СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №9(525), 2019
Медали распределяет монетка
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
13363
Медали распределяет монетка
Кубок Европы в руках капитана сборной Италии Джанчито Факкетти

Два первых Кубка Европы прошли под знаком сомнений. Не все футбольные федерации Старого Света делегировали свои национальные сборные для участия в соревнованиях. К старту третьего турнира скептиков не осталось. Заявки на участие подала 31 страна, и УЕФА посчитала целесообразным изменить систему розыгрыша. Сначала были проведены двухкруговые турниры в восьми группах, затем четвертьфиналы, определившие четыре сильнейшие сборные Европы. Изменилось даже название. 

Кубок становится чемпионатом

Уроки первых двух Кубков Европы были учтены и при жеребьевке групповых турниров. Сильнейшие по рейтингу сборные были разведены. В семи отборочных группах было по четыре команды и лишь в одной – три. В ней и грянула главная сенсация отборочного цикла. Сборные Югославии и ФРГ обменялись домашними победами, уверенно обыграли на своих полях команду Албании, и дело шло к дополнительному матчу. Только в заключительной игре в Тиране немцы, которые дебютировали в чемпионате Европы, довольствовались нулевой ничьей. В четвертьфинал вышли югославы. 

Сенсацией можно назвать и итоги отбора в группе, где в качестве «матки» была выбрана сборная Португалии. Бронзовые призеры ЧМ-1966 уступили путевку в четвертьфинал команде Болгарии. Португальцам нужно было обязательно побеждать в Софии, но финальный свисток советского арбитра Анвара Зверева на стадионе «Васил Левски» зафиксировал победу хозяев. После этого игра в Португалии превратилась в формальность. Ее провели даже не в Лисабоне, а в пригороде португальской столицы Оэйраше. 

С нулевой ничьей в Дублине начали отборочный цикл испанцы. Действующим чемпионам Европы пришлось выдержать нешуточную конкуренцию с командой Чехословакии. В 60-е годы не было фиксированных дат проведения отборочных матчей. Все отдавалось на откуп национальным федерациям. Испанцы уже завершили отборочный цикл и ждали результатов двух заключительных матчей основных конкурентов. В Анкаре сборная Чехословакии довольствовалась нулевой ничьей, но этот результат ее вполне устраивал. Нужно было просто побеждать дома сборную Ирландии, но в Праге грянула еще одна сенсация. Гости победили, забив победный мяч на 86-й минуте. 

Лучший результат в отборочном турнире показала сборная Италии. На чемпионате мира 1966 года «Скуадру Адзурру» постигло фиаско. Приехав в Англию в ранге фаворитов, итальянская сборная не смогла даже выйти из группы. Ну ладно, сборную СССР пропустила. Советский футбол был тогда на подъеме. Так ведь итальянцев опередила еще и команда КНДР, о которой тогда вообще никто ничего не знал. После оглушительного провала в Италии решили всерьез заняться футболом. Национальную федерацию возглавил влиятельный функционер Артемио Франки, а сборную доверили хорошо проявившему себя на клубном уровне в серии «А» Ферруччо Валькареджи. 

Уверенно прошли отборочный цикл венгры, опередившие сборную ГДР, и французы, не оставившие шансов полякам и бельгийцам. В этой же группе выступала команда Люксембурга, которая произвела настоящий фурор в Кубке Европы-1964. Только за четыре года европейский футбол изменился, и любителям из Великого герцогства удалось взять всего одно очко в шести матчах. 

Четыре британские сборные, традиционно выступающие по отдельности, решили не заморачиваться визитами через Ла-Манш. Отбором к Евро-1968 они сделали два чемпионата Великобритании, которые проводились с XIX века. Правда, традиционно это были однокруговые турниры, но и здесь проблем не возникло. Результаты группы были сформированы путем объединения сезонов 1966/1967 и 1967/1968. Разве что судить матчи между фаворитами, сборными Англии и Шотландии, пригласили арбитров с континента. 

