Киллеры под гипнозом
СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
«Секретные материалы 20 века» №7(419), 2015
Киллеры под гипнозом
Сергей Кривенков
журналист
Санкт-Петербург
2248
Киллеры под гипнозом
Опытные разведчики умеют обманывать детектор лжи

Тайна убийства американского президента Джона Кеннеди является одной из традиционных для любителей разного рода конспирологических версий. Однако вполне вероятно, что никакой тайны в этом деле для людей из спецслужб давно уже нет, а вся шумиха является лишь дымовой завесой, призванной скрыть одну из методик организации подобного рода покушений. Аналогичная картина, кстати, наблюдается и в случае с убийством родного брата Джи-Эф-Кей, вступившего в 1968 году в президентскую гонку, но своевременно (для конкурентов) погибшего.

Чем плохи ассасины и зомби

Еще в 1960-х годах просочились сведения об особой исследовательской программе ЦРУ, в рамках которой в сознание человека научились «внедрять» сразу несколько личностей, «вызываемых к жизни» с помощью кодовых фраз. В принципе, «синдром множественных персоналий» известен в психиатрии, только больные не могут управлять ни одной из своих ипостасей — вспомним мистеров Джекила и Хайда из знаменитой повести Роберта Льюиса Стивенсона. В настоящее время составлено довольно много описаний личностей т. н. мультиплетов, причем не всегда речь идет о больных людях. К числу субъектов, слишком сильно «входящих в роль», относятся, например, артисты, сживающиеся с придуманными персонажами писатели, наконец, адепты восточных школ (напомню о некоторых практиках жившего еще в XIX веке йога Рамакришны). Такие люди самостоятельно «переключают» себя с одной личности на другую, но исполнителями чужих приказов, как правило, не являются — слишком волевые. Для выполнения конкретных преступных заданий предпочтительней использовать т. н. зомби. Однако ни безвольный «классический» зомби с мутными глазами, ни фанатик ассасин с глазами, фанатично горящими, не пройдут в наше время «фейс-контроль», который осуществляют охранники ВИПов.

Таким образом, человек, которого собираются использовать для осуществления преступления, должен внешне не выделяться среди окружающих, но в нужный момент превращаться в ассасина, а в случае пленения становиться зомби.

Есть сведения, что еще на рубеже 1950-х американскому психиатру и психологу Геснеру (он же Симпсон, он же Портер) пришла в голову идея искусственного создания личностей-мультиплетов. Несколько лет назад отечественный автор Иван Атаманенко опубликовал рассказ о том, как известный разведчик Рудольф Абель (он же Виллем Фишер) узнал об этом, работая под видом художника в США.

Ранее писали о том, как актриса Кэнди Джоунс под именами Арлин Грант, а затем Джессика Уилкокс ездила на рубеже 1950-х — 1960-х годов со спецзаданиями на Тайвань, а в своем обычном состоянии ничего об этих путешествиях не помнила. Причем во время поездок ее в экспериментальных целях задерживали и допрашивали, погружая руки в банки со скорпионами, желая убедиться, что агентесса А. Грант ничего не знает об актрисе Кэнди Джоунс. Видимо, опыт был успешным, и женщину оставили в покое. В 1973 году, после выхода замуж за журналист Нибела, она была случайно раскодирована. В итоге другой журналист, Бейн, написал книгу «Контроль над Кэнди Джоунс», некогда вызвавшую немало шума. Это произошло в пору единственного в своем роде расследования некоторых аспектов тайных программ ЦРУ комиссией американского конгресса, возглавляемой сенатором Черчем (1975).

Мультиплеты берутся за оружие

Интересны эпизоды «боевого» применения личностей-мультиплетов. Зафиксированы два случая, прямо связанных и с тайной убийства Джона Кеннеди. Первый из них у нас был подробно описан журналистом Андреем Толкуновым в его книге «Похитители разума» (1980).

