На земле, на воде и воздухе
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №5(443), 2016
На земле, на воде и воздухе
Сергей Кривенков
журналист
Санкт-Петербург
6144
На земле, на воде и воздухе
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

Известно, что ряд перспективных направлений в отечественной науке и технике в свое время буквально зарубила бюрократия либо их развитие было сильно заторможено. В подтверждение этого почему-то часто приводят одни и те же примеры, хотя их множество. Что касается причин, то кромe идеологической косности и опасений «как бы чего не вышло» есть еще два фактора, которыми нередко оперировали блокировщики новых видов техники, — «этого нет или почти нет на Западе» и «нам это не по профилю». Вот только три примера.

Экранопланам дружественны и вода, и земля, и воздух. Широкое внедрение этих аппаратов в жизнь могло бы давно изменить облик нашей цивилизации. Есть и развилки в истории — не только политической, но и технической, — которые, будучи пройденными, оставляют у потомков чувство сожаления. Не стоит думать, что мы живем в лучшем из возможных миров, и посмеиваться над мечтателями (как, к примеру, Циолковский).

Наверное, экранопланы не получили широкого распространения именно из-за своей «альтернативности», «стыковости». Члены экипажа советского экраноплана «Лунь» назывались водителями, а не пилотами, были морскими офицерами, но при этом носили танковые шлемофоны. Головная боль для бюрократов, а что уж говорить о производстве: лет 35–40 назад руководство судостроения вообще не пожелало всерьез развивать это направление.

Занимались экранопланами в нашей стране великие, без всякого преувеличения, конструкторы Ростислав Алексеев в нынешнем Нижнем Новгороде и Роберто Орос ди Бартини в Москве и Таганроге. Каждый их них заслуживает отдельного рассказа. Но начнем с истории.

Идея полета над морем, снегом, ровной землей на небольшой высоте за счет «эффекта аэродинамического экрана» от крыльев — давняя. Эти аппараты с житейской точки зрения нечто среднее между кораблем и самолетом. Эффект экрана обнаружен в 1920-е годы, но уже в 1932 году финский конструктор Тойво Каарио создал буксируемые сани-экраноплан. В нашей стране проект экраноплана предложил изобретатель Гроховский. В Германии конструктор Липпиш в 1950-е годы строил небольшие экранопланы с треугольным крылом обратной стреловидности.

Даже у больших экранопланов высота полета порядка нескольких метров (если больше, то аппараты называют экранолетами). В общем, эти машины «парят» над поверхностью. Им не нужны аэродромы, в случае небольших аварий они значительно безопаснее самолетов и вертолетов. А в сравнении с судами имеют большую скорость при не меньшей грузоподъемности.

Настоящим энтузиастом экранопланов был Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980). Его конструкции у нас знают практически все — знаменитые «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы» на подводных крыльях. И человеком он был крылатым. Летчик-герой Девятаев, сумевший бежать в 1945 году из плена на захваченном самолете и рассказавший нашим ракетчикам много интересного про немецкий полигон на острове Узедом, был по рекомендации Сергея Павловича Королева принят в КБ Алексеева на «Красном Сормове» испытателем судов на подводных крыльях.

В 1966 году на воду был спущен крупнейший экраноплан, прозванный на западе «Каспийским монстром» (его испытывали на Каспии). Кстати, одним из первых пилотировал аппарат сам Ростислав Алексеев. В 1979 году в состав ВМФ был принят десантный экранолет «Орленок». Однако в начале 1980-го при испытаниях пассажирского экранолета из-за неудачного спуска аппарата на воду Ростислав Евгеньевич получил травмы, от которых, несмотря на операции, скончался менее чем через месяц.

Бюрократические круги использовали ситуацию. Дело в том, что уже с 1976 года обострился конфликт между конструктором и министерством, которому он подчинялся. Неудачи на испытаниях были и раньше (в аварии попали оба экземпляра «Каспийских монстров»), в конечном счете работы были заморожены. Типичный для подобных ситуаций парадоксальный аргумент бюрократов — на Западе нет ничего подобного. Извращенная логика. Другой типичный аргумент — непрофильная это продукция.

Теперь разве что Нижегородский политехнический институт назван именем Алексеева.

