Чудо обновления
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №15(453), 2016
Чудо обновления
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
2931
Чудо обновления
Смоленская икона Божией Матери

В 1989 году Русской православной церкви возвратили Иоанновский монастырь, что на реке Карповке в Санкт-Петербурге, основанный Иоанном Кронштадтским. В храм стали приносить старые иконы. Среди них находился образ Богоматери, державшей свой Покров. Икона имела полукруглое завершение. Изображение было совершенно темным, но вскоре после Пасхи 1992 года прихожане заметили, что лик Божьей Матери посветлел. А затем образ стал обновляться сверху вниз. Краски приобрели яркость, насыщенность, трещинки сами собой затянулись. Через некоторое время изображение полностью обновилось: из грязно-серого стало небесно-голубым.

«Эпидемия» обновления икон

Фактов обновления икон в Средние века, в XVIII–XIX столетиях автору в православной литературе и документах не встречалось. Зато в 20-х годах прошлого века, когда храмы повсеместно закрывались и разорялись, наблюдалось массовое обновление икон в церквах по всей территории тогда уже Советского государства.

Писатель Сергей Нилус в письме от 22 июля 1922 года сообщает знакомому духовному лицу: «Писал ли я вам про массовое обновление старых икон, чему мы были сами многократно благоговейно-изумительными свидетелями? Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола, позолоченные на храмах и колокольнях. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не совершилось подобное чудо. Встали в тупик перед ним даже самые ярые гонители Христовой Церкви».

Действительно, информация об обновлении икон исходила от самих сотрудников Главного политического управления (ГПУ). Например, один из гэпэушников сообщал о «калиновском чуде», когда обновились более пятидесяти икон. В деревню Калиновка отправились крестные ходы со всех сел и деревень Волынской губернии.

Иеромонах Василий (Костюк) отмечал в одном из православных листков: «Для большего вразумления людей святые иконы стали обновляться не только в храмах, а и в частных домах верующих мирян, в городах и глухих деревнях, особенно же там, где с особой силой царствует неверие или злоба».

Известен случай обновления иконы Иверской Божьей Матери в доме Павла Бунато (село Городняны Полесской епархии). В деревне Теляки в доме крестьянки Феклы Блохи обновились иконы Воздвижения и Божьей Матери. Более семи случаев обновления икон в 1931 году зафиксировано в домах деревенских жителей в средней полосе России.

Документы рассказывают, что многие обновленные иконы отбирались и уничтожались (все уничтожить было невозможно), а владельцев образов, священников и свидетелей чуда отдавали под суд, затем отправляли «в места не столь отдаленные».

Однако никакие репрессии не могли остановить совершавшегося процесса. В определенный момент власти даже сдались. В 1924 году в газете Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) одна из заметок начиналась словами: «Повсеместно началось обновление икон…» Далее шел рассказ, как возродился один из образов и перед ним сама собой зажглась лампада. К иконе приставили даже часового, который подтвердил совершившееся чудо. Но после допроса «с пристрастием» признался, что в тот день много выпил самогонки.

В Петрограде иеросхимонах Самсон (Сиверс) наблюдал обновление иконы, которое проходило не совсем обычно. В своей келье старец Самсон увидел, как образ загорелся каким-то необычным огнем. В основном синим, не красным, но были и другие оттенки. Сама икона хрустела, словно лучину разжигали для разведения огня в самоваре. Кот, находившийся в келье, спрятался от испуга под шкаф. Самсон сначала подумал, что у него пожар в келье. Однако дыма не было; только сине-голубой свет колыхался. Приглянулся: горела икона, но необычно – ни запаха горящего дерева, ни пыли, ничего не было. «А я стоял в мантии, в клобуке, – вспоминал впоследствии иеросхимонах Самсон, – стою как полагается и чего-то жду. А потом – хлоп! Как хлопушка, и потухло. И чистый воздух. Подхожу к Федоровской иконе – она чистая, а была совершенно темная. Все краски, изображение, лик – полностью восстановились…»

Второй раз старец Самсон наблюдал обновление иконы в 1927 году, когда Петроград уже переименовали в Ленинград. Опять же «пожар» в келье. Его монах увидел после возвращения с церковной службы, которую он проводил в греческом храме вместе с патриархом Алексием. В келье обновился еще один образ Божьей Матери.

