Как создать бога?
СССР
«Секретные материалы 20 века» №5(391), 2014
Как создать бога?
Инна Чернецкая
журналист
Санкт-Петербург
3358
Как создать бога?
Строительство мавзолея

Вариации на тему пословицы «Человек рождается и умирает в одиночестве» есть, наверное, в каждом языке. Оставляя здесь друзей, близких и нажитое имущество, умирающий действительно отправляется в последний путь один. Обычно после этого следуют похороны по тому обряду, который принят в данной культуре, затем усопшего оставляют в покое и время от времени навещают – по графику или по зову сердца. Однако 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии скончался человек, которому в традиционных проводах в последний путь было отказано…

СУД НАД ТРУПОМ

Вот уже 90 лет к телу Владимира Ульянова не зарастает народная тропа, а на кухнях кипят споры – нужен ли кому-нибудь труп на Красной площади, или несчастного стоило бы уже захоронить. Бывший вождь пролетариата умудряется попадать в скандальные истории даже после смерти. Доктор исторических наук Владимир Лавров пару лет назад предложил судить Ленина за преступления против человечности. С этой целью он обратился в Следственный комитет, Генпрокуратуру, Минюст и МВД с просьбой проверить труды Ленина на экстремизм. «Преступления против человечности не имеют срока давности, и таким преступлениям Ленина необходимо дать юридическую оценку, – настаивает Владимир Лавров. – Даже в СССР разжигание социальной розни считалось уголовным преступлением, а марксизм-ленинизм есть разжигание, доведенное до абсолюта – геноцида предпринимателей и помещиков, священников и старой русской интеллигенции, казачества... Партия Ленина уничтожила как класс трудовое крестьянство. Ленин предписывал расстреливать как можно больше священников и давать за это премии, распорядился вторгнуться в страны Прибалтики и повесить там «чиновников и богачей» – по законам любого времени и любой страны это государственный терроризм. А если исходить из законов, действовавших до декабря 1917 года, Ленин виновен в государственном перевороте и узурпации власти. Причем в июле 1917-го был выписан ордер на его арест по обвинению в госизмене: Ленин призывал к поражению российской армии в войне, сотрудничал с немецкими агрессорами и получал от них деньги на революцию (немцы терпели поражение в мировой войне и стремились взорвать Россию изнутри). В бывшем Центральном партархиве сохранился советский правительственный документ от 16 ноября 1917 года, свидетельствующий, что руководители Совнаркома уничтожали следы своего сотрудничества с врагом».

В октябре 2012 года к заявлению присоединилась зарубежная часть Русской православной церкви, однако большинство из тех, кто следил за ходом мысли Лаврова, отнеслись к его инициативе скептически. Кто-то предложил заодно оценить манеру государственного управления Ивана Грозного, однако и здесь у историка нашелся ответ: «Он был законным главой государства в отличие от Ленина. И он все-таки понимал, что совершил грех, даже молился за тех, с кем расправился. А у Ленина и Сталина такого понимания не было вообще! Кроме того, Иван Грозный осужден носителем юридической власти – царем Алексеем Михайловичем, который письменно покаялся за расправу своего предшественника над святым митрополитом Филиппом, отказавшимся благословить опричнину. Православный царь понимал: чтобы с чистой совестью устремиться в будущее, требуется признать правду о прошлом».

Между тем мнения о личности вождя пролетариата после распада СССР сильно дифференцировались. Результаты опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 1999 году, показали: 65 % населения России считают роль Ленина в истории страны положительной, 23 % – отрицательной, остальные затруднились с ответом. В апреле 2003 года сотрудники фонда повторили опрос, и результаты оказались несколько иными, однако и на сей раз роль Ленина в истории положительно оценило большинство опрошенных – 58%. Отрицательно о вожде отозвались 17% респондентов, и это говорит о том, что количество затруднившихся с ответом выросло почти в два раза. Фонд «Общественное мнение» отметил тенденцию «определенного дистанцирования по отношению к фигуре Ленина: об этом свидетельствует тот факт, что с 1999 года число респондентов, готовых дать однозначную оценку – положительную или отрицательную – роли Ленина в истории, значительно сократилось… Наиболее часто участники опроса называли Ленина «исторической личностью», воздерживаясь при этом от оценки его вклада в историю России».

