Искусство, ставшее спортом
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №6(522), 2019
Искусство, ставшее спортом
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
18519
Искусство, ставшее спортом
Дину и Арину Аверину различают только тренеры сборной

Из почти четырех десятков олимпийских видов спорта только один родился в нашей стране. В этом году будет отмечаться 80-летие международного признания художественной гимнастики. В СССР видом спорта она была официально признана в 1934 году. 

Юбилей в Мариинке

Отпраздновать 80-летний юбилей решили широко. Ведь в России художественная гимнастика – такая же национальная гордость, как хоккей в Канаде или футбол в Англии. Для торжественной церемонии выбрали сцену Мариинского театра. Вот только к юбилейной дате не успели. Гала-концерт, на который собралась спортивная, политическая и деловая элита страны, состоялся в феврале 2015 года. 

Зато прошел он с подобающим размахом. Зрители категории VIP расположились на сцене, а в партере установили гимнастический ковер. Рядовая публика довольствовалась ложами на балконе. Для организации юбилейного вечера привлекли команду, которая работала над церемониями открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Американский хореограф Дениэл Эзралов поставил настоящее шоу, в котором подчеркнул приоритет искусства над спортом в художественной гимнастике. 

Главный вдохновитель и организатор юбилея президент Федерации художественной гимнастики и главный тренер сборной России Ирина Винер-Усманова отметила, что перед участницами гала-концерта стояла задача показать безграничные возможности и потенциал вида спорта, который справедливо считают искусством. И это удалось. Гвоздем программы стал спектакль на музыку Игоря Стравинского «Весна священная». Балет, прославивший Вацлава Нижинского и Сергея Дягилева, исполнили гимнастки. Новаторская постановка произвела впечатление на публику. Даже маэстро Валерий Гергиев аплодировал стоя. 

Место рождения – улица Декабристов

Мариинка для празднования юбилея российской художественной гимнастики была выбрана не случайно. Балерины прославленного театра, который в 30-е годы назывался Кировским, стояли у истоков художественной гимнастики. Они помогали преподавателям Высшей школы художественного движения, открытой на базе Института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. В ВШХД соединили несколько существовавших еще в начале ХХ века направлений: эстетическую гимнастику Франсуа Дельсарта, ритмическую гимнастику Эмиля-Жака Далькроза, танцевальную гимнастику Жоржа Демини и свободный танец Айседоры Дункан. 

Американская танцовщица, популярности которой более всего способствовал роман с Сергеем Есениным, внесла главную лепту в рождение художественной гимнастики. Это отметила на юбилее в Мариинке Ирина Винер-Усманова. Как и огромный вклад балерин Кировского театра в развитие и становление нового вида спорта. Многие из них забегали в гимнастический зал после окончания репетиций. Благо и театр, и институт находятся на одной улице. 

Вслед за Ленинградом появились секции в Москве, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону. В апреле 1941 года состоялся первый чемпионат Ленинграда, а летом планировалось провести чемпионат СССР. Только из-за войны он прошел через семь лет. Художественная гимнастика быстро завоевала популярность в Советском Союзе, а сильнейшие «художницы» покоряли зрителей в дружественных социалистических странах. 

В 60-е годы, когда прошли первые чемпионаты Европы и мира, на гимнастическом ковре доминировали спортсменки из СССР и Болгарии. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. В 1967 году в Копенгагене на чемпионате мира впервые были разыграны медали в групповых упражнениях. Золото завоевали советские гимнастки. С каждым годом популярность художественной гимнастики в мире растет. Начиная с 1992-го чемпионаты мира и Европы проводятся уже ежегодно. 

Скомканный олимпийский дебют

Дебют художественной гимнастики на Олимпиадах пришелся на Лос-Анджелес-1984. Худшего варианта придумать было просто невозможно. По решению ЦК КПСС, советские спортсмены бойкотировали эти Игры. Присоединились к бойкоту и другие социалистические страны, которые доминировали в начале 80-х в художественной гимнастике. 

