Битлз: бесправные авторы
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(364), 2013
Битлз: бесправные авторы
Алексей Сибирцев
журналист
Санкт-Петербург
1389
Битлз: бесправные авторы
Битлз

Песни легендарной группы Битлз по праву занимают свое место в пантеоне шедевров мирового искусства XX века. Помимо своего культурного значения, они имеют вполне конкретную материальную ценность и, как всякий капитал, приносят своим владельцам большие дивиденды. Доход, который они обеспечивают, ежегодно измеряется миллионами долларов. К сожалению, ни сами авторы, ни их прямые наследники больше не владеют правами на эти произведения. А благодаря тому, что находилось и находится много охотников прибрать эти песни к рукам, они успели сменить уже несколько хозяев.

«Северные песни»

Начиная с октября 1962 года, когда мир услышал первый сингл группы, размеры гонораров ее участников резко устремились вверх, и к концу февраля 1963 года для перераспределения столь высоких доходов возникла необходимость в новой финансово-правовой структуре. Ей стала музыкально-издательская компания «Северные песни» (Northern Songs Ltd.).

Учредили эту компанию совместно легендарный менеджер квартета Брайан Эпстайн и уже завершивший свою певческую карьеру Дик Джеймс. Покинув сцену, он долго искал музыкальный материал, на выпуске которого можно было бы заработать хорошие деньги, пока на его пути не встретились Битлз. Дик Джеймс, только познакомившись с группой, смог всего за пять минут устроить выступление коллектива в общеанглийской телевизионной программе Thank Your Lucky Stars, чем моментально завоевал доверие и авторитет в глазах членов группы.

Благодаря своему влиянию, он стал официальным издателем Битлз. Сто акций фирмы распределялись следующим образом: Джеймс владел половиной, Маккартни и Леннону досталось по 20%, а оставшиеся 10% отошли менеджерской компании Брайана Эпстайна NEMS. Причем четырем битлам, как совладельцам компании NEMS, принадлежало 10% от тех 10% в общем котле.

Одновременно с этим была создана еще одна фирма – LenMac Enterprises. Ее задачей был сбор отчислений за использование и публикацию песен Битлз в США, Канаде, Мексике и на Филиппинах. В начале 1965 года в каталоге этой компании насчитывалось 59 битловских песен. С таким капиталом она и влилась в «Северные песни».

После регистрации 18 февраля того же года компании «Северные песни» на Лондонской бирже и обретения статуса публично-правовой корпорации ее финансовая деятельность возросла более чем существенно. Было выпущено 5 миллионов акций. Джон и Пол получили по 15% (по 276 000 фунтов), Джоржу и Ринго досталось по 0,8% (по 27 000 фунтов), Дику Джеймсу – 37,5%, Брайану Эпстайну – 5% и NEMS – 7,5%. Остальные 18,4% были распроданы финансовым компаниям Сити и простым акционерам-битломанам. Они были отданы по 7 шиллингов за штуку при номинальной стоимости акции 2 шиллинга.

В 1967 году компания «Северные песни» принесла прибыль в размере 800 000 фунтов.

Начало конца

До 1969 года все участники «Северных песен» – Дик Джеймс, Битлз, NEMS и консорциум инвестиционных компаний – сосуществовали мирно и полюбовно. Но в обозначенном году, когда на обладание компанией начали претендовать лица со стороны, идиллия закончилась.

Маятник качнулся, когда над компанией Apple, принадлежавшей Битлз, нависла угроза банкротства. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации стала идея покупки фирмы NEMS.

В этот же период в Лондон прибыл некто Аллен Клейн. После переговоров с Джоном Ленноном он стал его финансовым менеджером. 3 февраля 1969-го к ним примкнули Харрисон и Старр. Маккартни же, имея в качестве консультанта по денежным вопросом Джона Истмена – родного брата своей будущей супруги Линды, – оказался в оппозиции к остальным участникам группы. Считается, что с соперничества этих двух советников и начался раскол легендарной четверки.

Первым заметным результатом внутренних противоречий в коллективе стал срыв сделки по покупке фирмы NEMS. Она отошла сторонней компании Triumph.

Потеря эпстайновской фирмы разрушила и без того шаткое доверие трех членов Битлз к Джону Истмену. Аллен Клейн же, сумевший выбить при продаже NEMS хорошие отступные, напротив, оказался в фаворе. На этой волне он был официально назначен управляющим делами компании Apple и тут же взялся за «чистку рядов» среди компаньонов фирмы.

