Старый Свет против Нового
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №23(539), 2019
Старый Свет против Нового
Эдуард Ажаров
журналист
Санкт-Петербург
6846
Старый Свет против Нового
Встреча Кортеса и Монтесумы. Неизвестный художник, вторая половина XVII века

Ровно 500 лет в центре большого города, перед двумя храмами в форме пирамид, приветствовали друг друга два человека, европеец и индеец. Это место видело гораздо более страшные и кровавые события, по сравнению с которыми в такой встрече не было ничего особенного. Однако именно этот момент стал началом конца и города, и государства, столицей которого он был, и великой цивилизации. 

Европейца, вошедшего в город для этой встречи, звали Эрнан Кортес, а вышедший к нему краснокожий был правителем ацтеков – уэй-тлатоани Монтесумой II. Вместе с Кортесом в город, который индейцы называли Тенотчитлан, а европейцы стали называть Мехико (по другому этнониму ацтеков – мешика), прибыли еще пятьсот с лишним человек. Принято считать, что они в конце концов победили ацтеков, потому что у них было огромное преимущество в оружии и умении воевать по сравнению с местными жителями, а также потому, что те считали его посланцем бога Кетцалькоатля. Но на самом деле и беззащитность ацтеков, и сила испанских завоевателей сильно преувеличены. 

Эта история вообще обросла огромным числом мифов, часть из которых придумали сами завоеватели и их сторонники, а часть возникла в последующие века и продолжает появляться в наши дни. К счастью, несмотря на давность этих событий, сохранилось и довольно много достоверной информации, по которой воссоздать реальную картину завоевания Мексики можно достаточно точно. 

Не дикари 

Несмотря на то, что историю пишут победители, современный человек будет сочувствовать,скорее коренным жителям Америки, чем захватившим их европейцам. Все без исключения индейцы представляются нам дикарями, живущими в вигвамах, из оружия знающими только лук и томагавк и бессильными перед вторгшейся в их жизнь европейской цивилизацией. Между тем до прихода на американские континенты европейцев на каждом из них существовали высокоразвитые цивилизации со своей культурой, древними традициями и обычаями. Жизнь этих народов была совсем не похожа на жизнь в Европе, но назвать их невежественными дикарями невозможно. Они не знали многих вещей, известных европейцам, но у них были свои изобретения, облегчающие жизнь, и свои произведения искусства, делающие ее интересной. 

Именно такой цивилизацией, достигшей высокой ступени развития, были ацтеки. Их государство, располагавшееся на территории современной Мексики, сложилось в XIV веке, после того, как туда пришли кочевые народы с севера. В 1325 году они основали там город Тенотчитлан, который затем стал столицей их государства и вокруг которого появились другие города и поселки. После чего ацтеки, оказавшиеся крайне воинственным народом, начали захватывать соседние земли и облагать их население данью. 

Так возникла Ацтекская империя, богатое и стремительно развивающееся государство. Завоевывая то или иное поселение, ацтеки не просто захватывали его богатства, но и перенимали их умения, учились делать то, что делали жившие там строители, ремесленники и люди искусства. В результате империя процветала. У ацтеков были удобные каменные дома, они умели делать разные предметы из камня, меди, а позже и бронзы, украшения из золота и многое другое, а со всеми завоеванными городами их столицу соединяли удобные и безопасные дороги, вдоль которых были устроены специальные места отдыха, где можно было перекусить. 

Казалось бы, в таком высокоразвитом государстве должны были жить счастливые и довольные жизнью люди. Но в действительности все было вовсе не так радужно. Судя по всему, народ ацтеков, сложившийся из нескольких разных индейских племен науа, был не только очень пассионарным, но и приверженным жестокости. И поэтому в их империи процветали всевозможные ужасы – от плохого обращения с рабами до массовых человеческих жертвоприношений. 

Жизнь страшнее триллера

Тема жестокости коренных жителей Америки до появления там европейцев обычно не то чтобы замалчивается, но не особо афишируется. Принято считать, что завоеватели из Европы убили гораздо больше людей, в то время как индейцы лишь изредка, по каким-нибудь особым случаям, приносили человеческие жертвы. Например, фильм Мэла Гибсона «Апокалипсис», касающийся, правда, таких жертв у майя, многими осуждается за «неполиткорректность». Но на самом деле многие индейские народы, включая и ацтеков, «увлекались» кровавыми жертвами настолько сильно, что самые «отмороженные» конкистадоры приходили в неописуемый ужас. 

Во время войн с соседями ацтеки захватывали пленных, и сначала они становились их рабами. Однако со временем потребность в рабах была насыщена – у ацтеков рабовладение не было сильно развито. Но зато они полагали, что мир погибнет, если богов не кормить человеческой кровью. И тогда начались «войны цветов» – ради захвата пленников, которых потом приносили в жертву на священных пирамидах теокалли.

Постепенно такие массовые жертвоприношения – во время них ацтеки могли убить несколько сотен человек – стали традицией. Теперь уже не жертвоприношения были следствием войн, а наоборот – для того, чтобы набрать нужное количество жертв, ацтеки нападали на другие государства, в том числе и на те, которые уже были ими завоеваны и платили им дань. А затем, взяв необходимое число пленников – обычно молодых и сильных мужчин, – ацтеки приводили их в свою столицу, чтобы задобрить богов и сохранить на небе луну и солнце, которые рухнут без человеческой крови на землю. 