Удивительным человеком был Роберто Орос Лодовико ди Бартини, или Роберт Людвигович Бартини (1897–1974) — так его стали звать в нашей стране после переезда в СССР из Италии в 1922 году. Он предложил строить тяжелые ударные экранопланы. Следует отметить одну важную вещь: экраноплан вовсе не гидросамолет — это летающий корабль, а не плавающий самолет. Ростислав Алексеев сразу признал перспективность этой идеи. Но после смерти Бартини и эти проекты были заморожены, хотя опытный образец был успешно испытан в 1976 году на Азовском море.

В КБ Алексеева его ученики все же воплотили в жизнь эту идею — в 1987 году был спущен на воду ударный экраноплан «Лунь»: корпус из алюминиево-магниевого сплава, 8 двигателей, 6 противокорабельных ракет, длина почти 74 метра, размах крыльев 44 метра, высота полета от 1 до 5 метров. Экипаж — 10 человек, можно размещать сотни десантников. С 1990 года «Лунь» передали в опытную эксплуатацию в Каспийскую флотилию. Так он и застрял на ее базе в Каспийске на много лет, а в 2011-м его вообще решили «сдать в утиль». Аналогов в мире нет до сих пор. Сохранились три «Орленка», полет одного из них в 1990-е годы за 200 тысяч долларов официально снимали в Каспийске специалисты из США.

Разрабатывают транспортные экранопланы в Шанхае. А вот что касается боевых машин, то сегодня они состоят на вооружении только в Иране. Некоторые дотошные специалисты отмечают, что прототипом аппарата «Бавар» является почти что любительская советская конструкция ЭСКА-1, чертежи которой были опубликованы в журнале «Моделист-конструктор» в 1983 году. Однако персы заменили обращенные к носу аппарата тянущие винты на обращенные в сторону кормы толкающие, что оказалось более удачным решением. Еще более дотошные люди ссылаются на публикацию «Летящие над волнами» в газете «Правда» аж за 1974 год про тот же малый экраноплан ЭСКА-1, созданный инженерами Общества спасения на водах, внешне очень похожий на «Бавар». Конечно, корпус «Бавара» сделан из новейших композитных материалов, да и электроникой он оснащен современной.

Иранцы вообще отличаются оригинальностью во внедрении технических решений. Они как бы и не хотят знать о «неперспективности» (с западной точки зрения) каких-то вариантов, а знай себе делают свое дело. В 2010 году в Персидском и Оманском заливах появились эскадрильи новых разведывательных машин под названием «Бавар-2» («Уверенность-2»). Их легкий корпус из композитов мало заметен для радаров, скорость и маневренность достаточно высоки. Оснащены машины приборами ночного видения и современными средствами связи. Легко представить себе, как «Бавар-2» дает точные целеуказания для тактических ракет, размещенных на катерах или береговых батареях, после чего быстро наносится удар по авианосцам. Так что это вовсе не игрушки.

В 1966 году американский стратегический бомбардировщик B-52 потерял над Испанией четыре водородные бомбы. Конечно, они не разорвались, но опасность представляли собой изрядную. Три были вскоре найдены на суше, но одна упала в море близ рыбацкого поселка Паломарес. Для поисков была использована новинка — управляемый подводный аппарат «Элвин». Бомба была найдена, после чего интерес к небольшим, управляемым человеком глубоководным аппаратам в ведущих морских державах вырос. В сущности, одним из назначений подобной техники и были поисково-спасательные операции.

Несколько лет спустя возникла уникальная ситуация, когда благодаря наличию двух однотипных аппаратов «Пайсис» удалось спасти экипаж одного из них. В 1973 году близ Ирландии аппарат запутался в подводном кабеле. Однако его удалось вызволить до того, как запасы воздуха полностью закончились. Напомню: в этом классе аппаратов не используется так называемый режим насыщения и внутреннее давление близко к атмосферному. Удобно, но требует практически полной безаварийности. Зато высока маневренность. Это не подводный аппарат только для рекордных погружений (как батискаф), а некий аналог вертолета. При протяженности морских границ и активности флота по всему миру СССР требовалась хотя бы малая серия глубоководных аппаратов.

