Назло «Божественному ветру»
ВОЙНА
Назло «Божественному ветру»
Виктор Фишман
журналист
Мюнхен
181
Назло «Божественному ветру»
Подписание акта о капитуляции Японии

2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» состоялась церемония подписания акта о капитуляции Японии.
Первыми свои подписи поставили министр иностранных дел Мамору Сигэмицу и начальник Генерального штаба генерал Ёсидзиро Умэдзу. От имени союзных наций свою подпись поставил генерал Макартур, от США — адмирал Нимиц, от Китая — гоминдановский генерал Су-Юн-чан, от Великобритании — адмирал Фрэзер, от СССР — генерал-лейтенант Деревянко; затем следовали подписи представителей Австралии, Канады, Франции, Голландии, Новой Зеландии.
Двумя неделями ранее этому предшествовало необычное событие: 15 августа 1945 года японцы впервые услышали голос Священного журавля. В обращении по радио император Хирохито сообщил, что он готов остановить военные действия и признать капитуляцию.

ОДИН КОРАБЛЬ — ОДИН САМОЛЕТ

Японская доктрина «наступать, невзирая на жертвы» не имела серьезных экономических предпосылок. Как по уровню производства, так и по качеству продукции страна значительно отставала не только от США и Великобритании, вместе взятых, но даже от одних США. Война, которую вела Япония, в соответствии с секретным соглашением с Германией и Италией от 18 января 1942 года о разделе сфер военных действий в мировом масштабе, захватила фронт протяженностью, едва ли не втрое превышающей линию фронта в Европе. Шестимиллионная японская армия была раздроблена, ибо размещалась в Бирме и Индонезии, Манчжурии и Китае, на Филиппинах и на основной территории страны. Но война в Юго-Восточной Азии не была легкой прогулкой и для союзников.

Японцы разработали план «Шо», или «Победную операцию». Главным в ней было использование тактики тарана. Идеологом стал главнокомандующий воздушного флота адмирал Такидзиро Ониси. Брать пример с союзников, которые сбрасывали на японские корабли в 3–4 раза больше бомб, чем необходимо для поражения цели, японская сторона не могла. Просто не было таких ресурсов. Но если попадание будет точным, считал Ониси, если одной-двумя бомбами мы потопим американский линкор или крейсер, то наши шансы уравняются. И это заставит американцев пойти на сепаратные переговоры.

Теорию воплотил на практике контр-адмирал Мусофоми Алима. Команда американского линкора «Франклин» с удивлением наблюдала, как японский самолет почти отвесно падал в море. «Или пилот погиб, или потерял управление», — думали на корабле. Но неожиданно самолет выровнялся врезался в палубу «Франклина». Это было 13 октября 1944 года. В следующие 10 месяцев его примеру последовали тысячи японских летчиков. Так появились камикадзе, или «Божественный ветер». Скоро он превратился в настоящий ураган.

КАМИКАДЗЕ

Согласно легенде, священные острова находились под защитой богини солнца. Именно она послала мощный ураган в 1274 году, который спас страну от полчищ монгольского вождя Хубилая, внука Чингисхана. Сорок тысяч монгольских воинов на 900 кораблях подплыли и высадились на Цусиме и Кюсю. Они обладали совершенным по тем временам оружием, например бамбуковыми ружьями, стрелявшими порохом, и чугунными гранатами. Но когда японская армия была почти повержена, налетел тайфун и потопил монгольский флот. Оставшихся на суше монголов самураи сбросили в море.

С тех пор появилось слово «камикадзе» («ками» — боги, «кадзе» — ветер). Создатели отрядов камикадзе обратились к этим вековым традициям. «Помните, что служба тяжела, как гора, тогда как смерть легка, будто перышко». Командир эскадрильи перед вылетом на задание подносил камикадзе чашечку рисовой водки — подарок императора. Все они посмертно повышались в звании на две ступени. Многие награждались орденом Золотого сокола и орденом Восходящего солнца. Но особое значение для них имело то, что в синтоистском храме Якусуни устанавливалась медная табличка с именем погибшего. Поэтому, выпив водку, летчики, прощаясь, говорили друг другу: «До встречи в Якусуни!»

22 октября 1944 года началось сражение в заливе Лейте. Сначала американцы думали, что у атаковавших их самолетов были неисправны двигатели, и летчики вынужденно падали на авианосцы и крейсеры, чтобы принести как можно больше вреда противнику. Но потом к американцам пришло осознание, что они имеют дело с пилотами-самоубийцами, а с ними вместе — со страхом и паникой.

25 октября волна камикадзе накрыла 77-е тактическое подразделение союзников у острова Сама. Через 10 минут пошел на дно американский корабль «Сант-Ло». Из 1000 человек экипажа спаслись лишь 780. Еще несколько кораблей получили серьезные повреждения. Начала как будто бы осущестляться идея Ониси, что одним самолетом может быть потоплен один корабль.

Японские летчики разработали несколько принципов атаки. Пользуясь невысокой надежностью корабельных радаров, они подлетали к кораблю очень низко над водой, а потом взмывали вверх и, увеличивая скорость, камнем падали на палубу. Второй метод применялся в условиях сильной облачности. Летчик набирал большую высоту и снижался под большим углом к кораблю, будто не собираясь его атаковать. Артиллеристы могли обрушить всю мощь огня на самолет лишь тогда, когда он уже падал на судно. Или в воду, если пилот промахивался. Чтобы еще больше сбить с толку врага, японские летчики пристраивались в хвост американских самолетов, возвращающихся на авианосцы. А радары, вследствие их несовершенства, не могли различить свои и чужие машины.