К слову, этот способный публицист был сыном занимавшего тогда видные посты Леонида Толкунова. Однако Андрей Толкунов быстро приобрел собственное журналистское имя, а писал столь остро, что, поговаривают, умер при не выясненных до конца обстоятельствах. Работал в те годы Толкунов-младший корреспондентом в Нью-Йорке. Так вот, речь пойдет о некоем Луисе Анхело Кастильо, арестованном в Маниле (Филиппины) в 1967 году и обвиненном в подготовке покушения на тогдашнего президента этой страны Фердинанда Маркоса.

Под гипнозом у Кастильо обнаружили четыре личности, названные филиппинскими врачами «зомби-1», «зомби-2», «зомби-3» и «зомби-4». Когда агент перевоплощался в одну из них, у него менялись пульс, дыхание, потоотделение. На уровне «зомби-1» он был Антонио Рейесом Элориагой — легенда, по которой этот человек въехал в страну. Как «зомби-2» — он агент Кастильо. «зомби-3» — провалившийся агент, стремящийся покончить с собой.

И только на уровне «зомби-4» выяснилось, что подлинное имя 29-летнего киллера — Мануэль Анхело Рамирес и что его обучали в ЦРУ по особой программе. Оказалось, что при предъявлении фотографии Фердинанда Маркоса агент порывался схватить пистолет и стрелять в это изображение, зато, когда видел написанную на бумаге дату ареста (после предполагаемого покушения), тоже тянулся к пистолету, но уже, чтобы выстрелить в собственный висок.

При допросах совершенно неожиданно оказалось, что в 1963 году этот стрелок находился в группе из пяти человек, присланных в Даллас с целью покушения на одно очень важное лицо, кортеж которого ждали с минуты на минуту. Стрелки расположились на третьем этаже какого-то здания. Однако Рамиресу стрелять не пришлось — дело сделали другие. Возможно, двое других стрелков, которых террористы, отступая на машине, прихватили по дороге. Далее — инъекция снотворного, номер отеля в Чикаго, женщина-гипнотизер по фамилии Крепс. Из заказчиков филиппинские полицейские установили небезызвестного Аллена Даллеса, тогда уже бывшего шефа ЦРУ и, кстати, давнего друга ученого, придумавшего методику создания подобных агентов. Впрочем, посольство США в Маниле добилось выдворения Рамиреса-Кастильо в США, где его следы затерялись. Пресса писала, что Рамирес всю эту сногсшибательную историю выдумал… Вопрос — почему тогда его так стремились заполучить американские дипломаты?

История забылась. Но вот через много лет уже упоминавшийся Атаманенко поведал о втором аналогичном случае. Секретность в СССР была не в пример больше, чем на Филиппинах, поэтому не удивительно, что об агенте по имени Хосе Анхело Костаньеро в те же 1960-е годы никто ничего не слышал. Первоначально второе имя Анхело (Анджело; Ангел) меня смутило — уж не утка ли? Но, поразмыслив, можно понять, что группа испаноговорящих «Ангелов» могла быть собрана специально — так сказать, heavy humour («тяжелый юмор» в английском почти соответствует нашему выражению «черный юмор»). Почему испаноговорящих? А потому, что убийство Джона Кеннеди хотели свалить на Фиделя Кастро. Эта версия пропагандировалась и в 1963 году. Пример — изданная у нас в стране в 1991 году книга Игоря Ефимова «Кто убил президента Кеннеди?»

В свое время специальная комиссия под руководством председателя Верховного суда США Эрла Уоррена за 10 месяцев допросила 552 свидетеля, но сделала вывод — стрелял одиночка, Ли Харви Освальд, убитый агентом ФБР Джеком Руби через два дня после покушения. В столь сомнительных выводах комиссии Уоррена, говорят, был заинтересован Линдон Джонсон, ставший следующим президентом США.