На «Уэмбли» в присутствии 99 063 зрителей западногерманский судья Герхард Шуленбург зафиксировал победу гостей – 3:2. В Глазго через год был установлен абсолютный рекорд посещаемости матчей чемпионатов Европы – 134 461 человек. Побить его уже не удастся. Из соображений безопасности вместимость крупнейших футбольных арен Европы сегодня не превышает ста тысяч. Судил игру непримиримых соперников голландец Лау ван Равенс. Встреча завершилась вничью – 1:1, но этот результат вполне устроил англичан. Главные конкуренты действующих чемпионов мира потеряли очки во встречах с Северной Ирландией и Уэльсом, а англичане себе такого не позволили. 

Хитрый Михей ведет к победам

Сборная СССР попала в одну отборочную группу с командами Австрии, Греции и Финляндии. После чемпионата мира 1966 года, где советская сборная заняла 4-е место, у руля нашей национальной команды встал Михаил Якушин по прозвищу Хитрый Михей. Так московского динамовца прозвали еще в те времена, когда он блистал на футбольных полях и хоккейных площадках. Став тренером, Якушин умело находил общий язык с руководством. С футболистами не всегда, но у главного тренера были мощнейшие рычаги управления командой. Благо выбор исполнителей в ту пору был на загляденье. 

Руководители Федерации футбола СССР договорились о том, что в отборочном цикле наша команда стартовала с трех домашних матчей летом 1967 года, а три выездных проводила осенью. Календарь оказался очень удачным. Сборные Австрии и Греции, начинавшие отборочный цикл раньше, умудрились потерять очки в Хельсинки. Финская команда считалась безоговорочным аутсайдером группы, но дома сыграла вничью и с австрийцами, и с греками. 

Путь к финалу Евро-1968 сборная СССР под руководством Хитрого Михея начала в Москве. На игру со сборной Австрии собралось всего 72 142 зрителя. В ту пору стадион им. В. И. Ленина был стотысячником, и обычно на матчах сборной был аншлаг. Москвичи и гости столицы, не пришедшие поболеть за сборную, об этом наверняка пожалели. Нападающие нашей команды забивали легко и непринужденно, а гол в исполнении Анатолия Бышовца заслужил эпитета «шедевральный». 

Спортивный обозреватель «Комсомольской правды» не пожалел ярких красок для его описания: «Воронин с правого фланга увидел открывшегося в штрафной площадке Бышовца. Наш молодой форвард сделал стойку на левой руке, а правой ногой нанес удар, словно молотком по шляпке гвоздя. И защитников, и вратаря гостей гол привел в изумление». Те, кто не доверяет печатному слову, могут посмотреть запись в Интернете. Гол действительно красивый. 

Правда, австрийцы, когда изумление прошло, трижды огорчили Льва Яшина. Только кроме Бышовца забили еще и Эдуард Малофеев, и Игорь Численко, и Эдуард Стрельцов. После финального свистка на табло горели цифры 4:3. Четыре гола форварды советской сборной забили и грекам в Тбилиси. Дублем отметился нападающий бакинского «Нефтяника» (его тогда еще не переименовали в «Нефтчи») Анатолий Банишевский. Ну а Яшин на этот раз не пропустил. 

В Тбилиси тоже не было аншлага, и финскую сборную решили принять в Лужниках. Чуть больше 20 тысяч зрителей пришли посмотреть на то, как команда Якушина будет расправляться с аутсайдером. Победила сборная СССР со скромным счетом – 2:0. Через неделю в Турку перевес был куда убедительнее – 5:2. 

Единственное поражение в отборочном цикле сборная СССР потерпела в Вене. На 50-й минуте форвард австрийцев Леопольд Граузам забил единственный мяч. После этой неудачи ни в коем случае нельзя было проигрывать грекам. В Пирее команда Якушина не стала играть на ничью. Гол, принесший победу, забил Малофеев. 

