«Братушки» на «Мессершмиттах»
ВОЙНА
«Секретные материалы 20 века» №18(404), 2014
«Братушки» на «Мессершмиттах»
Константин Ульяночкин
историк
Ораниенбаум
4135
«Братушки» на «Мессершмиттах»
Стоян Илиев Стоянов. Одержал 5 воздушных побед, что является рекордом для пилотов Болгарии

И в Первой, и во Второй мировой войне болгары сражались на стороне Германии. Правда, выступив как союзники Гитлера, но памятуя о том, что именно русская армия избавила их от турецкого ига, они все же воздержались от объявления войны Советскому Союзу. Зато союзникам СССР болгары создали определенные проблемы. Досталось от них, например, американской авиации.

Еще 2 февраля 1941 года Болгария и Германия подписали протокол о размещении немецких войск в этой балканской стране.. 1 марта царь Борис III присоединился к Берлинскому пакту, а 6 апреля 1941 года германские войска вторглись с территории Болгарии в Югославию и Грецию.Участвовала в этой кампании и болгарская армия, взявшая под контроль ряд районов Македонии.

13 декабря 1941 года царь объявил войну США и Великобритании. В начале 1943 года нацисты потребовали осуществить депортацию 48 тысяч болгарских евреев, но правительство страны не выполнило этого требования из-за протестов общественности и церкви.

Вскоре Бориса III вызвали в ставку Гитлера для объяснений, и 28 августа 1943 года, во время возвращения в Софии, он скончался, что породило слухи об отравлении.

В 1944 году из болгарских добровольцев сформировали Болгарскую противотанковую бригаду войск СС, известную как Противотанковый легион. Но наибольшей известности добились болгарские военные летчики, которые вполне успешно сбивали самолеты союзников.

РУССКАЯ ШКОЛА

История болгарской авиации начиналась в дореволюционном Петербурге. Европейские авиашколы отказывали балканским летчикам в бесплатной технической и летной подготовке, зато Россия с ее широкой душой согласилась помочь «братушкам».

В 1909 году расположенную в столице Россискйо империи Офицерскую воздухоплавательную школу закончлил лейтенант болгарской армии Василь Златаров. Первое поколение болгарских летчиков прошло обучение на воздушном шаре «София-1», который он изготвоил из материалов, купленных в России.

В 1910 году российский авиационный инженер Борис Масленников был приглашен в Болгарию, где представил свой самолет, являвший собой модификацию французского «Фармана-3». Демонстрация летающего аппарта была организована с помощью Василя Златарова на ипподроме в Софии, после чего болгарское правительство приняло решение приобрести русские самолеты для формируемого авиационного отряда.

К 1941 году, во многом благодаря внушительным денежным вливаниям из Германии, ВВС Болгарии имели 91 боевую машину, и лишь 10 из них были современными «мессершмиттами» Bf 109E-4. Остальные самолеты и наземные средства вели свою родословную со времен Первой мировой войны.

Чтобы помочь своему новому союзнику, командование 12-й армии вермахта передало средства поддержки с воздуха, ПВО, секретные радары. Постепенно болгары освоили средства наблюдения и системы оповещения.

В ходе Второй мировой войны военный авиапарк Болгарии вырос до 374 машин. Кроме того, были размещены заказы на 10 истребителей «мессершмитт» Bf 109E-4, 11 бомбардировщиков «дорнье» 17 М/P, 6 самолетов-корректировщиков «мессершмитт» Bf 108, 24 тренировочных «арадо» АР 96Б-2 и 14 Bucker-Bestmann Bu.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ

Самым результативным летчиком болгарских ВВС был Стоян Илиев Стоянов, на счету которого числилось 15 сбитых американцев.

Родился он 12 марта 1913 года в селе Галата, расположенном на одноименном мысу, в нескольких километрах южнее Варны. За пять месяцев до его появления на свет отец, служивший в 8-м морском полку, погиб в бою с турецкими войсками в районе Адрианополя.