Но тут даже наличие их на Западе не помогло преодолеть мнение судостроительного ведомства — «это нам не по профилю». Заинтересовались более всех океанологи из АН СССР. Они в 1980-е годы сами участвовали в разработке проекта очень хороших по тем временам аппаратов «Мир» с рабочей глубиной до шести километров. Только строить «Мир-1» и «Мир-2» пришлось в Финляндии, где судостроение неплохо развито и заказ от соседей пригодился, оказавшись вполне «профильным».

Во второй половине 1980-х «Миры» вступили в строй. Их носителем был корабль «Академик Мстислав Келдыш», базировавшийся в Калининграде. Конечно, «Миры» пригодились и флоту. В трудные 1990-е годы поддерживать аппараты в рабочем состоянии помог заказ от американского кинорежиссера Кэмерона — с «Миров» снимали затонувший на большой глубине «Титаник».

Интересующихся отошлю к куда более познавательному документальному фильму «Бездна» про жизнь в районе подводных вулканов Срединно-Атлантического хребта, который был бы невозможен без аппаратов «Мир». Однако корабль «Мстислав Келдыш» состарился, и пришлось «Мирам» перебазироваться на Байкал. На дно озера однажды с гидронавтами погрузился президент Путин. Все же новых аппаратов такого класса и нового судна-носителя пока нет. Появились, правда, глубоководные аппараты такого класса у ВМФ.

В США интерес к этой теме не так уж велик. Кэмерон, разбогатевший на новаторском фильме «Аватар», построил на свои деньги в Австралии одноместный батискаф и покорил (хоть и далеко не первый) Марианскую впадину. Но это, напомню, совсем другой вид подводной техники.

Пятой страной мира (после США, Франции, России и Японии), освоившей технологии производства малых пилотируемых глубоководных аппаратов, стал в 2011 году Китай.

«Цзяолун» из всех действовавших на тот момент изделий такого класса имел самую большую рабочую глубину погружения — 7 километров. Она была достигнута в 2012 году экипажем из трех океанологов. Как видим, для КНР пример советских, а затем российских «Миров» оказался вдохновляющим, а для 702-го института Китайской корпорации судостроительной промышленности проектирование и постройка «Цзяолуня» стала не не «профильным заказом», а частью госпрограммы развития семейства глубоководных аппаратов. Вот этого у нас в свое время не произошло. Между тем очевидно, что будущее именно за маневренными и при этом не очень большими аппаратами, которым будет доступно все материковое ложе (основная часть океанского дна, за исключением глубоководных впадин).

…В свое время одним из инициаторов создания домов под водой был всем известный французский ученый и путешественник Жак-Ив Кусто. И в нашей стране энтузиасты сумели в конце 1960-х изготовить и испытать несколько подобных сооружений. Например, такой дом под названием «Садко» стоял на глубине 10 метров в Сухумской бухте. Затем его сменил усовершенствованный «Садко-2». В Крыму был создан подводный дом под названием «Ихтиандр». Автору этих заметок в 1980-е годы довелось поговорить на побережье Азовского моря с главным инженером одной из шахт Донбасса. Оказалось, что во второй половине 1960-х молодые тогда инженеры ездили в Крым в отпуск и проводили работы с использованием шахтных насосов, которые привозили с собой. Естественно, долго такая самодеятельность продолжаться не могла.

А вот в Сухуми в постановке подводных домов участвовали гидроакустики. Ведь подобные сооружения могли быть использованы не только для океанологических исследований, но и как станции слежения. Мне в 1985 году довелось побеседовать с одним из активных участников проекта «Садко», кандидатом технических наук Иваном Ивановичем Сизовым. Он не раскрывал подробностей, но подарил уникальную фотографию подводного дома «Садко-2». Думаю, специалистам, знающим технику того времени, будет достаточно посмотреть на антенну.

Через несколько лет все проекты подводных домов на долгое время «ушли в тень». Во многом, кстати говоря, потому, что в 1970 году был подписан хороший, в принципе, договор о запрещении размещения оружия массового поражения на дне морей и океанов. А одних только «мирных стимулов», как водится, не хватило для финансирования. По крайней мере, в нашей стране.