Сражение у Филиппинских островов продолжалось с возрастающим упорством. Лучшие корабли американцев — «Франклин» и «Берри-Вуд» — был настолько повреждены, что оставили поле боя и отошли в тыл. 17 декабря налетел страшный тайфун. Казалось, повторился «Божественный ветер» Средневековья: союзники потеряли 800 моряков и военных специалистов. 18 декабря был один из самых сильных авиационных налетов. Огромный корабль «Джон-Бек» с боеприпасами разлетелся на части, и ни один человек не спасся. 6 января 1945 года несколько летчиков-самоубийц под прикрытием эскорта подобрались к флагманскому кораблю — линкору «Нью-Мексико». Разрушения были средней тяжести, но людские жертвы значительны. Погибли капитан корабля и главный военный советник Уинстона Черчилля.

«ЦВЕТОК ВИШНИ»

В воздушной войне с Японией союзники сделали ставку на новейший бомбардировщик Б-29 — самый большой самолет Второй мировой войны, который мог нести до 10 тонн бомб. Однако острова, которыми владели американцы, находились на таком расстоянии от столицы Японии, что истребители из-за нехватки топлива могли сопровождать Б-29 лишь половину пути. Да и поврежденному гиганту негде было приземлиться. Поэтому разработали план захвата острова Имо Джими. Японцы предусмотрели такое развитие событий и создали на острове оборонительные сооружения.

Объединенный флот США и Великобритании 24 раза накрывался волной камикадзе. Пережившие эти дни моряки говорили о настоящем кошмаре. Но они не знали о готовящемся новом оружии.

Называлось оно «Око» («Цветок вишни»), а эскадрильи из них — «Боги грома». Без всякого посадочного устройства, это сооружение из олова и фанеры, развивающее 600 миль в час и оснащенное тремя ракетами и двумя тоннами взрывчатки, было настоящей машиной смерти. «Око» крепилось под фюзеляжем японского бомбардировщика «Мицубиси-Бетти». Когда «Бетти» приближался к цели, пилот подразделения «Боги грома» через бомбовой люк спускался в кабину «Око». Фанерная машина устремлялась к кораблю противника на такой скорости, что у артиллеристов не было времени хорошо прицелиться. Впервые «Око-11» были пущены в дело в марте 1945 года, потопив два эсминца.

Но времени для подданных Священного журавля было отпущено уже совсем мало.

ПОЗОР СТРАШНЕЕ СМЕРТИ

1 апреля 1945 года на Окинаве высадились 155-тысячный десант союзников, численность которого к концу операции выросла до 300 тысяч. Численность японской группировки составляла 120 тысяч. В боях за Окинаву участвовали 1200 американских и британских кораблей — самый большой флот в истории войн. Все они стали желанной целью камикадзе.

Адмирал Марк Митчел, командующий легендарным 58-м экспедиционным корпусом союзников, стоял на палубе флагманского корабля «Банкер-Хилл», когда налетели пилоты-камикадзе. Один из них врезался в стоящие на палубе самолеты, пробил взлетную палубу и взорвался в трюме: 300 человек экипажа и 12 сотрудников штаба адмирала погибли.

Адмирал перебрался на авианосец «Энтерпрайз». Но вскоре и этот корабль подвергся нападению 28 камикадзе. Казалось, нет защиты от человека, решившего пожертвовать собой.

При приближении союзников к столице Японии мирное население получило распоряжение готовиться к специальной атаке. Радио Токио хвастливо заявляло, что в распоряжении правительства находится почти 100 миллионов защитников Отечества и что «чем скорее американцы нападут на город, тем лучше».

В июне и июле 1945 года было построено 5500 самолетов для специального задания, и столько же пилотов тренировались для самоубийственной миссии. Неизвестно, когда закончилась бы война, вступи они в действие.

Некоторые историки полагают, что именно эта перспектива подвигла президента Трумэна к применению атомной бомбы. Возможно, она и была главной причиной обращения к нации Священного журавля 15 августа 1945 года.

После подписания капитуляции на борту американского линкора «Миссури», о которой сказано выше, в Токио повторился Нюрнбергский процесс, который с перерывами продолжался до 1949 года. Но судить на нем, по сути дела, было уже некого.

Известно, что рядовой Куромото на одном из отдаленных островов в Индонезии до 1969 года охранял забытый всеми оружейный склад. А самурай унтер-офицер Изуми со своим отрядом совершал в джунглях Филиппин вылазки вплоть до 1974 года.


2 сентября 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
87780
Виктор Фишман
70273
Борис Ходоровский
62486
Богдан Виноградов
49721
Сергей Леонов
48168
Дмитрий Митюрин
36671
Сергей Леонов
33461
Роман Данилко
31252
Борис Кронер
19197
Светлана Белоусова
18846
Дмитрий Митюрин
17477
Светлана Белоусова
17389
Татьяна Алексеева
16921
Наталья Матвеева
16174
Наталья Матвеева
16147
Александр Путятин
14817
Татьяна Алексеева
14688