Легенды и были «Полосатого рейса»
СССР
«СМ-Украина»
Легенды и были «Полосатого рейса»
Анна Василенко
журналист
Киев
8607
Легенды и были «Полосатого рейса»
Кадр из фильма «Полосатый рейс»

11 июля 1961 года первые зрители буквально падали со стульев от смеха на премьере комедии «Полосатый рейс» И вот уже ровно 50 лет эта картина является одной из самых любимых для миллионов людей, рожденных в СССР и живущих по всему миру.

ЗАКАЗ ХРУЩЕВА

Об истории создания фильма «Полосатый рейс» есть несколько версий. Начальник зооветотдела Союзгосцирка Алексей Митин рассказывал, что «в 1960 году в Москву с дружественным визитом прибыл император Эфиопии. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев повел высокого гостя в цирк на представление Назаровой. После выступления дрессировщица принесла в правительственную ложу тигрят. Никита Сергеевич, увидев малышей, умилился и, показывая на Назарову, сказал Его Величеству, что только в Стране Советов живут такие героические женщины, а вот фильма о Маргарите Петровне нет». Помощники Хрущева восприняли эти слова как приказ к действию и тут же засуетились и стали искать сценаристов и режиссера.

Как рассказывалось в одной из публикаций: «К выполнению важного заказа подключились лучшие драматурги. Они завалили киностудии страны своими сценариями. В них значился, скажем, совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. Маргариту Петровну представляли и работницей фабрики, покорившей в будущем опасных хищников, и зоотехником, и милиционером... Начальство практически все отвергало».

Виктор Конецкий, замечательный писатель и моряк, попал в сценаристы этого госзаказа почти случайно. Бывалый моряк, знавший море не понаслышке и рассказал директору «Ленфильма», что когда-то подобные приключения происходили на пути от острова Врангеля к Мурманску с двумя белыми медведями: «Мы везли с острова Врангеля трех медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно…». А лирическую линию разрабатывал очень известный сценарист Алексей Каплер, который и предложил ввести в фильм любовную линию, без которой было скучно.

Приступая к работе, режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...».

Фильм снимался на сухогрузе «Матрос Железняк» в Одессе. На «Ленфильме» снимались павильонные сцены. В фильме снимался первый серийный советский вертолет Ми-1. В фильме из уст иностранного дрессировщика звучит та же фраза, что и у Никулина в «Бриллиантовой руке»: «Я не трус, но я боюсь».

За первый год проката «Полосатый рейс» посмотрели 32 миллиона 340 тысяч зрителей. А в 1973 году фильм получил на фестивале в Калькутте главный приз.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЫ

Поскольку съемки в «Полосатом рейсе» были очень небезопасными, пробы в картину проходили с участием Комиссии по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора, артисты подписывали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там, например, такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдет».

Поэтому многие популярные актеры еще на стадии проб отказались от этого проекта, о чем потом горячо жалели всю жизнь. 

МАРГАРИТА НАЗАРОВА

На главную женскую роль буфетчицы Марианны была только одна претендентка – дрессировщица Маргарита Назарова (1926-2005 гг.).

О жизни и драме укротительницы рассказывает Екатерина Тур: «Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в городе Пушкине Ленинградской области в семье лесника и сельской учительницы. Прекрасным воспоминанием из детства был балет. В школьные годы Маргарита Назарова с подружками посещала занятия в балетной студии в Доме пионеров, семь лет там танцевала. Прекрасное время, беззаботное детство было прервано страшной войной.

Во время войны в 15-летнем возрасте Маргарита Назарова была отправлена в Германию. Для девушки начались дни плена, до краев наполненные мыслимыми и немыслимыми унижениями. В школе она изучала немецкий язык, могла более-менее общаться с немцами, благодаря чему и попала работать в богатый дом. Заметив пластичность и красоту своей русской служанки, хозяин определил ее в кабаре. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы.

Однажды во время выступления в кабаре ворвались русские солдаты. Увидев танцовщиц, заругались: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелять бы их всех». Девушка испугалась и крикнула: «Ребята, я – русская!» Вот так наступил долгожданный час освобождения.

