Чертовщина
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №14(322), 2011
Чертовщина
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
1844
Чертовщина
Черти в аду

Он кажется забавным и дурашливым, но чаще бывает таинственным и опасным. Достоверных сведений о Нем не существует, а вымыслов больше, чем достаточно. По мнению большинства людей, Он обладает энциклопедическими знаниями, так как о любом непонятном предмете уверенно говорят, что «Он его знает». «Иди к Нему», — посылаем мы своих недоброжелателей и обидчиков, видимо, полагая, что в потустороннем мире Он исполняет функции участкового уполномоченного, призванного усмирять буянов и перевоспитывать дебоширов. В старину Его старались не поминать всуе, побаивалась дьявольских козней, на которые Он большой мастер. Бес, нежить, нечисть, кромешный, ворог, неистовый, лукавый, недобрик, нелегкий, неладный, лихой, соблазнитель, хохлик, шиликун, отяпа, несветик, рогатый, немытик, окаянка, супротивник — вот сколько прозвищ придумали люди, чтобы не произносить Его имени. Его изображения в старинных рукописях иногда намеренно затерты или запачканы, потому что древнерусские читатели не могли равнодушно смотреть на эту богомерзкую погань. Кто же он, этот скромный труженик кочерги и лопаты, который, не покладая волосатых лап, подбрасывает уголек под раскаленные сковородки с корчащимися в муках грешниками? И почему известнейшие литераторы и знаменитые ученые мужи написали о Нем так много сказок, поэм, рассказов и мудреных трактатов? Если честно сказать, черт его знает!

«Имя его легион»

«Дьяволы бывают двух видов: разжалованные ангелы и сделавшие карьеру люди», — заметил один острослов, не верящий ни в бога, ни в черта. Люди верующие знают, что дьявол был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», он пребывал в чине херувима, то есть был ангелом, наиболее приближенным к Богу. Как и все небесные создания, он обитал в райском саду среди «огнистых камней», но, возжелав стать равным Богу, собрал огромное войско и выступил в борьбу с силами света. Небесное воинство, возглавляемое архангелом Михаилом, одержало победу. Разжалованный из херувимов богоборец был низвергнут на землю. Многочисленные последователи дьявола вылетели из рая вслед за ним, превратившись в демонов разных мастей. Надо заметить, что эта версия ангельского грехопадения была признана церковью только в 1215 году на Четвертом Латеранском соборе, где официально объявили, что «дьявол и другие демоны от Бога созданы благими, но сами по своей вине сделались дурными».

Богословов издавна интересовал вопрос: сколько ангелов упали с небес? В 1459 году вышло в свет первое печатное издание о колдовстве, книга испанского епископа Альфонса де Спина «Крепость веры». Наконец-то, автору удалось пересчитать всех чертей! Он утверждал, что треть всех ангелов стала падшими, и даже назвал численность дьявольского войска — 133306668. Но небо не опустело, вакантные места, образовавшиеся в связи с исходом ангелов, были немедленно заняты святыми. Альфонсу де Спина принадлежит честь открытия первой периодической системы демонов, он разделил многообразную дьявольскую нечисть на десять видов. Неизвестно, какими методами он пользовался для своих сверхточных вычислений, может быть, классификация демонов приснилась ему во сне, как Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая таблица элементов. Де Спина расположил падших ангелов в порядке их вредности для человека: от шалунов-полтергейстов до невидимых инкуб, вступающих в интимную связь с женщинами. Примечательно, что в финале любовного соития демон-инкуб превращается в столб черного пара, а затем принимает облик мужчины приятной наружности. В это время супруг совращенной женщины может его увидеть. Мужья, надолго уезжающие в командировки, до сих пор встречают инкуб в своих спальнях, и, если бы они читали правдивые сочинения монаха де Спина, то не стали бы ругать своих благоверных. Женщины ни в чем не виноваты. Как говорится, черт попутал!

Число падших ангелов, открытое Альфонсом де Спиной, не считается величиной канонической. Через сто лет после выхода в свет книги «Крепость веры» появились новые уточненные данные, и оказалось, что в свите дьявола состояли 66 князей тьмы и 6660000 демонов. Перепись адского населения еще не раз становилась предметом острых религиозных диспутов, на которых святые отцы обсуждали и другие животрепещущие вопросы, к примеру, «как размножаются черти?».