Первой олимпийской чемпионкой стала канадка с китайскими корнями Лори Фанг. В ту пору 21-летняя гимнастка из Ванкувера в лучшем случае на чемпионатах мира могла рассчитывать на место в конце первой десятки. Советские партийные функционеры сделали ей поистине роскошный подарок. Ни до, ни после Лос-Анджелеса Фанг даже близко к пьедесталу на крупнейших международных соревнованиях подобраться не могла. 

Только из олимпийской летописи страницу не вырвешь. Первой в ряду чемпионок по художественной гимнастике значится Фанг. Она включена в Зал Спортивной Славы Канады, а после завершения карьеры работала тренером с национальными командами не только своей страны, но также США и Мексики. Снялась в фильме «Женщина-кошка», счастлива в браке и родила троих детей. О том, что рядом с ней на олимпийском пьедестале стояли Дойна Стайкулеску из Румынии и Регина Вебер из ФРГ, сегодня уже мало кто вспоминает. 

Лучшие гимнастки-художницы, которым по праву должны были достаться медали Олимпиады-1984, вынуждены были довольствоваться участием в «Дружбе-1984». Победительницей этих соревнований стала болгарка Диляна Георгиева, а серебро разделили еще одна болгарская гимнастка, Анелия Раленкова, и советская «художница» Даля Куткайте. В 80-е годы во многих республиках СССР вырастали гимнастки, которые претендовали на золото на чемпионатах мира и Европы. Правда, всегда выделялась киевская школа, созданная Альбиной Дерюгиной. 

Семейный подряд

Первой прославила маму Ирина Дерюгина. Едва ли не с рождения все время дочь тренера и олимпийского чемпиона по современному пятиборью Ивана Дерюгина проводила в гимнастическом зале, где работала мама. Вместо кукол играла булавами, лентами, мячами и обручами. Уже в три года заявила, что собирается стать тренером по художественной гимнастике. При этом спортсменкой становиться не собиралась, а в десять лет поступила в Киевское хореографическое училище. 

В 14 бросила его и в ультимативной форме потребовала от мамы, чтобы та ее тренировала. «У большинства гимнасток, занимавшихся в киевской школе, была прекрасная физическая и акробатическая подготовка, но им не хватало балетной выразительности и вытянутых линий. Я смогла изменить художественную гимнастику», – без лишней скромности обозначила свой вклад в развитие этого вида спорта в одном из интервью Ирина Дерюгина. 

Естественно, Альбина Дерюгина отреагировала на подобное заявление встречным ультиматумом: проводить в зале все время. Только этим дочку олимпийского чемпиона запугать было сложно. Успехи пришли быстро. В 70-х Ирина стала безоговорочным лидером сборной СССР и символом мировой художественной гимнастики. С 1975 по 1979 год она проиграла всего один турнир, пропустив на высшую ступеньку пьедестала почета другую советскую гимнастку, Галиму Шугурову. Выиграть три чемпионата мира подряд Дерюгиной помешала только политика. В 1978 году накануне турнира в Мадриде скончался испанский диктатор Франко, и партийное руководство СССР приняло решение не посылать в Испанию наших «художниц». 

Из-за травм Ирина завершила спортивную карьеру в 1982-м. Брак с легендарным футболистом Олегом Блохиным у нее не сложился, а вот профессиональная карьера – напротив. Она стала работать в тандеме с мамой, и киевскую школу иначе как школой Дерюгиных во всем мире не называют. Среди ее воспитанниц олимпийская чемпионка 1992 года Александра Тимошенко и множество чемпионок и призеров престижных международных турниров. 

