Как поссорились «белый» и «рыжий»
СССР
«Секретные материалы 20 века» №20(510), 2018
Как поссорились «белый» и «рыжий»
Павел Ганипровский
публицист
Санкт-Петербург
6367
Как поссорились «белый» и «рыжий»
Юрий Никулин и Олег Попов

В 2016 году умер Олег Попов. К этому времени Юрия Никулина не было уже 19 лет. Два этих великих артиста — часть детства всех, родившихся на закате СССР. Детство немыслимо без Клоуна, а эти двое были олицетворением клоунады. Скажи тогда кто-нибудь юным пионерам, что дядя Олег и дядя Юра могут ненавидеть друг друга, это было бы воспринято как святотатство. Однако так оно и было.

«Клоун Олег Попов» — так он единственный раз упоминается в книге мемуаров Никулина «Почти серьезно», где автор много и доброжелательно пишет о других своих коллегах. Сухая констатация, которая много говорит об их отношениях. А Попов, Солнечный клоун СССР, когда он уже десять лет был Счастливым Гансом Германии, на вопрос журналиста, дружен ли он был с Никулиным, холодно ответил: «Не комментирую».

Разоткровенничался Олег Константинович позже — когда в 2015 году, к 85-летнему юбилею, о нем вспомнили на родине, пригласили выступать, брали много интервью. Когда в одном из них его спросили об отношениях с Никулиным, он долго перечислял свои обиды, в конце оговорившись, что все-таки человека больше нет и не хотелось бы, вообще-то, плохо говорить, но... И тут старый клоун не справился с лицом — при словах «человека нет» на нем возникла радостная улыбка...

Никулин — «белый», Попов — «рыжий». Они могли бы составить великолепный дуэт. Этого не случилось, но путь в профессии у них был похожим. Оба начинали ассистентами у великого Карандаша, Михаила Румянцева. Попов пришел к нему на место Никулина, который незадолго до этого ушел после конфликта с маэстро.

В последующие годы Никулин покорял арену в дуэте с Михаилом Шуйдиным, а Попов предпочитал соло, причем прославился раньше Никулина, который по сравнению с ним долго воспринимался как рядовой коверный. К нему слава пришла позже — в кино, в роли Балбеса в комедиях Гайдая, но позже он создал и мощные драматические образы у Тарковского, Бондарчука, Германа-старшего. Попов тоже иногда снимался в фильмах, но домом его была арена. Похоже, он ревновал к киноподвигам визави, но и гордился тем, что сам исключительно цирковой человек: «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, — прекрасно. Но он не такой цирковой, как я».

Однако и у Юрия Владимировича были причины завидовать Олегу Константиновичу. Популярность Никулина ограничивалась пределами СССР, а Попов был прославлен на весь мир! Началось все в 1958 году, когда труппа советского цирка поехала на гастроли в Западную Европу. Говорят, после выступления в Бельгии вдовствующая королева Елизавета прямо на арене поцеловала Попову руку и воскликнула: «Ой, солнышко из России прилетело!» Возможно, старенькое величество действительно учудило нечто подобное, однако сам Попов происхождение своего прозвища объясняет более прозаично: «В самой первой рецензии (на гастроли. — «СМ») было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют Солнечным клоуном».

Как бы то ни было, Попов стал брендом советского цирка. В Мюнхене и Брюсселе есть улицы его имени, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого популярного клоуна в мире. Никулину о таком и мечтать не приходилось, поэтому, очевидно, его высказывания о международном успехе коллеги содержали скрытую иронию: «Олег Попов — это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна».

Но в СССР они гремели на равных. С их образами выпускалась даже сувенирная продукция — неслыханное новаторство для советского легпрома. Оба народные артисты (Попов стал им на четыре года раньше), оба более чем успешны в плане материальном. Никулин получал у Гайдая за съемочный день 50 рублей — треть месячной зарплаты инженера. У Попова было два «фольксвагена» — тогда великая редкость даже в Москве.