На Кубе после прихода Фиделя Кастро к власти бывал и Джек Руби. А Освальд еще и приезжал жить в СССР, был поселен в Минске, работал там в 1960 году на радиозаводе, но «разочаровался» и отбыл домой. Доказано, что Освальд был связан с ЦРУ. В сентябре 1963 года он специально посетил в Мехико кубинское посольство, выражая желание помочь Кубе убить Джона Кеннеди. Еще он просил транзитную визу для новой поездки в СССР, но ему указали на необходимость иметь советскую визу, а ее давать не торопились. Все это — верхушка айсберга. Если бы в Далласе арестовали не Освальда, а настоящих стрелков, они бы вообще оказались «лицами кубинского происхождения». В свете этого не удивляют «совпадения» имен.

«Зомби-квартет» на обследовании в Москве

Итак, второй «Ангел» был задержан на Кубе. Обучавшие кубинцев инструкторы заметили странности в его поведении. Согласно принятой тогда практике сотрудничества между советскими и кубинскими спецслужбами, Костаньеро вывезли в Москву. Говорят, что специалисты назвали его «человек-квартет» — снова разные пульс и давление, снова четыре личности. «Зомби-1» — простой рубщик сахарного тростника. «Зомби-2» — агент ЦРУ кубинского происхождения. «Зомби-3» — агент, заброшенный с целью убийства Фиделя Кастро. «Зомби-4» — провалившийся агент, желающий покончить с собой. В современной публикации упомянуты названия двух известных институтов, сотрудники которых работали с Костаньеро как эксперты.

Если судить по научным работам, вышедшим позднее из-под пера академика Павла Симонова (Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии) и академика медицины Андрея Снежневского (Институт имени Сербского), то их экспертное участие было логичным. Судя по всему, оно оказалось и весьма продуктивным.

Судя по современному описанию применяемых для испытуемого Костаньеро ключевых слов, информацию спустя много лет предоставил кто-то из офицеров, служивших тогда на Кубе и сопровождавших Костаньеро в Москве, а заодно и помогавших с переводом. Описание же комплекса из электроэнцефалографа, телевизора и ЭВМ изрядно осовременено. Реально упомянутые Атаманенко полчаса, за которые вместо шести месяцев сеансов психоанализа можно вычленить все четыре субличности, стали достижимыми только в 1990-е годы. Впрочем, основа методики не просто достоверна, но и нашла отражение в позабытом ныне, но достаточно интересном советском художественном фильме 1985 года «Вариант «Зомби».

Главный герой этой ленты, советский психолог (в исполнении Аристарха Ливанова), попадает в ЮАР, где тогда, напомню, правили отнюдь не борцы за мир. Ученого пытаются «перепрограммировать», записывая биотоки его мозга и затем фантастическим образом воспроизводя на экране любимые им образы. Потом, после монтажа, внушают ему их «в черном свете». Скажем, мать уже идет не по лугу, а бессмысленно косит косой прибой. Вроде бы так и до суицидальных мыслей можно довести. Еще в фильме есть передвижные генераторы массовой паники на основе инфразвука. Но, конечно, все заканчивается хорошо. Консультантами фильма, судя по всему, были знающие ученые.

Ведь и в самом деле, еще в 1960-е годы на Западе психолингвисты стали строить графики, где сочетания значимых для человека слов объединяли в кластеры. Подобную методику, сопоставляя вдобавок реакцию на слова с рисунком электроэнцефалограммы, вполне могли применять еще при работе с Костаньеро. По разнице в кластерах можно вычленить субличности или хотя бы посоветовать опытному психиатру, как дальше работать с каждой из них.

Специально для сомневающихся в том, могло ли быть столь эффективным сотрудничество советских и кубинских спецслужб в те годы, можно посоветовать прочитать опубликованные в 1980-е воспоминания кубинского разведчика-нелегала по имени Мануэль Эльва Каскуэльюэло. Он в 1960-е под видом предателя нанимался на работу в резидентуру ЦРУ в Перу. Перед обязательной проверкой на полиграфе (в просторечье — детектор лжи), ссылаясь на недостаточное знание английского, он выпросил вопросник из 250 пунктов и помог перевести текст на испанский — для работы со следующими агентами. На самом деле он знал английский куда лучше, чем показывал, выучил весь вопросник наизусть, а главное — знал теперь, после каких «невинных» вопросов идут вопросы опасные. А при проверке сумел в нужные моменты сохранить спокойное состояние, «сыграв» отсутствие реакции. Использовал он и систему Станиславского, которой его обучали на Кубе, в том числе и советские инструкторы. В дальнейшем Каскуэльюэло восемь лет «служил» в Перу и Уругвае… Так что и в области психофизиологии сотрудничество с кубинцами в то время было успешным.