НА ПОКЛОН К МУМИИ

Тем не менее сочинения Ленина пока не изъяли из библиотек, а мавзолей по-прежнему стоит у стен Кремля. Причины споров о том, стоит ли ему и дальше там оставаться, в целом ясны. Кто-то считает Ильича персонажем, сыгравшим негативную роль в истории страны, или просто уверен, что труп должен покоиться в земле. Кто-то настаивает на том, что Ленин – ключевая фигура в истории страны в XX веке, а значит, мумию в мавзолее вполне можно воспринимать как музейный экспонат. Не ясно только, почему мавзолей появился в стране, где, вообще-то, не было традиции мумифицирования…

Вернее, была, но никогда не имела отношения к государственным деятелям. Христиане почитали останки святых – мощи, зачастую веря, что основанием для канонизации служил тот факт, что тело не разлагалось. Однако по факту мощи далеко не всегда были представлены естественными мумиями; зачастую верующие поклонялись костям или праху. В начале прошлого века некоторые верующие начали сомневаться в святости Серафима Саровского, так как из его останков были обретены лишь кости. По этому поводу авторы редакции 1913 года «Настольной книги для священно-церковно-служителей» снабдили первый пункт Деяния о канонизации Серафима Саровского комментарием, который разъяснил позицию Русской православной церкви по вопросу о нетленности мощей: «Некоторые утверждают, будто мощи святых всегда и непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела. Но понимание слова «мощи» непременно в смысле целого тела, а не частей его и преимущественно костей – неправильно и вводит в разногласие с греческой церковью, так как у греков вовсе не проповедуется учения, что мощи означают целое тело, и мощи наибольшей части святых в Греции и на Востоке (равно как и на Западе) суть кости».

Серафима Саровского причислили к лику преподобных в 1903 году. А уже в 1918-м началась кампания по вскрытию мощей – в новом социалистическом государстве не осталось места для идолопоклонства. По крайне мере, так следовало из официальных заявлений. Однако те же самые «официальные» заявители шесть лет спустя высказались за мумификацию вождя пролетариата, создав, таким образом, нового идола, к которому долгие годы ходили на поклон так же, как в прошлом кланялись мощам святых…

ПРОЩАНИЕ С ВОЖДЕМ

Итак, в январе 1924 года состояние здоровья Ленина резко ухудшилось; стало очевидно, что смерть вождя может наступить со дня на день, что и произошло 21 января. По словам американского историка Нины Тумаркин, делегаты партии узнали о смерти Ленина в тот же день, на заседании XI съезда советов. Печальную новость принес председатель ВЦИК Калинин. Делегаты пришли в неописуемое волнение; кто-то заплакал. В стране объявили траур, а 22 января Дзержинский написал распоряжение ОГПУ «не поддаваться панике» и сохранять «особую бдительность».

В Горки потянулась толпа почитателей Ленина. Вскоре тело вождя перевезли в Москву, и траурный поезд встречала огромная толпа. По некоторым данным, до 26 января у гроба Ленина побывало около полумиллиона человек. Люди шли поклониться телу… Чем не паломники?

Между тем идея о сохранении тела вождя после смерти высказывалась еще в 1923 году. На одном из заседаний политбюро в присутствии Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова Сталин сообщил, что некие «товарищи из провинции» вынесли предложение забальзамировать тело Ленина и поместить в мавзолей. Разговоры эти были более чем актуальны – здоровье Владимира Ильича стремительно ухудшалось, и скорый летальный исход представлялся вполне реальной перспективой, однако члены политбюро оказались не готовы к тому, что посреди столицы появится столь масштабное захоронение. Каменев презрительно бросил: «Поповство!», Бухарин тоже не пришел в восторг от идеи возвеличивания праха; Троцкий назвал саму мысль о бальзамировании безумием. «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин – русский человек и его надо хоронить по-русски, – вспоминал последний. – По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону – сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего».

Тем не менее первый – деревянный – мавзолей по проекту архитектора Алексея Щусева был возведен уже к 27 января. Высказываться против бальзамирования никто из членов Политбюро уже не рискнул.

Советская историография настаивала на том, что идея поместить тело Ленина в саркофаг принадлежала рабочим, которые просили об этом в многочисленных телеграммах, отправленных в адрес политбюро. Не очень понятно, как такая идея вообще могла прийти рабочим в голову: вряд ли они знали об обычае бальзамирования правителей в Древнем Египте и вавилонских зиккуратах, а соблюдение христианской традиции поклонения мощам подвергали критике еще с 1918 года. И тем не менее мавзолей на Красной площади появился, а на то, что осталось от вождя мирового пролетариата, ежедневно стекались посмотреть толпы людей.