Такие разные четвертьфиналы

Восемь сильнейших команд Старого Света должны были определить участников полуфиналов. Заранее было определено, что они пройдут в Италии. В случае если «Скуадре Адзурре» не удастся преодолеть четвертьфинальный барьер, в качестве первого запасного варианта рассматривалась Англия. 

Между тем англичанам выпало встречаться в четвертьфинале с действующими чемпионами Европы. Пару Англия – Испания специалисты единодушно называли сильнейшей из четырех. Действующие чемпионы мира подтвердили свое реноме. В первом матче на «Уэмбли» Бобби Чарльтон забил победный мяч на 84-й минуте, а в ответном англичане одержали волевую победу со счетом 2:1 на мадридском «Сантьяго Бернабеу». В присутствии 90 тысяч зрителей чемпионы Европы сложили свои полномочия. 

Довольно легко оформили путевку в полуфинал югославы. В Марселе они сыграли вничью – 1:1, а в Белграде разгромили французов – 5:1. Югославию рассматривали в качестве второго запасного варианта для проведения полуфиналов, финала и матча за 3-е место. Только итальянцы не дали повода для замены. Правда, в Софии они проиграли – 2:3, но в Неаполе забили в ворота гостей два безответных мяча. На этом матче согласно официальному протоколу присутствовали 95 тысяч зрителей. Как им удалось разместиться на стадионе «Сан-Паоло», официально вмещавшем 70 тысяч, загадка. 

Интересным получилось четвертьфинальное противостояние сборных Венгрии и СССР. Матчи состоялись в Будапеште и Москве с интервалом в неделю, но какими же разными они были! К этому времени уже действовало правило гола, забитого на чужом поле, но серию пенальти для определения победителя в случае ничейного результата еще не ввели. Все отдавалось на откуп национальным федерациям, и спортивные функционеры ВНР и СССР договорились: никакого жребия, только дополнительный матч. Хотя времени на его проведение просто не оставалось. Ведь сборная СССР еще и отборочные матчи в олимпийском турнире проводила, и должна была дважды сыграть с командой Чехословакии. 

В Будапеште хозяева даже в отсутствие двух лучших нападающих, Флориана Альберта и Ференца Бене, выиграли со счетом 2:0. После финального свистка Якушин был вне себя от гнева. Главным виновником неудачи он назвал голкипера Анзора Кавазашвили. По словам главного тренера, вратарь просто не имел права допускать две грубейшие ошибки, которые провели к голам. Досталось и Эдуарду Стрельцову, для которого матч в Будапеште стал последним в составе сборной. Хотя в «Торпедо» он блистал еще несколько сезонов. 

Впрочем, некоторые журналисты, наблюдавшие за игрой, упрекнули и самого Хитрого Михея. Мол, перестраховался, выпустив на поле четырех центральных защитников. В результате и свои ворота в неприкосновенности уберечь не удалось, и контратаки не получились. Мало кто верил, что за неделю удастся внести коррективы в игру команды. 

Только в Москве 91129 зрителей увидели совсем другую сборную СССР. Место в воротах занял Юрий Пшеничников. Воспитанник ташкентского «Пахтакора» к тому времени уже перешел в ЦСКА и вытеснил из состава сборной самого Яшина. У венгров вернулся в строй Альберт, но это не помогло. С первых минут хозяева обрушили шквал атак на ворота Дьюлы Тамаша, и на 22-й минуте Эрне Шоймоши срезал мяч в свои ворота. 

Во втором тайме сначала забил подключившийся к атаке центральный защитник Муртаз Хурцилава, а затем – Бышовец. У венгров, чтобы забить спасительный гол, оставалось 17 минут. Они пошли в атаку большими силами, но Пшеничников на последнем рубеже был безупречен. 

На матчи в Будапешт и Москву специально приезжал главный тренер «Скуадры Адзурры» Валькареджи. В столице Венгрии он посетовал одному из советских журналистов, что тяжело следить сразу за двумя командами. После матча в Москве в интервью «Корьере делло Спорт» отметил необычайную атлетическую мощь и динамизм форвардов советской сборной. Наибольшее впечатление на итальянского специалиста произвел Бышовец, которого он назвал «по-настоящему отличным». 

