Флаги, гимны, пять колец
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №3(493), 2018
Флаги, гимны, пять колец
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
1513
Флаги, гимны, пять колец
Объединенная команда на параде открытия в Барселоне

Организаторы кампании по дискредитации российского профессионального спорта путем обвинений в государственной системе поддержки допинговой программы своей главной цели не достигли. Вместо ожидаемого ими из-за незнания наших реалий давления на президента России общество консолидировалось. Раскол произошел лишь по одному вопросу. Причем практически пополам. Одни посчитали, что российские олимпийцы должны выступать в Пхенчхане под нейтральным флагом и рвать там всех во славу родной страны, другие призывали бойкотировать Игры в ответ на унизительные требования МОК. Нет такого единодушия, как в 80-е годы прошлого века, когда в СССР все решительно осуждали президента США Джимми Картера, пытавшегося сорвать московскую Олимпиаду, и столь же единодушно поддерживали решение не посылать сборную СССР на Игры в Лос-Анджелес. Но и это были отнюдь не первые политические скандалы на Играх.

Финляндия — это не Россия

Основатель современных олимпиад Пьер де Кубертен закрепил в Олимпийской хартии тезис о том, что спорт вне политики. На олимпиадах не должно было быть места дискриминации по политическим, национальным или религиозным мотивам. Только уже на заре олимпийского движения жизнеспособность этого утверждения была подвергнута большому сомнению. На IV Олимпийских играх в Лондоне церемония открытия обернулась сразу двумя скандалами.

В столице Великобритании в 1908 году впервые решено было организовать торжественный выход 18 участвовавших в соревнованиях команд под своими государственными флагами. Открытие Игр состоялось на стадионе «Уайт Сити» 13 июля, хотя первые соревнования прошли еще 27 апреля, и к моменту «открытия» были разыграны 25 комплектов наград. На парад открытия прибыл король Эдуард VII, и в соответствии с протоколом все знаменосцы команд должны были приспустить флаг, проходя мимо королевской ложи.

Олимпийский чемпион 1904 года в толкании ядра американец Ральф Роуз этого не сделал. Капитан сборной США Мартин Шеридан заявил британским журналистам: «Этот флаг не склоняется ни перед одним монархом!» За четыре года до начала лондонских Игр Шеридан стал олимпийским чемпионом в метании диска. В США он перебрался из Ирландии 16-летним подростком вместе с семьей. Отношение ирландцев к британцам в ту пору напоминало нынешнее противостояние между украинцами и россиянами. Хорошо еще, что в начале ХХ века не было телевидения. На Шеридана не обрушился во всю мощь гнев британского истеблишмента, и он завоевал в Лондоне еще две золотые медали, в метании диска вольным и греческим стилями, а также стал бронзовым призером в прыжках в длину с места.

Если американский флаг гордо реял над дорожками «Уайт Сити» на протяжении всей церемонии открытия, то делегация Финляндии вышла на парад вообще без опознавательных знаков. Спортсмены из Великого княжества, входившего в состав Российской империи, категорически отказались выходить под символикой метрополии. При этом разрешение пройти под национальным стягом они не получили.

Финская команда в Лондоне была достаточно многочисленной. В нее входили 62 спортсмена. В составе сборной России в Лондон приехали всего шесть олимпиоников. Объясняется это просто. Олимпийский комитет России был образован только в 1911 году, а организацией команды для участия в лондонской Олимпиаде занимался представитель России в МОК граф Георгий Рибопьер.

За войну ответили

Первый случай, когда МОК не допустил к участию в Олимпиаде спортсменов из конкретной страны, датирован 1920 годом. Приглашение участвовать в VII Олимпиаде в Антверпене не получили Германия и ее союзники в Первой мировой войне. Заявку Будапешта на проведение Игр просто не приняли к рассмотрению. Ведь Австро-Венгрия воевала против Антанты. Любопытно, что образовавшаяся на обломках этой империи Чехословакия в Антверпен свою команду послала. До начала войны в олимпиадах единую империю представляли не только отдельные сборные Австрии и Венгрии, но и команда Богемии, правопреемницей которой стала Чехословакия. Немецкие олимпийцы пропустили и Олимпиаду 1924 года в Париже, хотя с их союзников санкции были сняты.

Не было в Антверпене и олимпийцев из советской России, МОК приглашения участвовать в Играх им не направил. Избранный в составе Международного олимпийского комитета еще до революции князь Лев Урусов ходатайствовал о приглашении спортсменов из РСФСР (как известно, СССР был образован двумя годами позже), но руководители советской России не брали на себя финансовые обязательства прежнего режима. Стало быть, и о преемственности речи быть не могло.

