Нобелевские лауреаты в мире духов
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №9(525), 2019
Нобелевские лауреаты в мире духов
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
8292
Нобелевские лауреаты в мире духов
Эвсапия поднимает в воздух стол

Эвсапия Палладино – забытое имя, погасшая звезда на туманном мистическом небосклоне. А ведь всего сто пятьдесят лет тому назад в конце XIX века вокруг этой странной женщины развернулась настоящая битва экстрасенсов и ученых. Сама она заявила, что общается с духами умерших, одним взглядом заставляет столы и стулья летать, материализует предметы и вызывает свечение, похожее на праздничный фейерверк. Музыкальные инструменты в присутствии Эвсапии сами собой исполняли победный марш в ее честь. Эвсапия соглашалась на любые проверки, контрольные вызовы духов и материализацию рук и ног в присутствии самых известных ученых. Достаточно сказать, что способности Палладино изучали Пьер и Мария Кюри, нобелевские лауреаты в области физики. К каким же выводам пришли ученые? 

Рождение экстрасенса

– Она не может лгать! Не может безграмотная итальянка обманывать нобелевских лауреатов и водить за нос светила мировой науки! – безапелляционно утверждали поклонники сверхспособностей Эвсапии Палладино.

– Это обман, простейшие фокусы, – так же безапелляционно заявляли ее противники.

Сегодня разобраться в разноголосице мнений еще труднее, и все же попробуем.

Эвсапия Паладино родилась 24 января 1854 года в захолустной итальянской деревушке. Эта строчка из биографии уже звучит как приговор. Ну каких высот могла достичь простая крестьянка? К тому же Эвсапии не повезло с первого дня жизни: ее мать скончалась при родах. Девочку воспитывал отец, промышлявший контрабандой. Конечно, «воспитывал» – это очень громко сказано: отец кормил, поил и по праздникам давал монетку на сладости. Эвсапия не научилась писать и читать, а считать ее научила сама жизнь, ведь надо было экономить каждую лиру. Когда девочке было двенадцать лет, отца убили в стычке с береговой охраной.

Осиротевшую испуганную девчонку подобрал фокусник из бродячего цирка. Он обучал Эвсапию фокусам и трюкам. Два года юная циркачка развлекала публику хождением по канату. Представления давались на улице, и однажды от порыва ветра канат сильно раскачался. Эвсапия не удержала равновесие и рухнула на землю, получив серьезную травму головы. Цирк уехал, оставив девочку на попечение монахинь в церковном приюте. Эвсапия выздоровела, но ее мучили судороги и мигрени, доводившие до потери сознания. 

Писатель Артур Конан Дойль, увлекавшийся спиритизмом, считал, что именно несчастный случай открыл удивительные способности: «У Эвсапии была сильно вдавленная теменная кость. Подобные физические недостатки часто порождают сильные медиумические способности. Создается впечатление, что слабость тела приводит к эффекту, который можно назвать «смещение души», когда душа приобретает способность к деятельности, менее зависящей от состояния тела». Возможно, что сверхспособности проявляются после удара головой о твердый предмет, но все-таки этого было мало для безграмотной девочки, никогда не слышавшей о духах и летающих столах. 

Монашки подыскали семью, которая согласилась взять девочку-инвалида для ухода за детьми. Однако прекрасной няни из Эвсапии не получилось. От детского шума и гвалта у нее заболевала голова, и она пугала малышей стонами и плачем. Для Эвсапии остался только один путь – подстричься в монахини, чего ей совершенно не хотелось. Вот тут у нее неожиданно проснулись необычные способности. В хозяйском доме Эвсапия впервые увидела, как люди собираются за столом, ждут каких-то невидимых гостей и радуются, как дети, услышав любой стук. Она приняла участие в спиритическом сеансе, и «через десять минут стол вдруг начал взлетать в воздух, стулья принялись танцевать, занавеси стали надуваться ветром, а стаканы и бутылки задвигались». Хозяева были в восторге, о пострижении в монахини было забыто.