Затмение капитана Шестернева

Сборную СССР итальянцы опасались. Перед полуфинальным матчем в Неаполе об этом говорили и Валькареджи, и капитан команды Джанчитто Факкетти. На «Сан-Паоло», по официальным данным, матч смотрели 68 582 зрителя. Только у всех, кто был на стадионе, в этом были большие сомнения. Никак не меньше 90 тысяч тиффози пришли поддержать свою команду. Многие поставили свечки покровителю города святому Януарию. И тот не подкачал, обеспечив нужную хозяевам погоду. 

На протяжении всех 120 минут лил дождь. Мяч просто застревал в лужах, и ни «по-настоящему отличному» Бышовцу, ни его партнерам по нападению не удавалось продемонстрировать и малой толики своего мастерства. Итальянцы, оставшись вдесятером после травмы Джованни Риверы (замены в ту пору не допускались), помышляли только о том, чтобы сохранить нули на табло. 

Времени на переигровку не оставалось. Судьбу путевки в финал должен был решить жребий. Сыграть в «орла – решку» предстояло капитанам команд Факкетти и Альберту Шестерневу. В судейскую комнату, где западногерманский арбитр Курт Ченчер должен был бросить жребий, каким-то образом проник и Якушин. Все складывалось в пользу советской сборной. Из трех монеток, имевшихся в его распоряжении, Ченчер выбрал французскую достоинством в 10 франков. Право выбрать «орла» или «решку» получил капитан сборной СССР. 

Якушин, заметивший особенности монетки, закричал: «Выбирай фигуру!» В этот судьбоносный момент на Шестернева, по его собственному признанию, нашло какое-то затмение. «Вроде бы слышу, что Михеич кричит, а рта открыть не могу!» – рассказывал капитан сборной СССР. Не иначе как святой Януарий вмешался. Ченчеру надоело ждать, и он обратился к Факкетти. Капитан сборной Италии, видимо, неплохо играл в детстве в орлянку и сделал правильный выбор. Когда о результатах жеребьевки сообщил диктор по стадиону, «Сан-Паоло» взорвался таким ревом, что многие подумали о проснувшемся Везувии. 

Вместо финала сборная СССР играла за третье место с англичанами и уступила – 0:2. По делу, нужно сказать. Не забив в двух матчах ни одного гола, советская сборная вернулась с чемпионата Европы без медалей. Яркая победа над венграми в Лужниках еще не стерлась из памяти, и Якушина сняли не сразу. Под его руководством сборная провела еще две товарищеские игры, и лишь осенью 1968 года бразды правления Хитрый Михей передал Гавриилу Качалину. 

Несбывшаяся мечта Драгана Джаича

Английскую сборную до полуфинала считали фаворитом чемпионата Европы. Все-таки действующие чемпионы мира, да и с испанцами в четвертьфинале разобрались лихо. Только сыграть в финале родоначальникам футбола не довелось. В полуфинальном матче во Флоренции они уступили югославам. Единственный гол на 84-й минуте забил Драган Джаич.

Югославская сборная в 60-х годах представляла грозную силу. За нее играли сербы, хорваты, боснийцы. Капитаном команды был защитник из клуба «Сараево» Мирсад Фазлагич, вошедший по итогам чемпионата в символическую сборную. В нее включили и Джаича, для которого ЧЕ-1968 стал по-настоящему звездным часом. Практически всю свою карьеру форвард провел в белградской «Црвене Звезде». Во французской «Бастии», по собственному признанию, Джаич доигрывал, получив возможность немного подзаработать. 

В 2004 году «Црвена Звезда» встречалась в Лиге Европы с «Зенитом», и в Санкт-Петербург Джаич приехал в качестве президента белградского клуба. Он охотно вспоминал свои визиты в СССР, особо выделив прощальный матч Льва Яшина. «Мне довелось играть против великолепных мастеров – Воронина, Хурцилавы, Шестернева, – отметил легендарный сербский форвард. – Как видите, в памяти остались только фамилии защитников». 

