«Растрелий Флоренский» на берегах Невы
ЖЗЛ
«Растрелий Флоренский» на берегах Невы
Ольга Митюрина
искусствовед
Санкт-Петербург
3355
«Растрелий Флоренский» на берегах Невы
Два таких разных царя Петра – конный монумент и «восковая персона»

В начале XVIII века «ко двору и во все города и порты французского королевства» был отряжен племянник петровского сподвижника Франца Лефорта – Иван Лефорт. Поставленная перед ним задача заключалась в том, чтобы нанимать для работы в России «мастеровых людей знатных художеств». Именно стараниями гуляки и карточного игрока Лефорта на берега Невы прибыли мастер архитектуры и инженерного дела Леблон, живописец Каравак, скульптор Растрелли и другие.

Скульптор Бартоломео Карло Растрелли не был французом: родился он во Флоренции. Париж давал кров и заработок на протяжении пятнадцати лет жизни, однако к моменту знакомства с петровским посланником превратился в своего рода творческий и финансовый тупик, из которого следовало выбираться. Новое соглашение о службе пришлось весьма кстати. 

Договор с «Растрелием Флоренским» состоял из двух частей. Первая обязывала прибыть в Петербург вместе с сыном и учеником на три года и «работать во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет». Вторая определяла условия службы: жалованье 1500 рублей в год, бесплатную квартиру в пользование, участок для постройки собственного дома, а также освобождение «от пошлин, налогов и военных постоев».

Щедрость государя была оправданной: Россия крайне нуждалась в талантливом итальянце. Как и все потомки состоятельных дворян, он получил отличное образование, закрепленное выучкой в профессиональной скульптурной мастерской. «Цветущая» родина подарила художественное чутье: бесчисленное количество памятников искусства работы Микеланджело, Донателло, Лоренцо Гиберти и других титанов-ваятелей было доступно взору в любой момент, что подготовило основу для творческого развития молодого мастера.

В конце ноября 1715 года 40-летний Растрелли покинул Париж, направившись в Петербург.

По дороге (в Кенигсберге) произошло знакомство с царем Петром. Часовая беседа обозначила рабочие планы: в связи с постройкой дворца в Стрелиной мызе и обустройством там сада предстояло заняться «изготовлением модели», дабы «сделать пробу своего мастерства». 

Проект планировки Стрельнинского сада и окружающей местности был создан Карло Бартоломео незамедлительно по прибытии в Петербург; помощником выступил его сын Франческо, будущий знаменитый архитектор. На бумаге «били» фонтаны, «развлекал слух» водный орга́н, «радовала глаз» многочисленная скульптура. И даже начались практические работы по прокладке труб и некоторых аллей. Одновременно Растрелли принялся достраивать дворец в Петергофе, начатый Браунштейном. Но приглашенный в помощь французский архитектор Жан Батист Леблон спутал карты: отношения не сложились и по доносу даровитого соперника Растрелли был отстранен от работ.

Болезненный удар по самолюбию смягчили новые заказы. Лето прошло в создании декора потолка Парадного зала Монплезира, где пригодились разработанные еще во Франции мотивы скульптурных надгробий – богатый занавес со складками и крупные волюты с листьями аканта. Затем в работу пошли барельефы с изображением резвящихся амуров для оформления фриза того же зала.

Постепенно скульптура стала основным занятием, вытеснив другие «прожекты». Крупный заказ поступил от всемогущего князя Меншикова. Содержимое кошелька вельможи, у которого слуги были «разодеты куда шикарнее царя», позволил дополнительно нанять четырнадцать мастеров: кузнеца с помощниками, столяра, плотника, каменщиков, слесаря, двух учеников и переводчика.

Заказ соответствовал реалиям времени: церковную доминанту прошлых столетий сменило светское искусство. В нем на передний план стремилась личность: одинаково важны были и мастер, и тот, кто перед ним: Растрелли был известный скульптор; фигура Меншикова имела государственное значение.