Эвсапия начала присматривать себе жениха. Ее избранником стал неаполитанец Рафаэль Дельгацио. Молодой человек был фокусником и театральным реквизитором. Это очень важное обстоятельство, из которого следует, что синьора Эвсапия могла с помощью мужа познакомиться с новыми фокусами и секретами сценических эффектов. Средства на жизнь супруги зарабатывали в маленькой лавчонке, где Эвсапия в ожидании покупателей жонглировала помидорами. За небольшую плату она гадала на картах и предсказывала светлое будущее доверчивым домохозяйкам. Так прошло почти десять лет. Наконец, в дело вмешались духи. 

Мафия и дух пирата Моргана

Однажды в лавку вбежала богато одетая синьора и с порога закричала:

– Эвсапия! Мне нужна Эвсапия! Где она?

Синьора посмотрела на Эвсапию, стоявшую за прилавком, как на святыню. Немного отдышавшись, дама рассказала, что она и ее супруг дипломат Джованни Дамиани страстно увлекаются спиритизмом. На одном из сеансов материализовался дух пирата Генри Моргана, умершего сто лет тому назад. Хотя знаменитый морской разбойник был англичанином, но его дух на чистейшем итальянском языке приказал супругам Дамиани срочно разыскать в Неаполе Эвсапию Палладино. Мертвый пират назвал улицу, номер дома и подробно объяснил, как найти ее мелочную лавку.

– Эвсапия – моя духовная дочь. Она будет величайшим медиумом всех времен и народов, – завершил свое выступление дух пирата.

Наши постоянные читатели знакомы с историей медиума Флоренс Кук, к которой являлся призрак Кэти, дочери пирата Генри Моргана. Как видите, сам Генри Морган тоже не стал прохлаждаться в могиле. Дух пирата привел к Эвсапии богатых покровителей, а затем стал ее постоянным советчиком. Такой вариант развития событий не вызывает никакого удивления у любителей мистики: духам виднее, к кому и когда являться. 

Существует более приземленное объяснение взлета продавщицы к вершинам мировой славы. Итальянская мафия провернула аферу, старую, как мир. Мафиози использовали Эвсапию, чтобы дать богатым ротозеям то, что они хотели. Супруги Дамиани получили медиума для своих спиритических сеансов, которые посещали сливки неаполитанской аристократии. В присутствии Эвсапии столы бодро застучали ножками, стулья радостно подпрыгивали. Услуги медиума хорошо оплачивались. Кроме того, действовали проверенные «магические» способы отъема денег. Дух пирата Моргана иногда требовал у публики пожертвовать ему драгоценности и тому подобные вещи, остро необходимые покойнику.

Итальянская мафия бессмертна, как загробные духи, но в 1888 году над хорошо налаженным спиритическим бизнесом нависла угроза. Профессор Киайа из Неаполитанского университета пожелал присутствовать на спиритических сеансах. Он стал первым ученым, изучавшим паранормальные способности Эвсапии. Профессор прибыл на сеанс в сопровождении ассистентов, которые в буквальном смысле схватили Эвсапию за руки, чтобы она не могла фокусничать. «Экспериментаторы не только привязывали ее к стулу, но и крепко удерживали ее руками, – писал профессор Киайа. – Невзирая на подобные предосторожности, она способна притягивать к себе предметы, поднимать в воздух и удерживать их там, словно это гроб Магомета, а затем опускать на землю повелительным движением, как если бы они подчинялись ее воле. Она вызывает ритмичные стуки и хлопки в столах, стенах, потолке и полу. По просьбам зрителей она способна выпускать из своего тела нечто, напоминающее электрические разряды, «обволакивающие» ее и зрителей. Сколько у нее рук и ног? Мы не знаем. Пока зрители, не веря глазам своим, держали ее за руки и ноги, мы видели, как появлялись дополнительные конечности, непонятно откуда». Профессор был потрясен увиденным. Ему хотелось, чтобы весь мир узнал о необыкновенных способностях простой итальянской женщины. Однако профессор Киайа не был знаменит и известен, и он обратился к ученому мирового масштаба с просьбой принять участие в изучении феномена Эвсапии. Этим светилом науки был Чезаре Ломброзо.

