«Дакар» не отвечает
СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
«Секретные материалы 20 века» №17(377), 2013
«Дакар» не отвечает
Петр Люкимсон
журналист
Израиль
2002
«Дакар» не отвечает
Подводная лодка «Дакар»

Вот уже почти полвека тайна гибели подводной лодки «Дакар», не дошедшей до родных берегов, продолжает будоражить Израиль. И по сей день причины этой трагедии остаются неясными, попытки докопаться до них немедленно и крайне болезненно затрагивают интересы сразу нескольких стран, включая Россию. Что уж говорить тогда о времени трагедии: на дворе стоял тот самый 1968 год, когда Париж был перевернут вверх дном студенческими волнениями, советские танки вошли в Прагу, холодная война была в самом разгаре и на горизонте явственно маячил призрак Третьей мировой – той самой, после которой оружием человечества должны были снова стать лук и стрелы…

В 2013 году Госархив Израиля рассекретил 16 документов, связанных с гибелью «Дакара». Нет, эти документы не дают ответа на вопрос, что именно привело к гибели израильской подлодки. Но зато позволяют восстановить хронику событий тех дней и еще раз понять, как тесно все увязано в мировой политике.

СТАРЫЙ КОНЬ БОРОЗДЫ НЕ ПОРТИТ?

В начале 1960-х Израиль, находившийся в окружении стран, не признававших его права на существование, значительную часть бюджета тратил на оборону и создание современной, боеспособной армии. Денег катастрофически не хватало, и когда стало ясно, что три находившиеся на вооружении ВМФ страны подводные лодки окончательно отработали свое, пришло время покупать новые. Точнее, не новые, а другие – на новые денег не было.

В итоге было решено закупить три старые, изготовленные еще в начале 1940-х годов и слегка модернизированные британские субмарины класса «Тритон». После приобретения лодки получили израильские названия – «Ливьятан», «Дольфин» и «Дакар». В конце 1967 года «Дакар» прошел дополнительный ремонт, и вскоре в Портсмут для ознакомления с судном и сопровождения его на базу израильских ВМФ в Хайфу прибыли израильские моряки во главе с капитаном Яаковом Раананом. На вопрос о том, насколько необходимо было покупать такую старую посудину, пусть даже и модернизированную, министр обороны Израиля Моше Даян ответил русской пословицей: «Старый конь борозды не портит!»

9 января 1968 года «Дакар» без вооружения (во всяком случае, по официальной версии), с 69 членами экипажа на борту, вышел из Портсмута. 15 января он осуществил дозаправку в Гибралтаре, и в Израиле стали с нетерпением ждать его прибытия. В церемонии встречи судна должен был принять участие премьер-министр Леви Эшколь. 24 января «Дакар» проследовал мимо острова Крит, а 25 января капитан Яаков Раанан сообщил, что они идут с опережением графика. Через 6 часов должен был состояться следующий сеанс связи, но «Дакар» на связь не вышел. О том, как развивались события дальше и какие версии выдвигал Израиль по поводу исчезновения корабля, можно судить по рассекреченным документам.

ЗА ПОМОЩЬЮ – К ЯСНОВИДЦУ

Первый из рассекреченных в марте документов представляет собой отосланную 26 января 1968 года телеграмму военного атташе Израиля в США Шломо Аргова, в которой он пишет, что радио и телевидение этой страны со ссылкой на британские источники сообщают об исчезновении израильской подлодки «Дакар». Согласно этим сообщениям, «Дакар» исчез в районе севернее Александрии и, вероятнее всего, был потоплен египетской или советской торпедой.

Такой вариант развития событий был возможен, особенно если учесть, что после победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года между Израилем и Египтом началась длительная Война на истощение, в ходе которой Египет непрерывно обстреливал территорию захваченного Израилем Синайского полуострова и проводил другие ограниченные военные акции. Уничтожение израильской подлодки означало бы начало новой полномасштабной войны между двумя странами, к которой ни одна из сторон после изматывающего 1967 года готова не была. Тем не менее Израиль стал проверять эту версию. 28 января обеспокоенное правительство Египта опубликовало официальное заявление о том, что Каир не имеет никакого отношения к исчезновению «Дакара».

При этом в египетских СМИ продолжали публиковаться материалы, высказывающие версию, что израильская субмарина могла быть потоплена ВМФ Египта или союзным советским флотом, когда занималась шпионажем у египетских берегов. Не исключали этого вплоть до последнего времени и советские, а затем и российские военные историки. «В самом деле, – задавались они вопросом, – а что «Дакар» мог делать севернее Александрии, в районе, лежащем довольно далеко от его официального курса?!» И вслед за тем высказывали предположение, что командир «Дакара», увидев, что идет с опережением графика, решил проявить инициативу и повести разведку египетского побережья – за что и поплатился. Сегодня, после нахождения обломков «Дакара», эта версия уже не релевантна: мы знаем, что «Дакар» не сворачивал с намеченного курса и к Александрии не приближался.