Достойный муж большой державы, спокоен, величав – такой образ «светлейшего» передал потомкам итальянец-ваятель. Возвеличен пафос ратных побед – в доспехах, наградах, батальном барельефе лат. Однако импозантность парадного облика и общая декоративность портрета пока важнее: психологизм в работах скульптора появится позже. 

В 1717 году бюст был отлит из бронзы; столетие с лишним спустя коллега Иван Витали повторил его в мраморе. Однако Растрелли и сам дважды имел дело со своим творением: второй раз – в 1725-м, когда Екатерина I, желая более возвысить фаворита, заказала восковую «персону князя», раскрашенную в «натуральный колер». 

Первый конный монумент в России – также заслуга Карло Растрелли. Заказчиком выступил сам император, и с этого момента петровская тема стала главной в творчестве скульптора. По задумке Петра I, новая статуя должна была прославлять силу и могущество русской государственной власти: торжествующий владыка-победитель повелевает огромной страной, послушной его реформаторской мысли.

Не один десяток лет вынашивал мастер замысел своего детища: работа была завершена только в 1748 году. Общее решение монумента, создаваемое им ощущение величия и неукротимого темперамента заставляют вспомнить о прототипе – памятнике императору Марку Аврелию в Древнем Риме. И вот одна рука всадника значимо сжимает фельдмаршальский жезл, символ военных побед, другая – натягивает поводья, сдерживая ретивую поступь могучего коня. 

Первые эскизы растреллиевского монумента были полны барочной дробности и экспрессии; окончательный вариант оказался прост, лаконичен и даже «фотографичен»: для достоверной передачи облика скульптор снял маску с лица Петра I, как это делали ваятели Италии в эпоху Возрождения. По этой маске мастер в том же 1719 году создал восковой раскрашенный бюст Петра в латах.

Все годы в Петербурге Растрелли прожил на Первой Береговой (ныне Шпалерная) улице, в доме покойной царицы Марфы Апраксиной (вдова царя Федора Алексеевича); скульптурные работы выполнялись в двух специально выстроенных «анбарах» неподалеку. Здесь же родился на свет еще один бюст императора. 

Это была уже работа в бронзе, во многом повторявшая барочную трактовку фигуры Меншикова. Но парадность и величавость облика дополнительно получили глубину аллегории. Динамичный разворот торса, множественность фактур – от легких кружев жабо до металла лат, – блики света на нервном лице – весь «мир страстных форм» работает не только на передачу внешнего впечатления от образа; он служит воссозданию облика эпохи в целом. В ней первая величина – конкретный человек со своими особенностями. «Он весь, как Божия гроза»: глаза навыкате, сжатые в тонкую линию губы, открытый лоб; и в этих чертах – безмерная отвага, сила мысли, величие души славного деятеля Нового времени.

Сей «новоманерный» бюст Петр велел дополнить авторским повторением «по старому манеру цесарем римским» (в виде римского императора) из свинца: нужен был значимый подарок датскому королю Фридриху IV. 

Бюсты работы итальянского мастера стали блестящим началом русского скульптурного портрета – жанра, доселе неведомого на московитской земле. С момента Крещения Руси круглая пластика была под запретом во избежание рецидивов язычества, тем паче не приходилось говорить о портретности скульптурного или художественного изображения. Растрелли пробил свое «окно в Европу», получив заслуженные похвалы современников.

Последние два года жизни Петра Великого были временем особо интенсивной деятельности итальянского мастера. Фонтанные группы, портреты, скульптуры, архитектурные и даже графические наброски составляли основу ежедневного творчества и не давали ослабнуть материальному благосостоянию: по непонятным причинам Карло сняли с жалованья и перевели на работы «с торгу» – по подрядам. 

Заказы этого периода – медные модели-образцы с изображением героев античной мифологии для вытачивания по ним фигур из дерева и кости, десятки свинцовых маскаронов для каскада грота в Стрельне, многочисленные барельефы и скульптурные композиции для каскадов в Петергофе и многое другое. Как художник-график Растрелли исполнил рисунок фронтисписа «Книги Морского устава», а как архитектор разработал модель Триумфальной колонны – монументального памятника «сынам Отечества» и целой эпохе, прославленной победами Петра. 

