Сага о ремонте. Атака на стены
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №21(433), 2015
Сага о ремонте. Атака на стены
Евгения Назарова
журналист
Москва
1602
Сага о ремонте. Атака на стены
Фреска во дворце в Кноссе

Исследователи высказывают массу версий, зачем пещерные жители украшали стены наскальной росписью, и все же самой убедительной остается декоративная функция. Аборигены в разных концах земного шара расписывали свои примитивные жилища силуэтами животных и простыми зарубками, потому что считали: это красиво.


Часть 1   >

ЗАЧЕМ РИСОВАТЬ НА СТЕНАХ?

По мере развития цивилизации роспись приобретала все более искусный характер. Вспомним древнюю культуру Крита: команда Артура Эванса, раскопавшая в начале прошлого века знаменитый Кносский дворец, обнаружила на стенах фрески, созданные примерно три с половиной тысячи лет назад. Изображения юношей-спортсменов и девушек, прыгающих через быка, выполнены необычайно искусно: примерно так в кносской культуре выглядела светская живопись. Сами стены состояли из уложенных на ребро блоков с глиняной кладкой между ними. Часть стен достраивали из сырцового кирпича — основательный подход к архитектуре объяснялся тем, что дворец находился в зоне повышенной сейсмоактивности. Впрочем, на материковой части Греции тоже процветала роспись стен фресками; позднее эту традицию переняли римляне.

Рисовали на стенах и в Азии: пример росписи V века до н. э. можно увидеть на Шри-Ланке, в скальном комплексе Сигирия. Местный царь Касапа повелел перенести его резиденцию в самый центр острова, на плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря, чтобы защищаться от своих родственников, которые претендовали на власть. Европейцы узнали об этом чуде архитектурной мысли только в 1907 году, когда о Сигирии рассказал британский исследователь Джон Стил. Именно он наткнулся на галерею фресок, которая сегодня считается одной из самых масштабных в мире: изображения простираются на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Героини фресок — обнаженные женщины с разным цветом кожи. Считается, что девушки с белой кожей — наложницы, а те, что посмуглее, — служанки. Своей долговечностью фрески обязаны особому составу красок: яичный белок и мед диких пчел ланкийцы смешивали с натуральными красителями, поэтому изображения сохранили свои яркие цвета.

КИТАЙСКИЕ ИСТОКИ

Такой привычный атрибут современного дома, как обои, появились в Китае за 200 лет до нашей эры благодаря умельцу по имени Цай Лунь. Он смешал с водой растолченные волокна коры шелковицы, золу, тряпки и пеньку, высушил полученную массу на бамбуковой раме — и получил не только прочные и легкие листы, но и высокий титул министра. В IV веке китайцы научились делать рисовую бумагу, а к VII веку н. э. она вытеснила с рынка своих предшественников — шелк и бамбуковые планки.

На протяжении многих веков сохраняя тайну производства, китайцы все же сдались перед англичанами, а те, в свою очередь, привезли моду на обои в Европу. Ранее европейские дворцы украшали панелями и гобеленами: бумага стала их бюджетным аналогом, при этом не уступая в эстетике произведениям искусства. Обои расписывали и вручную, и механическим способом. Так, из исторических документов известно, что в 1481 году Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. Однако монарх мог позволить себе такие траты, а большинство его подданных — нет, а потому в том же столетии для декора обоев стали нарезать специальные трафареты. Качество росписи в этом случае сильно уступало и хенд-мейд-аналогам, и вышивке на гобеленах, зато обладатели обоев могли хвастаться самыми прогрессивными взглядами на дизайн дома.

В XVI веке дизайн обоев подражал дизайну тканей, например парче и дамаску. Зачастую орнамент обоев продолжал мотивы, заданные в вышивке тканей. Обоями покрывали не только стены, но и шкафы с сундуками в домах дворян. Правда, среди исполнителей-ремонтников обои имели дурную славу — бумага легко рвалась, а объясняться с заказчиком никогда не было приятной задачей.

