НАУКА
Возвращение спиритизма
Ткалич Алла
журналист
Санкт-Петербург
8870
В ХХ столетии слово «спиритизм» оказалось настолько скомпрометировано, что вызывает у всех снисходительную улыбку, тут же выстраивается ассоциативный ряд: верчение блюдец, какие-то «разговоры» с «духами» — словом, просто праздное времяпрепровождение. Однако для человека, знакомого с латынью, слово это всегда сохраняет свой изначальный, вполне ясный смысл: spiritus значит «дух», и, стало быть, «спиритизм» означает «учение о духе», «учение духов», иначе говоря, «духоведение». Все религии обещают человеку лучшую жизнь. Все они дают ему и Надежду, и Веру. Но homo modernus недоверчив и требователен по своей природе, Надежды и Веры ему недостаточно. Он желает уверенности, он желает точно знать, все ли кончается для него со смертью, или это только начало другой, более совершенной жизни. Новейший человек отверг обещания Веры, но и не получил уверенности Знания — и в этом причина кризиса всех мировых религий и человеческой безнравственности. Почитание предков и некромантия воплощали в себе попытки древнего человека испросить защиты и совета. Пророки, прорицатели, жрецы — в Египте, в Индии, в Греции и во многих других местах имели доступ к таким тайнам, о которых не может и помыслить современный человек. Они точно знали, что человек — это не только тело, но и дух. Потому и существует спиритизм, и потому во всех религиях и оккультных учениях всегда присутствуют практические приемы и принципы спиритизма. Не составляло исключения и христианство. Первоначально оно было буквально пронизано спиритизмом. Но, достигнув к V–VI векам монополии на духовную власть, христианство переродилось и пожелало отрезать себя от собственных корней. Это особый и трагический вопрос в человеческой истории. С той поры вся мистика апостолов и святых была провозглашена «белой», а вся последующая мистика обычных смертных была объявлена «черной», то есть исходящей от дьявола и слуг тьмы. А спиритизм и общение с духами, таким образом, становились в глазах непосвященного вотчиной Сатаны. Но диалог с тенями, прерванный христианской церковью, был возобновлен. Это сделали две девочки — Маргарет и Кэйт Фокс 11 декабря 1847 года на ферме Гайдсвилль, что возле Нью-Йорка. Призрак, проявившийся с помощью стуков и щелчков, нисколько их не испугал. Желая его поддразнить, младшая из сестер — Кэти тоже принялась стучать, на что незримый собеседник ответил таким же числом ударов. И тогда по какому-то наитию девочка сказала ему: «Если ты человек, то стукни один раз; а если дух, то два». Тут же прозвучали два сухих удара, положивших начало той азбуке, которой стали пользоваться сестры Фокс, а вслед за ними и спириты всего мира. Весть об этом событии быстро разлетелась по миру. Общение с этим духом, ставшее регулярным, повлекло за собой исключение семьи Фокс из лона методистской церкви. Семья переехала в Рочестер, туда же последовал и стучащий дух, который согласился выступать даже на публичных сеансах, демонстрирующих медиумические способности обеих девочек. Их старшая сестра Лия Фокс устроила триумфальное турне, вслед за которым по маршруту их следования вспыхнула настоящая эпидемия медиумического подражания. Семью годами позже, в 1854 году, в США насчитывалось уже 10 000 медиумов и около 3 миллионов сторонников спиритизма. Тем временем первый спиритический конгресс, собравшийся в Кливленде, решил послать миссионеров сначала в Англию, затем в Германию, откуда новое движение дошло наконец до Франции, где в самых различных кругах привлекло немало сторонников. Спиритические феномены все множились и разнообразились: к стукам добавились автоматическое письмо, телепатия, телекинез, левитация. Складывались длинные послания из потустороннего мира, трактующие самые сложные и тонкие вопросы философии, теологии, морали, науки и т. п. Из посланий со временем составилось нравственное учение, из которого сторонники спиритизма стремились создать религию. У всякой религии должен быть свой основатель, чья первая задача — начертать скрижали законов. С этой миссией и выступил во Франции Аллан Кардек (псевдоним Ипполита Ревая, 1804–1869), дело которого в новых исторических условиях продолжил Леон Дени (1847–1927). Именно этим людям обязаны мы тем, что бесчисленные, разрозненные факты и идеи составились в стройное и гармоничное мировоззрение. В 1858 году Аллан Кардек основывает «Парижское общество спиритических исследований» с собственным программным уставом и «Спиритический журнал» (Revue spirite), выходивший многие годы. Кардек оформил спиритизм как «учение, основывающееся на существовании, проявлениях и наставлениях, данных духами». И вот в свете спиритического Откровения все неясности ветхо- и новозаветных текстов, Священных Писаний всех религий снимаются, все встает на свои места, а «странные» явления — чудеса, левитация, огненные языки, предсказания, предчувствия и многое другое обретают свое истинное значение. Страстная проповедь Кардека, Дени