Николай I. Детство строгого режима
ЖЗЛ
Николай I. Детство строгого режима
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
2904
Николай I. Детство строгого режима
Став императором, Николай I считал порку самым оптимальным средством воспитания

Кормили ли вас в детстве березовой кашей? Скорее всего, вы ее не пробовали, а в старину «березой» потчевали всех от мала до велика. Рецепт деликатеса прост: розги из березовых веток и филейная часть тела провинившегося. Считалось, что «береза ума дает», поэтому полезна для воспитания идеальных верноподданных. Трудно поверить, что такой радикальный метод просвещения применялся и в царской семье. Документально зафиксировано, что будущего императора Николая I «драли, как сидорову козу».

ПЕРВЫЙ НИКОЛАЙ В СЕМЬЕ

Великий князь Николай Павлович родился 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном наследника российского престола Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Бабушка Екатерина Великая была чрезвычайно рада рождению «большущего мальчика». Она поражалась, как быстро внук растет: «Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом». Екатерина сама выбирала имена внукам и внучкам. По ее желанию впервые в императорской семье ребенка нарекли Николаем.

Императрица считала себя ведущим специалистом в области педагогики. Она лично воспитывала великих князей Александра и Константина, старших братьев Николая. Бабушка-императрица на пушечный выстрел не подпускала к детям нелюбимого сына Павла и его жену. Екатерина II лично набрала штат нянек, гувернанток и статс-дам. Это были особы кристальной чистоты и высоких моральных качеств.

Существует легенда, как Екатерина приняла на должность воспитательницы генеральшу Ливен. «Дородная и величавая на вид» Шарлотта Карловна Ливен прибыла в Царское Село и в ожидании аудиенции беседовала со знакомым. Она сетовала, что ей трудно будет воспитывать мальчика, поскольку сама императрица и придворные подают дурной пример и им свойственна распущенность. Екатерина II слышала разговор и, выйдя из-за ширмы, заявила: «Вот именно такая женщина, какая мне нужна». Екатерине Великой не суждено было воспитывать великого князя Николая. 6 ноября 1796 года императрица скоропостижно скончалась. На престол взошел сын покойной императрицы Павел I и стал, как неразумный ребенок, ломать все, что она создавала.

В январе 1798 года многодетная императорская семья, в которой уже было три сына и пять дочерей, пополнилась. Императрица Мария Федоровна родила сына Михаила. Российские самодержцы ограничены только в одном: у них не хватает времени быть родителями. Павел I общался с младшими детьми Николаем и Михаилом, пока парикмахер его причесывал. Император нежно разговаривал с мальчиками, называя их «мои барашки, мои овечки», но как только был уложен последний локон, отец вскакивал и устремлялся обустраивать Россию. Императрица Мария Федоровна не допускала никаких нежностей с детьми. Они являлись к ней как на аудиенцию, в страхе нарушить придворный этикет и раздосадовать строгую мать.

Павел I опасался, что дамы-воспитательницы сделают из сыновей изнеженных принцев. В ноябре 1800 года на роль наставника был избран смелый вояка генерал Матвей Иванович Ламздорф. Назначение удивило современников, поскольку он «не обладал ни одною из способностей, необходимых для воспитания особы царственного дома, призванной иметь влияние на судьбы своих соотечественников и на историю своего народа».

У Николая, которому исполнилось четыре года, и двухлетнего Михаила началось совсем не царское детство: «Великие князья были постоянно как бы в тисках. Они не могли свободно и непринужденно ни встать, ни сесть, ни ходить, ни говорить, ни предаваться обычной детской резвости и шумливости: их на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью или угрозами».

«Я БУДУ НИКОЛАЕМ ПЕРВЫМ!»

Ламздорф не сам додумался держать подопечных в ежовых рукавицах. Он копировал методы, которыми Павел воспитывал всю Россию: маниакальное пристрастие к запретам, наказания за малейшее упущение, штрафы, конфискации, увольнение от должностей, иногда в самой оскорбительной форме. Русское общество находилось в состоянии ежедневного ожидания перемен к худшему, которое, если верить современникам, не давало никому спокойно спать.

Сам Павел I давно страдал от бессонницы, иногда он мог часами бродить по дворцу, от скуки беседуя с часовыми. Государь всей душой стремился переехать в Михайловский замок, в свою новую резиденцию, окруженную рвами с водой, снабженную потайными лестницами и переходами, – там за толстыми стенами он хотел чувствовать себя в безопасности. 1 февраля 1801 года императорское семейство переселилось из ненадежного Зимнего дворца в Михайловский замок. Стены еще не успели просохнуть, в залах стоял густой туман, тысячи свечей не могли разогнать кромешную тьму, полоски льда тянулись сверху до низу по углам, но Павел был счастлив.

Вечером 11 марта 1801 года Павел I навестил сына Николая. Пятилетний мальчик спросил:

– А почему вы называетесь Павлом Первым?

– Потому что не было до меня другого государя, который носил бы это имя.

– Тогда меня будут называть Николаем Первым, – уверенно сказал мальчик.

