НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №1(413), 2015
Есть «Контакт»!
Александр Железняков
журналист
Санкт-Петербург
3966
Мы уже писали об американской противоспутниковой системе воздушного базирования F-15 / ASAT. Об этом комплексе и в зарубежной литературе, и в отечественной было написано немало. Да и в будущем историки науки и техники вспомнят о нем не раз. А вот о советском аналоге системы ASAT – комплексе МиГ-31Д / «Контакт» – писали и пишут гораздо реже. И не удивительно! Сначала этому мешал режим секретности, окружавший работы над системой в 1980-е годы. Потом – незавершенность проекта, когда не хотелось вспоминать о «разбитых надеждах». Сегодня – реанимация системы и новый ореол закрытости, который стал окружать все наши работы в оборонной сфере. И все-таки я хочу рассказать о комплексе «Контакт»: об истории его создания, об испытаниях, которые велись вплоть до закрытия программы, и о… перспективах, появившихся после возрождения интереса к противоспутниковым системам. Естественно, расскажу только о том, о чем можно сказать. Итак… НАШ ОТВЕТ США Разработка противоспутникового комплекса воздушного базирования была инициирована решением Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР, принятым 6 января 1983 года. Если взглянуть на даты начала работ в нашей стране и в США, то советский комплекс действительно является «симметричным» ответом на американские разработки – за океаном работы в данном направлении были официально начаты несколькими месяцами раньше. Но это если смотреть лишь на документы, имеющие соответствующие номера, даты, грифы секретности. Фактически проработка вопроса о размещении на борту самолета противоспутниковых ракет началась и в США, и в СССР еще во второй половине 1970-х. Именно тогда КБ «Вымпел» получило задание создать, пока что на бумаге, ракету, способную стартовать с борта истребителя МиГ-31 и поражать цели в космосе. Тогда же авиастроители получили задание проработать возможность использования серийной машины для размещения на ней противоспутниковой ракеты. Надо отметить, что заявленные тогда работы были выполнены «качественно и в срок». Но необходимости воплощать идею в металл тогда не возникло. Она появилась спустя несколько лет. Кстати, о необходимости. По большому счету в начале 1980-х Советский Союз мог бы и не заниматься разработкой противоспутникового комплекса воздушного базирования. К тому времени наши военные уже имели в своем арсенале спутники-истребители и достаточно эффективную систему противоракетной обороны. Чего не было на тот момент у американцев. Поэтому для США разработка комплекса ASAT была актуальна и необходима, а вот для СССР такая работа была явно избыточной. Особенно в контексте программы «звездных войн». И соответственно, тех затрат, которые пришлось бы сделать, чтобы не остаться беззащитными перед лицом вероятного противника. Впрочем, логика военных всегда отличалась прямолинейностью – если какая-то система вооружения есть у потенциального противника, то и у нас она должна обязательно быть. А вдруг пригодится? А коли не потребуется – ничего страшного. Некое рациональное зерно в подобных рассуждениях есть. Но только в том случае, если такие работы ведутся не в ущерб экономике страны в целом.Тридцать лет назад мы об этом забыли и получили то, что получили. «КРОНА» И «КОНТАКТ» Для тех, кто не в курсе, к низкоорбитальным относятся космические аппараты, высота орбиты которых составляет до 500–600 километров. Вот с ними система и должна была вступить «в тесный контакт». В состав противоспутниковой системы входили: – радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» (место дислокации – объект № 2574 на площадке № 74 полигона Сары-Шаган, разработчик – ЦКБ «Алмаз»); – система передачи команд 46И6; – противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» в составе: а) самолет-носитель МиГ-31Д (разработчик – ОКБ МиГ); б) ракета 79М6 «Контакт» с кинетическим перехватчиком спутника (разработчик – МКБ «Факел»). Разработка комплекса «Крона» началась в 1974 году. Предназначался он для распознавания космических объектов военного назначения и обеспечения действий средств противовоздушной и противокосмической обороны. Экспериментальный комплекс был развернут на полигоне Сары-Шаган в 1986 году. Всего же было развернуто три комплекса. Первый – в Казахстане, второй – в Подмосковье, а третий – в станице Сторожевая Ставропольского края. Начало