и их английских, американских и немецких коллег привлекают к спиритизму внимание и симпатии в научном мире и в мире людей искусства. Среди писателей об этом высказались в свое время Виктор Гюго, Теофиль Готье, Александр Дюма, Роберт-Льюис Стивенсон (кстати сказать, одно время секретарь Эдинбургского спиритического общества), Артур Конан Дойл — автор «Нового Откровения» и двухтомной «Истории спиритуализма». В России — братья Аксаковы и Достоевский. Любопытно в этой связи отметить, что если сам Лев Толстой и потешался над этой новой ветвью исследований, то его мистическая философия и нравственность целиком совпадают с мистической философией спиритизма и его нравственным учением. Немалое число больших и всемирно известных ученых занимались исследованиями в этой области. Можно назвать имена Уильяма Крукса, Альфреда Уоллеса, Чезаре Ломброзо, Александра Бутлерова, Гюстава Лебона, Пьера и Мари Кюри. Деятельность ученых дала рождение новой методе психологического исследования — метапсихике и привела к созданию в Великобритании «Общества психических исследований». Такое же общество создается в США. Знаменитые многотомные «Протоколы» этих обществ (так называемые Proceedings) издавались в течение многих лет и приобрели всемирную известность. И все же увлечение экспериментированием и анализом в отрыве от нравственно-философской концепции дало в конце концов отрицательные плоды. Об опасности этого предупреждал уже Конан Дойл, когда писал, что эти опыты сами по себе не имеют большого значения, что они важны лишь постольку, поскольку поддерживают собой и придают объективную значимость огромному множеству знаний, призванных глубоко изменить наши старые религиозные взгляды и дать человеку уверенность в его будущем, знание о его индивидуальном, личном бессмертии. Но этого как раз и не произошло, форма заслонила собою суть. Нравственное учение, философия бессмертия, торжество духа над материей и над смертью постепенно были забыты. Остались лишь механические эксперименты с механическими же, как полагали, неживыми силами, воздействующими на такую же мертвую материю. К началу XX века материализм восторжествовал как в мышлении людей, так и в их деятельности. Позже разразилась Первая мировая война, приведшая затем к роковому октябрьскому перевороту в России. Само понятие духовности было утрачено, ее заменили власть силы и количеств, и, как следствие, политика с ее разнузданными страстями и аппетитами стала командовать нравственностью, определять, что хорошо и что плохо. Попытаемся же в сжатом виде, но насколько возможно полно восстановить карденистское мировоззрение. В нем подчеркивается, что спиритизм — это не вера, а знание, ибо строится на фактах и экспериментах, на анализе и строгой логике. Благодаря ему человек получает истинное знание о своей природе, он начинает понимать, что он не продукт материи, должный сгнить в земле, а бессмертное духовное существо, для которого тело лишь временная одежда, которую он сбрасывает после смерти. Спиритизм, стало быть, дарует человеку бессмертие! Камилл Фламмарион говорит: «Мы бессмертны и неразрушимы, а потому будем жить вечно. Ни одна душа не может состариться и умереть. Миллионы веков ничто в сравнении с вечностью. По истечении их бесконечность времени будет по-прежнему оставаться перед нами, и в силу предвечных законов наша жизнь должна будет продолжаться бесконечно». Смерть не конец, не итог, а лишь трансформация, переход в иное состояние бытия, став на эту точку зрения, человек начинает проникать и в прошлое, и в грядущее, расстояния для него исчезают, масштабы мира бесконечно раздвигаются — и он из обитателя клочка земли становится Гражданином Вселенной. Но какова же цель не ограниченного временем и пространством существования человека? Цель эта вполне достойна. Она состоит в том, чтоб постоянно развиваться, вечно совершенствоваться, восходить все выше по ступеням духовной иерархии, приближаясь к Творцу. Вот в немногих словах суть того, что предлагает человеку спиритизм. За всем видимым стоит не пустота, но Бог, и все иллюзии — это испытание, которое мы сами на себя налагаем. Когда мы становимся взрослыми, мы просто отбрасываем свои иллюзии — и все встает на свои места. Не знать спиритизма — учения духов — значит всегда быть ребенком. В конце концов, когда человек последует совету Дельфийского оракула и действительно познает самого себя, то он, в частности, перестанет смотреть на себя как на тело, ибо поймет, что он — дух. Но постараемся и сегодня усвоить простую и ясную мысль, как выражена она у Прокла: «Человек есть душа, пользующаяся телом как орудием». Будем больше думать о вечном. Кто мог понять, уже давно все понял, прочие же ни на шаг от того не продвинутся. У нас нет времени дожидаться их. Теперь надобно смотреть вперед. Вперед и вверх! По материалам статьи философа, публициста Павла Гелевы Дата публикации: 7 февраля 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~CHe5r
|
Последние публикации
Выбор читателей
|