Императрица выходит на сцену

Авторитет Дерюгиных в советской художественной гимнастике был непререкаемым. На Олимпиаде-1992 в составе объединенной команды должны были выступать представители уже независимых государств бывшего Союза. По результатам отбора право выступить в Барселоне завоевали Тимошенко и россиянка Оксана Костина. Только Альбина Дерюгина, которая была главным тренером команды, настояла на том, чтобы в олимпийскую делегацию включили ее воспитанницу Оксану Скалдину. В Барселону приехали все три спортсменки, хотя выступить могли только две. Под давлением украинской делегации от олимпийского старта отцепили Костину. 

Чемпионкой в Барселоне стала Тимошенко, а Скалдина довольствовалась бронзой. Серебряная медаль досталась испанке Каролине Паскуаль, которая никогда прежде не поднималась на пьедесталы чемпионатов мира и Европы в индивидуальных соревнованиях. Она выступала в групповых упражнениях. Вердикт арбитров вызвал бурю возмущения у Скалдиной. На церемонии награждения она поздравила только Тимошенко. Скандала удалось избежать только благодаря авторитету Дерюгиной. 

И на Олимпиаде в Атланте победила ее ученица Екатерина Серебрянская, представлявшая уже Украину. На Играх-1996 в олимпийской программе впервые состоялся турнир в групповых упражнениях. Золото завоевали испанки, и это уже никого не удивило. Только победы в Атланте были последними успехами соперниц российских «художниц». Начиная с Олимпиады в Сиднее, золото и в индивидуальных, и в командных соревнованиях выигрывают только ученицы Ирины Винер-Усмановой. 

В прошлом году Императрица художественной гимнастики, как ее называют во всем мире, отметила 70-летие. С не меньшим размахом, чем был отмечен 80-летний юбилей самой художественной гимнастики. Мастером спорта по художественной гимнастике Ирина Винер стала в Ташкенте. Она выросла в интеллигентной семье. Отец – заслуженный художник Узбекистана, мама – врач. Семья хотела, чтобы Ирина поступила в медицинский институт, но к моменту окончания школы она уже отдала свое сердце художественной гимнастике. Трижды Винер становилась чемпионкой Узбекистана. В спортивном зале познакомилась с будущим мужем, который занимался фехтованием. 

Тренировать Винер начала сразу же после окончания института, и в 1972 году стала главным тренером сборной Узбекистана по художественной гимнастике. Ташкентская школа в СССР не имела такого авторитета, как киевская, но в Узбекистане выросли пятикратная чемпионка страны Венера Зарипова и чемпионка мира в групповых упражнениях Марина Николаева. После их успехов о молодом тогда тренере Ирине Винер заговорили в мире. Параллельно со своими воспитанницами в начале 90-х она работала со сборной Великобритании. 

После распада Союза Винер приняла решение перебраться в Москву. Вместе с ней уехали и лучшие ученицы – Яна Батыршина, Амина Зарипова и Алина Кабаева. В Атланте Батыршина стала серебряным призером, Зарипова выиграла три золотые медали на чемпионатах мира в упражнениях с отдельными предметами, но лицом российской художественной гимнастики на долгие годы стала Кабаева. Ее считают любимицей главного тренера сборной, хотя сама Винер-Усманова всякий раз подчеркивает: «Для меня гимнастки – это доченьки. Как можно выделять из них кого-то?»

Трагедия и триумф Алины Кабаевой

Сегодня сложно поверить в то, что родители Кабаевой видели ее… фигуристкой. Звезда футбольного «Пахтакора» и лидер молодежной сборной Узбекистана по баскетболу познакомились еще в спортивном интернате. Проявили характер, когда родители с обеих сторон не одобрили брак. В семье Кабаевых дочка не могла вырасти, не переняв у родителей чемпионский характер. 

Правда, путь к олимпийскому пьедесталу был долог и тернист. Когда юную Алину привезли на базу сборной России к Винер, тренер ужаснулась. Как работать со спортсменкой, которой нужно было избавиться от лишнего веса! Для многих «художниц» это проблема, но для Кабаевой она стала настоящим испытанием. Тренер посадила Алину на жесточайшую диету. Иногда ее дневной рацион состоял только из минеральной воды. Выдержать подобное могут только спортсменки с чемпионским характером. 