Череп и уши не могут лгать

Имя врача-психиатра Чезаре Ломброзо наводило ужас на преступников. Ломброзо был родоначальников антропологического направления в криминологии. Он утверждал, что люди не становятся преступниками в силу обстоятельств, преступниками рождаются. Прирожденных убийц, грабителей, насильников можно определить по форме черепа, строению ушной раковины и другим особенностям тела.

Если вы думаете, что в страхе перед разоблачением Эвсапия собрала пожитки и убежала из Неаполя, то ошибаетесь. В 1881 году она провела несколько сеансов в присутствии Ломброзо. Профессор писал, что своими глазами видел, как «огромный шкаф, стоявший от него на расстоянии двух метров, вдруг начал медленно двигаться навстречу. Казалось, большой увалень медленно приступает к атаке, словно кто-то толкает его сзади». 

Во время одного из сеансов материализовался дух покойной матери профессора Ломброзо. Он ощутил материнское прикосновение, а затем услышал любимый голос. Профессор был немного удивлен, что дух матери говорил на неаполитанском наречии, ведь при жизни матушка разговаривала на венето, венецианском диалекте итальянского языка. Однако Ломброзо посчитал, что «у духов могут быть дефекты произношения». 

Более всего Ломброзо интересовала возможность предсказания будущего. По части предвидений Эвсапия оказалась не на высоте. Ломброзо зафиксировал: «У Эвсапии Палладино был случай, который с большой натяжкой можно назвать предвидением. У Эвсапии украли ее многочисленные драгоценности. Она утверждала, что о краже ее предупредили два повторившихся подряд в одну ночь сновидения, которые произошли за день до кражи. Однако произошло все иначе, чем привиделось во сне. Чтобы поймать злоумышленника, Эвсапии пришлось обратиться к одной из своих соперниц, ясновидящей госпоже Дичь-Пиано, которая указал на привратницу как на виновницу кражи. Это указание оказалось верным, к такому же мнению пришла вскоре полиция». 

Ломброзо как врач-психиатр исследовал особенности характера Эвсапии. Он отметил, что форма черепа и уши не указывали на склонность Эвсапии к обману, но он несколько раз видел, как она высвобождает руки и ноги, чтобы заставить стол «летать». Однажды Эвсапию видели в саду, где она собирала цветочки, а вечером эти растения появились в руках медиума, якобы материализовавшись из воздуха. Истеричность Эвсапии временами граничила с безумием. Она страдала резкими перепадами настроения и несколькими фобиями, к примеру панически боялась запачкать руки. Медиум приходила в ярость, если ее начинали критиковать, и несколько раз набрасывалась на скептиков с кулаками. 

Мелкие ошибки и просчеты Эвсапии не помешали Чезаре Ломброзо обратиться к мировой общественности с заявлением: «Со смятением и стыдом вспоминаю, что я столь упорно отрицал возможность существования явлений, называемых спиритическими». Британские ученые были удивлены заявлением уважаемого профессора и настаивали, что феномены Эвсапии всего лишь трюки. Дочь профессора Ломброзо Джина Ферреро, как бы оправдывая отца, писала, что он «страдал атеросклерозом и его психическое и физическое здоровье было разрушено».