Волна обновления икон как началась внезапно, так внезапно и закончилась, чтобы нахлынуть уже в наше время – в 90-е годы ХХ века, когда храмы и монастыри повсеместно возвращались в лоно церкви.

Храмы возвращаются – иконы обновляются

Об обновлении иконы Богоматери в Иоанновском монастыре рассказано выше. Наблюдалось немало других случаев совершения чуда в Петербурге и других епархиях России.

В марте 1991 года в знаменитом Царском Селе (здесь в лицее учился Александр Сергеевич Пушкин) на берегу протоки у Колонистского пруда пятилетний мальчик нашел икону Божьей Матери: литографию на доске, в разорванной и погнутой металлической ризе. Образ отдали в местный Государев собор. Священники разобрали надпись на иконе: «Федоровская…» Таким образом, икона вернулась в храм своего имени – в церковь во имя иконы Федоровской Божьей Матери. Ее поместили в Пещерном храме на столпе, у которого обычно молился государь Николай Второй. Через некоторое время образ просветлел сам собой.

В Петербурге в храме Богоявления на Гутуевском острове, возвращенном Русской православной церкви в 1992 году, постепенно начала светлеть настенная живопись. Обновились картины «Беседа отрока Иисуса в Иерусалимском храме» и «Уверения апостола Фомы». Тот же процесс произошел с живописью в алтаре. Обновление продолжалось с 1992 по 1997 год. Краски приобретали сочность по стенам снизу вверх и с запада на восток.

Два года – с 1992-го по 1994-й – шло обновление иконы «Царь царей» (то есть «Царь над царями») в храме Воскресения Христова, что у бывшего Варшавского вокзала в Петербурге.

Верующие вновь обрели храм в 1989 году. Икона «Царь царей» стала одной из первых, вновь появившихся в церкви. Образ был закопченный, почти черный, как будто побывал в пожаре. Даже краски местами были вспучены; не просматривались ни митра, ни нимб. И вот в 1992 году образ стал обновляться. Причем реставраторы к нему и на шаг не подходили.

Сначала подумали, что это результат просушки храма – ведь в нем за многие годы бездействия много сырости накопилось. Однако и впоследствии образ продолжал обновляться сам собою. Стали различимы краски, которые становились все ярче: синие, красные, белые.

Иеромонах Пахомий (Трегубов) вспоминает: «Стало видно красное облачение Спасителя с драгоценными камнями и синий подризник. Такой насыщенной синевы недавно еще не было! Четко обозначились контуры трона. Подножие было едва заметно, но к Пасхе 1994 года проявилось и оно…»

Надо заметить, что чаще всего обновлялись намоленные иконы. 

К образу «Царь царей» приходило много верующих, которые искренне молились, каялись в своих грехах. Монах Николай (Парамонов) подметил, что в храме часто молились бывшие заключенные: «Их слезы порой заливали крест и Евангелие на аналое. И вот эта глубина покаяния породила, думаю, то, что иконы начали обновляться».

В этой же церкви обновились иконы Тихвинской Божьей Матери, Воскресения Христова… Особое место в этом ряду занимает икона Божьей Матери «Умиление». В 1993 году ее принесли в храм двое сотрудников таможни Петербургского порта. Они попросили поместить образ на видном месте, чтобы каждый верующий, пришедший в церковь, мог подойти к нему, помолиться. Пока изготовляли специальный киот, икона находилась в служебной сторожке у свечницы Анны Михайловны. Однажды после того, как она приложилась к иконе, прошла зубная боль: «Флюс меня мучил, вся десна распухла. Вечером, когда все ушли, я приложилась к иконе, попросила Матерь Божию и преподобного Серафима: «Вылечите мне зуб!» Наутро проснулась – как будто вообще ничего не было». 

На иконе есть надпись: «Пред сим образом молился и преставился ко Господу преподобный Серафим Саровский». В начале Великого поста 1994 года совершилось обновление образа. Сначала обрел прежние цвета нимб Богородицы, затем ее одеяние. 