Стоян с детства мечтал об авиации и потому уже в 1934 году поступил в Военную академию в Софии, в которой с конца 1934 года велась подготовка военных летчиков. В 1938 году он закончил Высшую школу летчиков-истребителей и ему было присвоено звание подпоручика.

Как пилот Стоянов демонстрировал отличные результаты, и потому 12 июля 1938 года в числе семи других пилотов он был направлен в Германию для прохождения подготовки в качестве летчика-инструктора. Сначала в авиашколе в Кауфбейрене, в 77 километрах юго-западнее Мюнхена, болгары прошли курс пилотажа, причем Стоянов смог завершить его на 15 дней раньше товарищей. Затем в сентябре 1938 года болгарские летчики прибыли в истребительную авиашколу Вернойхен, в 25 километрах северо-восточнее Берлина. Там будущий ас прошел один за другим сразу три курса – истребителей, инструкторов и командиров истребительных частей. При этом подготовка велась по тем же самым правилам, что и обучение летчиков-истребителей и инструкторов для Люфтваффе.

8 июля 1939 года болгарские пилоты покинули Вернойхен и спустя три дня вернулись на родину. Вскоре все они были назначены в истребительную авиашколу на аэродроме Марнополе, в 118 километрах восточнее Софии. Как инструктор, подпоручик Стоянов помог двадцати молодым пилотам освоить немецкие истребители Bf-109. В том же 1939 году он встретил 18-летнюю девушку по имени Мина, чья семья жила в городе Карлово, в нескольких километрах от аэродрома, и 11 августа 1940 года на ней женился.

В 1941 году Стоянов служил в эскадрилье, базировавшейся на аэродроме Асен, расположенном около города Казанлык, а затем был направлен на аэродром Сарафово, в 10 километрах северо-восточнее Бургаса. В начале 1942 года он был переведен в Варну, где 6 марта у него родилась старшая дочь Эмилия.

В первой половине 1943 года поручик Стоянов в качестве командира эскадрильи Bf-109 служил на аэродроме Балчик, в 31 километре северо-восточнее Варны. Летом того же года он был назначен командиром 3-й авиагруппы 6-го истребительного полка, которая базировалась тогда на аэродроме Карлово.

Свою первую воздушную победу поручик Стоянов одержал 1 августа 1943 года, сбив B-24D, возвращавшийся после налета на нефтепромыслы Плоешти. Уничтоженный им бомбардировщик упал в районе города Трын, неподалеку от границы с Сербией, и весь его экипаж погиб. В ходе последующей атаки ему удалось повредить еще один бомбардировщик, который, оставляя за собой дымный шлейф, был вынужден выйти из боевого порядка группы.

За свои действия поручик Стоянов был награжден офицерской медалью «За отвагу», которую 7 августа 1943 года ему вручил лично царь Болгарии Борис III. A 22 сентября рейхсмаршал Геринг наградил Стоянова Железным крестом 2-го класса.

14 ноября 1943 года самолеты 12-й воздушной армии США – 91 двухмоторный бомбардировщик В-25 в сопровождении сорока Р-38 – совершили первый налет на Софию. Через десять дней – 24 ноября – во время отражения второго налета на болгарскую столицу, в котором участвовали шестьдесят самолетов из 15-й воздушной армии США, летевшие под прикрытием трех десятков истрибителей, поручику Стоянову удалось повредить еще один «либерейтор». Затем 10 декабря в ходе боя с «лайтнингами» он смог добиться попаданий в один из американских истребителей, а 20 декабря, атаковав группу В-24, снова смог повредить один бомбардировщик.

Около полудня 10 января 1944 года над Софией под мощным истребительным прикрытием появились 180 американских самолетов. Болгарские пилоты атаковали противника над горным массивом Витоша. Стоянов на высоте 100–150 метров дважды атаковал один из Р-38, но тот каждый раз уходил из-под огня. Наконец ему удалось добиться попаданий, и, задымив, «лайтнинг» через несколько мгновений врезался в землю.