Перед Играми в Париже Урусов прорабатывал идею параллельного и равноправного участия двух сборных России. Одна, по замыслу князя, должна была состоять из советских спортсменов, а вторая — из эмигрантов, разбросанных по всему миру. Идею одобрил сам Пьер де Кубертен, но МОК категорически отверг. Да и сами советские спортсмены не рвались на Олимпиаду. При посредничестве французского Рабочего спортивно-гимнастического союза оргкомитет Олимпиады-1924 передал советским спортсменам официальное приглашение участвовать в Играх. Из Москвы последовал отказ с уникальной формулировкой: «В знак протеста против отлучения от Игр спортсменов Германии».

Как Геббельс переиграл МОК

Но в 1936 году Берлин сам получил право провести Олимпиаду. Выбор был сделан еще до того, как к власти в Германии пришли национал-социалисты. Решение было принято МОК в 1931-м, а уже через два года в США запустили кампанию по бойкоту или переносу Игр в другую страну. Основанием для этого стали нацистские законы, пропитанные духом расизма и антисемитизма.

Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс придавал проведению Олимпиады в Берлине огромное значение. Он внес в олимпийское движение некоторые ритуалы, которые существуют до сих пор. Именно в 1936 году впервые была проведена эстафета олимпийского огня, который зажигался в Олимпии и горел в дни проведения соревнований в столице Игр. Летом 1935-го в Германию был приглашен уже отошедший от дел, но сохранивший титул почетного президента МОК де Кубертен. Он был настолько очарован приемом в Берлине, что выступил по немецкому радио с пламенной речью, назвав Гитлера одним из творцов эпохи.

Специальную делегацию в Германию направили американцы. Ее возглавлял президент НОК США и будущий президент МОК Эвери Брендэдж. По возвращении на родину он успокоил общественное мнение, заявив: «Бойкот — это чуждая духу Америки идея». Он также указал американским евреям, что нельзя использовать Игры как оружие против нацистов. Ну а темнокожие американцы вообще предпочли доказывать полноценность своей расы в спортивных сражениях. Четырехкратный чемпион Олимпиады-1936 Джесси Оуэнс впоследствии утверждал, что нигде не удостаивался таких оваций, как в Берлине.

На время проведения Игр с улиц немецких городов исчезли все антисемитские плакаты. В состав олимпийской сборной Германии были даже включены спортсмены не арийского происхождения. Геббельсу удалось перехитрить МОК. После окончания Второй мировой войны комитет даже принес извинения за свои действия, связанные с Олимпиадой в Берлине. Естественно, поверженная Германия не получила приглашение на Олимпиаду 1948 года в Лондоне. Как и Япония. Хотя итальянская сборная не просто приехала в столицу Великобритании, а стала пятой в неофициальном командном зачете, завоевав 27 медалей.

Противостояние двух систем

В 1952 году в Хельсинки, где состоялся олимпийский дебют советских спортсменов, уже четко ощущалось противостояние двух систем. Там были две олимпийские деревни, в одной жили представители, как тогда говорили, социалистического лагеря, а в другой — капиталистического.

Через четыре года грянули первые бойкоты, основанием для которых стали политические конфликты. Из-за Суэцкого кризиса подвергшийся нападению франко-британско-израильской группировки Египет отказался от участия в Олимпиаде в Мельбурне. Солидарность с египтянами проявили Ирак, Ливан и Камбоджа. Не послали свои сборные на Зеленый континент Испания, Нидерланды и Швейцария. Правда, с другой формулировкой: «В знак протеста против действий СССР на территории Венгрии». Хотя в соревнованиях по конному спорту, которые из-за карантина на ввоз лошадей проводились не в Мельбурне, а в Стокгольме, и испанцы, и голландцы, и швейцарцы участвовали. Как, кстати, и египтяне с камбоджийцами.

Венгерские олимпийцы на Играх-1956 открыто демонстрировали свои антикоммунистические убеждения. На церемонии открытия они прошли под флагом Венгрии образца 1918 года. Ватерпольный матч между сборными ВНР и СССР завершился грандиозной дракой в бассейне — «до крови». Многие венгерские спортсмены не вернулись из Мельбурна в Будапешт.

До открытия Олимпиады-1956 оставалось меньше двух недель, когда о решении бойкотировать их объявили представители КНР. Руководители коммунистического Китая требовали лишить права участия в Играх представителей Тайваня, хотя в Мельбурне те соглашались выступать под флагом Формозы (одно из названий острова). Не было сборной КНР и на Олимпиаде-1960 в Риме.

Зато в 1963-м КНР активно поспособствовала проведению в Джакарте организованных в качестве альтернативных Олимпийским Игр развивающихся сил. В них принимали участие атлеты из почти 50 стран, которые после освобождения от колониальной зависимости объявили о своей социалистической ориентации. Этим масштабным соревнованиям предшествовал скандал. В 1962 году в столице Индонезии состоялись IV Азиатские игры, но власти Джакарты не предоставили визы спортсменам Израиля и Тайваня.

