Уничтоженный символ русской Варшавы. Часть 1
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №16(480), 2017
Уничтоженный символ русской Варшавы. Часть 1
Дмитрий Митюрин
историк
Санкт-Петербург
287
Уничтоженный символ русской Варшавы. Часть 1
На польской открытке 1914 года русалка с герба Варшавы замахивается на собор Александра Невского

В современной Польше православие является второй по значимости конфессией после католичества. А во времена Российской империи оно претендовало на то, чтобы стать первой. Как один символов царской власти над польскими землями многие католики воспринимали собор Александра Невского в Варшаве.

СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ЦАРСКИХ СЕМЕЙ

Если говорить о национальных окраинах Российской империи, то в городах, занятых крупными гарнизонами, символика кафедрального православного храма, как правило, имела, помимо религиозного, еще и имперский акцент.

Паству таких храмов обычно составляли чиновники и военные вместе со своими семьями, а среди святых, в честь которых эти церкви назывались, лидерство принадлежало князю Александру Ярославичу по прозвищу Невский. В российской истории он известен, прежде всего, как полководец, разгромивший шведов на реке Неве и рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. Эти победы считаются знаковыми, поскольку были одержаны в тяжелый и трагический период, когда русские княжества признали власть правившего в Золотой Орде монгольского хана Батыя.

Став, с согласия Батыя, главным среди русских князей (великим князем Владимирским), Александр Невский отверг предложение папы римского о союзе, воспринимая католицизм как вещь более опасную для Руси – даже по сравнению с кочевниками-монголами.

К лику святых князь был причислен в царствование Ивана Грозного и, подобно своему предку князю Владимиру, считался небесным покровителем правящей династии Рюриковичей. Культ Александра Невского как небесного покровителя правящего семейства перешел и к сменившей Рюриковичей династии Романовых. Кроме того, создатель Российской империи Петр I почитал князя как покровителя Санкт-Петербурга – города, основанного в местах, где полководец одержал самую известную свою победу.

Три российских императора получили имя в честь средневекового князя. Правда, Александр I прохладно относился к культу святого, но при его племяннике, Александре III, его почитание словно обрело второе дыхание.

В 1856 году, сразу после окончания неудачной для России Крымской войны, в одной из главных крепостей Прибалтики Динабурге (современный Даугавпилс) началось строительство собора по проекту архитектора Александра Штауберта. По своему убранству эта завершенная спустя восемь лет церковь напоминала архитектуру храмов Владимиро-Суздальской Руси.

Другим по архитектурному решению был собор, построенный 1871–1897 годах в главном городе кавказского наместничества Тифлисе (современный Тбилиси). Его внешнее решение выдержано в духе грузинского храмового зодчества, перекликавшегося с традициями романской архитектуры.

Соборы Александра Невского в Баку и Батуми можно отнести к русско-византийскому или неорусскому стилю, дававшему самые неожиданные комбинации из мотивов средневековой архитектуры таких непохожих друг на друга городов, как Москва, Владимир, Ярославль, Псков, Великий Новгород.

Своего рода классическим образцом неорусского собора можно считать храм Александра Невского, построенный в 1900 году в Ревеле (Таллин).

Возводились церкви Александра Невского и за пределами Российской империи. Самой крупной из них стал храм, построенный в 1908 году в столице Болгарии Софии и являющийся своего рода мемориалом в честь императора Александра II, вошедшего в историю страны как освободитель от турецкого ига. Интересно, что, хотя «братушки» болгары и в Первую, и во Вторую мировые войны оказывались во вражеском лагере, никто на собор не покушался.

В Варшаве все сложилось по-другому…

ПРАВОСЛАВНЫЕ КУПОЛА НАД КАТОЛИЧЕСКИМ ГОРОДОМ

Русский православный след в польской столице прослеживается с 1620 года, когда по распоряжению короля Сигизмунда III на могиле захваченных в плен во время Смутного времени царя Василия Шуйского и его брата Дмитрия с супругой (дочерью одного из самых кровавых сподвижников Ивана Грозного Малюты Скуратова) была возведена небольшая часовня (каплица), получившая прозвание Московской. В 1635 году, после неудачной для Москвы войны, российская сторона настояла на возвращении останков пленников, заплатив, впрочем, нечто вроде выкупа-взятки.

Московскую каплицу передали доминиканцам, но их монастырь пришел в упадок и к началу XIX века пребывал в полуразрушенном состоянии. В начале 1820-х годов монахи продали эти развалины филантропу и ученому Станиславу Сташицу (1755–1826), усилиями которого они были приведены в божеский вид и переданы «Обществу друзей науки», а на месте каплицы установили памятник Николаю Копернику.

После разгрома польского восстания 1831 года наместник фельдмаршал Иван Паскевич настоял на учреждении Варшавской православной епархии и возведении православного собора, под каковой выделили отобранный монастырь католического монашеского ордена пиаристов (за это им передали заброшенное здание иезуитской коллегии и доплатили 53 тысячи рублей).

Собор, названный в честь Святой Троицы, был торжественно освящен в июле 1837 года. Одновременно приступили к устройству православного кладбища в районе Воля – на месте редута, имевшего важное значение в обороне Варшавы во время восстания. Здесь уже было захоронение русских воинов, погибших во время штурма города, пришедшегося на день 19-й годовщины Бородинского сражения. И здесь же под православную церковь Владимирской Божьей Матери переделали костел, украсив его стены памятными досками с описанием штурма, а также фамилиями погибших и отличившихся солдат, офицеров и генералов.

По мере укрепления русской власти появлялись и новые храмы. Еще в 1783 году в Варшаве была построена униатская церковь Пресвятой Богородицы. В январе 1876 года ее прихожане присоединились к православию, а через шесть лет в православном стиле была перестроена и внутренность храма.

28 августа 1892 года террористы попытались устроить в церкви взрыв во время богослужения, но потерпели неудачу. В память об этом событии каждую годовщину теракта в храме устраивался благодарственный молебен. После восстановления польской государственности церковь снова была возвращена униатам, и в настоящее время в ней располагается базилианский монастырь.

На Уяздовских аллеях у входа в парк в 1892 году началось строительство церкви во имя архистратига Михаила для лейб-гвардии Литовского полка. Главной достопримечательностью храма считалась икона святого Николая Воина с частицей его мощей. Поскольку церковь хорошо вписывалась в окружающий пейзаж, ее изображения часто воспроизводились на фотографических карточках. Однако это не спасло «символ русского господства» от уничтожения в период Второй Речи Посполитой (1918–1939). На месте церкви появилась танцплощадка, а в настоящее время здесь проходит автомагистраль.

Но самым внушительным памятником «русской Варшавы» стала церковь Александра Невского, сменившая Троицкий собор в качестве кафедрального храма.

По материалам варшавского журнала Stolica


Читать далее   >


16 августа 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
156294
Сергей Леонов
130557
Сергей Леонов
97103
Виктор Фишман
79188
Борис Ходоровский
70031
Богдан Виноградов
56269
Павел Ганипровский
49691
Дмитрий Митюрин
46250
Татьяна Алексеева
43844
Павел Виноградов
40992
Сергей Леонов
40685
Светлана Белоусова
38821
Роман Данилко
38643
Александр Егоров
38579
Борис Кронер
36798
Наталья Дементьева
36633