Тяготы и лишения тренировочных сборов того стоили. В 1999 году в Осаке Кабаева стала чемпионкой мира и на Олимпиаду в Сиднее прилетела в качестве безоговорочного фаворита. Только случилось то, чего никто не ожидал. В упражнении с обручем Алина допустила ошибку, которая стоила ей золота. Чемпионкой стала Юлия Барсукова, считавшаяся вторым номером сборной России. Как потом признавалась Алина, перед началом упражнения она не поговорила с мячом и тот ей жестоко отомстил. С тех пор диалог с предметом стал обязательной частью подготовки к выходу на помост. 

Тогдашний президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов рассказывал, что самым трудным для него в Сиднее стали разговоры с Александром Карелиным и Алиной Кабаевой. Трехкратный олимпийский чемпион по борьбе так и не стал четырехкратным, проиграв финальную схватку американцу Ралону Гарднеру. Только Карелин изначально заявлял, что завершит карьеру после Сиднея, а Кабаевой было всего 17. Правда, по меркам художественной гимнастики это уже предпенсионный возраст. Выиграй Алина золото, вряд ли продолжила бы спортивную карьеру. 

Винер пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить свою подопечную. А тут еще она вместе с Ириной Чащиной попалась на допинге. В пробе российских «художниц» обнаружили фурасемид. Само по себе это лекарство запрещенным препаратом не является, но используется для выведения следов применения настоящего допинга. Или для сгонки веса. Как бы то ни было, но Императрица художественной гимнастики наняла лучших адвокатов, которые доказали в Международном спортивном арбитраже: российские гимнастки – это ангелы во плоти, а фурасемид попал в их организмы при употреблении биологической добавки, купленной в провинциальной аптеке. Вот там и работают настоящие супостаты, которые не предупреждают о последствиях. 

Годичную дисквалификацию все сочли лучшим исходом дела. За время вынужденного «простоя» Винер буквально выгоняла Кабаеву и Чащину на светские мероприятия, и спортсменки сохранили мотивацию для выступления на Олимпиаде в Афинах, где завоевали золото и серебро. Никто бы не удивился, увидев на высшей ступени пьедестала почета Чащину, но Кабаева – это уникальная гимнастка. Она не выступала на помосте, а жила на нем. Глядя на выступления Алины, все понимали: художественная гимнастика – это искусство, ставшее спортом. 

Клуб знаменитых чемпионок

В школу Ирины Винер-Усмановой в Подмосковье попадают лучшие гимнастки со всей России. Будущая двукратная олимпийская чемпионка Евгения Канаева начинала в Омске. Ее мама – мастер спорта по художественной гимнастике, но в шесть лет в секцию Женю привела бабушка. Уже в юном возрасте тренеры изумлялись работоспособности Канаевой. Все девчушки уходили из зала домой, а Женя оставалась и тренировалась самостоятельно. Бабушка ждала внучку в холодном темном коридоре. 

Стоит ли удивляться, что в 12 лет юное дарование из Сибири пригласили на просмотр в юниорскую сборную России, с которой работала Амина Зарипова! И сразу же на Канаеву обратила внимание главный тренер национальной команды. Конкуренция в сборной России всегда была высочайшей, а в преддверии Олимпиады в Пекине – особенно. На чемпионатах мира и Европы золото делили между собой Ольга Капранова и Вера Сесина. И тут появилась Канаева! 

Ее программы в олимпийском сезоне были блистательны. Высочайшая сложность, прекрасное музыкальное сопровождение и постановки, раскрывающие индивидуальность. Стоит ли удивляться, что Евгения попала в состав команды, выступившей в Пекине! Результаты олимпийских соревнований подтвердили, что выбор был правильным. Капранова не выдержала психологической нагрузки и уступила белоруске Инне Жуковой и украинке Анне Бессоновой, а Канаева поднялась на верхнюю ступеньку пьедестала почета. 