В XVII веке Европу захлестнула новая волна интереса к китайской культуре. В интерьере появился стиль шинуазри — приведенная к европейскому знаменателю пародия на экзотический китайский дизайн частных и дворцовых интерьеров. Дома знати заполонили ширмы с вышивкой, шелковые ткани, сервизы с характерной росписью… Обои тоже стали расписывать на китайский манер — растительными орнаментами, драконами, речными пейзажами… Такие обои — прямая отсылка к шелковым стенам, которые можно было встретить у дворян династии Мин. Обычно их дополняли мебелью в колониальном стиле, которую отличали простые линии и экзотические породы древесины. Другая этническая идея — оклеивать стены кожаными панелями — пришла в Европу из арабского мира через Испанию.

Важная веха в истории обоев — 1799 год, когда француз Луи Робер изобрел машину для изготовления бумаги. С ее помощью можно было выпускать бумагу в рулонах заданной длины — так появилась привычная нам «подача» обоев. Правда, европейские правительства новацию не оценили: например, в Англии производители платили налог с каждого листа, поэтому выпуск рулонов был совершенно не выгоден государству. Технология взяла свое только сорок лет спустя: обои наконец приобрели свой современный облик, а орнаменты начали печатать на цилиндрических валиках.

В XVIII веке особой популярностью пользовались флокированные обои (то есть покрытые мелким ворсом). На бумаге размечали рисунок с помощью клея и, пока он не высох, наносили флок — таким образом добивались сходства с бархатными узорами. Кстати, сами листы клеили не к стене, а для начала крепили на льняной ткани.

НА РОССИЙСКИЙ МАНЕР

В Россию бумажные обои пришли к середине XVII века — в основном их покупали за границей, в редких случаях заставляли собственных крепостных обучаться премудростям росписи по бумаге. Впрочем, до середины XVIII столетия интерьерным фаворитом знати оставались шелковые панели на стенах — именно ими покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов. Кроме текстиля, в отделке использовали натуральный мрамор, деревянную резьбу и металлический декор.

Первое упоминание об использовании бумажных обоев относится к 1761 году. Инструкция к отделке помещения с лифтом в Зимнем дворце гласила: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями».

К началу XIX века в России появились первые мануфактуры, которые занимались производством обоев.

В 1817 году на окраине Ропшинского парка построили Императорскую обойную фабрику; в1822-м она переехала в Царское Село, в здание фабрики ассигнационных бумаг. Кстати, обе постройки сохранились до наших дней. Кроме государственных мануфактур открывались и частные фабрики — к середине столетия их было уже семь. К этому периоду относится и переход к рулонному производству от отдельных листов, расписанных вручную.

Самыми простыми и недорогими обоями были одноцветные — бумажную основу просто грунтовали в определенный оттенок. Более сложные обои с узорами можно было украсить, используя около 30 цветов (к слову, в несколько раз меньше, чем когда их окрашивали вручную). В среднем при машинном производстве использовали 4–6 красок. Для особых запросов — например, декора парадных помещений — существовали технологии золочения. При помощи пресса обои можно было украсить тиснением. Обои с упорядоченным, ритмичным узором обрели популярность со второй половины ХIХ века. Именно тогда стало понятно, что орнамент может не только украшать дом, но и визуально изменять его пропорции: например, вертикальный рисунок будто приподнимает потолок, а светлая основа делает помещение зрительно больше.

Вопрос долговечности обоев остро встал перед производителями уже в те далекие годы. Чтобы продлить срок службы материала до 30–40 лет, обои покрывали японским растительным лаком. О качестве продукции говорили не только потребители, но и пресса. Так, в 1830-е годы в «Северной пчеле» появилась заметка, которая гласила: «Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы». К середине XIX века рулон обоев обходился покупателю в сумму от 5 до 25 рублей. Таким образом, оклеить комнату можно было за 200–300 рублей.

Кстати, способ оклейки не устаревал почти полтора века: именно в XIX столетии штукатурку придумали намазывать горячим жидким раствором клея, наклеивать газеты, а сверху крепить обои на холодный крахмальный или мучной клейстер.

В прошлом веке обои окончательно стали предметом массового пользования, чему немало способствовало появление трафаретной сетки. Правда, в середине XX столетия им пришлось пережить некоторый спад — в моду вошли окрашенные стены. Впрочем, сегодня рынок обоев по-прежнему процветает, а бумажные обои часто вытесняют виниловые и другие синтетические образцы, которые легко мыть и можно использовать даже в ванной.


3 октября 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299