Симфонии железных дорог
РОССIЯ
Симфонии железных дорог
Владислав Фирсов
журналист
Санкт-Петербург
6063
Симфонии железных дорог
Открытие железной дороги Петербург – Царское Село

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге по возрасту старше отрасли, о которой рассказывает его экспозиция. Почему сложился такой парадокс, об истории и сегодняшнем дне музея корреспонденту «Секретных материалов 20 века» рассказывает директор этого учреждения Владимир Иванович Мителенко.

– Скажите, почему музей железнодорожного транспорта ведет свою историю с 1813 года, в то время как первая в России железная дорога Петербург – Царское Село была открыта в 1837-м?

– У истоков создания коллекции стоял Августин Августинович Бетанкур. Благодаря стараниям выдающегося ученого и изобретателя при организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге в 1809 году была предусмотрена и особая зала, где «хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений». Таким образом, наши фонды начали формировать еще до появления железных дорог и отражают многогранную историю ведомства путей сообщения.

В дальнейшем лучшие выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщений, ярко проявившие свои таланты в организации транспортной системы Российской империи, внимательно относились к пополнению музейной коллекции. В 1841 году выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников после поездки в Соединенные Штаты Америки передал в музей модель паровоза системы Норриса и ряд других моделей железнодорожной техники.

В зале, посвященном зарождению железных дорог в мире и в нашей стране, посетителям мы с гордостью демонстрируем уникальную модель первого русского паровоза, построенного отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на уральском заводе Демидова. Ценность всего собрания музея усиливается тем, что позволяет составить представление об уникальных механизмах, оригиналы которых до нашего времени не сохранились.

К примеру, модель паровоза «Проворный» – старейшая в мире техническая модель локомотива – была изготовлена еще в 1839 году, когда настоящий «Проворный» курсировал между Петербургом и Царским Селом. В музее можно увидеть первые подлинные латунные билеты Царскосельской железной дороги классов «карета» и «линейка». По представленным в наших залах моделям, фотографиям, чертежам и документам можно проследить развитие отечественного паровозо- и вагоностроения во времена царской России.

Хочу особо отметить, что Центральный музей железнодорожного транспорта РФ является одним из старейших научно-технических музеев мира.

– И даже здание, в котором сегодня располагается музей, также можно назвать раритетным объектом культурного наследия?

– Действительно, в 1896 году министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков предложил в честь 100-летия со дня рождения императора Николая I создать в Петербурге музей для различных моделей, сооружений, снарядов и машин с присвоением ему имени основателя железных дорог в России. Эту идею 22 июня того же года одобрил царствовавший государь Николай II. Помещение выделенного здания оказалось недостаточно для музея, носящего имя его прадеда. Вследствие этого Государственным советом было решено построить новое здание на принадлежащей ведомству путей сообщения казенной земле (Юсупов сад) главным фасадом на Садовую улицу. Также было принято решение: направить в Музей имени императора Николая I экспонаты железнодорожного и водного разделов павильона России со Всемирной технической выставки в Париже 1900 года.

2 июня 1901 года в присутствии министра путей сообщения состоялась закладка здания музея. Производство работ возложили на Петра Станиславовича Купинского, архитектора Министерства путей сообщений. А уже 6 декабря 1902 года состоялось освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I.

– Как возникла идея создания «Музея мостов» в Санкт-Петербурге и тяжело ли было реализовать проект на практике?

– Мы несколько лет работали над идеей создания в Санкт-Петербурге – городе мостов музея, который станет не только площадкой для коллекции, не имеющей аналогов в мире, но и научно-исследовательским центром, аккумулирующим различные задачи, связанные с популяризацией отечественного мостостроения. В июне 2019 года главной нашей проблемой стал экстренный переезд коллекции моделей мостов. В здании мостостроительной организации в Красном Селе хранить раритеты больше не было возможности. А в залах экспозиции на Садовой, 50, и без того уже многие годы дефицит выставочных площадей. Благодаря помощи губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова мы получили прекрасное помещение в центре города, в доме № 2 по Мучному переулку, где и смогли создать новый филиал: Музей мостов, который является частью Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.

За 208 лет собрано более 70 тысяч предметов, раскрывающих историю и развитие всех отраслей транспорта, включая строительство искусственных сооружений.

