Странная судьба крейсера «Орджоникидзе»
СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
«Секретные материалы 20 века» №26(412), 2014
Странная судьба крейсера «Орджоникидзе»
Филипп Рубис
журналист
Санкт-Петербург
7351
Странная судьба крейсера «Орджоникидзе»
Советский крейсер «Орджоникидзе» во время визита в Копенгаген в августе 1956-го года

Как и у людей, у военных кораблей судьбы, порой, складываются весьма парадоксально. Некоторые из них гибнут в морских сражениях, а некоторые, одряхлев, тихо ржавеют в гавани, а потом, списанные по старости, в качестве металлолома отправляются на переплавку.
Удивительна судьба советского крейсера «Орджоникидзе». Боевой корабль, удивлявший всех своими необычными ходовыми качествами, за полцены был продан Индонезии – стране, «ставшей на путь строительства социализма», где превратился в плавучую тюрьму для тамошних марксистов.

НАТО В ПАНИКЕ!

Легкие крейсера проекта 68-бис в СССР начали строить сразу же после войны. Вооружены они были двенадцатью 152-миллиметровыми пушками и вполне современным радиотехническим оборудованием. Всего построили четырнадцать кораблей этой серии. Среди них был и крейсер «Орджоникидзе», спущенный на воду в 1950 году в Ленинграде и вошедший в состав Балтийского флота в 1952 году.

Корабли этой серии имели неплохие мореходные качества, так что их появление вызвало настоящую панику среди военно-морского командования НАТО. А произошло вот что.
В июне 1953 года крейсер «Свердлов» отправился в Англию для участия в военно-морском параде на главной базе Королевского флота в Портсмуте. Этот парад был приурочен к коронации английской королевы Елизаветы II. «Свердлов» так лихо встал на предназначенную ему бочку, что британские военно-морские специалисты, внимательно наблюдавшие за новейшим советским крейсером, заподозрили, что он оборудован специальными подруливающими устройствами.

Подозрение в том, что у русских «что-то спрятано ниже ватерлинии», усилилось после того, как на обратном пути в одном из Датских проливов «Свердлов» выскочил на песчаную мель, но по инерции проехал по ней днищем несколько десятков метров, после чего вполне благополучно снова вышел на глубокую воду. Повреждения, полученные при этом крейсером, оказались настолько незначительными, что этот эпизод даже не вошел в список аварий и катастроф советского флота.

Однако специалисты НАТО, наблюдавшие в бинокли за прохождением «Свердлова» через проливы, забили тревогу. Оказывается, русские придумали что-то такое, что позволяло их мощным артиллерийским кораблям спокойно преодолевать мелководье! Впору было пересматривать всю систему обороны датских проливов. Разведслужбы НАТО решили предпринять все, чтобы обнаружить эти таинственные «спецустройства» новых русских крейсеров, и разгадать их секрет. Но задачка оказалась сложной. В 1955 году в районе Балтийска бесследно исчезла сверхмалая подводная лодка, принадлежавшая спецслужбам Великобритании. Она пыталась незаметно проникнуть к месту базирования крейсеров типа 68-бис и, по всей видимости, была уничтожена подводными пловцами Балтфлота, охранявшими рейд.

В ПОИСКАХ КАПИТАНА КРЭБСА

Однако на следующий год у англичан появилась возможность без особого риска обследовать днище советского крейсера «Орджоникидзе». Этот корабль в середине апреля 1956 года с официальным визитом посетил Англию. На борту его была правительственная делегация, в состав которой входили первые лица СССР – Николай Булганин и Никита Хрущев.
«Свердлов» отшвартовался в Портсмуте, высокие гости отправились в Лондон с визитами, а экипаж крейсера занимался текущими делами, впрочем сохраняя бдительность во время пребывания в чужом порту. И, как оказалось, не зря.

Британские спецслужбы отправили изучить днище советского крейсера капитана 3-го ранга Лайонела Крэбба. Это был знаменитый боевой пловец, с успехом сражавшийся во время Второй мировой войны с итальянскими подводными диверсантами, пытавшимися проникнуть в гавань Гибралтара. Но у себя дома и в мирное время у прославленного британского пловца случилась промашка, стоившая ему жизни.

По официальной версии, капитан Крэбб бесследно исчез, а через тринадцать с половиной месяцев после его последнего погружения в Портсмутской бухте нашли труп мужчины без головы и рук. Тело неизвестного было одето в синий шерстяной комбинезон и легководолазный резиновый скафандр. Именно так был одет в день своего исчезновения Лайонел Крэбб. Жена знаменитого боевого пловца вроде бы узнала в неизвестном своего мужа. Но обстоятельства смерти капитана Крэбба так и остались неизвестными.