Эктоплазма и яичный желток

В это время во Франции профессор Шарль Рише, в последствии ставший лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине, экспериментировал с веществом, из которого материализуются духи. Профессор Рише назвал его эктоплазмой. По мнению ученого, эктоплазма – вязкая субстанция, которая выделяется из отверстий в организме медиумов, находящихся в состоянии транса. У медиумов-женщин эктоплазма может исходить из влагалища, но чаще всего появляется на одежде в виде масляных пятен или капель. Обследовав Эвсапию Палладино в 1891 году, профессор Рише обнаружил, что она испускает эктоплазму из груди в виде светящегося парообразного вещества. Из потока загадочного вещества материализовался дух пирата Генри Морган. Мертвец давал знать о своем присутствии характерными стуками. Ученые, уверовавшие в спиритизм, сделали однозначное заключение: «То, что мы увидели, убило материализм. Для этих явлений нет в нашем мире подходящего пространства».

Однако скептики тоже не дремали, выявляя случаи мистификаций. Когда методы контроля за действиями медиумов усиливали, выяснялось, что «эктоплазма» обычно состоит из марли и яичного желтка. Загадочную «эктоплазму» медиумы заглатывали перед началом спиритического сеанса.  

Эвсапию не раз ловили на обманах, но тут же находились защитники, которые говорили:

– Просто что-то пошло не так, в следующий раз эктоплазма польется рекой.

В интервью американкой газете Эвсапия с крестьянской простотой заявила, что если она и прибегает к фокусам, то виновата в этом сама публика: «Мне много раз говорили, что я жульничаю. Так оно и бывает. Среди тех, кто собирается вокруг стола, всегда найдутся люди, которые только и ждут подвоха, – они просто хотят этого. Вот я впадаю в транс. Ничего не происходит. Зрители начинают терять терпение. Они жаждут чудес во что бы то ни стало. Их рассудок настроен на это заранее, и я чисто бессознательно подчиняюсь им. Именно такие люди своей волей принуждают меня к обману. Вот и все».

Научная полемика и скандальные разоблачения лишь сделали Эвсапию знаменитой. Гонорары за участие в научных экспериментах достигли баснословных сумм. Это был триумф Эвсапии, и она решила отправиться в мировое турне.

Полеты во сне или наяву 

«Какие примитивные пружины приводят в движение мир: немного угля – и оживает корабль, немного чувства – и оживает человек». Эти слова принадлежат известному польскому писателю Болеславу Прусу. Чтобы творческий человек «ожил», начал творить, необходимо вдохновение. Муза может явиться в виде эфирного создания с белоснежными крыльями, но к Болеславу Прусу вдохновение пришло в образе некрасивой женщины со странным именем Эвсапия. 

В 1894 году после успешных гастролей в Санкт-Петербурге по пути в Вену Эвсапия остановилась на несколько дней в Варшаве. Болеслав Прус был писателем-реалистом, но верил в возможность познания тайны жизни после смерти. Конечно, он пошел на сеанс с участием Эвсапии, и медиум встретила писателя как старого знакомого. Она бросилась ему на шею с криками радости и чуть не задушила в объятиях. Прус и Эвсапия принялись болтать, хотя писатель ни слова не знал по-итальянски, но они каким-то чудесным образом понимали друг друга. 

Во время сеанса Эвсапия продемонстрировала фигуры высшего пилотажа. Прус писал: «Эвсапию держали за руки, но она взмыла в воздух и села на стул, стоявший на столе. Затем она пролетела по комнате и села на кресло, потом снова поднялась в воздух уже вместе с креслом, которое спустилось на стол с такой силой, что столешница треснула пополам. Все движения вещей, все звуки, игра музыкальных инструментов, вспыхивающие огоньки – все это были реальные факты. Мы, свидетели чуда, не были жертвами сумасшествия или обмана».

Эвсапия стала той «примитивной пружиной», которая привела в действие воображение писатели. Фантазия унесла Пруса к истокам спиритизма, в царство пирамид и жрецов. Вскоре после знакомства с Эвсапией он начал писать исторический роман «Фараон». А его Муза, безграмотная итальянка, летавшая со стульями и креслами, отправилась покорять Великобританию. 