Блуд наитягчайший

На Руси долгое время существовало поверье: кто стряхивает с рук брызги, тот плодит чертей. Это суеверие возникло не на пустом месте, считалось, что бесы размножаются весьма необычным способом: черт мочит свои мохнатые лапы в воде, потом заводит их за спину и отряхивает — и каждая капелька воды превращается в чертенка! Наверное, эту наивную сказочку черти рассказывают малолетним бесенятам, что-то вроде наших рассуждений об аистах и детях, найденных в капусте. На самом деле все намного сложнее, и черти решают свои демографические проблемы, пользуясь женской доверчивостью и неопытностью. Пикантные подробности их любовных похождений поведал в своем тракте монах Людовико Синистрари. Как юрисконсульт Верховного трибунала суда Святой инквизиции он специализировался на делах о лицах, заподозренный в любовных отношениях с чертями, и многое узнал об их проделках. Его книга «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в Венеции в 1700 году и немедленно стала бестселлером. Публика, жадная до эротического чтива, раскупила весь тираж, и уже через полгода вышло второе издание. Конечно, монах Синистрари хотел предостеречь женщин от дьявольских соблазнов, но тут, видимо, вмешался черт, и вместо скучных назиданий из-под пера монаха вышла средневековая Кама сутра. Опомнившись, инквизиторы включили творение Синистрари в число запрещенных книг, но было уже поздно. Любознательные читатели и читательницы узнали, что волосатая морда не мешает целоваться, что рога и копыта помогают ласкать прелестницу. А кисточкой хвоста проклятые соблазнители творят с женщинами такое!.. Ну, просто черт его знает что!

«Телесное смешение с дьяволом есть блуд наитягчайший» — глубокомысленно заявил в своем теологическом труде «Мир с Богом человеку» архимандрит Печерской лавры Иннокентий Гизель. И надо же такому случится, что этот страшный грех приключился с дочерью устюжского попа Соломонией. Поповская дочка вышла замуж по любви за земледельца Матвея, но жизнь молодых не заладилась с самого начала. В первую брачную ночь Матвей ненадолго отлучился из невестиного чертога по какой-то неотложной нужде. Неожиданно Соломония услышала странный стук, она отворила дверь, и в комнату ворвался огненный вихрь. «И в третий день очюти у себя во утробе демона люта, терзающа утроба ея». И с той поры каждую ночь к Соломонии стали являться шестеро чертей и «оскверняли ее». Матвей вместо того, чтобы защитить жену от насильников, отвез Соломонию к отцу. Тут уж черти разошлись во всю, они носили несчастную женщину по воздуху, бросали в воду, оставляли ее в поле нагой, принуждали убить отца. Согласно народному поверью, женщина, зачавшей от черта, вынашивает бесенят от трех до семи лет, рожает их в страшных муках, потом заболевает, сходит с ума или умирает. Однако Соломония благополучно разрешилась от бремени, произведя на свет божий шестерых синевато-черных чертенят. Повивальная бабка отнесла чертово отродье под мост, откуда новорожденные бесенята «начаша камением метати и землю бросати». Долго молилась Соломония, и во сне к ней явилась святая Феодора, открывшая причину ее страданий: «тебя пьяный поп крестил и половину крещения не исполнил».

8 июля 1671 года Соломония заявила о своем чудесном исцелении официальным церковным властям города Устюга. Ее рассказ, записанный попом Яковом, стал предупреждением всем девицам, которые должны помнить, что «черти приглашают к себе девиц, заставляют их есть и пить, а делать этого не должно, иначе можно стать их вечными полонянками». Этот мудрый совет не утратил актуальности и сегодня...