Кажется, сперва их отношения были дружелюбными. «В 1960-е годы молодые Олег Попов и Юрий Никулин даже выступали в одном спектакле… И отношения у них были просто прекрасные. Что произошло потом, я не знаю», — рассказывает Татьяна Николаевна, вдова Никулина. Поговаривают, что Попов подворовывал у Никулина репризы. «Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград, — рассказывает Максим Никулин. — На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне... Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут! Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Впрочем, такая практика в цирковой среде распространена. Да и Попов потом жаловался, что именно у него воровали репризы. Татьяна Никулина это опровергает: «Был такой автор — Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это — вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание».

Кстати, по поводу этой действительно замечательной репризы рассказывают, что она была сначала отрепетирована очень известным, а теперь забытым клоуном Валерием Мусиным. Но накануне заграничных гастролей он серьезно заболел, и номер срочно переделали под Попова. Говорят, после оглушительного успеха Попова Мусин запил и вскоре вышел в тираж.

Корень неприязни двух великих клоунов в амбициях более не артистических, а административных. В 1981 году, когда Никулин стал главным режиссером, а позже директором Цирка на Цветном бульваре, ныне носящем его имя, оказалось, что на то же место метил и Попов. Еще более горько обиделся Олег Константинович в 1990-м, когда подошел его 60-летний юбилей. Он до сих пор уверен, что Юрий Владимирович специально не позволил ему отмечать его на Цветном. Татьяна Никулина утверждает, что все было совсем не так: «У нас в цирке упал потолок, и цирк вообще был закрыт. Поэтому мы просто не имели физической возможности проводить его юбилей». Чествовали Попова в Большом московском цирке. Гайдаевская троица — Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин — с арены приветствовала юбиляра: «Будь здоров, Олег Попов!»

Было ли это лицемерием Никулина? Некоторые так и думают. «Юрий Владимирович оказался к своим друзьям очень жестким и жестоким человеком», — говорит клоун Юрий Куклачев. А Евгений Моргунов сказал как-то про Никулина: «Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры». Это вызвало резкий публичный ответ Юрия Владимировича, а после одного из грубых моргуновских розыгрышей он велел никогда не пускать его в свой цирк. А Георгий Вицин запрещал своей дочери просить у Никулина контрамарки. Но настоящими врагами члены трио, кажется, так и не стали.

Похоже, не считал Никулин врагом и Попова, несмотря на то что тот говорит обратное: «Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет». «Юрий Владимирович всегда говорил об Олеге только положительное, ни одного высказывания против я не слышала за все годы, — возражает Татьяна Никулина. — Да и делить им было нечего. Олег был первым? И ради бога. Юрий Владимирович никогда не претендовал на позицию первого клоуна». «Попов был обласкан страной и партией, получил народного, будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима», — вторит ей Максим Никулин.

У Попова мнение другое — он уверен, что причина его неудач как раз в том, что он, в отличие от Никулина, никогда не состоял в КПСС («Мне кажется, что понятие «клоун-коммунист» само по себе смешно»). Однако после 1991 года членство в компартии было уже не актуально. Попов эмигрировал, говорил, что вынужденно: пока он был на очередных гастролях, денежная реформа в одночасье лишила его всех немалых накоплений, а в Германии его труппу бросил импресарио, оставив в чужой стране без денег. А вскоре умерла его жена, и больше его в России ничего не держало. Наверное, все это действительно повлияло на его решение, однако было бы оно иным при более благоприятных обстоятельствах?..

Он работал в Европе, а его антагонист скончался в России в 1997 году в почете и славе. Почему-то Попов обижается и на то, что сын Никулина стал после него директором цирка. Неужели Олег Константинович всерьез полагал, что российское правительство пригласит на эту знаковую должность пожилого коверного из шапито немецкой коммуны Эглофштайн, хоть и не отказавшегося от гражданства России?..

Попов был богат, знаменит, счастлив в браке с немецкой циркачкой Габи, которая была моложе его на 30 лет. Продолжал выступать до самой смерти, иногда приезжал на родину. А бронзовый Никулин все это время ждал его, устало куря вечную сигарету на Новодевичьем кладбище.


24 сентября 2018


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847