Странные слова великого князя Николая оказались пророческими, хотя наследником престола был старший сын императора Александр, на скамейке запасных находился его брат Константин. На Николая никто не смотрел как на возможного обладателя императорской власти, и все же сбылось…

В тот вечер великий князь Николай видел отца в последний раз. Ночь с 11 на 12 марта 1801 года выдалась бессонной для всех обитателей Михайловского замка. Павел I внезапно скончался. По российскому обыкновению, достоверная информация о смерти правителя сразу попала под цензурный запрет. Об убийстве Павла I было официально запрещено упоминать до 1905 года, хотя острословы сразу поставили диагноз: «Государь умер от апоплексического удара в висок золотой табакеркой».

В замке царила полнейшая неразбериха. Ставшая вдовствующей императрица Мария Федоровна металась по коридорам, выкрикивая: «Я хочу править!» Наследник престола, великий князь Александр Павлович, рыдал, а руководитель заговорщиков граф Пален его успокаивал:

– Полно ребячиться и идите царствовать! – ласково сказал цареубийца.

В суматохе забыли о великих князьях Николае и Михаиле и их пяти сестрах. Только графиня Ливен выполнила свой долг воспитательницы до конца. Она разбудила царских детей, помогла одеться, велела заложить карету, потребовала военный конвой и под его прикрытием отвезла их в Зимний дворец.

БЕДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

После смерти отца в жизни великих князей Николая и Михаила перемен не произошло. Генерал Ламздорф сохранил место воспитателя и взялся за дело с еще большим рвением. Великий князь Николай не был милым ангелочком, он унаследовал от отца бешеную вспыльчивость, грубость, постоянное желание первенствовать над слабейшими с помощью силы. Целый штат гувернеров, которых тогда называли кавалерами, следил за великими князьями Николаем и Михаилом круглосуточно, отмечая малейшие проступки. Кавалеры имели право пороть розгами будущего императора Николая I и его брата. Они ругали мальчишек, щипали, толкали, лупили линейкой, иногда братьям доставались удары шомполом. Наказывали без всяких скидок на возраст и высокое происхождение.

19 апреля 1804 года шестилетний великий князь Михаил пришел к своей няне и попросил, чтобы она его высекла. Наивная детская хитрость: мальчик провинился и знал, что все равно накажут, но нянюшка не будет бить очень больно. Генерал Ламздорф не оставался в стороне от воспитательного процесса. Николай I рассказал, что главный воспитатель не раз хватал его за грудь или за воротник и так ударял об стену головой, что он почти лишался чувств. «Граф Ламздорф сумел внушить нам одно чувство – страх, – воспоминал Николай I. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное». Вдовствующая императрица Мария Федоровна знала, как «воспитывают» ее сыновей: все проступки и наказания заносились в специальный журнал, который ежедневно предоставлялся ей для ознакомления. Мария Федоровна одобряла телесные наказания. «Продолжайте ваши заботы о Николае, ваши истинно отеческие заботы, и он оправдает все наши ожидания», – писала она Ламздорфу.

Поводом для наказания могла стать любая шалость, но больше всего попадало за плохую успеваемость. Однако битье головой об стену не усиливало любовь к учебе, а тут еще матушка-императрица подлила масла в огонь: она решила, что Николай не должен изучать военные науки, его нужно направить «к предметам более полезным и существенным», к каким именно, она не уточнила. Великий князь Николай по примеру отца обожал все военное: парады, красивые мундиры, разводы караулов, полковую музыку. Его любимыми игрушками были оловянные и фарфоровые солдатики, ружья, алебарды, гренадерские шапочки, деревянные лошадки, барабаны и трубы. Брат Михаил разделял любовь к военным играм. «Нередко утром, один из них шел будить другого, надев гренадерскую шапку и с алебардой на плече для рапорта. Иногда же, подражая часовым, которых у них так много было перед глазами, они по целым часам стояли на часах, и даже – сохранилось предание, – несмотря на строгой присмотр кавалеров, иногда по ночам вскакивали с постели, чтобы хоть немножко постоять на часах с алебардой или ружьем на плече». То, что нравилось, было объявлено запретным плодом, а на уроках надо было слушать «усыпительные» лекции нудных преподавателей, которые бубнили о каком-то «естественном праве». Николай I воспоминал: «На уроках этих господ мы или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор, иногда собственные и их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что в долбежку, без плода и пользы для будущего. Страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, не без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков». По словам императора Николая I, религиозное образование сводилось к тому, что «их с братом учили только креститься в известное время обедни да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что было у нас в душе». Подводя итог, император написал о Ламздорфе: «Бог ему судья за бедное образование, нами полученное».

Палочное воспитание и «бедное образование» переплелись в причудливом характере Николая I. Он поразительным образом «совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность. Он был верующий, но отличался жестокостью».

В детстве великий князь Николай любил играть в солдатики, теперь его игрушками стали все живущие в России. Правила игры были предельно просты: «Сомневаюсь, чтобы кто-либо из моих подданных осмелился действовать не в указанном мною направлении, коль скоро ему предписана моя точная воля». Император переставлял фигуры, выбрасывал или ломал непокорных. Царственная игра продолжалась тридцать лет. Николай I не заметил, что фигурки поблекли, пушечки износились. Крымская война оказалась нешуточным испытанием. Фрейлина Тютчева вспоминала, что по прибытии курьера с новостями о поражении в Евпатории император заплакал, как ребенок.


26 июня 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299