Нищепитательница на Куличиках

Нищепитательница... Какое прекрасное русское слово, оно, как и вся допетровская Русь, растаяло, исчезло, растворилось. А ведь ничто не предвещало страшной беды — явления Антихриста, так противники реформ именовали правление Петра I. В царствование его отца, «тишайшего» государя Алексея Михайловича никому и в голову не приходило посягать на благочестивые обычаи седой старины. Царь Алексей Михайлович был человеком глубоко религиозным. Находясь в храме, он внимательно следил за порядком богослужения, успевая при этом ставить свечи, точно отсчитывать положенное по уставу число поклонов и принимать участие в чтении Евангелия и пении псалмов. Можете себе представить, как разгневался государь, узнав, что в патриаршей нищепитательнице на Куличках, что за Варварскими воротами, близ Ивановского монастыря завелся черт. Не правда ли в этих словах слышится что-то очень знакомое? Конечно, это всем известный адрес «У черта на куличиках». Оказывается, туда легко добраться на метро: доехав до станции «Китай-город», надо пройти по улице Солянка до храма Всех Святых на Кулишках. Название Кулишки произошло от слова «кулига» — влажное, болотистое место, луг на берегу реки. Во времена царя Алексея Михайловича от храма Всех Святых на Кулишках до Москвы–реки простирался заболоченный Васильевский луг, а, как известно, черти обычно селятся на болотах. «Не ходи при болоте: черт уши обколотит!», — предупреждает русская пословица.

Итак, на Куличиках завелся черт. В нищепитательнице, то бишь в богадельне, его поселил какой-то заезжий чародей. «Ни днем, ни ночью тот черт никому не давал уснуть, таская людей с постелей и с лавок, и всем вслух нелепости вопиял. И на печи, и на полатях, и в углах стуча и гремя и нелепыми голосами крича, всех устрашал. Благочестивый же царь Алексей Михайлович повелел духовного чина людям на отгнание того черта молитвы творить, но успеха не было, и черт еще свирепее укорял всех, и грехи всех явно рассказывал, обличая и стыдя, а иных даже бил и выгонял вон. Много раз принимались изгнать того беса, но не могли с ним сладить». В богадельне черт с Куличек вел себя как комендант женского общежития: только начнут женщины ругаться — он тут как тут. Однажды возник серьезный конфликт из-за пропажи кусочка мыла. Одна баба кричала: «Отдай мыльцо!», а соседка ей в ответ: «Свиное рыльцо!» Неизвестно, чем бы дело кончилось, но вмешался черт и указал на воровку.

Царь Алексей Михайлович поручил изгнание черта с Куличек преподобному Иллариону, причем приказал сделать это так можно быстрее, в Москву должны были прибыть вселенские патриархи. Неудобно перед иностранными гостями, что в первопрестольной беснуется черт! Поселившись в богадельне, Илларион стал усердно молиться, но черт не сдавался. Он обернулся черным котом, а потом и вовсе стал невидимым. «В то время баба положила ребенка в люльку и начала качать его. Черт же выхватил ребенка, взял невидимою силою саму бабу, положил в люльку и стал ее трясти, приговаривая: «Люли, баба! Люли, дурная!» Черт с Куличек был правдолюбом, он смело обличал людские пороки, не глядя на чины и звания. В помощь Иллариону были приглашены три попа, но бес встретил их такими словами: «Сами пьяны, как свиньи, а меня выгнать хотите», а вечером того же дня взял да поцеловал монаха Иосифа Рябчика в сахарные уста. Преподобный Илларион был возмущен таким проявлением нетрадиционной сексуальной ориентации, но бес оправдывался тем, что Иосиф Рябчик на ночь рот не перекрестил. Нечеловеческая борьба с чертом продолжалась пять недель и, наконец, преподобный изгнал черта с куличек, богаделенные бабы зажили спокойно, но скучно, а Илларион «возвратился в свой монастырь яко царев храбрый воин».

Разговор с чертом

Все эти рассказы относятся к временам стародавним, и сам черт не разберет, что на самом деле произошло в патриаршей богадельне, и от кого забеременела несчастная Соломония. И можно лишь вспомнить слова великого русского историка Василия Ключевского: «Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями». Итак, перенесемся в просвещенный XIX век, когда ученые стали исследовать случаи появления чертей с помощью точнейших научных методов.