Тем временем уже 25 января началась международная операция по поиску «Дакара», в которой помимо ВМС Израиля участвовали военные корабли и самолеты Великобритании, США и Греции. 27 января, согласно документам, самолет ВМФ Израиля обнаружил в Средиземном море большое масляное пятно и заметил идущее неподалеку от него греческое торговое судно. Посольство Израиля в Афинах немедленно направило греческим властям официальную просьбу выяснить, оставило ли это пятно греческое судно, и если нет – попробовать установить его источник. Греческие моряки поспешили выполнить эту просьбу, но в итоге сообщили, что, избороздив несколько раз указанный квадрат, они… вообще не обнаружили никакого масляного пятна.

29 января командир греческой группы, участвующей в поисках «Дакара», явился в посольство Израиля в Афинах и сообщил, что они «сделали все, что могли», но следов подлодки не обнаружили.

В это самое время неожиданная помощь в поисках пришла из Голландии. Посольство Израиля в Гааге сообщило в Иерусалим, что гаагская полиция обратилась с вопросом о судьбе «Дакара» к известному местному ясновидцу. По словам полицейских, этот человек уже не раз хорошо зарекомендовывал себя в деле обнаружения затонувших кораблей. Не имея никакого представления о том, откуда и куда направлялась подлодка, ясновидящий заявил, что она лежит на дне моря в районе к западу от Крита и, вероятнее всего, была потоплена ударом торпеды. После короткого совещания в министерстве обороны Израиля ясновидцу было решено поверить. Хотя бы по той причине, что никаких других «зацепок» попросту не было.

Утром 28 января 1968 года командующий ВМС Израиля Шломо Арэль на заседании узкого кабинета министров по вопросам безопасности сообщил об исчезновении «Дакара» и о том, что было предпринято для его поисков. Арэль рассказал, что поисковая операция была начата спустя восемь часов после последнего сеанса радиосвязи с «Дакаром», что дает определенную надежду на то, что судно все-таки будет найдено.

Арэль рассказал также, что через несколько часов после начала поисков в радиоэфире раздался сигнал с «Дакара», но он был прерван в тот самый момент, когда радист переходил с международного на внутренний код. Еще спустя два дня «Дакар» вроде бы снова попытался выйти на связь, но она снова оборвалась на полуслове.

– Все это наводит на подозрение, что на самом деле последний сигнал был послан не с «Дакара» и его целью было запутать нас и направить поиски по ложному следу. А это, в свою очередь, заставляет думать, что причиной аварии стала не техническая неполадка, а удар торпедой! – сказал Арэль.

На вопрос одного из министров, кто именно мог нанести такой удар по израильскому судну, Арэль ответил, что, в принципе, это мог сделать просто по ошибке кто угодно, но, вероятнее всего, «Дакар» был уничтожен ударом с одного из советских военных судов, курсирующих в Средиземном море.

И вот дальше начинается самая интересная часть засекреченного ранее протокола этого заседания. Командующий военным флотом Израиля рассказал министрам, что в ответ на его просьбу к американцам задействовать при поиске «Дакара» имеющееся у них самое современное оборудование те отказались это сделать. Таким образом, стало ясно: хотя американцы и делают вид, что они участвуют в поиске, на самом деле найти «Дакар» они не хотят. И смысл затеянной ими игры был Арэлю понятен: американцы больше всего боялись, что субмарина будет найдена, поскольку выяснится, что она на самом деле была уничтожена советской торпедой. Это означало бы, что СССР напал на союзника США и США должны были бы как-то на это среагировать. Но ситуация в мире в 1968 году и так была накалена до предела, и обострять ее еще больше было бы слишком рискованно. Во всяком случае, начинать Третью мировую из-за Израиля США не собирались.

Им нужно было лишь заверить Израиль, что они сделали все, что было в их силах, и развести руками.

Но это лишь еще больше усилило подозрения, что за гибелью израильской субмарины стоит СССР, дипотношения с которым были разорваны в 1967 году. По дипломатическим каналам Израиль направил в Москву запрос о том, известно ли СССР что-либо о судьбе «Дакара». Ответа на это письмо так и не последовало. И, как понимает читатель, не последует уже никогда. Хотя, возможно, разгадка тайны гибели «Дакара» хранится сегодня в каких-то российских архивах.

