современная Сибирь, которую даже в русских летописях и на картах до XVI века называли «Восточной страной». Таким образом, Утгарт скандинавской мифологии является локализованной (как в сознании, так и географически) областью обитания враждебных человеку гигантских антропоидов где-то на востоке, в Сибири, и это слово сегодня вполне поймет хант или манси: Утгарт – «уччгорт» – «деревня уччей». А по-нашему – просто Лукоморье, где еще при желании можно встретить «следы невиданных зверей»...

Но одно надо помнить всем, кто идет на поиски и исследования данного феномена: вы рискуете столкнуться с тем, что может оказаться сильнее вас. Будьте осторожны!


15 октября 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299