16 ноября 1870 года на хуторе помещика Щадова, расположенном в Оренбургской губернии, начали происходить необъяснимые явления. Появление черта в степной глуши не осталось незамеченным, дом господина Щадова посетила комиссия ученых из Императорского географического общества, паранормальными явлениями заинтересовались члены кружка спиритуалистов, возглавляемого профессором Петербургского университета Александром Николаевич Аксаковым. Господин Щадов тщательнейшим образом записывал невероятные события. Приведем небольшие отрывки из его многостраничных показаний:

«16 ноября 1870 года я вернулся из Илецкого городка, который расположен в 30 верстах от хутора, где мы в то время жили с семьей. Не успел я войти, как моя жена Елена Ефимовна заявляет, что они уже две ночи не спят от каких-то неестественных, по ее словам, стуков на чердаке, в стены и окна, а заключила она свой монолог заявлением, что у нас просто завелись в доме черти. Я вначале сердито оборвал этот рассказ, не веря, разумеется, никакой сверхъестественности, но потом, утолив голод и отдохнув, шутливо обратился к жене за разъяснением её ночных тревог. По словам Елены, за два дня до моего приезда вечером наша полугодовалая дочурка сильно расплакалась и, чтобы утешить ее, она попросила кухарку Марию поиграть на гармонике, отчего наш ребенок обычно успокаивался. Мария, веселая и бойкая баба, тотчас заиграла на гармонике и начала отплясывать казачок, мастерски выделывая особенно трудное па, которое у нас называют «в три ноги». Неожиданно жена и мельничиха, с которой она беседовала, услышали на чердаке стук, словно Мария продолжала плясать, выделывая свое знаменитое коленце «в три ноги». Позвали кухарку и предложили ей послушать. Бесстрашная баба тотчас отправилась на чердак и облазила там все углы, но разыскать виновника переполоха ей не удалось.

— Что за дичь! — резко ответил я, выслушав жену. — Как ты, бывшая институтка, могла поверить в какие-то темные небывалые силы! Вас просто кто-то пугал!

Не смотря на то, что моя матушка подтвердила рассказ жены и сказала, что в доме завелась нечистая сила, я, не обращая более внимания на эти разговоры, тотчас после чая залег в постель и углубился в чтение «Путешествия по Африке». Неожиданно в полнейшей тишине я услышал на чердаке трехмерный темп пляски. Затем стук раздается уже в окно громко и нетерпеливо. От этих звуков жена моя проснулась и сказала:

— Вот началось! — стала творить молитву.

И вдруг из сеней раздается звук, как при падении чего-то громоздкого и мягкого, словно свалился десятипудовый мешок с мукой. Выскакиваем в сени в тоже мгновение — ну, как есть никого! Хоть бы мышь или кошка промелькнула под ногами в это время, всё бы, кажется, легче было, а то абсолютная пустота. Измученные мы с женой вошли в комнату и закрыли за собой дверь на крюк, кто-то с такой силой рванул ее, что дверь едва удержалась на петлях.

На потом началось самопроизвольное летание разных вещей, например, валенок, ботинок, лежавших до того на полу, а потом стремительно взлетавших к потолку. Причем иногда летящая вещь издавала какое-то отравительное шипение. Но страннее всего было то, что вещи при падении производили звук совершенно им несвойственный.

Например, из-под кровати вылетает ночная рубашка, а, падая на пол, покрытый войлоком, раздается звук как от падения твердого тяжелого предмета. А все твердые тела — падают без всякого звука.

8 января нового 1871 года с моей женой случился обморок при появлении какого-то светящегося шара, вылетевшего из-под ее кровати. Сначала он был небольшим, а потом увеличился до размера обычной суповой чашки и стал походить на надутый гуттаперчевый пузырь красного цвета. Тут уж мы оробели, так как вдобавок ко всему начали летать небезопасные вещи: иногда среди ночи все ножи и вилки, бывшие с вечера положенными в шкаф с плотно затворенными дверцами, с силой разлетались по комнате, а некоторые оказались вонзенными в спинку нашей кровати.

24 января обнаружилась новая способность неведомой силы. Невидимый обитатель нашего дома научился выстукивать марши, польки и мазурки, а гимн «Боже, царя храни!» в его исполнении получился даже эффектно. Тут моей старушке матери пришло в голову спеть молитву, и мы чинно начали «Отче наш». Ни одного звука не последовало в ответ на наше пение.

«Ну, что ж, — подумал я, — если это существо разумно, то оно может ответить на простой вопрос».

Спрашиваю:

— Кто ты? Человек? — спросил я. Молчание.

— Дух? — продолжил я свой допрос. В ответ раздался стук.

— Какой дух? — спрашиваю. — Добрый? Тишина.