Вернувшись после окончания войны в 1945 году на Родину, девушка в Риге нашла маму с сестрами, а вот отец пропал без вести. Рита Назарова подготовила самостоятельно небольшой танцевально-акробатический номерок, с которым ее и приняли на работу в коллектив «Цирк на сцене».

Постепенно молодая циркачка стала вводить в свою программу животных – собак, лошадей. Так Маргарита Назарова проработала почти восемь лет, и девушке вдруг захотелось чего-то большего, особенного, захотелось риска. Она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, и на одном из представлений лихо промчалась по вертикальной стене.

За этим не девичьим занятием ее и застал знаменитый в то время дрессировщик тигров Константин Константиновский.

 «Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? – спросил недоуменно Константиновский. – А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица».

Маргарита Назарова, конечно же, согласилась работать с укротителем тигров. 

«Изящная женщина в поблескивающем костюме входила в клетку и щелкала бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробирались тигры. Сколько труда потребовалось, чтобы тигр перестал бояться огня, преодолел инстинкт, с которым родился. Еще сигнал, и полосатые тела образовывали своеобразную постель. Дрессировщица спокойно, гордо располагалась на ней». 

Дебют Маргариты Назаровой в кино состоялся в 1953 году в массовке приключенческого фильма «Случай в тайге» о работе сибирского промыслового хозяйства по разведению соболя.

В 1954 году Маргариту Назарову пригласили в качестве дублерши актрисы Людмилы Касаткиной на съемках лирико-эксцентрической комедии «Укротительница тигров». Людмила Касаткина наотрез отказалась сниматься в клетке с хищниками. В качестве ее дублерши и выступила тогда Маргарита Назарова. Роль девушки, сумевшей «укротить» полосатых хулиганов, разбежавшихся по всему пароходу, отводилась как раз героине Маргариты Назаровой. Она же довольно живо и непосредственно сыграла свою Марианну, взбалмошную и жизнерадостную, активно добивающуюся любви сурового старпома, он же Иван Дмитриев. В народе и по сей день живут меткие выражения очаровательной Марианны: «Обыкновенная прическа. Форма называется «Я у мамы дурочка», «Он ко мне придирается! Он на меня внимания совсем не обращает!», «Бедненький, поцарапал тебя старпом».

Еще в молодости Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде, стояла на очереди в московском цирковом главке и попросила поселить в Нижнем, недалеко от цирка, прямо напротив огромного здания Нижегородской ярмарки. Здесь и жила великая укротительница тигров в квартире с выцветшими обоями, старинной арабской мебелью, мятыми полинявшими скатертями, с обычным шерстяным одеялом с нарисованным тигром, которое висело вместо ковра над диваном. Вот и все. Почти все дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии просто не хватало, чтобы прожить.

Тигрица Юлька запустила когти в голову мужа Маргариты Назаровой – Константиновского. В расцвете сил, в 52 года, муж Назаровой скончался. Сама Маргарита Назарова, легенда советского цирка, ушла из жизни 25 октября 2005 года в Нижнем Новгороде в возрасте 79 лет».

ПОЛОСАТЫЕ ЗВЕЗДЫ

О хищниках, снимавшихся в «Полосатом рейсе» источник рассказывает: «В фильме играли 10 цирковых тигров. Льва Ваську купили в Херсонском зоопарке. Долго искали обезьяну – чтобы была умная и поддающаяся обучению. В итоге нашли в Киевском зоопарке – шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград, а павильонные съемки проводились на «Ленфильме», его доставили самолетом. И не одного – с невестой, с Чилитой. Было им тогда года по два с половиной или около трех – пора влюбленности! Пират без нее никак не мог. Так, что знакомиться исполнителю роли старпома актеру Ивану Дмитриеву пришлось с ними обоими. Пират вроде бы принял человека сразу, наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время съемок она обязательно должна была присутствовать в павильоне, на площадке. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира – она его очень любила. И смотрела, как возлюбленный работает.

