Отец киевского фуникулёра
ЯРКИЙ МИР
Отец киевского фуникулёра
Семен Киперман
журналист
Израиль
2611
Отец киевского фуникулёра
Киевский фуникулер. Михайловский подъем с видом на Подол (фотография начала XX века)

Одна из достопримечательностей города Киева — фуникулер, рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Этот специализированный транспорт применяется в условиях сложного рельефа местности, название его взято с французского «funiculaire» (производное от латинского «funiculus» — верёвка, канат)

Киевский фуникулер был построен для транспортного соединения основной части города с Подолом – историческим районом Киева, получившим своё название из-за расположения у подножия киевских холмов на берегу Днепра. Во времена Киевской Руси здесь находились основные торговые и ремесленные сооружения. Но Подол – не просто один из административных районов украинской столицы, это живая история Киева.

В разные годы Подол посещали Петр Первый, Оноре де Бальзак, Ференц Лист, многие другие выдающиеся личности. Здесь жил Михаил Булгаков, в Воскресенской церкви на Спасской улице венчались Анна Ахматова и Николай Гумилев.

Продолжительное время на Подоле находилась городская дума. Эта приднепровская часть города издревле была районом проживания ремесленников и речников. Здесь разрешалось жить евреям, но, по словам Шолома-Алейхема, не всем, а только имеющим «правожительства»: ремесленникам, приказчикам, служившим у купцов первой гильдии, отставным солдатам-кантонистам и тем, чьи дети обучались в гимназии. Все прочие евреи пробирались сюда тайком, на короткий срок, и жили в большом страхе, пользуясь милостью дворника или ”господина пристава”.

Именно здесь, на Подоле, с 1895 года начала действовать первая киевская синагога. Она же оказалась единственной в Киеве, которую не закрыли в советские времена.

В течение многих веков киевлянам и гостям приходилось с большими сложностями преодолевать дорогу от Днепра в расположенный выше Старый город. Можно только догадываться, сколько трудностей создавал крутой подъем с Подола для местных жителей. Даже появление деревянных лестниц не особо упростило сложный маршрут к Михайловской площади — нужно было одолеть около пятисот ступеней, пройдя 36 лестничных площадок.

Единственным способом добраться до Верхнего города, миновав крутой подъем, был трамвай, который шел по Владимирскому спуску. Что же касается Андреевского спуска, который был еще круче, то сооружение там трамвайного пути даже не намечалось: это было очень сложно с инженерной точки зрения. Поэтому со временем возведение фуникулера, невзирая на дороговизну его строительства и эксплуатации, стало просто неизбежно: это устройство по сути являлось единственно возможным транспортным средством для передвижения по крутому склону.

О необходимости строительства фуникулера для транспортного соединения Подола с Верхним городом задумались еще в далеком 1883 году. Эту идею предложил талантливый инженер путей сообщения Артур Адольфович Абрагамсон.

Он родился 3 марта 1854 года в Одессе в семье доктора медицины Адольфа Бернардовича Абрагамсона и Беллы Осиповны Рабинович, дочери известного еврейского писателя Осипа Рабиновича, которого называли «пионером русско-еврейской литературы». Начальное образование Артур получил во Второй одесской гимназии, затем поступил на физико-механический факультет Новороссийского университета. С 1872 по 1876 годы обучался на инженерном отделении Цюрихского политехникума, по окончании которого защитил диплом инженера. Возвратившись в Россию, продолжил учебу в институте Корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1879-м. Артур посвятил себя железнодорожной технике по специальности «служба путей и сооружений».

В 1882 году молодой инженер путей сообщения поселился в Киеве. Пригласивший его сюда для прохождения службы в железнодорожном управлении шеф Юго-Западных железных дорог Сергей Витте (будущий премьер-министр Российской империи) называл Абрагамсона, получившего два инженерных диплома, «инженером в квадрате». Обучаясь в Цюрихе, студент видел в Альпах канатные подъемники. Именно эти устройства показались ему как нельзя более подходящими для холмистого киевского рельефа. И уже с 1883 года с «подачи» Абрагамсона в Киеве начали обсуждать реальные проекты фуникулера. Но идею транспортного соединения Подола с Верхним городом Артуру Адольфовичу пришлось “пробивать” еще без малого два десятка лет. Городская управа дала окончательное согласие на строительство лишь в 1902 году, назначив идейного вдохновителя строительства руководителем проекта.

Разработку путевых конструкций проводил инженер Николай Пятницкий, а проектирование стационарных павильонов — архитектор Александр Барышников. Проектные работы велись вплоть до 1904-го, а строительство долгожданной “канатной дороги” завершилось в мае 1905-го. Генеральным подрядчиком работ выступало Общество городской железной дороги, а главным инвестором являлось Бельгийское акционерное общество, владевшее в Киеве монополией на трамвай и конно-железную городскую дорогу.

Все было сделано на высшем уровне: оборудование и даже тележки вагонов фуникулера были изготовлены в Швейцарии, стране, имевшей большой опыт в сооружении канатных дорог. По некоторым данным, сооружение фуникулера вылилось киевской казне в довольно солидную сумму – 172 тысячи рублей, а Бельгийское акционерное общество потратило 230 тысяч рублей. Издание ”Киевский календарь”, назвавшее новый вид транспорта ”чудом искусства и науки”, отмечало: ”Верхняя станция подъема как будто парит в воздухе, она представляется игрушечной беседкой и кажется воплощением причудливого замысла волшебника. От нее вниз спускается широкая лента длиною в сто саженей — точно протянутый кусок холста; виадук или железнодорожное полотно наклонно упирается в нижнюю станцию. Если посмотреть с высоты птичьего полета, то все кажется очень эфемерным. Обе станции внутри скорее напоминают павильон в летнем загородном саду. При этом всё сделано не только изящно, но и прочно, всё выстроено из железобетона: и стены, и столбы, и виадук, и быки, на которых лежит железнодорожное полотно. И только рельсы, блестящие сталью на солнце, напоминают о железной дороге… И по ней беспрерывно курсируют два вагона: в то время как один с пассажирами “взлетает” вверх, второй плавно спускается вниз. Это путешествие совершается споро, без затрат человеческих сил и не утомительно для пассажиров».