23 июня болгарские «мессершмитты» перехватили над Македонией самолеты из 15-й воздушной армии США, возвращавшиеся в Италию после налета на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти и порт Джурджу на Дунае, в 60 километрах южнее Бухареста. Стоянову удалось сбить один «либерейтор», который взорвался в воздухе западнее Скопье.

24 июня поручик Стоянов вместе с подпоручиком Михаилом Уцуновым и подофицером Кирилом Стояновым сбил В-17, обломки которого были найдены в районе Самокова, в 42 километрах южнее Софии, за что он был награжден второй офицерской медалью «За отвагу».

26 августа 1944 года в ходе боя с Р-38 он одержал свою последнюю воздушную победу. Стоянов смог зайти одному из американских истребителей в хвост и с дистанции около 50 метров открыть огонь. В результате серии прямых попаданий «лайтнинг» взорвался в воздухе и его обломки упали на землю юго-восточнее села Нефела в районе города Враца. «Мессершмитт» оказался полностью забрызган маслом взорвавшегося Р-38, и Стоянов затем вспоминал, что его единственной мыслью тогда было: «Сколько мыла израсходуют механики, пока отмоют самолет?»

10 сентября 1944 года Болгария перешла на сторону союзников и объявила войну Третьему рейху и его союзникам. 14 сентября Стоянову присвоили звание капитана, а уже в ноябре за успешные действия против немецких войск в Македонии и Косово он был награжден третьей медалью «За отвагу» и одновременно представлен к званию майора.

Весной 1945 года известный ас стал начальником истребительной авиашколы, располагавшейся на аэродроме около города Долна-Митрополия, в 10 километрах северо-западнее Плевена. В марте болгарская авиация получила 120 советских истребителей Як-9М, и Стоянов помогал молодым пилотам освоить их. В 1945–1946 годах майор Стоянов снова командовал 3-й авиагруппой 6-го истребительного полка, которая в тот период базировалась на аэродроме Сливен.

Будучи лучшим болгарским летчиком-истребителем Второй мировой войны, Стоянов продолжал еще некоторое время служить в авиации, хотя власти коммунистической Болгарии и относились к нему с подозрением. Да и как, по их мнению, можно было доверять бывшему царскому офицеру, к тому же награжденному немецким Железным крестом? В 1956 году после венгерского восстания, которое сильно напугало коммунистическое правительство Болгарии, Стоянова уволили из авиации без права на пенсию.

В 1991 году заслуженный ветеран переехал в Софию, где все то время, пока он жил в Риле, находилась его семья – жена и двое детей. 20 января 1992 года указом президента Болгарии за героизм, проявленный при защите страны в годы Второй мировой войны, Стоянову присвоили звание генерал-майора авиации и назначили соответствующую пенсию.

Спустя четыре года вместе с женой Миной он переехал на ее родину в Карлово. К этому моменту отставной летчик тяжело болел и практически потерял память. 13 марта 1997 года, на следующий день после своего 84-го дня рождения, Стоян Стоянов скончался.

Он был похоронен на кладбище Карлово, над которым во время траурной церемонии в парадном строю прошла эскадрилья реактивных истребителей, отдавая последние почести одному ю лучших пилотов болгарской авиации.

Спустя год перед домом на мысе Галата, где Стоянов родился, был установлен памятный мемориальный знак.

ТАРАН ПО-БОЛГАРСКИ

Димитар Светозаров Списаревский родился 19 июля 1916 года в городе Добриче. Поскольку после окончания Первой мировой войны этот район Болгарии отошел Румынии, его семья переехала в Софию, где Димитар поступил в Королевскую военную школу.

Списаревский отличался горячим характером и несколько раз подвергался суровым дисциплинарным наказаниям. Так, он даже на год был отчислен из школы и направлен в качестве рядового в пехотный полк. В конце концов в 1938 году ему все-таки удалось закончить обучение и получить звание подпоручика.