7 мая 2009 года Министерство обороны Республики Шри-Ланка на своем официальном сайте опубликовало любопытную информацию. В ходе завершающейся военной фазы продолжавшегося четверть века конфликта с сепаратистской террористической организацией «тигров», возглавлявшейся неким Велупиллаи Прабхакараном, правительственные войска обнаружили весьма странный объект. Причем немаленький.

С 1983 года на этом острове в Индийском океане не было мира. Однако территория, контролируемая провозгласившим себя чуть ли не воплощением одновременно и солнца, и бога войны Прабхакараном, неуклонно сокращалась подобно шагреневой коже под ударами неплохо подготовленной и вооруженной ланкийской армии. В 2009 году была проведена операция по вытеснению боевиков из последнего контролировавшегося ими района на севере острова. Правительственный флот блокировал побережье, а район, где находился подземный бункер лидера террористов, в апреле 2009 года был после ожесточенного сражения захвачен. Более четырех сотен боевиков были убиты, в их числе, между прочим, и дама, зомбировавшая девочек школьного возраста, которых готовили в смертницы. Немногим удалось уйти. Среди них сам Прабхакаран и соперничавшие между собой его «начальники» разведки и морских сил.

Прикрывшись тысячами крестьян-беженцев как живым щитом, остатки сил боевиков отступили в район между двумя рыбацкими поселками. В ходе операции по штурму этого последнего оплота террористов ланкийские Т-72 прошли прямо по полосе прибоя, отрезав «тигров» от моря. Убегавших на санитарной машине главарей перехватили и уничтожили. Даже наличие нескольких двойников не спасло лидера «тигров». И тут части ланкийской армии наткнулись на странное сооружение.

Лежащие на специальных рельсовых направляющих три многометровые стальные цилиндрические секции 25-футового диаметра (больше, кстати, чем сечение туннелей в отечественном метро) с ребрами жесткости напоминают популярные лет 30–40 назад проекты подводных домов.

Видимо, в воспаленном воображении лидера «тигров» вырисовывался вполне реальный подводный бункер в дополнение к подземному. Иначе зачем было приказывать рыть обнаруженный ланкийскими войсками канал, ведущий в море? Длина облицованного металлическими щитами канала достигает 100 метров, глубина — 10 метров.

Удивленное обнаруженным странным объектом ланкийское командование прислало в этот район специальную инспекцию. Ее возглавил командующий правительственными силами специального назначения. Как написано в официальном сообщении, у ланкийских военных «брови поползли вверх» (от удивления).

Конечно, весьма жестокого лидера «тигров» трудно заподозрить в интересе к мирным исследованиям Мирового океана. А возможность надолго укрыться в подводном доме в условиях, когда неподалеку стреляют из современных артиллерийских систем, столь сомнительна, что вся эта история наводит на мысли о неполной адекватности Прабхакарана. Стремление до последнего избежать ответственности вполне вероятно. Вспомним хотя бы о страхах Гитлера (доподлинно известных из записей его бесед с Борманом весной 1945 года): мол, его могут выставить в Московском зоопарке. Отсюда — проекты побега на подводной лодке, хотя и отклоненные, но обсуждавшиеся. Времена окончания Второй мировой войны приходят на ум не случайно, террорист тоже не расставался с ампулами с цианистым калием.

Лидеры с диктаторским характером вообще почему-то склонны к экзотическим техническим проектам, то ли дающим возможность всех победить (например, гигантская пушка), то ли позволяющим от всех спрятаться (супербункеры) то ли всеми управлять (многочисленные проекты целенаправленного массового зомбирования), то ли, наконец, вообще заменить обычных подданных на менее рассуждающих. В последнем случае «подходят» боевые роботы, киборги, да хоть разумные обезьяны. Только бы не обычные люди, отличающиеся, как известно, умением думать. И не склонные считать «харизматического» лидера воплощением бога войны…

А что касается подводных домов, то, надо полагать, их время просто еще не настало. И конечно, представленные на сделанных ланкийскими спецназовцами фотографиях сооружения являются только «каркасом». Видимо, времени на дооснащение у «тигров» уже не оставалось.

Вот так «модное» когда-то направление в наши дни встречается лишь в совершенно экзотических ситуациях. Из этого, впрочем, вовсе не следует, что оно не возродится в будущем. Появились новые проекты и для больших глубин, пока что весьма дорогие.


15 февраля 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847