испытаний комплекса «Контакт» было «подогнано» под развертывание экспериментальной «Кроны» на Сары-Шагане. По задумке конструкторов, система «Контакт» должна была уничтожить за 36 часов до 24 целей на околоземной орбите. Следовательно, при развертывании нескольких комплексов число пораженных спутников противника возрастало в несколько раз. Учитывая сложную международную обстановку, перед создателями системы были поставлены весьма жесткие сроки – принятие на вооружение должно было произойти не позднее 1988 года. Скажу сразу, что выдержать эти сроки не удалось. Сначала проекту мешали разнообразные технические, организационные и финансовые трудности. А потом мир стал стремительно меняться: враги неожиданно становились друзьями; казавшиеся незыблемыми режимы в одночасье уходили в историю; на задний план уходили идеологии; изменялась психология людей. А разработка столь «диковинных», как кому-то может показаться, систем вооружений потеряла прежнюю актуальность. Тем не менее работы по «Кроне» и «Контакту» шли, как в целом продолжала работать и вся советская оборонка. Хотя с финансированием в тот момент дела обстояли не лучшим образом. Но уж так были воспитаны советские ученые и инженеры, что материальный фактор для них был не главным – «жила бы страна родная и был бы в стране покой». Сегодня приоритеты иные, люди иные и мир иной. Лучше или хуже, покажет будущее. Причем не такое уж и отдаленное. ЛЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ В 1983 году в ОКБ имени Микояна было разработано и защищено техническое предложение по самолету-носителю противоспутниковой ракеты. А 27 ноября 1984 года вышло необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д («изделие 07») был разработан и защищен у заказчика в 1985 году. В том же году была подготовлена и передана на серийный авиазавод в Горьком (Нижний Новгород) техническая документация для постройки первых самолетов данного типа. Первая опытная машина была изготовлена в конце 1986 года и уже 17 января 1987-го впервые поднялась в небо. Пилотировали ее в тот день летчик-испытатель Авиард Фастовец и штурман-испытатель Леонид Попов. Прототип, а именно им и являлся самолет, не имел штатной радиолокационной станции. Вместо нее был установлен 200-килограммовый массовый эквивалент. Радиопрозрачный носовой обтекатель был заменен на цельнометаллический. Ниши узлов для ракет Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия». МиГ-31Д оснастили наплывами, как на МиГ-31М, и большими треугольными плоскостями на концах крыла, «ластами», для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты. Второй прототип МиГ-31Д был изготовлен в конце 1987- го, а совершил свой первый полет 28 апреля следующего года. Этот экземпляр испытывал летчик-испытатель Анатолий Квочур. Штурманское место занял все тот же Леонид Попов. Программа летно-конструкторских испытаний, проводившаяся на аэродроме МиГ-овского ОКБ в подмосковном Жуковском, длилась несколько лет. К 1991 году этот этап был пройден, МиГ-31Д «научился» летать и обе машины были перебазированы на полигон Сары-Шаган на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые ракетные системы для противоздушной и противоракетной обороны. Следующий этап испытаний предполагал отработку комплекса в целом с пусками ракет по условным и реальным целям. Летом 1991 года состоялось несколько десятков полетов. Был задействован экземпляр «072», к которому сначала подвешивали макет ракеты, а потом и боевую ракету 79М6 «Контакт». Испытания проводили летчик-испытатель Александр Гарнаев и штурман-испытатель Леонид Попов. Долгое время не было известно, проводились ли пуски ракет во время этого этапа испытаний или нет. Достоверно было известно одно – никаких реальных целей в космосе наша ракета не поражала. Иначе факт испытания был бы зарегистрирован американскими средствами контроля космического пространства. И нам бы пришлось это признать. Относительно сброса ракеты данные разнились. Одни исследователи полагали, что такие испытания велись и даже называли цифру в несколько десятков пусков. Другие полагали, что все эти пуски были условными по условным целям, а работоспособность системы оценивалась исключительно по телеметрии. Возможно, эти споры велись бы еще долго, если бы в сентябре 2014 года в Facebook летчик-испытатель Александр Гарнаев не сообщил, что «первое (и единственное) успешное испытание [отечественных] средств поражения орбитальных