НОВАЯ РЕЛИГИЯ

Постсоветские историки выдвинули другую – и куда более радикальную – версию о причинах появления мавзолея в центре Москвы. По некоторым данным, большевики собирались создать новую религию для пролетариата, а инициатором идеи бальзамирования тела Ленина выступил сам Сталин, который уже видел себя «царем». Учитывая то, что умершего Ленина можно было почитать как бога, историческая парадигма была бы восстановлена. Все это вполне укладывалось в концепцию богостроительства, популярную в начале XX века.

Богостроители – к числу которых примкнули Анатолий Луначарский и Максим Горький – отрицали существование некой небесной силы и стремились создать бога из мощи коллектива. Самому Ленину идея богостроительства не была близка – он осуждал любое стремление создать или реанимировать религию, да и движение постепенно сошло на нет, не получив поддержки партии. Однако в одном из частных писем Николая Бухарина есть такая фраза: «Мы вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и «низов» открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». А 1946 году профессор Мочалов, работавший над биографией Сталина, записал с его слов: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры».

Нарочно или случайно тело вождя пролетариата все же превратили в святыню. Мавзолей по-прежнему красуется посреди Красной площади, и, несмотря на то что его двери редко открывают для посетителей, желающих взглянуть на мумию не становится меньше…

ЕДИНСТВЕННЫЙ ХОЗЯИН МАВЗОЛЕЯ

Первый, временный мавзолей из дерева возвели по проекту Алексея Щусева за считаные часы: уже 27 января он готов был к участию в торжественной церемонии похорон. Здание кубической формы, увенчанное трехступенчатой пирамидой, внешне напоминало зиккурат – культовую постройку древнего Междуречья. Зиккураты можно встретить в наследии шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Обычно на верхнем ярусе зиккурата находилось святилище, а на нижних жили работники храма. Трехступенчатыми были зиккураты шумеров, так как в этой культуре почитали бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану.

На протяжении всей истории зиккураты регулярно обновлялись и достраивались, пока не превратились в многоступенчатые пирамиды. Некоторые ученые-библеисты видят связь между легендой о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких зиккуратов.

Сегодня зиккураты, построенные в I тысячелетии до н. э., можно встретить в Ираке. В Иране есть еще более старые конструкции, которые датируются II тысячелетием до н. э. Наш отечественный «зиккурат» через десять лет отпразднует вековой юбилей. Если, конечно, сохранится до того времени…

Между тем деревянный мавзолей, который возвели ко дню похорон Ленина, простоял лишь до весны 1924 года. Второй – тоже деревянный – дополнили трибунами, пристроенными с двух сторон от ступенчатого блока. Он существовал до 1929 года – до тех пор, пока его не заменили на более прочный. Третий и последний мавзолей, возведенный по проекту того же архитектора Щусева, был сделан из железобетона и облицован гранитом. Проект саркофага разработал архитектор Константин Мельников, который предложил конструкцию из стекла необычной формы. «Архитектурная идея моего проекта, – вспоминал позднее Мельников, – состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовывавшими при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, верхний стеклянный покров получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключала необходимость обрамлять стыки частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой аурой внутренней световой среды».

Стеклянный саркофаг поместили сначала в деревянный мавзолей, затем перенесли в каменный. Там он находился вплоть до начала Великой Отечественной войны. Однако с началом боевых действий тело вождя эвакуировали в Тюмень, а судьба стеклянного саркофага так и осталась загадкой. В 1945 году, когда мумию вернули в Москву, Алексей Щусев и скульптор Борис Яковлев спроектировали новый гроб, который находился в мавзолее до 1973 года – именно тогда тело вождя поместили в пуленепробиваемый саркофаг.

С 1953 по 1961 год в мавзолее также находилось тело Иосифа Сталина, а на уже установленной гранитной плите на фасаде мавзолея поверх надписи «Ленин» нанесли две новые – «Ленин» и «Сталин». Как вспоминают современники, из-за сильных морозов второй слой краски иногда трескался, и из-под него проступала первоначальная надпись – будто бы вождь пролетариата намекал, что мавзолей принадлежит исключительно ему. В 1958 году в одном из карьеров в Житомирской области наконец нашли гранитную плиту подходящего размера. На 60-тонном лабрадоритовом монолите начертали имена вождей и убрали старую плиту с потрескавшейся краской. Впрочем, ей суждено было оставаться на этом месте всего три года: 30 октября 1961 года XXII съезд КПСС постановил, что «серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее». Останки Сталина вынесли из мавзолея в рекордно короткие сроки. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года его тело захоронили в могиле у Кремлевской стены. Ленин снова стал единственным хозяином мавзолея.

ТРУДНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ

Об этом мало кто знает, но одновременно с похоронами Сталина было принято решение о переносе саркофагов обоих вождей в Пантеон – мемориальную усыпальницу, где должны были найти последнее пристанище крупные партийные деятели. Постановление о создании Пантеона подписали еще в 1953 году, сразу после смерти Сталина; 7 марта эта информация разлетелась по центральным газетам. Пантеон в Москве так и не построили – масштабные проекты сталинского времени постепенно стали сворачивать, да и осуждение его культа никак не способствовало жизнеспособности этой идеи. Формально постановление 1953 года утратило силу 4 декабря 1974-го, когда Совет министров РСФСР взял под охрану в качестве исторических памятников мавзолей Ленина и некрополь у Кремлевской стены.

Споры о том, стоит ли хранить посреди столицы останки бывшего партийного деятеля, не утихают давно, а средства массовой информации и общественные движения не раз пытались развернуть кампании в пользу захоронения Ленина. Сомнения вызывает не только положительная роль Ленина в российской истории, но и подлинность останков, которые находятся в саркофаге. Известно, что в 1941 году тело вождя вывезли в Тюмень, где в роли мавзолея выступало здание главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии. И эксперты, и простые смертные уверены в том, что в военное время останки Ленина просто не могли хранить в тех «тепличных» условиях, которые были созданы в мавзолее, а значит, непонятно, что же в итоге вернулось на Красную площадь в 1945 году – мумия или восковой муляж. «В июле 1941 года тело спешно перевезли в Тюмень, где 4 года хранили в Сельскохозяйственной академии, в 15-й аудитории; при этом, естественно, не могли обеспечить всего того, что делалось в столице, – отмечает историк Владимир Лавров. – Возникает вопрос: насколько выставленное в мавзолее тело является куклой? Сравните его с последними фотографиями Ильича. Перед уходом это был слабоумный безумец с выпученными глазами, который мычал, а не говорил. А лицо Ленина в мавзолее выглядит вполне нормально. Он умер 21 января 1924 года, однако бальзамировать стали только в конце марта: труп успел сильно разложиться, особенно лицо и руки… При этом решить вопрос о мавзолее непросто: у нас то одни, то другие выборы, и власть не хотела потерять поддержку части электората... Сегодня идею захоронения Ленина, по разным опросам, поддерживают 56–67% народа. Вдова, брат и сестры Ленина были против того, чтобы воинствующего атеиста превратить в языческого идола».

Впрочем, в 2011 году «Единая Россия» запустила в сети Интернет сайт, на котором можно проголосовать за дальнейшую судьбу мавзолея. И статистика на сайте несколько иная… По состоянию на 3 февраля 2014 года за захоронение тела Ленина проголосовали 48,57% опрошенных, то есть все-таки немного меньше, чем против…

Добавим, что ни советское, ни российское законодательство не предусматривает никаких манипуляций с трупом без заранее оформленного письменного согласия покойного. Владимир Ленин такого согласия не давал. Между тем последнюю реконструкцию мавзолея провели в 2013 году. По периметру монолитной плиты, на которой установлен фундамент, просверлили 350 отверстий, в которые залили бетон, тем самым укрепив основание мавзолея.

Действующий президент России пока не готов решать судьбу мавзолея. Еще в начале своего президентского срока Владимир Путин заявил, что считает обсуждение вопроса о перезахоронении Ленина преждевременным: «Когда я увижу, что подавляющее большинство населения хочет этого, тогда это может быть предметом дискуссии. Пока я этого не вижу, это не обсуждается». Пресс-секретарь Управления делами президента Российской Федерации Виктор Хреков подтвердил позицию Путина: «Этого вопроса и не было, и нет; эта тема даже не рассматривается; это вопрос не сегодняшнего поколения».

И кто его знает, когда нам на смену придет поколение, которое возьмет на себя ответственность и хоть что-то решит…


1 марта 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847