Поработает Пират минут двадцать, и брови «домиком» – скучает, значит. Он обязательно должен был убедиться, что она рядом. Подведут к нему Чилиту, он ее так погладит, погладит, прижмет к себе, а после приударит легонько, мол, не мешай – работаю. Пират был необыкновенным партнером. Делал все, что требовалось и так, как ему показывали. Каждое утро Иван Дмитриев готовил ему кашку, приучал есть ложкой. Уже дней через семь-восемь Пират был готов к работе. Павильонные съемки провели буквально за несколько дней и так сэкономили крупную сумму.

Судно, где разворачивалось задуманное в сценарии «полосатое безобразие», называлось весьма поэтично – «Евгений Онегин». Но вначале всю звериную команду поселили на старой ржавой развалюхе с куда более прозаичным названием – «Матрос Железняк». Тигры, лев, обезьяна и актеры знакомились друг с другом. Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и «подделок». Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Станиславского. Тигры в комедии – это невероятный факт, утверждал он».

Для тигра Пурша «Полосатый рейс» стал пятым фильмом, в котором хищнику довелось сниматься.

ЛЬВИНАЯ ТРАГЕДИЯ

Как рассказывает источник: «По словам Маргариты Назаровой, настоящая драма разыгралась в последние дни съемки легендарного фильма «Полосатый рейс». Для съемок в картине потребовался лев. Его купили в Одесском зоопарке. Как раз его сотрудники и рассказали мне о звездной и трагической судьбе их питомца, когда я в 1980 году снимал дипломный фильм «Для чего льву клетка».

Это был старый и опытный в актерском деле зверь по кличке Вася – на его счету к тому времени было уже несколько известных лент. Назарову он сначала не принял. Но вскоре они крепко подружились, и Маргарита Петровна могла делать с ним все, что угодно. А вот с тиграми царь зверей так и не сошелся. Более того, однажды в клетку к Васе влетел Ахилл и здорово потрепал его; кстати, тигр в зависимости от индивидуальности сильнее и коварнее льва. Вот почему все сцены с Васей пришлось делать отдельно от полосатых хищников.

Не переносил Вася на дух и коллег Назаровой по фильму. Поэтому знаменитый эпизод со спящим львом, якобы набравшимся люминала, снимали довольно оригинальным способом. Прежде чем двухсоткилограммового зверя положить на носилки и водворить его в клетку, Васю убили...

Во-первых, лев никак не хотел жрать снотворное. Во-вторых, при приближении актеров он всегда бросался на них. Но перед этим разгорелись настоящие дебаты по поводу палача – никто не хотел брать грех на душу. Застрелить беднягу согласился пиротехник картины. Он выпил два стакана водки и разрядил оружие прямо в лоб Васи. Несколько дней Маргарита Петровна рыдала над трупом гривастого друга. Она наотрез отказывалась работать и чуть не сорвала последние эпизоды картины». Поэтому, начиная с кадров, где герой Смирнова вылезает из-под его лапы, на самом деле виден труп льва.

Есть еще версия этого эпизода: «Для съемки сцены фильма «Полосатый рейс», где моряки тащат из медпункта спящего льва на носилках, требовалось усыпить льва Васю. Но тот не хотел принимать снотворное ни просто так, ни с мясом. А так как был последний день съемок, приняли решение старого и больного льва застрелить и быстро доснять сцену, пока он не закоченел».

ТИГРЫ В МОРЕ

О съемках «Полосатого рейса» источник рассказывает: «Наверное, все помнят эпизод, когда тигры прыгают с корабля в воду и плывут в сторону пляжа… Небольшой заливчик отгородили забором четырехметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Для дополнительной охраны вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, когда на взморье еще нет отдыхающих, но собралось 15 тысяч зевак. Первой приплыла Лойда, самая талантливая полосатая актриса. После морского купания она почувствовала необыкновенный прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и... перемахнула через барьер! Многочисленных зрителей словно ветром сдуло во главе с милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита Назарова – актриса и дрессировщица – бросилась ее догонять. Догнала, но не сразу. Лойда бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, полногрудая, допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. В мгновение ока она выскочила в форточку! Причем, габариты дамы по крайней мере в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Она сама удивлялась: «Да как же это я так?!» Муж подтрунивал. «Ты рыбкой, рыбкой нырнула». – «А сам-то!» «Сам» с тарелкой недоеденного украинского борща, как был – в одних носках! – вскочил на горячий котел и, приплясывая, кричал: «Караул! Караул!»