В Москве произошло обновление иконы святителя Митрофания Воронежского и нескольких икон в церкви Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. В украинском городе Молочанске (Запорожская область) произошло обновление нескольких икон в домах местных жителей. Известен также случай, который произошел на глазах прихожан храма во имя Сергия Радонежского в городе Навои (Узбекистан). Во время богослужения молящиеся наблюдали яркое сияние, исходящее от Казанского образа Божьей Матери на хоругви. Чудо длилось около часа. Сияние образа время от времени возобновляется по сей день. В этот же храм одна из прихожанок принесла начавший обновляться образ Богоматери. Икону поместили в алтарь церкви, где продолжилось ее обновление.

Это несколько фактов из многочисленных свидетельств обновления икон. А что Господь пытается донести до нас, являя чудо, мы можем только догадываться.

«Несомненный исторический факт…»

Именно так назвал чудеса Господни архимандрит Харбинский Мефодий: «Знамения и чудеса в духовном мире человека и в жизни Церкви имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов, а потому они должны быть записаны как несомненный исторический факт».

Повторим: Божиих чудес документально зафиксировано огромное количество. Но как к ним относиться? Как их трактовать? Увы, наверное, в земной жизни нам не дано этого понять. Конечно, можем о чем-то догадываться. Например, собирательница свидетельств о православных чудесах Анастасия Семенова в одной из своих книг высказывает предположение: «Каждое чудо адресовано лично человеку, которому Всевышний позволил его увидеть, это чудо. Ничего в нашей жизни не бывает случайного, все не зря, все для чего-то, во всем есть смысл, и цель, и задача. Каждое чудо – еще одна попытка Господа поговорить с нами».

Естественно, свои умозаключения Анастасия Семенова во многом основывает на прочитанном у богословов, у Отцов Церкви, которым тайна, может быть, приоткрывается больше, чем простым прихожанам церквей. 

У протоиерея Сергия Булгакова в книге «О чудесах евангельских» есть простая, но очень глубокая мысль: «Чудо в религиозной жизни занимает очень важное место. Для верующей души оно является как бы доказательством бытия Божия, действием Бога в мире».

Как известно, сторонники существования только материального мира категорически отрицают саму возможность чудес, поскольку, по их мнению, чудо противоречит законам природы. Протоиерей отец Герасим (Шорец) возражал по данному поводу: «Если человек, благодаря своей свободной воле, имеет возможность влиять на природу, то неужели же Бог такой возможности не имеет». Один из приятелей Чарльза Дарвина, узнав, что человек произошел от обезьяны, написал ученому: «Пускай человек произошел от обезьяны, но обезьяну-то создал Бог!»

Многие не верующие в чудеса Господни сами принимают на веру, что число 13 – несчастливое; верят, если заяц перебежал дорогу, пути не будет, верят в сглаз, ворожбу и во многое другое – нематериальное… Почему же они не могут поверить в существование Всевышнего?

«Они не верят в сотворение Богом мира, – продолжал в той же проповеди отец Герасим (Шорец), – но верят в произвольное зарождение или падение на Землю зародышей органической жизни из неизвестных миров (существование которых до сих пор не доказано. – М. Е.). Они не верят, что Христос мог воскресить человека, то есть вновь оживить бывший ранее живым организм, но верят, что некогда из мертвой материи возникли живые организмы».

Интересно, сами отрицатели чудес верят в сверхъестественное, но совершившееся давным-давно, а ведь никто эти чудеса не наблюдал. И как быть с необъяснимыми с материальной точки зрения явлениями, которые происходят в наши дни?  

Современного человека вслед за апостолом Фомою привлекает зримое чудо, то, что можно потрогать руками. Вот пожалуйста: обновление икон, мироточение образов. Данные явления нельзя объяснить с рациональной точки зрения. По мнению богословов, чудеса совершаются Господом не для того, чтобы поразить наше воображение. Это доказательство участия Спасителя в жизни каждого человека. 

И не следует забывать слова из Священного Писания: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны не видевшие и уверовавшие».


23 июня 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299