Почему церковь живет по старому стилю
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(442), 2016
Почему церковь живет по старому стилю
Павел Виноградов
журналист
Санкт-Петербург
1701
Почему церковь живет по старому стилю
Ротонда храма Воскресения Христова в Великую субботу. Благодатный огонь

Вопрос о переходе Русской православной церкви и других поместных церквей, в которых пользуются юлианским календарем, на календарь григорианский, поднимается регулярно. Однако большинство православных не спешит присоединиться в календарном отношении к католикам и протестантам. И дело здесь не только в консерватизме.

«ТВОЙ ХРИСТОС УЖЕ ВОСКРЕС?..»

В конце прошлого года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов предложил рассмотреть возможность перехода в датах церковных праздников с юлианского на григорианский календарь. Разумеется, это предложение имеет чисто политические причины и призвано еще больше отделить Украину от России. Однако слова Турчинова не нашли отклика среди украинских верующих, причем не только из Украинской православной церкви Московского патриархата. Так, «патриарх» Филарет, глава раскольничьей «Украинской православной церкви Киевского патриархата», заявил, что празднование Рождества 25 декабря «не воспримет народ», поэтому переход на григорианское летоисчисление не имеет смысла. Даже украинские униаты — католики православного обряда — прохладно отнеслись к инициативе.

– Мы рассматриваем вопрос перехода на григорианский календарь, но не могу сказать, что это дело ближайшего будущего, — заявил глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук.

Более того, похоже, григорианский календарь все меньше устраивает и западных христиан. По крайней мере, папа Франциск недавно заявил, что Римско-католическая церковь может пересмотреть метод расчета даты Пасхи, чтобы все христиане отмечали Воскресение Христово в один день. По мнению понтифика, возможной единой датой может быть третье воскресенье апреля. Вообще-то, идея об объединении дат Пасхи уже озвучивалась Франциском. Кроме того, Второй ватиканский собор 4 декабря 1963 года заявил, что «не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь» вместо григорианского.

Календарная проблема действительно один из камней преткновения между восточным и западным христианством. Папа Франциск как-то рассказал по этому поводу следующий анекдот. Встречаются католик и православный и спрашивают друг у друга: «Твой Христос уже воскрес? А мой только через неделю»...

Григорианский календарь был введен папой Григорием XIII. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Постепенно на этот календарь перешла сначала Европа, а потом и большая часть мира. Правда, не везде это проходило мирно. Например, в Британии, перешедшей на григорианский календарь 2 сентября 1752 года, начались протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!» Временами вспыхивали бунты, иногда приводившие к гибели людей.

Теперь разница между юлианским и григорианским календарями составляет уже 12 дней. Она постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов. В XIV веке она составляла восемь дней, в XXI веке будет 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. Использующие юлианский календарь православные церкви начиная с 2101 года будут праздновать Рождество Христово не 7 января по григорианскому календарю, как сейчас, но 8 января, а, к примеру, с 9001 года — 1 марта, хотя в православном литургическом календаре этот праздник будет по-прежнему помечен по старому стилю — 25 декабря.

– Всего через 85 лет нашим правнукам придется заучивать новые даты православных праздников. А наши внуки будут объяснять им, что это, мол, такая православная традиция — прыгающие даты каждый век, — иронизирует православный публицист Илья Забежинский.

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ПАСХА

Однако у сторонников старого стиля тоже есть свои резоны.

– Отцы I Вселенского собора 325 года в Никее определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия, — говорит иеромонах Иов (Гумеров). — В то время по юлианскому календарю оно приходилось на 21 марта. Святые отцы собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана по еврейскому календарю), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным.

То есть уже для ранних христиан критически важно было сохранять в календарном цикле евангельскую последовательность событий. Если Христос был распят в еврейский праздник Пасхи и воскрес после него, нельзя праздновать это событие до иудейского Песаха, что периодически происходит, если пользоваться григорианским календарем. Одно из апостольских правил (законов Вселенской церкви) даже гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Так что главное для церковных людей в переходе на григорианский календарь — разрушение старой пасхалии (методики расчета даты Пасхи). По этому поводу русский астроном Евгений Предтеченский писал: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной Церковью, является, по сравнению с александрийской (юлианской. — Ред.), до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает еще и предположенной цели».

Сторонники «старого стиля» указывают еще и на то, что благодатный огонь выходит из Гроба Господня в Иерусалиме именно в Великую субботу накануне Пасхи по юлианскому летоисчислению.

РПЦ ПРОТИВ НОВОГО СТИЛЯ

В Церкви звучат и другие возражения против нового стиля, касающиеся порядка богослужений и постов.

– Если Рождество «переедет» на две недели раньше, то изменится и счет недель, некоторые недели вместе с евангельскими чтениями просто пропадут (они и сейчас при поздней Пасхе могут пропасть, но все же это бывает редко). Ну а Петров пост либо урезается, либо исчезает вовсе, — говорит иеромонах Феодорит (Сеньчуков).