Жесткие меры со стороны нового «эппловского» начальства привели к тому, что Дик Джеймс, которому было отказано в продлении контракта, испугавшись за свое финансовое будущее, решил полностью выйти из игры и продал свою часть акций «Северных песен». 17 марта 1969 года новым владельцем этих 35% акций стал сэр Лью Грейд, президент английской телекорпорации ATV (Associated Television Corporation).

Такой неожиданный поступок, совершенный человеком из весьма близкого окружения, дал соперникам Битлз значительные преимущества. И хотя 35%, осевших в карманах корпорации ATV, – это еще не контрольный пакет (для него требовалось дополнительно 15,1%), сами битлы владели в «Северных песнях» чуть более чем тридцатью процентами, что, так или иначе, ослабляло их позиции.

Перетягивание каната

Для того чтобы вернуть себе полный контроль над фирмой-издателем, битлам нужно было предпринять какие-то действия. И тут-то, в ходе обсуждения дальнейшей стратегии, неожиданно выяснилось, что Маккартни владеет большим количеством акций, чем Леннон. Оказалось, что по наущению Истмена Пол втайне от других скупал их у сторонних обладателей. Таким образом, число его акций составило 751 тысячу, что превышало Ленноновский пакет почти на 60 тысяч штук.

Леннон пришел в бешенство, обвиняя Маккартни в игре за спиной, а тот лишь оправдывался тем, что у него появились свободные деньги и он просто хотел пустить их в дело. Понятно, что это только усилило разногласия внутри коллектива и дало ATV дополнительные преимущества.

С момента приобретения Лью Грейдом 35% акций «Северных песен» стало очевидно, что первенство в компании будет принадлежать той стороне, которая сможет выкупить необходимое ей до контрольного пакета количество акций у консорциума инвестиционных компаний, собравшего под свое крыло всех прочих вкладчиков. И ATV, и Битлз обратились к нему со своими предложениями, причем условия музыкантов было несколько выгоднее тех, которые озвучила телекомпания. Однако Консорциум не спешил принять решение: несмотря на то что Битлз готовы были заплатить за требующуюся им долю больше, фактически по совершении сделки их делами стал бы управлять Аллен Клейн. А это акционеров не устраивало.

К сожалению, этой сделке не суждено было состояться. Причем больше всех в этой ситуации пострадали битлы: чтобы поддержать свое предложение Консорциуму материально, им пришлось заложить имеющиеся у них акции, но, в конечном итоге, они не смогли выкупить даже их, утратив, таким образом, контроль над своими произведениями полностью. А начальству ATV чуть позже удалось скупить все разрозненные части компании «Северные песни», что позволило ему стать единоличным владельцем всего каталога композиций Леннона и Маккартни, написанных к тому моменту. К тому же, поскольку договор у авторов с издателем был продлен до 1973 года, в этот список угодили и все произведения, появившиеся на протяжении последующих 4 лет.

Свободное плавание

С этого момента песни ливерпульского квартета стали кочевать от одного владельца к другому. В 1984 году компания ATV, которая юридически являлась правообладателем, была куплена австралийским магнатом Робертом Холмсом а Куртом. Однако ждать долго, пока на его счет накапают роялти, оправдывающие приобретение, предприниматель не стал и продал ATV уже год спустя.

Следующим владельцем каталога песен Битлз стал американский поп-певец Майкл Джексон. В 1985 году он выкупил права у австралийца, предложив ему больше денег, чем все прочие претенденты, в числе которых был и сам Пол Маккартни. (Его соавтора – Леннона – к тому моменту уже не было в живых.) Джексону эта сделка обошлась тогда в 47,5 миллиона долларов.

Примечательно, что Джексон и Маккартни в начале 80-х очень плотно сотрудничали на музыкальной ниве и выпустили несколько совместных синглов. Бытует легенда, что в те годы их дружбы экс-битл как-то полушутя сказал своему молодому коллеге, что если тот хочет разбогатеть, то для этого достаточно будет просто купить права на все песни Битлз. Спустя несколько лет Джексон внял шутливому совету приятеля, чем, впрочем, поспособствовал полному разрыву их дружеских отношений.

Радость Джексона продлилось лишь десять лет. В середине девяностых у него обнаружились огромные долги, и, чтобы рассчитаться с ними, в 1995 году он был вынужден продать весь каталог японскому концерну Sony Music Publishing, который остается их владельцем и поныне.

На сегодняшний момент общая стоимость архива оценивается в один миллиард долларов. Кроме 270 композиций группы Битлз, теперь туда входят произведения и ряда других авторов, однако песни ливерпульцев занимают в нем две трети от общего объема.


27 февраля 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299