Британский крах и парижский успех

Эвсапия представила британским ученым целый список условий, при которых она проводит сеансы. Комната должна быть завешена черной занавеской. Яркое освещение запрещено. Медиум работает только в полумраке. Никто из присутствующих не имеет права дотрагиваться до материализованных и летающих предметов. Эвсапию могут контролировать два наблюдателя: один держит за правую руку, другой – за левую. Если хоть одно условие будет нарушено, то Эвсапия за себя не отвечает, а в ярости она страшна. Сеансы проходили в Кембриджском университете. Наверное, недоверчивость британцев помешала Эвсапии. Ничего сверхъестественного не происходило. Один из ученых отметил, что его ущипнули за ляжку, дважды хлопнули по спине, несколько мелких предметов вылетело со стороны медиума – и все! 

При внимательном рассмотрении оказалось, что за черной занавеской находились два человека, одетые в черное, с черными удочками в руках. Они, как рыболовы, забрасывали предметы в публику. Мелкие вещи Эвсапия двигала с помощью длинных прядей волос. Медиум, одетая в черную длинную юбку, очень ловко освобождала ногу и помогала столам стучать. Впадая в транс, Эвсапия извивалась и корчилась. Это отвлекало наблюдателей и помогало медиуму освободить руки, и в итоге получалось, что наблюдатели держат за руки друг друга. 

Британский провал никак не повлиял на известность и востребованность Эвсапии. Вместе с большой группой европейских ученых исследованием феномена Эвсапии занимались Мария и Пьер Кюри. Ученые надеялись отыскать в спиритизме источник неведомой энергии, которая раскроет тайну радиоактивности. Кюри приходил на сеансы не как сторонний наблюдатель, и его целью было не общение с духами. Он рассматривал спиритические сеансы как научные опыты и старался фиксировать данные, составлял подробные отчеты о каждом наблюдении. Вот запись Пьера Кюри от 14 апреля 1906 года: «Мы с Марией работаем над точной дозировкой радия с помощью его собственного излучения. Мы посетили еще несколько «сеансов» с Эвсапией Палладино. Явления, которые мы наблюдали, не казались нам какими-то фокусами. Обман возможен лишь в том случае, если медиум обладала незаурядными магическими способностями. В итоге я более не сомневаюсь в реальности этих явлений. С этим невозможно спорить после ряда сеансов, которые проходили при тщательном наблюдении и контроле. По моему мнению, существует совершенно новая область фактов и физических состояний пространства, о которых мы ничего не знаем».

Пьер Кюри погиб 19 апреля 1906 года в результате несчастного случая. Мария Кюри вспоминала, что 18 апреля они беседовали с мужем об Эвсапии и он настаивал на реальности увиденных явлений. «Это был последний раз, когда я слышала, как Пьер излагал свои мысли», – говорила Мария. Потрясенная трагической гибелью мужа, Мария Кюри пришла на сеанс Эвсапии в той одежде, в которой была в день его гибели. Марии казалось, что это поможет Эвсапии вызвать дух Пьера. Однако несчастную женщину ждало разочарование. Мария Кюри перестала интересоваться спиритизмом.

Последняя гастроль Эвсапии состоялась в Америке в 1910 году. Там публика была еще более бесцеремонной, чем в Англии. На сеанс пришли два детектива. Во время сеанса они включили мощную лампу, которая высветила все закулисные секреты.

Эвсапия Палладино умерла в 1918 году в одиночестве и бедности.

Сегодня никто из экстрасенсов не пытается материализовывать духов и летать на стульях, слишком далеко ушла наука от наивности и доверчивости первооткрывателей. Но где же вы, ученые мужи, которые вступят в битву с экстрасенсами, попытаются подтвердить или опровергнуть их возможности? «Молчит наука», и в этой кромешной тишине беснуются так называемые маги, колдуны и потомственные ведьмы...


15 апреля 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847