К сожалению, книжный рисунок не сохранился; такая же судьба у свинцовых статуй и некоторых из водометов, украшавших аллеи и фонтаны Летнего сада и Петергофских парков. А интересный замысел победного памятника и вовсе не был реализован, как и проект мавзолея над гробом Петра Великого. 

Не был завершен и конный постамент императора – ни при жизни великого реформатора, ни при жизни самого мастера. Отливку «образа премудрого героя» в бронзе в 1748 году выполнил сын, Франческо Бартоломео Растрелли, и свое нынешнее место у Инженерного замка памятник обрел лишь во времена правления Павла I. Жена и дочь дорогостоящую статую не приветили; просвещенная Екатерина II и вовсе сочла ее устаревшей, не сделанной «искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санкт-Петербурга» и отправила в амбар Таврического дворца князя Потемкина.

28 января 1725 года в присутствии жены Петра I и сподвижников Карло вторично снял маску с лица «земного божества», на этот раз – посмертную. Сильные мучения на краю миров не испортили оттиск: монарх хранит полуулыбку. Трудами мастера маска обрела художественность: смягчились черты лица, пришло успокоение в облик, столь мятущийся и неспокойный в жизни.

В день кончины сделали и слепки рук: бесстрастный материал донес до потомков вздутые очертания фаланг большого пальца, срезанный силуэт срединного – отличный источник для работы эзотериков.

По слепкам Растрелли сделал «восковую персону» Петра: так захотела Екатерина I. Подобные «натуралистические имитации» были в моде и ценились не менее произведений искусства. Парик натуральный: его изготовили из волос почившего, состриженных из-за сильной жары еще во время Персидского похода в 1722 году. С давних пор и поныне «Петр» торжественно восседает на троне в Зимнем дворце.

С воцарением Анны Иоанновны дела у семьи Растрелли пошли в гору, оставив в прошлом период затишья и случайных работ. Новая императрица любила роскошь, и мастер пышного барокко пришелся весьма кстати. Он сразу же получил заказы, в основном декораторского свойства – правда, не в Петербурге, а в старой столице – Москве. Белокаменная с ее величавой архитектурой Кремля, древними храмами, узорочьем иконных окладов произвела сильное впечатление; здесь мастер проникся исконным «русским духом». Это вылилось в мощное величие образов в последующие творческие годы.

Так, в 1732 на свет родилась небывалая в России по размерам модель статуи «Анна Иоанновна с арапчонком»: с нее начался расцвет монументальной скульптуры на русской земле. Отливку в меди осуществили лишь семь лет спустя: на подготовительном этапе трудился не только Растрелли, но и целая группа помощников – резчики деревянных моделей, кузнец, мастера литья и обжига и проч. Еще двадцать месяцев заняла отделка «чеканным искусством». Работали споро, желая порадовать государыню. Но величавый «портрет» был закончен, когда на троне оказалась совершенно иная владычица. Вместо площади у Нового Зимнего дворца статуя отправилась в Академию наук, «в среднюю палату нижнего апартамента».

Реалистичность коронационного портрета Анны Иоанновны необыкновенна: «ода в металле» напрочь лишена лести. Тяжелый материал точно передает впечатления современников: «…престрашной была взору, отвратное лицо имела, так велика была, что, когда между кавалеров идет, всех головой выше и чрезвычайно толста». Облик зеркалит характер и заслуги перед Отечеством: сквозь барочную пышность «дорогого платья» и россыпь украшений видна жестокая, властолюбивая и расточительная натура. Императрица замерла на мгновение, чтобы принять из рук слуги-арапчонка державу: изящная фигурка обеспечивает пластическое равновесие масс и вводит жанровый мотив в парадную окаменелость.

На закате дней постаревший итальянец по-прежнему «горел прекрасным». Душа была спокойна: жизнь прожита достойно – для близких и для дальних. Отец скульптурного портрета, маэстро монументальной и декоративной пластики, тонкий психолог и зоркий наблюдатель-реалист тихо скончался в Санкт-Петербурге 18 (29) ноября 1744 года.


12 июня 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299