Не удивительно, что, кроме имени Фиделя Кастро, специалисты, работавшие в Москве с агентом Костаньеро, догадались проверить его реакцию и на имя Джона Кеннеди. Короче говоря, получилось, что этот «Ангел» был одним из стрелявших в Далласе.

Напомню — в любительском кинофильме, случайно отснятом очевидцем Запрудером 22 ноября 1963 года, есть кадры, свидетельствующие, что пули попадали в президента не только сзади — со стороны книжного склада, где находился Освальд, — но и спереди. Впереди у кортежа был железнодорожный переезд…

Свидетель Холланд, семафорный мастер, видел следы неподалеку, у деревянной ограды. Всего 33 свидетеля считали, что стреляли из этого места, 19 — что стреляли прямо со стороны переезда. И только 25 — что из здания книжного склада (впрочем, оттуда тоже мог стрелять не только Освальд — в этом здании, похоже, на другом этаже были «подстраховывавшие» его лица). Смертельными оказались как раз два выстрела спереди… Стрелявших оттуда было, судя по всему, двое, один из них и попался затем на Кубе.

Все версии, намекающие на причастность к событиям в Далласе каких-то находившихся вне США злоумышленников, рассыпаются именно из-за того, что стрелков был как минимум целый квартет. Официальная версия об одиночке вообще не выдерживает критики. Выходит, что тайны убийства Джи-Эф-Кей давно нет. А есть лишь желание, чтобы не мешали и впредь при случае использовать особым образом обработанных исполнителей. Ведь многое в политике изменилось. А методика-то осталась…

В те годы ее авторы, похоже, были настолько уверены в «нераскусываемости» своих загипнотизированных зомби, что не боялись рискнуть и использовать своих «Ангелов Ада» повторно.

Не раскодированный Сирхан

Убийцей Роберта Кеннеди считают эмигранта из Иордании Сирхана Бешар Сирхана, отбывающего в калифорнийской тюрьме Коркоран пожизненное заключение. Ему многократно отказывали в досрочном освобождении примерно с такими аргументами: «Все еще общественно опасен, так как ненавидит американцев». Впрочем, следы пуль на стенах и потолке буфетной отеля «Амбассадор» в Лос-Анджелесе доказывают, что стрелявших и в этом случае было несколько. Публицист Питер Эванс в своей книге «Немезида» утверждает: реальным убийцей был другой стрелок, правда лечившийся от мигрени у того же психиатра-гипнотизера, доктора Вильяма Джозефа Брайана-младшего, что и Сирхан. Любопытно, что этот доктор медицины (и доктор философии) был консультантом вышедшего на экраны в 1962 году фильма «Маньчжурский кандидат», по сюжету которого китайские специалисты перепрограммируют личность человека, попавшего в плен во время войны в Корее. Судя по всему, именно этот психиатр, штатный консультант ЦРУ, и был автором методики формирования личностей мультиплетов. В 1977 году его тело обнаружили в одном из отелей Лас-Вегаса. Погиб при неясных обстоятельствах.

Вернемся к событиям 1968 года. В отличие от Ли Харви Освальда, Сирхан остался жив. И был тщательно обследован после ареста. Сам Сирхан, которому в 1968-м исполнилось 24 года, сначала нес околесицу — якобы он 20 лет вынашивал планы покушения, затем, уже на суде, заявил, что ничего не помнит.