Как не раз подчеркивала сама Евгения, ей повезло. Олимпийский сезон, завершившийся триумфом в Пекине, был для нее фактически первым на взрослом уровне. Сохранились и мотивация, и кураж, и желание выйти на новый уровень. Даже диеты не пугали. Канаева два раза подряд выигрывала по шесть золотых медалей на чемпионатах мира, стала первой в истории гимнасткой, выигравшей на чемпионатах мира во всех упражнениях. На этапе Гран-при в Брно в октябре 2011 года в упражнении с лентой Евгения получила 30 баллов из 30 возможных. Рекорд, который невозможно превзойти. Свою блистательную карьеру Канаева венчала второй олимпийской победой в Лондоне. 

Она единственная гимнастка, которая дважды выигрывала олимпийское золото в индивидуальной программе. В групповых упражнениях это удалось Наталье Лавровой, которая, увы, в 25 лет погибла в автокатастрофе, Елене Посевиной, которая сейчас трудится в родном Нижнем Новгороде. После замужества она сменила фамилию, и первые воспитанницы тренера Елены Блажевич уже стучатся в двери сборной. В Рио-де-Жанейро двукратной олимпийской чемпионкой стала Анастасия Близнюк. Дочь известного украинского футболиста и тренера предпочла выступать за Россию. В школе Дерюгиных ее считают предательницей, но у Близнюк есть уникальная возможность стать трехкратной олимпийской чемпионкой. Она и сегодня – капитан сборной России, которая выиграла последний чемпионат мира. 

Чемпионкой в Рио стала и Маргарита Мамун по прозвищу Бенгальская Тигрица. На помосте она смотрится эффектно. Даже трудно поверить, что Маргариту всерьез приглашали выступать за сборную Бангладеш, откуда родом ее отец. Впрочем, окончив российский вуз, он предпочел остаться в Москве. В отличие от предыдущих Игр, где в российской команде было четкое разделение на лидера и дублера, в Рио с равной долей вероятности могли выиграть и Мамун, и Яна Кудрявцева. Самое удивительное, что девушки жили в олимпийской деревне в одном номере и поддерживали друг друга. 

В Рио не смогла полететь Ирина Винер-Усманова, но наши гимнастки уверяли: она все время держала руку на пульсе и мотивировала их на выступления. Держит Императрица руку на пульсе и сейчас. На смену Кудрявцевой и Мамун пришли Арина и Дина Аверины. Сегодня сестры-близняшки – признанные лидеры не только российской, но и мировой художественной гимнастики. В шоу Алексея Немова они исполнили номер «Близнецы», который произвел настоящий фурор. 

За внешней легкостью, с которой гимнастки исполняют свои программы, стоит огромный труд. Израильтянка Нета Ривкин, объясняя, почему закончила карьеру после Олимпиады в Рио, заметила: «Приходится тратить 270 часов на тренировках ради длящегося 90 секунд выступления на помосте, а в офисе среднестатистический работник проводит в месяц 180». А ведь график тренировок сборной Израиля, где тренерами работают бывшие наши специалисты, по сравнению с расписанием занятий российской команды выглядит просто сокращенной рабочей неделей! 

Художественная гимнастика, отмечающая в этом году очередной юбилей, самый женственный вид спорта. Правда, в Японии сейчас набирает силу мужская художественная гимнастика. Только ее истоки не в балете Мариинки, а в национальной борьбе. Если женщины демонстрируют на помосте пластичность и грациозность, то мужчины – воинственность и атлетизм. Вряд ли стоит стремиться придать художественной гимнастике мужские черты. Она прекрасна именно тем, что занимаются ею женщины.


7 марта 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847