ГОЛЫЙ ЗАД ЕВГЕНИЯ ЛЕОНОВА

У Евгения Павловича Леонова было очень острое чувство юмора. Например, он в интервью и на творческих встречах с гордостью сообщал, что первым показал свой голый зад советскому народу именно в картине «Полосатый рейс».

О том, как проходили те съемки, есть несколько версий. Одна из них гласит: «Жуткий скандал разгорелся с Евгением Леоновым, игравшим в ленте псевдо-укротителя Шулейкина. Его пытались заставить сняться в ванне наедине с тигром. Этой сцены в сценарии не было. Ее придумал режиссер Владимир Фетин. Артист наотрез отказался подходить к гигантскому, пусть даже и ручному хищнику, каким был знаменитый Пурш. Никакие уговоры тут не помогли. И лишь после того, когда специально изготовили бронированное стекло, которое должно было отделять Леонова от зверя, актер, наконец, согласился, но, правда, потом сильно пожалел об этом. 

На помывку Леонову-Шулейкину выдали дорогой французский шампунь. Горе-укротитель, напевая, с удовольствием намылился им. Густая пена полностью покрыла его голову, и артист ничего не видел. Именно в этот момент режиссер-дрессировщик Константин Константиновский убрал стекло, а Назарова по команде впустила Пурша.

Тот подбежал к ванне и начал шумно обнюхивать моющегося Леонова, а затем ткнул его своей усатой мордой в плечо и громко чихнул. Евгений Павлович, услышав шум, спросил режиссера: мол, я что - не в кадре?! А когда он протер глаза, то перед собой увидел тигра. Артист тут же ушел под воду. Пурш попытался достать его лапой. Леонов выскочил из ванны и совершенно голый бросился к выходу. Буквально за несколько секунд преодолев сотню метров, он оказался в рубке. Слава богу, партнером в эпизоде снимался воспитанный Пурш. Он не погнался за Евгением Павловичем, а вернулся в душевую и стал принимать водные процедуры – стояла 40-градусная жара. Любой другой тигр в таких случаях преследовал бы человека и убил бы его.

Эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Она заявила: «Я – не ханжа». А Леонов позднее, отойдя от шока и обиды на Константиновского и Фетина, сказал: «Ну, вы, мужики, и даете!» В советском кино это был первый мужской стриптиз.

Есть и другая версия. Долго ходили слухи, что актера в сцене в ванне с тигром снимали за пуленепробиваемым стеклом. На самом деле ничего подобного не было, как не было и никакого стекла. Хотя снять эпизод было очень непросто. Леонов боялся тигров, понадобилось некоторое время, чтобы уговорить его сниматься.

Более того. Леонова попросту обманули. Пока он тихо-мирно пел, сидя в ванной с намыленным лицом, туда пустили тигра. Когда актер увидел полосатого «партнера», от ужаса нырнул в воду, поэтому и кадр получился замечательный: такой испуг сыграть почти невозможно. 

Как всякий нормальный человек, Евгений Павлович, действительно, боялся тигров. Да еще в группе над ним постоянно подшучивали: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький».

Как рассказывает еще одна байка о фильме: «В одном из эпизодов «Полосатого рейса» Евгения Леонова посадили в клетку и попросили подразнить тигров. Но хищники на актера не реагировали. Тогда дрессировщики дали в руки Евгению Павловичу поросенка и попросили посредством розового малыша возбудить тигров, поколов для этого хрюшку вилкой. Леонов кольнул, поросенок завизжал, тигры возбудились. Они бросались на клетку, готовые сломать прутья и прорваться к живности, не разбирая уже, кто так призывно хрюкает – поросенок или кто-то из съемочной группы».