Реакция МОК была жесткой. Все участники Игр развивающихся сил были объявлены персонами нон-грата на Олимпиаде-1964 в Токио. Не получили олимпийские аккредитации 11 спортсменов из Индонезии и шесть из КНДР. В ответ обе эти команды в полном составе покинули столицу Японии. Кроме того, МОК принял решение об отстранении — из-за политики апартеида — ЮАР. Южноафриканские спортсмены вернулись на Игры только в 1992 году. Вслед за ЮАР из олимпийского движения была исключена Родезия. Она так и не вернулась в олимпийскую семью, в Москве в 1980-м выступала уже команда Зимбабве.

Кризис олимпийского жанра

На рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века олимпийское движение пережило настоящий кризис, инициированный бойкотами. Началось все не перед московской Олимпиадой, а четырьмя годами раньше, в Монреале. По инициативе Республики Конго и Танзании Игры бойкотировали 26 стран. Большинство африканских, а также примкнувшие к ним Ирак и Гайана.

Поводом для бойкота стало требование отстранить от участия в Олимпиаде-1976 новозеландских спортсменов. По мнению руководителей спорта африканских стран, это государство нарушило санкции в отношении ЮАР. В турне по Южной Африке в преддверии Олимпиады отправились новозеландские регбисты. Как ни доказывали в МОК, что регби не входит в программу Игр, африканцы были непреклонны. Лишь Сенегал и Берег Слоновой Кости разрешили своим олимпийцам соревноваться Монреале.

Поводом для бойкота Олимпиады в Москве стал ввод советских войск в Афганистан. Президент США Картер сначала предложил перенести Игры в Грецию, но МОК эту идею с ходу отверг. Дождавшись окончания зимней Олимпиады, которая проходила в американском Лейк-Плэсиде, президент США объявил о бойкоте, который поддержали представители 64 стран. Еще 15 сборных вышли на парад открытия под флагами МОК или своих национальных олимпийских комитетов. Из капиталистической Европы под своими флагами выступали лишь команды Австрии, Греции, Мальты и Финляндии. В честь побед «нейтральных» спортсменов звучал олимпийский гимн, но все знали, что чемпионами стали британец Себастьян Коэ или итальянка Сара Симеони.

В США попытались организовать альтернативные соревнования. Сначала задумывались о полноценных Играх с участием представителей различных видов спорта. Их планировалось провести в Африке, в Береге Слоновой Кости. Только ни организационных ресурсов, ни спонсорских средств не нашли. Ограничились легкоатлетическим турниром «Колокол свободы», который прошел в Филадельфии за три дня до старта московской Олимпиады, и гимнастическими соревнованиями в Хартфорде. Должного эффекта они не произвели.

Олимпиаду в Лос-Анджелесе бойкотировали все страны социалистического блока кроме КНР, Румынии и Югославии. Причем Румыния формально присоединилась к бойкоту, но разрешила поехать во враждебный стан своим спортсменам в индивидуальном порядке. Хотя член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев заверял президента МОК Хуана-Антонио Самаранча, что мы никогда не опустимся до уровня Картера, в апреле председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов направил в ЦК записку «О сложившейся ситуации в связи с Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе». Формальными поводами для бойкота стали отказ американской стороны допустить перелеты нашей делегации чартерными рейсами и принять в порту Лос-Анджелеса плавучую олимпийскую базу — теплоход «Грузия». Ну и еще несколько формальных поводов, которые были сочтены отсутствием гарантий безопасности.

Все прекрасно понимали, что это «наш ответ Чемберлену». Точнее, Рейгану — за Картера. Зато с проведением альтернативных соревнований под названием «Дружба-84» СССР преуспел. Старты прошли в девяти странах социалистического лагеря. Допускались к ним и спортсмены из государств, не бойкотировавших Игры в Лос-Анджелесе. Даже несколько олимпийских чемпионов участвовали. Уровень «Дружбы-84» был высочайшим. Были установлены три мировых рекорда в легкой атлетике, пять в плавании и 28 в тяжелой атлетике. Легкоатлетический турнир в Лос-Анджелесе завершился 11 августа, а через пять дней в Праге стартовала женская часть «Дружбы-84». В соревнованиях участвовали две свежеиспеченные олимпийские чемпионки: американка Элис Браун, завоевавшая золото в эстафете «4 х 100м», и Клаудиа Лош из ФРГ, ставшая победительницей соревнований по толканию ядра. Обе даже в тройку призеров попасть не смогли.

Правда, о допинг-контроле на «Дружбе-84» предпочитают не вспоминать. Как и о том, что обещанных денежных премий и спортивных званий потенциальные советские олимпийцы за победы на этих соревнованиях не получили.