В тот же день, 28 января, министр Мордехай Бен-Тов задал адмиралу Арэлю вопрос о том, каковы шансы на то, что члены экипажа «Дакара» еще живы? Арэль честно ответил, что они близки к нулю и с каждой минутой становятся все меньше.

ПОКА ЖИВА НАДЕЖДА…

30 января командир английской группы, занимавшейся поисками «Дакара», заявил, что вероятность обнаружения судна (и тем более спасения его экипажа) близка к нулю и он склоняется к тому, чтобы прекратить поиск. Вскоре такое же заявление поступило и от греков. Израиль тепло поблагодарил всех, кто участвовал в международной поисковой операции, и согласился с выводами греков и британцев.

Но на самом деле никто в Израиле не был готов смириться с гибелью своих моряков. Поиски было решено продолжить – несмотря на отсутствие шансов, вопреки логике. При этом сосредоточить поиски было решено в районе, указанном голландским ясновидцем – к западу от Крита, который считала своей вотчиной Турция.

2 февраля военный атташе Израиля в Анкаре Даниэль Леор обратился в Генштаб Турции с просьбой разрешить израильским кораблям и самолетам «прочесать» этот район, возможно, совместно с турецкими военными. Однако допустить израильтян в морские окрестности Кипра Турция наотрез отказалась. В дело снова вмешалась большая политика: турки в тот период активно готовились к вторжению на Кипр, которое осуществили в 1974 году, а потому не хотела, чтобы вблизи острова появлялись какие-либо иностранные суда, способные передать ту или иную информацию грекам.

Командование ВМФ Турции заявило, что оно само проведет поиск в указанном израильтянами районе и сообщит о результатах. Результаты, разумеется, оказались «нулевыми».

И тут невольно возникает версия, которую почему-то игнорируют все историки: а что если «Дакар», заплыв в воды, в которых турки считали себя хозяевами, был уничтожен именно ими? С этой точки зрения становится куда понятней, почему они не допустили израильские корабли в этот квадрат и «ничего не нашли»…

4 февраля Израиль сдался и решил прекратить поиски «Дакара». Но все еще живущий какой-то безумной, совершенно бессмысленной надеждой Моше Даян заявил, что членов экипажа подлодки надо объявить не погибшими, а пропавшими без вести. «Не исключено, что «Дакар» и в самом деле был уничтожен русскими или египтянами, его экипаж взят в плен, а нам пока об этом не сообщили!» – обосновал Даян свое решение. Он добавил, что не исключает, что «Дакар» затонул на такой большой глубине, что никогда не будет найден.

Несмотря на то что правительство и кнессет приняли предложение Даяна и не признали моряков «Дкара» погибшими, в Израиль стали поступать соболезнования из десятков стран мира. Начальник Генштаба Армии Обороны Израиля Бар-Лев встретился с членами семей моряков, рассказал им о том, как и когда прервалась связь с лодкой, что было сделано для ее поиска, и честно предупредил, чтобы они не особенно льстили себя надеждой.

1 марта адмирал Арэль представил министру обороны Моше Даяну отчет о «Дакаре» на 87 страницах, в котором тщательно разбирались все версии гибели субмарины. В отчете отмечалось, что нельзя исключать, что причиной трагедии стала ошибка экипажа или просто техническая неисправность, вполне допустимая с учетом того, что Израиль погнался за дешевизной. Старый конь, возможно, борозды и не портит, но ведь может и сдохнуть от старости прямо посреди пашни!

В отчете содержалась рекомендация признать членов экипажа «Дакара» погибшими при исполнении задания, и 6 марта израильский парламент ее утвердил. В тот же день премьер-министр Леви Эшколь выразил соболезнование семьям погибшим. Моше Даян на заседании кнессета особо отметил, что в настоящее время у Израиля нет и в обозримом будущем вряд ли появятся технические возможности, позволяющие продолжить поиск погибшего судна.

С 1968 года 25 января в Израиле ежегодно проводятся траурные церемонии памяти моряков «Дакара».

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Дальнейшее хорошо известно. Несмотря на заявление Моше Даяна, Израиль продолжал поиски. За 30 лет было снаряжено 25 поисковых экспедиций, но все они, увы, оказались безрезультатными. ВМС Израиля пообещали приз в 300 000 долларов, но и это не принесло успеха. В 1999 году Израиль подписал договор о поиске субмарины с американской компанией «Неотикус» – той самой, что обнаружила «Титаник». В мае 1999 года ее специалисты нашли в районе между Критом и Кипром на глубине в три тысячи метров то, что оказалось останками «Дакара». В итоге на поверхность удалось поднять часть рубки погибшей лодки, которую сегодня можно увидеть в Музее ВМФ Израиля.

Но вопрос о том, что или кто именно стал причиной гибели «Дакара», так и остался открытым…


18 сентября 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931