Григорианский календарь имеет и ряд других существенных недостатков, не только богослужебного характера. Например, вести по нему счет больших периодов трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами, поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов — усложняет расчеты оплаты труда, затрудняет сравнительную оценку итогов работы за различные месяцы и так далее.

Россия очень долго не переходила на григорианский календарь. Объясняется это, конечно, особой ролью Православной церкви. В 1899 году при Русском астрономическом обществе была образована особая комиссия по вопросу о реформе календаря. Выдающийся историк Церкви Василий Болотов, принявший участие в комиссии, говорил: «Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». Однако революция не позволила этого сделать. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 января 1918 года в России был введен григорианский календарь. Исправленный календарь получил название «новый стиль», а за юлианским укрепилось название «старый стиль».

Однако против была Русская церковь. 15 марта 1918 года РПЦ приняла следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности с церковно-канонической точки зрения скорого самостоятельного решения его Русскою церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных церквей, оставить в Русской православной церкви юлианский календарь во всей его полноте».

Позже перед РПЦ встал выбор даже не между юлианским и григорианским календарями, а между юлианским и новоюлианским. Последний был введен в 1923 году Константинопольской церковью, а разработан югославским астрономом, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем. Это была попытка некоего компромисса между новым и старым летоисчислением. Новоюлианский календарь полностью совпадает с григорианским до 2800 года. При этом 11 поместных православных церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам, что внесло в церковный календарный цикл некоторую сумятицу. Хотела в свое время принять новоюлианский календарь и РПЦ, но под давлением церковной общественности нововведение было отложено.

– Если копнуть данный вопрос поглубже, то окажется, что этот переход нигде не приветствовался православным народом, а часто был продвигаем из приспособленческих соображений достаточно одиозными деятелями, в частности патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом), который лукавым путем добился избрания на константинопольский престол, — утверждает церковный публицист протоиерей Игорь Прекуп.

КОГДА ПОСТИТЬСЯ И КОГДА ПРАЗДНОВАТЬ?

Противоречие между системами летоисчисления различных поместных православных церквей было частично преодолено в 1948 году на их московском совещании. Тогда было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии, а непереходящие — по календарю, принятому в поместной церкви. По григорианскому календарю Пасху сегодня празднует только Финляндская православная церковь, остальные поместные церкви используют новоюлианский календарь. За исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской, которые остаются на юлианском. Также его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы и США, монастыри Афона, группы так называемых старостильников в Элладской, Болгарской и Румынской поместных церквях, а также ряд восточных монофизитских церквей. Надо сказать, такое разнообразие вносит в общение прихожан разных поместных церквей некоторый сумбур.

– Были мы как-то в августе в Греции, — вспоминает Илья Забежинский. — Путевка была на 12 дней. Вылетели из Питера как раз 14 августа. Заговелись, так сказать, на Успенский пост. Денек попостились. Прилетели. А 15 августа, как раз на следующий день, у них, у греков, и у еще десяти поместных церквей — Успение! Что делать? По канонам на чьей канонической территории находишься, по тому календарю и живешь. И правда, греки ж — наши братья, православные. У них ликование на Успение — невиданное в России. И мы чего тут будем с постными лицами ходить? Мы тоже празднуем Успение и живем еще 11 дней по-гречески. То есть без поста. Какой пост, Успение уже отыграли!

Для православных верующих внутри России расхождение между церковным и гражданским календарями тоже приносит множество неудобств. Например, Новый год по новому стилю для большинства православных является большим искушением, поскольку приходится на самое строгое время Рождественского поста.

– Бедный наш народ празднует не пойми чего и не пойми зачем в ночь с 31-го на первое, а потом еще целую неделю веселится, ходит в гости, катается на коньках, бегает на лыжах, у кого деньги еще остались — путешествует, и все это с чувством вины. Ведь он это делает в самые строгие дни поста, — говорит Илья Забежинский.

– И в нынешних праздниках смысл есть, — возражает ему иеромонах Феодорит (Сеньчуков). — Начинаем мы их праздником гражданским, но Церковью освящаемым, 20 декабря (2 января нового стиля) — последний день «мягкого» поста, а дальше — пост строгий и приуготовление к празднику Рождества — время сугубой молитвы. А потом — Рождество и Святки начинаются. А если Рождество на 25 декабря перенести, то и в сочельник на службу не попадешь, и в другие важные дни.

Впрочем, в России периодически делаются попытки преодолеть расхождение светского и церковного календарей. Например, В 2008 году Госдума рассматривала вопрос о переводе российского календарного стиля с григорианского на юлианский. Однако законопроект поддержал всего один депутат, против высказались трое, а остальные 446 депутатов вообще не участвовали в голосовании.

Однако, в конце концов, различия в календаре — не главные проблемы, стоящие перед христианским миром. Впрочем, по некоторым сведениям, вопрос о единой дате Пасхи может стать темой обсуждения на Всеправославном соборе в наступившем году. Если этот собор вообще состоится. Но это уже другая тема.


1 февраля 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931