Есть несколько версий произошедшей в гавани Портсмута трагедии. По одной из них, английский водолаз был обнаружен вахтенными крейсера «Орджоникидзе» и застрелен ими из малокалиберной винтовки. По другой, недавно обнародованной, Крэббса убил советский боевой пловец Эдуард Кольцов, охранявший во время стоянки на английской военно-морской базе крейсер «Орджоникидзе». Якобы встретив под водой водолаза, что-то делавшего у правого борта крейсера в районе артиллерийских погребов, советский боевой пловец вступил в схватку с подводным диверсантом и перерезал ему горло. Наградой за бдительность Эдуарду Кольцову стал орден Красной Звезды.

Впрочем, существует еще одна версия. Якобы Крэбб не был убит, а захвачен в плен советскими боевыми пловцами. Труп мужчины, похожий на английского диверсанта, был позднее подброшен в Портсмутскую гавань, а сам Крэбб перевербован советскими спецслужбами, и в декабре 1959 года во Владивостоке появился некий лейтенант Лев Кораблев, говоривший почему-то по-русски с иностранным акцентом. На одной из секретных баз Тихоокеанского флота лейтенант Кораблев долгое время работал инструктором по подготовке советского военно-морского спецназа.

ПЛАВУЧАЯ ГОЛГОФА

Но вернемся к крейсеру «Орджоникидзе». В 1961 году он оказался на Черном море. Там корабль стали готовить к дальнему походу, последнему, который он должен был совершить под советским военно-морским флагом. Дело в том, что по решению тогдашнего советского руководства крейсер был продан Индонезии, стране, которая считалась «идущей по пути строительства социализма». Корабль оценили в 17,5 миллиона фунтов стерлингов, но фактически Индонезия выплатила СССР лишь треть этой суммы.
5 августа 1962 года «Орджоникидзе» прибыл в индонезийский порт Сурабайя. Здесь он был официально передан представителям ВМС Индонезии, поднял флаг этой страны и получил новое имя – «Ириан» (название одной из провинций Индонезии).

Впрочем, по своему прямому назначению, то есть как военный корабль, «Ириан» прослужил недолго. Варварская эксплуатация машин и механизмов крейсера слабо технически подготовленных индонезийских моряков вскоре привела к тому, что из шести котлов корабля работать продолжали лишь три. В марте 1964 года «Ириан» прибыл на Дальний Восток в один из советских судостроительных заводов для капитального ремонта. Нашим морякам сразу же бросилась в глаза запущенность еще не старого крейсера и изношенность всех его механизмов. После ремонта «Ириан» снова ушел в Сурабайю.

А в 1965 году в Индонезии произошли события, после которых крейсер превратился в плавучую тюрьму для местных коммунистов. Тогда Индонезией правил президент Сукарно, пытавшийся построить в стране нечто «социалистическое», но со своим национальным колоритом. Впрочем, это у него получалось не совсем блестяще. К середине 1960-х годов экономика Индонезии дышала на ладан, в стране начался голод.

Сукарно решил с помощью местных коммунистов организовать «народное восстание», истребив в ходе него верхушку вооруженных сил Индонезии, все с большим и большим неодобрением поглядывающую на социалистические эксперименты своего президента. После этого Сукарно предполагал стать полным диктатором и с помощью «братского советского народа» вывести экономику страны из той пропасти, в которую она скатилась.
Путч начался 1 октября 1965 года («Индонезийская Октябрьская социалистическая революция!»). Штурмовикам Сукарно удалось убить начальника генерального штаба Индонезии, прикончить еще несколько генералов и членов их семей.

Но военные сумели дать отпор путчистам и устроили в Индонезии настоящую резню. По официальным данным, было убито четверть миллиона членов индонезийской коммунистической партии и членов их семей, по неофициальным – более миллиона!

Крейсер «Ириан», стоявший во время этих кровавых событий на рейде Сурабайи, был превращен военными в плавучую тюрьму. Здесь допрашивали задержанных марксистов и лиц, им сочувствующих, здесь же приводили в исполнение смертные приговоры. Так продолжалось в течение нескольких лет.

В 1970 году брошенный и всеми забытый крейсер прибило к отмели. Там он и нашел свой конец – в 1972 году его разобрали на металлолом.


30 декабря 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847