Соединение «К» — морские диверсанты Третьего рейха
ВОЙНА
Соединение «К» — морские диверсанты Третьего рейха
Виктор Фишман
журналист
Мюнхен
5634
Соединение «К» — морские диверсанты Третьего рейха
Линкор «Тирпиц» в Альтен-фьорде

Примерно за полтора года до капитуляции нацистской Германии высшему генералитету рейха уже был ясен исход войны. Вот что пишет по этому поводу адмирал Гельмут Гейе: «В то время когда осведомленные люди уже осознали обреченность Германии в войне, я получил уникальную возможность участвовать в создании внутри структуры вооруженных сил совершенно нетрадиционной организации, в которой личные инициатива и ответственность ценились выше, нежели зависимость от вышестоящего начальства и подчинение. Воинские звания и отличия, не подкрепленные личными качествами, не имели среди нас особого значения».

Речь здесь идет о создании в военно-морском флоте Германии соединений малых боевых единиц — специально обученного и оснащенного отряда морских диверсантов. Эта идея получила полное одобрение главнокомандующего морскими силами гросс-адмирала Карла Дёница. Он хотел создать нечто подобное британскому «Объединенному командованию десантных операций», снабженному специально тренированным личным составом и новыми видами вооружений. 

Английские морские диверсанты утром 22 сентября 1943 года в Альтен-фьорде (Северная Норвегия) подорвали огромный линкор «Тирпиц». Аналогичные подразделения были и в итальянской армии: еще в декабре 1941 года итальянские морские диверсанты надолго вывели из строя стоявшие в гавани Александрии британские линейные корабли «Велиант» и «Куин Элизабет».

Примеры оказались заразительными: Карл Дёниц хотел завести и у себя нечто подобное. Командиром отряда немецких морских диверсантов был назначен упомянутый адмирал Гельмут Гейе.

В немецкой историографии этот отряд именуется как соединение «К» (K-Verbände, сокращение от Kleinkampfverbände der Kriegsmarine — подразделение малых боевых сил ВМФ). Его формирование началось в декабре 1943 года на базе одного из морских подразделений, расположенных в пригороде города Любека. Здесь же был создан научный центр для обеспечения морских диверсантов сведениями о предстоящем театре военных действий: географических и океанографических условиях в районе намечаемых операций, морских течениях и рельефах побережья.

Специальная комиссия объезжала школы и военные училища для поиска молодых людей спортивного телосложения и проводила с ними собеседования на предмет вступления в отряды особого назначения. Выявленные таким образом добровольцы направлялись в построенные в лесу в окрестностях Любека казармы. Под руководством опытных инструкторов они занимались гимнастикой, плаванием, рукопашным боем, изучали радиодело, проходили водолазную и подрывную подготовку.

К весне 1944 года к боевым действиям были подготовлены несколько десятков бойцов. Из них сформировали первые морские диверсионно-штурмовые отряды, получившие название МЕК (Marine Einsatz Kommando). В такое подразделение входили командир и двадцать два бойца.

По данным комплексной работы на эту тему «Люди отряда «К». Диверсионный корпус немецких ВМС во Второй мировой войне» немецкого писателя и журналиста Кайюса Беккера, на вооружении немецких морских диверсантов к началу июня 1944 года находилось уже 14 маневренных быстроходных торпедных мини-катеров на подводных крыльях; они различались техническими характеристиками, количеством торпедного вооружения, скоростью и количеством экипажа (от трех до шести человек). Кроме того, в распоряжении каждого отряда имелись специальные автомобили для транспортировки личного состава со средствами связи, боеприпасов и запасов продовольствия.

Для морских диверсантов построили в срочном порядке также семь подводных лодок небольших размеров (с экипажем в два человека) различной модификации, оснащенных двумя торпедами и одной миной-«прилипалой» для охоты за субмаринами и надводными кораблями противника, а также несколько десятков управляемых человеком торпед со взрывчаткой и часовым механизмом. Пилот, сидевший верхом на ней, должен был запускать торпеду в направлении цели, а далее его подбирал в море следовавший за ним катер. Все это очень напоминало японских камикадзе времен Второй мировой войны, о которых уже рассказывала наша газета.

В состав соединения «К» входила также команда подводных бойцов, состоящая из нескольких десятков человек — преимущественно спортсменов водных видов спорта. Изматывающие тренировки преследовали цель — научить боевых пловцов не теряться ни при каких обстоятельствах. Их учили преодолевать сильные водовороты, невредимыми проходить под килем судна, ориентироваться в открытом море с помощью наручного компаса и часов с глубиномером.