О чемпионате Европы 1968 года Джаич вспоминать не захотел. Даже спустя три с лишним десятилетия раны от неудачи в финале, растянувшемся на два матча, не затянулись. 

По заветам дуче

Когда Италия получила право на проведение чемпионата мира 1934 года, тогдашний правитель страны Бенито Муссолини поставил задачу непременно завоевать золото. И лично принял участие в осуществлении этого проекта, проведя соответствующую работу со шведским арбитром Иваном Эклиндом, судившим полуфинал и финал с участием «Скуадры Адзурры». В конце 60-х Италия была совсем другой страной, чем во времена дуче, но судейство финальных матчей заставило вспомнить о нем. 

Первая игра закончилась со счетом 1:1, но, как иронично писали британские газеты, без помощи швейцарского рефери Готфрида Динста хозяева были бы разгромлены. В первом тайме судья не назначил пенальти, когда защитник «Скуадры Адзурры» Джорджо Феррини срубил ворвавшегося в штрафную площадку Добривое Тривича. В конце второго тайма при счете 1:0 в пользу югославов он не засчитал чистейший гол, забитый после сольного прорыва Джаичем. 

Да и гол, после которого итальянцы сравняли счет, был спорным. В ворота югославов был назначен штрафной. Вратарь Илия Пантелич спокойно выстраивал «стенку», когда Анжело Доменгини нанес удар, не дожидаясь свистка арбитра. В таких случаях, по правилам, нужно повторить «стандарт», но Динст указал на центр. 

Повторный матч судил испанец Ортис де Мендебил. Он тоже подсобил «Скуадре Адзурре». Первый мяч в ворота югославов Луиджи Рива забил из явного положения вне игры. Уже тогда телевидение повторяло острые и спорные моменты. Как ни старались итальянские операторы, со всех ракурсов было видно: в момент передачи Рива находился метра на полтора ближе к воротам, чем югославские защитники. 

Хотя, справедливости ради, отметим: победу «Скуадры Адзурры» предопределила не только помощь арбитров, но и точный тренерский ход Валькареджи. На переигровку финала он выставил пять свежих футболистов, в числе которых были звездные форварды Рива и Сандро Маццолла. Они во многом и склонили чашу весов в пользу итальянцев. 

Югославы не стали менять состав, игравший в первом финальном матче. Джаич и его партнеры были измотаны физически, да и психологически после пропущенного в концовке гола сломлены. Главный тренер югославов Райко Митич пользовался огромным авторитетом. Он дважды становился серебряным призером Олимпиад, был капитаном сборной своей страны на чемпионате мира 1954 года. Почему он не произвел напрашивавшейся ротации состава, не смог сказать даже Джаич. 

По горячим следам наиболее точную характеристику Евро-1968 дал английский футбольный обозреватель Роджер Макдональд, призвавший в соавторы Вергилия. «Справедливость испарилась, и нет больше правды», – процитировал древнеримского поэта британский публицист ХХ века. По мнению Макдональда, эти слова очень подходили для описания того, что случилось в древнем городе. «Для сборной Италии, возможно, худшей из четырех в финале, Кубок Европы выглядел украденным. В первый раз похищение состоялось, когда судья бросал монетку после бесплодной битвы с русскими, во второй – когда югославы чисто переиграли их в первом финале и, обескровленные, уступили во втором. Италия не показала игры, достойной чемпионов». 

Только спустя десятилетия об этом уже никто не вспоминает. В летопись чемпионатов Европы вписана «Скуадра Адзурра», завоевавшая свой первый титул на домашнем турнире. В Риме и Неаполе этот успех праздновали искренне и шумно. С небес улыбался святой Януарий. А Шестернев до конца карьеры не мог простить себе нерешительности в подтрибунном помещении неапольского стадиона «Сан-Паоло».


Дата публикации: 15 апреля 2019

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~0C0Hb


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672