Осенью того же года Списаревский в составе группы из 15 человек был направлен в Германию в авиашколу в городе Кауфбейрене. В марте 1939 года после завершения курса первоначальной летной подготовки пятеро пилотов и среди них Списаревский продолжили обучение в истребительной школе Люфтваффе в Вернойхене. Там Списаревский был включен в состав звена подпоручика Стоянова, который к этому времени уже получил сертификат летчика-инструктора.

После того как в июле 1939 года все пилоты вернулись в Болгарию, подпоручик Списаревский получил направление во 2-ю истребительную авиагруппу майора Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово, в составе которой он летал на истребителе Р24. В апреле 1942 года его перевели инструктором в авиашколу, находившуюся на аэродроме Долна-Митрополия.

Летом 1943 года Списаревский вместе с подпоручиком Михаилом Бановым для изучения тактики действий немецких истребителей был командирован в истребительные группы Люфтваффе, размещенные во Франции на побережье Ла-Манша. После возвращения в Болгарию ему пришлось составлять подробный доклад о том, что увидел во время своей командировки.

Он был включен в состав 3-й авиагруппы 6-го истребительного полка и со свойственной ему горячностью рвался принять участие в отражении налетов американских бомбардировщиков на Софию. Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 года.

В тот день в налете на Софию участвовали пятьдесят бомбардировщиков из 15-й воздушной армии США, которые прикрывали шестьдесят истрибителей. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на «мессершмитте» Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в другой летательный аппарат, числившийся за штабом группы. При этом Списаревский сказал одному из механиков: «Если мне суждено умереть, то я хотел бы погибнуть в своем самолете, но прежде я должен сбить по крайней мере одного противника».

Запустив двигатель, Списаревский взлетел и на максимальной скорости попытался догнать свою эскадрилью. Над селом Долни-Пасарел он столкнулся с двумя бомбардировщиками и с ходу в лоб атаковал их. Один бомбардировщик сразу же был сбит, получив серию прямых попаданий. Пилот второго «либерейтора», увидев прямо перед собой «мессершмитт», инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения. Однако болгарский летчик тоже взял ручку управления на себя, и через несколько мгновений его самолет снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обеих машин упали на землю в районе села Панчерево.

Позже 23-летний лейтенант Джон Маклендон, попавший в плен к болгарам после того, как его самолет в тот день был сбит болгарскими «мессершмиттами», рассказал на допросе: «За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и ударил его в заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел нож, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на землю, сопровождаемая разбитым истребителем. Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика».

Другой свидетель – подпоручик Михаил Георгиев – утверждал, что перед тем, как Списаревский таранил бомбардировщик, пушки его «мессершмитта» замолкли, видимо израсходовав весь боезапас.

Посмертно Димитару Списаревскому было присвоено звание капитана.

Интересно, что посольство Японии в Софии попросило болгарское Министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе в качестве примера для подражания.

ПРОТИВ «ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ»

Он стал вторым болгарским пилотом, протаранившим четырехмоторный бомбардировщик.

Неделчо Бончев родился 21 июня 1917 года в Софии. После окончания Королевской военной школы в 1940 году его сначала направили на дополнительную летную подготовку в авиашколе в Пьяченце на севере Италии, а потом на курс обучения в истребительной авиашколе на аэродроме Карлово.

Затем подпоручика Бончева зачислили во 2-ю авиагруппу 6-го истребительного полка. 1 августа 1943 года он уже в должности командира эскадрильи руководил безуспешной атакой устаревших Avia В-534, пытавшихся перехватить американские «либерейторы», возвращавшиеся после налета на Плоешти.

В сентябре эскадрилья подпоручика Бончева была перевооружена французскими истребителями. Летая на «девуатине», 24 декабря ему удалось тяжело повредить В-24, которому пришлось покинуть боевой порядок своей группы.