Сам ритуал жертвоприношения тоже был крайне жестоким. Тела обреченных окрашивали синей краской, после чего их укладывали на каменный жертвенник, жрецы рассекали им живот и грудь обсидиановыми ножами и вырывали еще сокращающееся сердце. Подобное происходило во время почти каждого ацтекского праздника, которых было 18 в году. Кроме того, жертвоприношениями отмечалось окончание строительства храмов, и тогда количество убитых исчислялось даже не сотнями, а тысячами. В этих случаях в жертву часто приносили детей. 

Правда, ритуалы убийства изменялись в зависимости от праздника – человека могли расстрелять из луков, сорвать живьем кожу, утопить, замуровать заживо, некоторых мужчин привязывали к жертвеннику и заставляли сражаться с ацтекскими воинами до тех пор, пока жертва не будет убита. Практиковался и ритуальный каннибализм. 

За чужаков и против соседей 

Вот в такую высокоразвитую, но далеко не добрую и гуманную страну в начале XVI века пришли испанские конкистадоры во главе с Кортесом. Сами они тоже не были ангелами: многие отправились за океан, чтобы по максимуму ограбить местных жителей и вернуться домой, разбогатев, а некоторые и вовсе находились в Испании в розыске как опасные преступники. Но и этих людей лужи крови на алтарях и склады отполированных черепов, принадлежавших убитым жертвам, привели в полный шок. Кстати, некоторых их них ацтеки позже взяли в плен и тоже вырвали сердца на радость своим богам.

Еще один широко известный миф о конкистадорах гласит, что они насаждали свою веру насильно, и хотя такие случаи действительно имели место, так было не всегда. В том числе и во время походов Эрнана Кортеса. Конкистадоры, как и раньше крестоносцы, считали себя воинами Христа, несущими свет своей веры кровожадным язычникам. А увиденное в Америке только укрепило их в этой мысли. 

Сам Кортес был классическим средневековым авантюристом – он с детства мечтал о далеких путешествиях, завоеваниях и приключениях и, когда ему было около 20 лет, уговорил родителей отправить его в Америку, где он мог получить все это с избытком. Прибыв в город Санто-Доминго – сейчас это столица Доминиканской Республики на острова Гаити, – молодой человек некоторое время пытался жить мирной жизнью и выращивать сахарный тростник, но вскоре жажда приключений взяла свое, и он стал добиваться, чтобы его взяли в отряд, готовившийся завоевать территорию современной Мексики. 

Кортесу удалось даже больше – ему доверили командование целой армией. Впрочем, она не была такой огромной, как принято считать: в ней насчитывалось меньше 600 военных, причем огнестрельного оружия, которого сначала боялись индейцы, у них было очень мало. У большинства отсутствовали и стальные доспехи, и совсем мало оказалось лошадей, перевезти которых на кораблях было весьма проблематично. Так что превосходство испанцев над индейцами сильно преувеличено. Тем не менее, когда эта армия высадилась на мексиканском берегу, она сумела довольно быстро захватить несколько городов и установить там свои порядки, а затем добраться до ацтекской столицы. Причиной этого было то, что соседи ацтеков, из числа которых те постоянно угоняли пленников для жертвоприношений, увидели в европейцах союзников против своих кровожадных собратьев. 

В результате жители нескольких городов-государств, входивших в состав ацтекской империи, – Тласкала, Чолупу и других – сначала попытались сопротивляться испанцам, но потом предпочли заключить с ними мирные договоры, чтобы вместе с ними отправиться на завоевание своих давних врагов ацтеков. Что в конечном итоге и произошло. 

На богов не тянут 

Еще одна легенда гласит, что вождь ацтеков Монтесума II считал армию Кортеса богами или их посланцами и поэтому впустил их в свой город без сопротивления. Но и этот миф современные историки считают весьма сомнительным. Сверхъестественными существами индейцы считали Христофора Колумба и его спутников, но это были довольно примитивные островные племена таино, не знавшие ни одежды, ни технических приспособлений, ни сложного оружия. Ацтеки же были гораздо более развиты и уже не раз слышали о белых людях, в том числе и о том, что их тоже можно убить, так что вряд ли им могло прийти в голову, что перед ними представители каких-либо высших сил. 

Более вероятно, что Монтесума решил подружиться с испанцами после того, как Кортес, находясь в Тласкале, отправил ему богатые подарки, в числе которых был красивый позолоченный шлем. Уэй-тлатоани в ответ на это тоже прислал конкистадорам много золотых вещей, и все историки сходятся во мнении, что этого ему делать не стоило: испанцы, увидев золото, естественно, захотели захватить город, в котором его должно было найтись гораздо больше. Но логично предположить, что и Монтесума рассуждал таким же образом, – увидев золотой шлем и другие диковинные вещицы, он вполне мог подумать о том, чтобы отнять у белых людей эти вещи и принести их самих в жертву. 

Так что, скорее всего, в тот ноябрьский день 500 лет назад, когда Кортес и Монтесума шли друг другу навстречу по главной площади Тенотчитлана, оба мысленно строили схожие планы. Каждый из них надеялся завоевать другого и заполучить все его богатство. 

Однако осуществить эти планы мог лишь кто-то один из них. И возможно, при других обстоятельствах удача улыбнулась бы не приплывшему из-за океана испанцу, а вождю ацтеков. Если бы он и все его предшественники не нажили себе слишком много врагов среди родственных народов.


21 октября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847