Теперь Музей мостов обладает единственной в мире коллекцией моделей мостов – деревянных, каменных, металлических, строившихся в XIX – первой половине XX века. Все эти экспонаты имеют глубокое научное, историческое, учебно-техническое, мемориальное и культурное значение. Многие модели являются редкими образцами прикладного искусства ХIХ века.

К примеру, в музее хранится модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве, построенного по проекту британского инженера Чарльза Виньоля и изготовленная в 1854 году лучшими ювелирами Лондона в подарок императору Николаю I – основателю железных дорог России. Другая уникальная модель арочного моста Московской окружной дороги выполнена в 1909 году, к 100-летию института, ювелирной мастерской «Хлебников, сыновья и Ко», у которой был статус поставщика «Двора Его Императорского Величества».

– Есть ли еще подобные музеи?

– Существуют музеи отдельных искусственных сооружений. Например, в Хабаровске интересно представлена история Амурского моста. В нашем же музее мы говорим в целом об истории развития мостостроения с древнейших времен до наших дней. В экспозиции представлены старинные картины, акварели, фотографии и чертежи. Но наиболее интересны, безусловно, уникальные модели мостов. Одна из старейших – модель моста через Неву по проекту швейцарского инженера Альдона (1762). Особенно красивы модели подвесных мостов XIX века: Пантелеймоновского, Египетского, Львиного. Жемчужиной коллекции является действующая модель Николаевского (Благовещенского) моста с разводным пролетом, построенного по проекту Станислава Валериановича Кербедза в 1850 году. Изготовление модели длилось 12 лет – в полтора раза дольше, чем постройка самого моста.

– Российская и советская школа мостостроения по праву считается одной из лучших в мире. Приходят ли к вам студенты профильных вузов для знакомства с богатой историей отечественного мостостроения?

– Ряд лекций для студентов, изучающих мостостроение, преподаватели профильных вузов читают теперь в нашем музее. К тому же история пишется сегодня! На наших глазах летопись российского железнодорожного мостостроения пополняется новыми страницами: инженеры возводят гигантские сооружения все в более и более сложных условиях. Недавно в нашей экспозиции появился новый раздел, где мы рассказываем о передовых технологиях, применявшихся при возведении Крымского моста. Как только будут сняты противоэпидемические ограничения, мы пригласим студентов на встречу с профессионалами, которые своей работой, своим талантом, настойчивостью и целеустремленностью показали, что Россия в состоянии делать такие – мирового уровня! – инфраструктурные проекты. Отрадно отметить, что это самый большой мост не только в России, но по протяженности – самый длинный мост в Европе.

– Слышали, что в техническом музее даже концерты проходят. Как железные дороги и мосты могут быть связаны с музыкой?

– К этому направлению в музейной работе мы относимся с большой любовью. Действительно, и в основном здании на Садовой, 50, и в Музее мостов проходят великолепные концерты с участием выдающихся исполнителей классической музыки. А как это связано с нашей тематикой? Мемориально-культурное значение нашей коллекции многогранно. Например, мост через Ложитовский ручей, модель которого хранится в Музее мостов, построен в 1820-е годы по проекту Андрея Яковлевича Фабра, а руководил работами инженер путей сообщения Алексей Федорович Львов.

Львов впоследствии стал директором Придворной певческой капеллы, история хранит его имя как виртуозного скрипача, автора духовных произведений и музыки к гимну России «Боже, царя храни».

На всех наших площадках проводятся не только экскурсии. Здесь организуются всевозможные семинары, лекции, презентации книг и исследовательских проектов, уроки истории для школьников, квесты, круглые столы и публичные лекции, то есть наш музей является популярной точкой притяжения для туристов и жителей города.

Искренне желаю всем в житейской суете найти возможность побывать в старейшем техническом музее, чтобы получить позитивный заряд энергии инженерного творчества.



Дата публикации: 19 мая 2021

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~R2sfz


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13867315
Александр Егоров
2127726
Татьяна Алексеева
1004242
Татьяна Минасян
489339
Яна Титова
281260
Светлана Белоусова
233102
Татьяна Алексеева
227272
Сергей Леонов
223940
Наталья Матвеева
214473
Валерий Колодяжный
213903
Борис Ходоровский
200202
Павел Ганипровский
179072
Наталья Дементьева
129910
Павел Виноградов
126250
Сергей Леонов
114355
Редакция
104001
Виктор Фишман
97849
Сергей Петров
96132
Станислав Бернев
91872