Вскоре отряды МЕК выехали к месту предстоящих действий. Главной их задачей являлось отражение предполагаемого вторжения англо-американцев на севере Франции.

Первым серьезным успехом стали проведенные одна за другой ночью в начале июля две операции в проливе Ла-Манш, в результате которых торпедным вооружением малых боевых средств удалось потопить стоявшие на рейде британский крейсер, два минных тральщика, а также нанести существенные повреждения крупному эсминцу. Англичане были ошеломлены.

Далее, в соответствии с известными публикациями, были проведены следующие наиболее успешные операции: уничтожение батареи в устье Сены, взрыв шлюза Антверпенского порта и нападение боевых пловцов на мосты через реку Ваал в районе города Неймеген в Нидерландах.

Вот как происходило уничтожение батареи в устье Сены. В августе 1944 года германская батарея на южном берегу в устье Сены была захвачена англичанами. Это произошло столь внезапно, что немецкие артиллеристы не успели даже взорвать орудия и боеприпасы. Англичане могли сразу же эффективно использовать эти дальнобойные орудия для артобстрела находившегося на противоположном берегу города Гавр, в котором еще находились подразделения вермахта.

Чтобы ликвидировать такую угрозу, была проведена специальная операция с участием восьми бойцов подразделения МЕК. Тайком проникнув на территорию, где находилась батарея, они заложили подрывные заряды к орудиям. Взрывы последовали, как и предполагалось расчетами, один за другим через пять минут. Никто из немецких диверсантов не пострадал, они благополучно добрались до своих катеров и покинули место операции.

Антверпенский порт был в то время самым крупным по пропускной способности в Западной Европе. Если бы его захватили союзники, он мог обеспечить снабжение для наступления союзников вглубь Германии. Для снижения влияния сильных морских течений порт имел шлюз, предназначавшийся для поддержания водного баланса в основном портовом бассейне. Все входящие и выходящие суда должны были пройти через него. Соединение «К» получило задание перерезать эту важную коммуникацию противника.

После изучения сложившейся обстановки стало ясно, что проникнуть к шлюзу могли только боевые пловцы. Решено было доставить их на катерах к входу в шлюз и там спустить на воду. В ночь с 15 на 16 августа 1944 года два катера, на каждом из которых находились, кроме командира и рулевого, три боевых пловца и одна мини-торпеда на буксире, взяли курс вверх по течению реки Шельда. Все прошло как задумывалось. Сильнейший взрыв привел к тому, что шлюз был потерян для судоходства. Потребовалось почти три месяца для устранения повреждений.

Два моста через реку Ваал, которые немцы не успели уничтожить, имели для дальнейшего наступления союзников важное стратегическое значение. Не удивительно, что эти мосты надежно охранялись. Саперные подрывные группы вермахта даже не смогли приблизиться к ним. Германской авиации из-за мощной зенитной защиты также не удалось их уничтожить.

Оставалась последняя надежда — бойцы соединения «К». И они выполнили поставленную перед ними задачу. В ночь на 29 сентября три отряда водолазов, каждый из которых состоял из четырех человек, заминировали мостовые опоры. Взрывы полностью уничтожили железнодорожный мост и существенно повредили автомобильный. Из 12 боевых пловцов, участвовавших в диверсии, лишь двоим удалось добраться до немецких позиций. Этой операции отдала должное даже английская пресса того времени, назвав ее «одной из самых отважных диверсионных операций этой войны».

Германские морские диверсанты провели, с разной степенью успеха, в общей сложности не менее 20 операций во Франции, Бельгии и Нидерландах (данные об их количестве и размерах нанесенного врагу урона в источниках существенно разнятся).

Однако ни разу, как пишет автор упомянутой выше книги, «эти успехи, носившие ярко выраженный тактический характер, не вызывали у морских диверсантов мысли, что они могут оказать влияние на общий ход войны. Это относится ко всем людям соединения «К».

Все описанное выше основано на воспоминаниях оставшихся в живых морских диверсантов: ведь в послевоенной Германии не оказалось военно-морских архивов, на которые можно было бы опереться при воссоздании этих засекреченных событий. Германская пресса упорно создавала тогда впечатление, что личный состав отряда «К» был бессмысленно принесен в жертву и что в живых из состава отряда остались лишь очень немногие. Тем не менее эти немногие и позволили пролить свет на описанные факты.


1 декабря 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663