В свое время психиатру из Калифорнийского университета Бернарду Даймонду удалось установить, что подозреваемый подвергался гипнозу. Спустя пять лет, когда Сирхан уже отбывал срок наказания, тюремный врач-психиатр Эдвард Симпсон посчитал, что для ненормального человека, каковым признали Сирхана, тот слишком хорошо поддается гипнозу. И решил, что Сирхана перед покушением подвергали особой обработке. Затем еще один психиатр, Джон Хейси, в 1975 году заявил, что Сирхана подвергали гипнотическому воздействию до покушения. И тут выяснилось — еще Даймонд обратил внимание на слова Сирхана о том, что тот практиковался в области контроля над сознанием с помощью кодовых фраз, однако не стал упоминать об этом в своем первом заключении.

Впрочем, даже специалисты выражают иногда сомнение, когда знакомятся с невыдуманными историями, связанными с резким изменением психического состояния человека под влиянием кодовых слов или фраз. Многим в это не верится — не из-за недостатка фактов, а из-за барьера, существующего в нашем сознании для подобной информации. Как так — целая личность, можно сказать, целый мир! И вдруг меняется на совершенно иную под влиянием каких-то звуков. Между тем в литературе можно найти столь убедительные и психологически достоверные описания случаев, когда поведение человека кардинально изменялось под влиянием совершенно незначительных, казалось бы, случайных слов, что остается только удивляться тому, как скептикам удается сохранять показную невозмутимость.

Могу рекомендовать рассказ английской писательницы Дафны дю Морье (1907–1989), написанный много лет назад (ныне это уже классика), который называется «Нет мотива» («No Motive»). Речь идет о самоубийстве дамы, встретившейся со своим внебрачным сыном по прозвищу Carrot (Морковка, причем эта кличка была у него с детства, а мать забыла сына из-за нервного потрясения, когда их разлучили). Дворецкий при даме пошутил про молодого человека (рядового менеджера по продаже мебели), что он похож на маленькую рыжую морковку… Кличка и оказалась тем самым ключевым словом, которое вернуло память бедной женщине. В минуты таких душевных потрясений мозг работает очень быстро, что, видимо, и произошло. Героиня рассказа все поняла (она мечтала о великом будущем сына) — по крайней мере, на интуитивном уровне. И застрелилась.

Похоже, что сумасшествие Сирхана было столь же ложным, как ложной была нормальность героини рассказа «Нет мотива». Если в рассказе ключевое слово «морковка» сделало добропорядочную даму неуравновешенной психопаткой, то в случае Сирхана его превратили в неуравновешенного психопата для того, чтобы удобнее было приписать данному субъекту убийство видного политического деятеля. На деле он стрелял беспорядочно, при этом успел ранить пятерых человек. Однако вовсе не факт, что именно его пули убили сенатора Роберта Кеннеди. Тоже «нет мотива», — вернее, излагавшиеся версии вроде мести за несчастных палестинцев мало кто не принимал всерьез. Увы, материалов о раскрытии «ключа» к личности Сирхана не публиковалось. Однако адвокаты заключенного до сих пор «докапываются» до истины, поскольку в США совершение преступления под гипнозом дает право на помилование.

Замечу: технология внедрения в сознание человека нескольких «личностей-легенд» требует весьма высокой квалификации гипнотизирующих. Такая технология штучная и, видимо, только поэтому не получила широкого распространения, поскольку моральные нормы для разработавших ее по заказу спецслужб специалистов явно были почти что пустым звуком. Однако в наше время круг лиц, к которым могут быть применены технологии жесткого зомбирования, к сожалению, расширился. Дело в том, что безудержное увлечение телевизионными фильмами и компьютерными играми в стиле action — много убийств, погонь и вообще «резких движений», но мало смысла и тем более чувств — приводит к формированию людей с так называемой эмоциональной холодностью. Им почти все равно, убивать или нет, кого убивать, а эмоции становятся притупленными — все кажется немного игрой. Такому человеку с исходно примитивной личностью заменить ее на другую сравнительно не трудно…

Одним словом, версия о «стрелках под гипнозом» не только проливает свет на давние события, но и сохраняет актуальность в нашем противоречивом мире.


16 марта 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847