БЕНЕФИС ВАСИЛИЯ ЛАНОВОГО

Народный артист СССР, настоящая звезда советского театра и кино, Василий Лановой всю жизнь искренне переживает, что его не приглашали сниматься в комедиях.

В фильм «Полосатый рейс» Лановой попал случайно: он просто отдыхал в то время в Одессе, и его попросили буквально за один день сняться в эпизоде, предложив очень солидный гонорар в 50 рублей.

Красавец Лановой сидел в шезлонге на пляже в импортных очках и очень «светски» хвалил группу, красиво плывущую в полосатых купальниках к берегу. А потом, рассмотрев тигров, дико орал и бегом бежал. До сих пор актер называет эту роль – любимой.

А ведь съемка могла превратиться в трагедию: «А единственная съемка зверей на суше, куда они вышли «группой в полосатых купальниках», едва не закончилась трагедией. В какой-то момент одна из привередливых тигриц перемахнула через ограждение и оказалась на настоящем, самом популярном в Одессе пляже – Аркадия. Среди отдыхающих началась паника. Берег мгновенно опустел. Ситуацию спасла простой осветитель Тоня Иванова. Она бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тот от неожиданности повернул обратно. Режиссер-дрессировщик Константин Константиновский расцеловал Антонину и выразил ей огромную благодарность за мужество и находчивость».

ЦЕНЗУРА НА ПОСТУ

Не известно, что было проще творческой группе: снимать вживую сложнейшие трюковые сцены с хищниками или справляться с придирками цензуры. Например: цензоры говорили: советский капитан, член партии не имеет права трусливо вылезать в окно рубки, даже когда к нему заходит самый настоящий тигр. Так что пришлось вылезать беспартийному Алексею Смирнову, который еще на фронтах Великой Отечественной отличался большой храбростью.

Кстати, когда Алексей Смирнов репетировал трюк, где он держится за хвост тигра, он целый месяц вечерами часа по два сидел рядом с клеткой, разговаривал с тигром Пуршем. Это был любимый тигр дрессировщицы и актрисы Маргариты Назаровой.

ЛЕГЕНДЫ «ПОЛОСАТОГО РЕЙСА»

Процесс съемок «Полосатого рейса» за 50 лет истории фильма оброс таким количеством легенд и преданий, что отличить правду от вымысла уже нет никакой возможности.

Одна из баек рассказывает такую, якобы подлинную, историю: «Полосатый рейс» снимали в Сочи, в санатории Совета Министров СССР. Прогуливался там пожилой гражданин весьма почтенного вида. И вдруг видит идущего навстречу тигра. Рядом стояла пальма, абсолютно лысая… Старичок в один момент оказался на самом верху. Для того чтобы снять его с пальмы, пришлось вызывать пожарную команду с выдвижной лестницей».

Еще одна байка: «Именно Пурш сыграл в сцене, где герой Евгения Леонова принимает ванну. Михаил Стопкин, отвечавший за технику безопасности, был категорически против этого трюка. Так что пришлось пойти на хитрость. Он был неравнодушен к красивым зажигалкам. Актер и дрессировщик Константин Константиновский решил воспользоваться этой его слабостью. Специально зажег новую зажигалку у него на глазах. Михаил Михайлович, конечно, не устоял: «Костя, где ты взял зажигалку?» – «Да вот в киоске купил», – отвечает Константиновский. – «Подари мне ее». – «Нет, знаешь, Миш, эта зажигалка мне самому нравится. Лучше я объясню тебе, как проехать в тот киоск. Сам поезжай и купи. Там еще много разных зажигалок».

Спровадив Михаила Михайловича, отсняли эту сцену. Долго смеялись, когда Леонов голышом выскочил из ванны. Вечером, когда просматривали отснятое за день, Михаил Стопкин, конечно, возмущался: «А это когда сняли?» Но дело было уже сделано».


9 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847