— Злой? Мы услышали два громких, как бы утвердительных стука.

— Черт! — произнес я, и раздался такой оглушительный удар, что мы все невольно отскочили от двери».

Еленизм как высшая и последняя стадия спиритизма

Конечно, можно было бы предположить, что обитатели хутора, где поселился черт, стали жертвами господствовавшего в то время увлечения спиритизмом, но господин Щадов в своих заметках отмечает, что, живя тихо и уединенно, они даже газет не выписывали и о новомодных течениях ничего не знали. Щадов решил разобраться с «чертовщиной», прибегнув к помощи науки. Он отправил свои заметки в Оренбургское отделение Императорского географического общества. Вскоре из Уральска приехала комиссия, созданная по особому распоряжению губернатора генерала Веревкина. Ученые привезли с собой лейденскую банку, компасы, магниты и другие научные диковинки, но ни один из приборов не оказался пригодным для определения сущности удивительных явлений. Председатель комиссии инженер-технолог Александр Акутин, проведя в заколдованном доме около месяца, пришел к выводу, что первопричиной всех явлениях была прекрасная Елена, жена помещика Щадова. В своем отчете Акутин написал: «эти проявления не подходят ни под одну из общеизвестных в науке рубрик, а факты, между тем, на лицо. Я присвоил данной силе название «Еленизм», по имени женщины, в присутствии которой она проявляется. Как ученый, я решил посвятить остаток жизни изучению и разгадке этого феномена».

Но вскоре помещик Щадов получил письмо от генерала Веревкина. Губернатор потребовал прекратить «фокусы», в противном случае он прибегнет к силе закона. Генерал напомнил, что распространение суеверий карается ссылкой. Как только раздался этот административный оклик, основатель «Еленизма» господин Акутин в газете «Уральские войсковые ведомости» заявил, что «все происходившие чудеса на хуторе Щадова есть дело рук человеческих». Щадов не смог вступить в полемику, потому что неведомая сила в его доме разгулялась не на шутку:

«Однажды вечером большой тяжелый диван запрыгал на всех четырех ножках. На нем отдыхала в это время моя мать, перепугавшаяся, разумеется, ужаснейшим образом. На следующий день вдруг у всех нас на виду из-под умывального шкафчика вылетела синеватого фосфорического цвета искра, и моментально в спальне жены вспыхнуло ситцевое недошитое платье. Как не тяжело и опасно было оставлять в такое время своих родных — двух старух и жену с ребенком, но я по безотлагательному делу должен был на один день поехать в город. Чтобы им не было страшно, я просил нашего соседа Портнова переночевать в нашем доме. Вернувшись через день, я застал всю семью в сборах с уложенными уже вещами на возах. Портнов сидел на крыльце, его руки были покрыты пузырями от ожогов. Он мне рассказал: «Сижу я и наигрываю на гитаре, а Елена Ефимовна вышла из комнаты, и только за ней закрылась дверь, как я услышал жалобный вопль. Выскакиваю в коридор и вижу огненный столб, посредине которого вся объятая пламенем стоит ваша жена. Времени на раздумья нет — кидаюсь тушить руками, и чувствую, что их страшно жжет, словно они прилипают к горящей смоле. Прибежал со двора мельник, и мы вдвоем внесли на руках Елену Ефимовну в комнату в обгорелом платье и без чувств».

Господин Щадов и его домочадцы навсегда покинули проклятый хутор. Исследования «Еленизма» были прекращены. Почему губернатор не захотел узнать правду о черте? Может быть, чиновники и черти находятся в какой-то тайной связи или родстве? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден...

«Николай Васильевич велел своему мальчику раскрыть печную трубу, вынул из шкапа большую кипу писанных тетрадей, положил в печь и зажег их. Мальчик заметил ему: «Зачем вы это делаете? Может, они и пригодятся еще». Гоголь его не слушал, он заплакал и сказал: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все! Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул!» А дальше? Что было дальше? Мне тоже очень хотелось узнать, чтобы рассказать вам, уважаемые читатели, о последних днях жизни Николая Васильевича Гоголя и о том, почему в его предсмертной записке упомянут сатана. В Национальной библиотеке Петербурга я заказала необходимую для работы литературу, но интересующие меня страницы оказались вырваны... Чертовщина, да и только...


16 июня 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299