объектов состоялось 26 июля 1991 года». Самолет-носитель № 072 с подвеской штатной ракеты взлетел с аэродрома в Сары-Шаган и произвел пуск. В доказательство он разместил в Интернете копию странички из своей летной книжки за тот период. И хотя никаких подробностей испытательного пуска Гарнаев не сообщил, его запись можно считать первым и пока единственным доказательством того, что в нашей стране противоспутниковую ракету успели научить летать до того момента, как распался Советский Союз. НУ ВОТ И ВСЕ… В конце 1991 года на огромной территории, составлявшей, как нас учили в школе, «одну шестую часть суши», возникли 15 независимых государств. Бывшие советские республики так спешили оформить «развод», что ни о каком «дележе» имущества речи даже не возникло. Каждому образовавшемуся независимому государству досталось то, что находилось на «его территории». Так, оба экземпляра МиГ-31Д достались Казахстану, где находятся и сегодня. В каком состоянии они ныне пребывают, сведений почти нет. Многие эксперты полагают, что самолеты «мертвы». Кстати, единственным исключением при «разделе имущества» стало ядерное оружие. Вот его-то все вывезли в Россию. До «последней» боеголовки. И хорошо, что так было сделано. Случись иначе, еще неизвестно, в чьих руках сегодня они оказались бы. В 1992 году в американском журнале AviationWeekandSpaceTechnology впервые была опубликована фотография истребителя-перехватчика МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой под фюзеляжем. Тогда же наши военные на официальном уровне впервые «проговорились» о наличии у нас такой системы, сказав, что она никогда не испытывалась по реальным целям, что было правдой. Но не исключили возможности испытания системы в будущем.Однако эти слова так и остались словами. В 1990-е годы в нашей стране было закрыто множество военных программ. В том числе и программа создания противоспутниковой системы на базе МиГ-31Д. Последние работы в этом направлении были закончены в 1995 году. В этом не было ничего удивительного – закончилась холодная война, изменилась международная обстановка, «противники» стали нашими «друзьями». К тому же российская экономика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Поэтому заниматься «избыточной» деятельностью, когда нам никто не угрожал, было, на взгляд тогдашнего российского руководства, «нерационально». Действительно, новые самолеты и ракеты вряд ли могли принести быструю прибыль. Гораздо проще было приватизировать то, что «плохо лежало». То есть нефть, газ, землю и так далее. Чем и занялись те, кого сегодня называют олигархами. А вопросы национальной обороны в перечень «приоритетных» тем тогда не входили. Правда, справедливости ради надо сказать, наработки, которые были сделаны еще в советские времена, пытались использовать. Так родились проекты «воздушных космодромов» «Бурлак», «Ишим» и другие. Все они предполагали запуск легкой ракеты-носителя, в том числе созданной на основе ракеты 79М6 «Контакт», с борта самолета-носителя. По информации тогдашнего заместителя генерального конструктора ОКБ имени Микояна Анатолия Алексеевича Белосвета работы по созданию системы выведения на околоземные орбиты космических аппаратов с помощью МиГ-31Д начались в конструкторском бюро в 1997 году, а первые запуски спутников планировалось осуществить в 1999–2000 годах. О начале работ по проекту «Ишим», который Казахстан намеревался реализовать совместно с Россией, было объявлено в 2003 году. В качестве носителя в нем также планировалось задействовать МиГ-31Д, а ракету для вывода небольших искусственных спутников на околоземную орбиту должно было разработать КБ «Вымпел». К сожалению, дальше прожектов дело не пошло. Уже в 2007 году правительство Казахстана объявило о закрытии проекта в связи с «экономической нецелесообразностью». Такая же судьба постигла и альтернативные программы, где в качестве носителя хотели задействовать стратегические бомбардировщики Ту-160 и тяжелые транспортные самолеты. Значит, их время еще не пришло. …НЕТ, ЕЩЕ НЕ ВСЕ Между тем к концу первого десятилетия XXI века международная обстановка вновь изменилась. Интересы России и США стали все быстрее и быстрее расходиться в разные стороны. К тому же стремительными темпами развивался (и развивается до сего дня) Китай. Поэтому не удивительно, что в нашей стране стали возвращаться к забытым или заброшенным военным разработкам. Вспомнили и о комплексах «Крона» и «Контакт». 