Рекорды Советского Союза
СССР
Рекорды Советского Союза
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
1593
Рекорды Советского Союза
Атомный ледокол «Арктика» и Книга рекордов

Книга рекордов, на страницах которой многие мечтают увидеть свое имя, появилась на свет, как и некогда прекрасная Афродита, из пены, правда не морской, а пивной. Дело в том, что учредителем книги стала ирландская пивоваренная компания «Гиннесс». 
Но первой в мире стране социализма «капиталистические акулы» тоже отдали должное.

Изначально книга была задумана как пособие для посетителей фирменных пабов – горячих ирландских парней, склонных по любому поводу биться об заклад и заключать пари. Книга, регулярно пополняется проверенной достоверной информацией о самых разнообразных достижениях человечества, уникальных явлениях природы и многом ином. Для спорщиков это издание выступает в роли арбитра. 

Идея удивительно быстро прижилась: сегодня Книга рекордов, первый выпуск которой увидел свет 27 августа 1955 года, ежегодно издается на 37 языках в более чем 100 странах мира. Тираж ее перевалил за 100 миллионов, уступая лишь Библии. Каких только чудес в ней не встретишь – от количества кружек поглощенного пива до таких эпохальных событий, как покорение человеком космоса. Вот только некоторые примеры: 60-летняя Айяна Уильмс попала в книгу как обладательница самых длинных в мире ногтей. Она отращивала их 23 года. А китаянка Чанчжоу Ю Хианкси оказалась в книге благодаря самым длинным ресницам – на верхнем веке ее левого глаза они достигают 12,4 см. Книга зафиксировала и размер самого большого в мире штрафа: 170 тысяч финских марок пришлось выложить одному очень известному хоккеисту за то, что он однажды промчался по улицам Хельсинки со скоростью, превышавшей допустимую на 40 км/час. 

Начиная с 1989 года книга издается и в Советском Союзе. Бытующее ныне мнение насчет «дремучей научно-технической отсталости» СССР легко опровергается весомым вкладом Союза во многие, причем наиболее серьезные, разделы книги. Вот некоторые примеры: в Книгу рекордов «въехал» созданный в Калинине (Твери) двухэтажный поезд, перевозивший на линии Москва – Воронеж сразу 1320 пассажиров. В 1993 году в книгу был занесен «Уралвагонзавод» как самое крупное промышленное предприятие в мире. Известно, что его профильной продукцией являются танки и прочая бронетехника. 

Кстати, о танках: попал в книгу и знаменитый советский Т-34, по мнению многих специалистов один из лучших средних танков Второй мировой войны. Но в книге он оказался не за свои выдающиеся боевые качества, а как самый массовый танк всех времен и народов – заводами СССР в течение восьми лет было выпущено до 80 тысяч этих машин.

Советский вертолет Ми-26 «влетел» в книгу как самый грузоподъемный. Его мировой рекорд составил 57 тонн, поднятых на высоту 2000 м. Однажды он поднял и перенес по назначению целый авиалайнер Ту-134. 

Истребитель-перехватчик третьего поколения МиГ-25 был признан самым скоростным серийным боевым самолетом. Созданные в середине 1960-х годов, эти машины были задуманы для того, чтобы обеспечить достойную встречу армаде американских скоростных бомбардировщиков «Валькирия» в случае их предполагаемого вторжения. На заводских испытаниях самолет развил скорость 3395 км/час, (соответствует числу Маха 3,2). Позже этот же самолет стал обладателем абсолютного мирового рекорда высоты – 37 650 м. А всего на нем было установлено 29 мировых рекордов. Широкую известность МиГ-25 приобрел после того, как старший лейтенант Беленко в 1976 году угнал его в Японию.

В 1960 году самым большим в мире летательным аппаратом был признан первый советский экраноплан КМ. Обнаружившие с помощью спутника-шпиона гигантский аппарат над Каспийским морем американцы окрестили его «Каспийский монстр». На самом деле аббревиатура «КМ» означала «корабль-макет», созданный в «Красном Сормове» под руководством генерального конструктора Ростислава Алексеева. Крыло «Монстра» имело размах 37,6 м и площадь 662 кв. м. Взлетная масса КМ достигала 544 тонн. Летающий корабль, двигаясь на высоте от 4 до 14 м над поверхностью воды либо суши, мог развить скорость до 500 км/час. До появления самолета Ан-225 он был самым тяжелым летательным аппаратом в мире. 

Сверхтяжелый летающий грузовик Ан-225 «Мрия» («Мечта»), созданный на Украине в КБ Антонова, впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года. Уникальный 6-моторный летательный аппарат был построен лишь в двух экземплярах. Предметом его зафиксированного Книгой Гиннесса мирового рекорда стал поднятый в небо самый большой единичный груз массой 188 тонн. Довелось «Мрие» перевозить на своей могучей спине к месту старта на Байконур советский космический челнок «Буран». 