Идеи Урусова живут и побеждают

После двух «зеркальных» бойкотов в регламент МОК с подачи тогдашнего президента Самаранча были внесены дополнения. Они предусматривали серьезные санкции в отношении стран, участвующих в бойкотах. Вплоть до отстранения от будущих олимпиад. Правда, на практике эту угрозу не осуществили. В 1988 году Игры состоялись в Сеуле. Стоит ли удивляться, что их бойкотировала сборная КНДР! Солидарность с позицией Ким Ир Сена проявили руководители Кубы, Никарагуа и Эфиопии, запретившие своим олимпийцам ехать в столицу Южной Кореи. Все остальные социалистические страны, не имевшие к тому времени даже дипломатических отношений с Сеулом, от идеи бойкота отказались. Это ведь была уже эпоха перестройки и гласности.

Следующая Олимпиада прошла на родине Самаранча в Барселоне. Ни одной из стран, бойкотировавших Сеул, не пришлось расплачиваться за грехи четырехлетней давности. Правда, без олимпийского флага обойтись не удалось. Под белым полотнищем с олимпийскими кольцами вышла странная команда, носившая название Объединенная. Более странного имени для сборной, составленной из спортсменов 12 республик распавшегося СССР, и придумать было нельзя. Самостоятельные сборные смогли выставить лишь три прибалтийские республики, которые участвовали в олимпиадах до Второй мировой войны. Остальным пришлось волей-неволей объединяться.

Чтобы добиться права выступить в Барселоне, руководителям олимпийских комитетов бывших советских республик (прежде всего ОКР) пришлось приложить огромные усилия. Объединенная команда в итоге выиграла Олимпиаду-1992 в общекомандном зачете, завоевав 45 золотых медалей. Шесть из них на счету белорусского гимнаста Виталия Щербо, три завоевал российский пловец Евгений Садовый, по две — российский пловец Александр Попо, украинские гимнастки Татьяна Гуцу и Татьяна Лысенко, а также россиянка Марина Логвиненко в соревнованиях по стрельбе. На церемониях открытия и закрытия было разрешено использовать символику государств бывшего Союза.

Под олимпийским флагом соревновались в Барселоне сербы, черногорцы и македонцы. Так МОК отреагировал на международные санкции в отношении Югославии. При этом Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина смогли прислать в Барселону свои команды. Впервые был употреблен термин «независимые олимпийские участники». Сербы, смирившиеся с такой участью, завоевали три медали. Один из «независимых олимпийцев», 45-летний Стеван Плетикосич, готовится сейчас к очередным Играм, куда сборная Сербии допущена.

Даже на Олимпиаде-2016 в Рио были «независимые участники». Представляли они Кувейт. Национальный олимпийский комитет этой страны был временно исключен из МОК из-за вмешательства государства в его дела. Это не помешало Фехайду Ад-Дихани завоевать золотую медаль, первую в истории Кувейта и первую для «независимых олимпийских участников».

В Рио осуществилась и мечта князя Урусова. Наравне с другими участниками на Олимпиаде выступила сборная беженцев. В нее вошли пять спортсменов из Южного Судана, по два из ДР Конго и Сирии и один из Эфиопии. Тренировались они, конечно, не в лагерях беженцев, но в сборную Кении по легкой атлетике беженцам из Южного Судана пробиться было невозможно, как и конголезским дзюдоистам в бразильскую команду. Да и Юсра Мардини, выступившая на Играх в спринтерских заплывах вольным стилем, никаких шансов на чемпионате Германии (сирийская беженка живет сейчас в Берлине) не имела.

Зато о судьбе выросшей в христианской семье в Сирии Юсры написали многие работавшие на Олимпиаде журналисты. Во время гражданской войны она через Ливан и Турцию пыталась перебраться в Грецию и на моторной лодке вместе с другими беженцами плыла к заветному берегу Эллады. Перегруженная лодка перевернулась, и люди стали тонуть. Плавать из двадцати нелегалов умели только Юсра и ее сестра. Они и дотянули лодку до острова Лесбос. Спасли всех попутчиков. Какое значение имели результаты Мардани на плавательных дорожках после такого подвига!

В Пхенчхане выступят «независимые олимпийцы из России». Прямое указание страны, выступающей под флагом с пятью кольцами, стало ноу-хау нынешнего президента МОК Томаса Баха. Ему же пришлось вырабатывать комплекс запретов. Ведь те, кто призывал еще недавно бойкотировать Игры-2018, теперь активно советуют нашим «независимым олимпийцам» использовать георгиевскую ленточку, шептать слова Сергея Михалкова на пьедестале и делать акцент на последнем слове в наименовании команды.


15 января 2018


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847