11 августа 2009 года главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелинпублично сообщил о реанимации системы противокосмической обороны на базе МиГ-31. «Эта система реанимируется для решения тех же задач», – сказал он. Судя по всему, какие-то работы действительно велись в 2009– 2010 годах. Об этом говорят и данные официальных документов о госзакупках на комплексах «Крона», и публикация в газете «Известия» со ссылкой на источники в Генеральном штабе о проведенных государственных испытаниях модернизированного комплекса. Если о наземном компоненте кое-какие сведения просачиваются, то воздушный компонент засекречен более тщательно. Известно только, что разработку новой ракеты взамен «Контакта» ведет все тот же «Факел» в подмосковных Химках. Также нет достоверных и надежных данных о модернизации новой партии МиГ-31 взамен потерянных в Казахстане. Источники в российской оборонке заявляют лишь, что довести этот самолет до модификации «Д» не составит особых проблем. Правда, те же источники оговариваются, что возможно использование в системе и противоспутниковой ракеты наземного базирования. Если это так, то становится понятно, почему столь засекречен воздушный компонент противоспутникового комплекса: его попросту нет. Но это лишь предположения. Как система будет выглядеть в реальности, знают лишь «посвященные» и «допущенные». В конце 2013 года в рекомендациях по итогам парламентских слушаний по воздушно-космической обороне члены комитета Госдумы по обороне отметили необходимость возобновить работы по наземно-воздушному комплексу «Контакт». «Правительству Российской Федерации поручить при формировании Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы предусмотреть осуществление необходимых мер по возобновлению НИОКР по теме «Контакт», – указано в документе комитета. Парламентарии считают, что это позволит России сохранять позиции в космической обороне.Как заявил заместитель председателя комитета Франц Клинцевич, «Контакт» будет нужен не только для атаки спутников, но и для обороны. «Развитие высокоточного неядерного оружия может в ближайшее время свести к нулю возможности современного ядерного оружия и договоренности по стратегическому вооружению. Мы уже сегодня говорим, что создаем комплексы, которые станут перехватывать абсолютно все, что будет лететь из космоса», – заявил Клинцевич. По словам депутата, нельзя допустить даже малейшего отставания от современных военных технологий. «Мы хотим официально сказать всем, что не дадим шанса превзойти нас в технологиях, в современных военных направлениях», – заявил Клинцевич. НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО Но чтобы воссоздать систему противоспутниковой обороны, мало рекомендаций комитета Госдумы по обороне. И даже решение правительства или президента не в состоянии это сделать. Так считают многие эксперты, полагающие, что в прежнем виде «Контакт» не появится уже никогда. Да и другие аналогичные системы могут быть созданы лишь при выполнении ряда условий. Например… Экс-начальник вооружений Вооруженных сил России Анатолий Ситнов полагает, что это можно будет сделать, только подготовив предварительно предприятия электронной промышленности. «Нужно воссоздать элементную базу и научные организации», – сказал он. Но есть ли смысл воссоздавать ту элементную базу, которой четверть века? За это время наука и техника ушли далеко вперед. И если и возобновлять такие работы, то только используя современные технологии. То есть фактически создавать новую систему, решающую ту же задачу, но иными средствами. Впрочем, разработчикам придется столкнуться и с трудностями иного рода. По мнению Франца Клинцевича, среди проблем отечественной оборонки – недобросовестное исполнение гособоронзаказа и лоббирование интересов отдельных предприятий. Это привело, в частности, к отказу от производства МиГ-31 для войск воздушно-космической обороны. Есть проблемы и с кадрами, и с износом оборудования. Да и многое другое может помешать работам над «Кроной» и «Контактом». Тем не менее, как бы ни развивались события в дальнейшем, будем надеяться, что мы сможем себя защитить от любой угрозы. Хотя лучше бы такой угрозы не было. И мы продолжали бы жить под мирным небом. А космос изучали и осваивали, а не рассматривали как возможное «поле боя». Дата публикации: 1 января 2015
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~ya0TM
|
Последние публикации
Выбор читателей
|