Сверхзвуковой Ту-144 первым в мире из пассажирских самолетов превысил скорость, соответствующую числу Маха 2. В мае 1970 года им была показана рекордная скорость – 2,2 М. Автору статьи посчастливилось стать пассажиром этого лайнера на его 25-м рейсе Москва – Алма-Ата в апреле 1978 года. Впечатлений от этого короткого (двухчасового) полета, проходящего на высоте 20 км со скоростью 2200 км/час, осталось масса. Увы, совершив всего лишь 27 регулярных пассажирских рейсов на упомянутой линии, машина по ряду причин (как технических, так и конъюнктурного характера) от полетов с пассажирами была отстранена.

Ставил Советский Союз рекорды и на море. Шесть самых мощных в мире атомных ледоколов серии «Арктика» сошли со стапелей Балтийского завода в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Благодаря огромной мощности своей двухреакторной энергетической установки (75 000 л. с.), атомные исполины могли пробиться в любой уголок Арктики независимо от времени года. Подтверждением тому стал поход на Северный полюс в августе 1977 года, сделавший «Арктику» первым в мире надводным кораблем, достигшим макушки планеты. Автор статьи, участвуя в нескольких ледовых рейсах на первых трех ледоколах серии, помнит, с какой, казалось бы, легкостью эти гиганты взламывали арктические льды метровой (далеко не предельной для них) толщины. 

Не остался без призов и советский атомный подводный флот. В Книгу рекордов по разным показателям вошли три советские атомные подводные лодки (АПЛ). Первая из них установила не превзойденный и поныне рекорд скорости под водой. Построенная в единственном экземпляре, эта боевая (т. е. несущая оружие) АПЛ проекта 661 (главный конструктор Никита Исанин) в одном из походов развила под водой скорость 44,7 узла (порядка 83 км/час). 

В апреле 2011 года в книгу была занесена построенная еще в 1980-е годы самая большая в мире АПЛ проекта 941 «Акула» (серия из шести кораблей, главный конструктор Сергей Ковалев). Полное водоизмещение этого гиганта составляет 49 800 тонн. Особенностью конструкции этих АПЛ является наличие охваченных единым легким корпусом пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них, являющиеся основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между прочными корпусами, размещены вертикальные ракетные шахты. Благодаря подобной конструкции «Акулы» обладают повышенным запасом плавучести – до 40 %. В погруженном состоянии половина водоизмещения АПЛ приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте шутливое прозвище «водовозы».   

Корабли этого типа стали основой морской составляющей ядерной триады СССР. Каждая АПЛ несла в своих шахтах 20 баллистических ракет большой дальности с боеголовками индивидуального наведения. Специально для строительства этих исполинских лодок в Северодвинске был возведен огромный стапель, также ставший рекордсменом – самым крупным в мире крытым эллингом. Сегодня после глубокой модернизации в строю остается лишь одна из «Акул», известная под именем «Дмитрий Донской». Остальные пять кораблей серии конъюнктура времен перестройки вывела из состава российского ВМФ.

Еще одним подводным рекордсменом, удостоившимся включения в книгу, стала самая глубоководная боевая АПЛ проекта 685 – печально известный «Комсомолец», ныне покоящийся на глубине 1500 м в Норвежском море. В ходе испытаний лодка достигала глубины 1027 м. В апреле 1989 года при возвращении с очередного похода этот уникальный во многих отношениях корабль погиб, унеся жизни 42 моряков. 

В 1995-м Книга Гиннеса зафиксировала необычный рекорд – самый быстрый в мире способ доставки почты. 7 июня этого года в головной части баллистической ракеты РС-31 (конверсионная версия «Волна») был размещен контейнер с почтой. «Волна», стартовав из шахты АПЛ «Рязань» в Баренцевом море, через 20 минут, преодолев 5000 миль, достигла полигона на Камчатке. Здесь почтовый контейнер, отделившись от головной части, благополучно приземлился на парашюте. Посылочка в целости и сохранности попала в руки адресата.

Были рекордные достижения и по части недвижимости: самым большим в мире университетским зданием был признан главный корпус МГУ на Воробьевых горах, а воссозданный в 2000 году храм Христа Спасителя в Москве вошел в Книгу Гиннесса как самый высокий в мире (103 м) православный собор.

Как мировой рекорд книга зафиксировала глубину российского озера Байкал. Оказался на ее страницах и якутский поселок Оймякон – как самый холодный населенный пункт планеты Земля.


15 января 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
253835
Сергей Леонов
160343
Сергей Леонов
100404
Татьяна Минасян
100152
Александр Егоров
88299
Виктор Фишман
82278
Светлана Белоусова
80090
Борис Ходоровский
72784
Борис Ходоровский
67794
Павел Ганипровский
65609
Татьяна Алексеева
65387
Богдан Виноградов
58983
Татьяна Алексеева
52164
Павел Виноградов
52053
Дмитрий Митюрин
49777
Наталья Дементьева
48462
Наталья Матвеева
43762