Открытие фуникулёра состоялось 7(20) мая 1905 года. К полудню площадка верхней станции была заполнена народом. Прибыли и почётные гости: городской голова В.Н.Проценко, директор правления Общества Киевской железной дороги Д.С.Марголин, командующий войсками Киевского военного округа генерал В.А.Сухомлинов. На торжественном обеде Артур Абрагамсон подчеркнул, что фуникулер ”представляет лучшее в техническом смысле украшение города”.

Первый день был испытательным: подъемником могли воспользоваться строители, механики. А уже на следующий день, 8(21) мая, началась перевозка пассажиров. Каждый из двух вагонов мог вместить 70 человек. Только 8 мая 1905 года услугами фуникулера воспользовались 22 тысячи человек. Самый крутой (в прямом смысле слова) вид наземного транспорта, построенный в Киеве, существенно облегчил жизнь горожанам и приезжим. До конца 1905 года были перевезены 500 тысяч пассажиров. Киевский подъемник стал вторым в Российской империи — первый фуникулер открылся в Одессе в 1902 году.

Артур Абрагамсон, которого называют «отцом Киевского фуникулера», прошел путь от рядового инженера до руководителя центральных железных дорог. Был начальником дистанции на Бендеро-Галицкой дороге, в 1887 году его назначили начальником технического отдела. В 1897-м стал помощником начальника этой службы. Затем — начальником служб пути Юго-Западной железной дороги (1904), Северной железной дороги (1910), был директором правления Московско-Казанской железной дороги (1911). С 1898 по 1917 годы — редактор журнала “Инженер”, который создал вместе с А.П.Бородиным в 1881-м. В качестве представителя Юго-Западных дорог неоднократно командировался на международные железнодорожные конгрессы, был представителем главного управления железных дорог в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, стал кавалером французского ордена Почётного легиона.

За высокую квалификацию, усердие и трудолюбие Абрагамсон был удостоен чина действительного статского советника, который, согласно табели о рангах, соответствовал генеральскому званию. Под его наблюдением были сооружены Киевская сеть электрических железных дорог, городская канализация и электрическая дорога в Елисаветграде.

Артур Адольфович принимал активное участие в разработке положения Киевского политехнического института, взяв за образец Цюрихский политехникум. Был председателем строительного отдела Императорского русского технического общества в Киеве.

В октябре 1910 года Абрагамсон перешел на службу в Москву, его назначили начальником службы пути и сооружений Северной железной дороги. В 1918-м он уехал в Париж, где активно занимался общественными делами в среде инженеров. В 1923-м на первом Съезде русских инженеров в Париже был избран товарищем председателя президиума Федерации Союзов русских инженеров за границей. Он скончался 13 июня 1924 года в Москве.

А Киевский фуникулер исправно продолжал перевозить пассажиров с Владимирской горки на Подол и обратно. Временами проводился необходимый ремонт. В 1929-м рельсовый путь удлинили на 38 метров. Во время Второй мировой войны в условиях нацистской оккупации фуникулер работал с перебоями. После освобождения города подъемник прошел небольшой восстановительный ремонт и был вновь запущен в эксплуатацию.

Более ста лет фуникулёр пользуется неизменной популярностью среди киевлян и гостей города. И секрет популярности прост — это не только удобный и быстрый вид транспорта, существенно облегчающий утомительный подъём на холмистую часть города, но и источник незабываемых впечатлений: из окон вагонов открывается удивительной красоты вид на полноводный Днепр и вечно молодой Киев, любоваться которыми можно бесконечно.

В начале ХХI века на верхней станции фуникулера в присутствии высокопоставленных гостей из Швейцарии была установлена памятная доска с перечнем его создателей. Но, как это нередко случается, на гранитной плите не оказалось имени человека, без которого могло бы не быть ни этой станции, ни памятной доски, ни всего сооружения — главного инициатора создания и проектировщика фуникулера Артура Абрагамсона. Тут же в Киеве пошли разговоры: мол, его не упомянули из-за еврейских корней: дескать, будь он представителем титульной нации, его бы не то что на доску занесли — и памятник могли бы поставить.

Очень надеюсь, что это не так – скорее, имя «отца киевского фуникулера» забыли упомянуть из-за безалаберности организаторов. Хочется верить, что историческая справедливость восторжествует, и имя одного из творцов этого уникального технического сооружения будет увековечено.


24 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8257991
Александр Егоров
929688
Татьяна Алексеева
763275
Татьяна Минасян
317639
Яна Титова
242539
Сергей Леонов
215369
Татьяна Алексеева
178387
Наталья Матвеева
174987
Валерий Колодяжный
169528
Светлана Белоусова
156979
Борис Ходоровский
154992
Павел Ганипровский
130451
Сергей Леонов
111883
Виктор Фишман
95531
Павел Виноградов
91978
Наталья Дементьева
91521
Редакция
84673
Борис Ходоровский
83116
Станислав Бернев
75659