В марте 1944 года 2-я авиагруппа была оснащена немецкими истребителями «мессершмитт» Bf-109, и 30 марта поручик Бончев сбил бомбардировщик В-17, который упал западнее города Перник, в 25 километрах юго-западнее Софии.

17 апреля авиация союзников совершила десятый по счету налет на столицу Болгарии. В нем участвовали триста пятьдесят бомбардировщиков в сопровождении ста истребителей. Первыми им навстречу поднялись самолеты 2-й авиагруппы – шестнадцать «мессершмиттов» и семь «дорнье». Вскоре вдали появилась группа одномоторных истребителей, однако болгарские пилоты продолжали спокойно лететь прежним курсом. Поскольку до этого американские бомбардировщики всегда сопровождали только двухмоторные Р-38, болгарские пилоты приняли появившиеся самолеты за «мессершмитты», тем более что и служба воздушного наблюдения также сообщила о появлении немецких истребителей.

Однако в действительности это были американские Р-51D, которые в тот день впервые появились над Болгарией. Лишь когда в наушниках раздался хриплый крик кого-то из болгарских пилотов: «Ребята, это «мустанги»!», стало ясно, что произошла ошибка, но было уже поздно. Попав под массированный удар американских истребителей, 2-я авиагруппа в ходе хаотичного боя потеряла сразу семь «мессершмиттов».

Пара Р-51 попыталась зайти в хвост истребителю Бончева, но он смог оторваться от них. В какой-то момент, оказавшись на высоте около шести тысяч метров, Бончев заметил в районе города Перник В-17, летевший в юго-западном направлении. Болгарский ас направил свой самолет к бомбардировщику, замыкавшему боевой порядок группы, и атаковал его снизу сзади. Несколько снарядов попали в нижнюю часть фюзеляжа «летающей крепости». Однако когда «мессершмитт» был уже рядом с бомбардировщиком, его пушки замолкли, израсходовав весь боезапас. Бончев попытался отвернуть в сторону, но было уже поздно, и истребитель врезался снизу в В-17.

В результате у «летающей крепости» полностью срезало хвостовую часть. Через несколько мгновений она взорвалась в воздухе и ее горящие обломки упали на село Крапец. В свою очередь, от мощнейшего удара «мессершмитт» также развалился на части. Двигатель сорвало с рамы, и он затем упал отдельно от самолета. В момент столкновения Бончева вместе с креслом выбросило из кабины, и он потерял сознание.

Когда через какое-то время он пришел в себя, то понял, что падает вниз по-прежнему пристегнутым к своему креслу. Примерно на высоте около 600 метров болгарскому летчику удалось освободиться от привязных ремней и открыть парашют. Приземлившись на твердую каменную поверхность, он повредил обе ноги.

За храбрость, проявленную в бою 17 апреля 1944 года, поручик Бончев был награжден орденом «За отвагу» 4-й степени.

После перехода на сторону антигитлеровской коалиции болгарская авиация участвовала в боях в Сербии, Македонии и Греции. 5 октября командир 2-й авиагруппы 6-го истребительного полка поручик Бончев совершил свой последний боевой вылет. Во время атаки немецких моторизованных частей, двигавшихся по шоссе в районе города Крива-Паланка, в 78 километрах северо-восточнее Скопье, его «мессершмитт» был сбит. Выпрыгнув на парашюте, Бончев попал в плен к немцам.

Неделчо Бончев немного не дожил до окончания Второй мировой войны – в апреле 1945 года он был застрелен эсэсовцами, охранявшими колонну военнопленных, совершавшую марш из Австрии в Южную Германию.

А теперь перенесемся в наши дни…

Болгария первой из бывших стран Варшавского договора предоставила свои аэродромы для американских самолетов, бомбивших Афганистан, Ливию и Иран. В последнее время болгарские военные активно участвуют в проводимых НАТО учениях и даже боевых операциях. Такая вот историчекская загогулина.


15 августа 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663