Пираты Ивана Грозного
РОССIЯ
Пираты Ивана Грозного
Александр Шумилин
журналист
Санкт-Петербург
2924
Пираты Ивана Грозного
Прибытие союзных датчанам кораблей в порт Копенгагена

Россия, как страна скорее сухопутная, чем морская, с лихими людьми, орудовавшими на морях и океанах, практически неизвестна. Но и в ее истории были моменты, когда «джентльмены удачи» грабили торговые корабли под флагом русского царя. И началась история русского пиратства четыре с половиной века назад, когда царь Иван Васильевич Грозный вел долгую и кровопролитную Ливонскую войну со шведами и поляками.

НАРВА — ЗА ДОЛГИ

К середине XVI века Ливонский орден, владевший территориями нынешних стран Балтии, превратился в тень когда-то сильного и грозного государства. В Европе уже шла Реформация, и католический мир, который когда-то помог рыцарям Тевтонского ордена Святой Марии (такое тогда название носил Ливонский орден) завоевать Прибалтику, теперь был занят борьбой с лютеранской ересью. Соседи же изрядно ослабевшего Ливонского ордена, к тому же погрязшего в раздорах и склоках, с вожделением поглядывали на его земли. В числе тех, кто был готов поучаствовать в разделе «ливонского наследства», был и царь Иван Васильевич IV Грозный.

Надо сказать, что Россия имела определенные права на часть орденских земель. Во всяком случае, сами ливонцы признавали их и по договору от 1503 года обязаны были платить так называемую «юрьевскую дань». Это были деньги, которые Ливонский орден должен был выплачивать Руси в качестве компенсации за владение городом Юрьев (позднее — Дерпт, а ныне — Тарту), основанным еще киевским князем Ярославом Мудрым. Ливонцы дань эту не платили лет тридцать, и Иван Грозный имел все основания потребовать от злостных неплатильщиков всю сумму с набежавшими к тому времени пенями. Кроме всего прочего, руководство Ливонского ордена проводило недружественную политику в отношении Московского государства. Так что поводов для войны было предостаточно.

Войну спровоцировали сами ливонцы, обстреляв из Нарвы весной 1558 года русскую крепость Ивангород. 11 мая 1558 года небольшой отряд под командованием воеводы Алексея Басманова атаковал ливонскую твердыню и взял ее штурмом. В июле того же года был захвачен и Дерпт (Юрьев). Русские войска заняли практически всю территорию Ливонского ордена, что очень не понравилось государствам, также претендовавшим на свою долю добычи. В войну с московским царем вступили Польша и Швеция. Так началась первая российско-европейская война.

«ПРЕСЛЕДОВАТЬ ОГНЕМ И МЕЧОМ…»

В захваченной Нарве Иван Грозный приказал построить причалы и склады для товаров. Торговые корабли многих европейских стран устремились в новый порт и на торговле с русскими зарабатывали большие деньги. Это, естественно, не могло понравиться тем, кто раньше монополизировал торговлю с московитами и, пользуясь этим, получал огромные барыши, в первую очередь польским и шведским компаниям. Нанятые ими пиратские корабли стали нападать на купеческие суда, следовавшие с товарами в Нарву, из-за чего желавшие торговать с Россией негоцианты несли большие убытки.

Иван Грозный решил принять контрмеры. Поскольку Россия тогда не располагала военным флотом на Балтике, он призвал под свои знамена иностранцев. Человек, ставший первым русским адмиралом (во всяком случае, он так себя официально титуловал), был датчанин, и звали его Карстен Роде.

О нем историки знают мало. Известно только, что Карстен Роде был уроженцем Дитмаршена, крестьянской республики, просуществовавшей в западной датской провинции Голштинии до 1559 года. Карстен Роде был купцом и владельцем судна. Он вел торговлю с германским городом Любеком. Впрочем, в душе датчанин, скорее всего, был не столько негоциантом, сколько авантюристом. Во всяком случае, еще до поступления на русскую службу он был капером у датского короля Фредерика II. Дания в те годы вела постоянные войны со Швецией, и поэтому неудивительно, что Карстен Роде воспользовался случаем нанести урон старым противникам его короля и к тому же неплохо на этом заработать.

Иван Грозный выдал датчанину каперское свидетельство. Поясним, что это такое. Капер — тот же пират, но не простой, а находящийся на службе у государства. Он получает право нападать на торговые суда стран, которые воюют с государем, выдавшим каперское свидетельство. На самом же деле разница между каперами и пиратами часто была весьма условная.

В грамоте, выданной Иваном Грозным Карстену Роде, говорилось: «...корабельщику, немчину Карстену Роде, со товарищи преследовать огнем и мечом в портах и в открытом море, на воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет приводить к ним либо выводить от них товары или припасы или что бы то ни было». А во все порты и крепости на Балтике, находившиеся к тому времени под контролем русских войск, были посланы царские указы, в которых говорилось: «Держать того немчина-корабельщика и его товарищей в большом бережении и чести, помогая им чем нужно. А буде, избави бог, сам Роде или который из его людей попадет в неволю, того немедля выкупить, выменять или иным способом освободить». Как можно понять из этой грамоты, царь весьма дорожил своими корсарами.

По договору Карстен Роде имел право на десятую часть добычи. При этом он обязан был продавать захваченные им суда и товары в русских портах. Корсары, набранные Карстеном Роде, права на добычу не имели и получали жалованье — шесть гульденов в месяц.

ДАТСКАЯ «КРЫША»

В июне 1570 года «царский атаман» (так титуловался Карстен Роде в русских документах) вышел в море на трехмачтовом корабле, вооруженном двадцатью небольшими пушками. Вскоре корсары московского царя открыли свой боевой счет, захватив возле острова Борнхольм шведское судно с грузом соли и селедки.

Карстен Роде оказался удачливым пиратом. Уже через несколько месяцев он располагал целой корсарской флотилией, состоявшей из шести прекрасно вооруженных и оснащенных кораблей. С ними он теперь решался атаковать купеческие караваны противника, эскортируемые военными судами. Базировалась флотилия московских корсаров на датском острове Борнхольм. Власти острова благосклонно относились к каперам, тем более что и Дания в то время находилась в состоянии войны со Швецией. К тому же в нарушение заключенной с московитами договоренности Карстен Роде продавал захваченные им суда и товары в датских портах, благодаря чему в сундуках борнхольмских купцов оседали немалые деньги.

Как это часто бывает, сгубили лихого корсара не враги, а элементарная жадность. Карстен Роде, почувствовав свою силу и безнаказанность, стал нападать на торговые суда датчан. Что, естественно, вызвало раздражение и неудовольствие у датских властей, ранее лояльно настроенных к корсарам русского царя Ивана.

В октябре 1570 года Карстен Роде зашел со своей флотилией в гавань Копенгагена. Здесь в одном из портовых кабачков он и был арестован по приказу датского короля Фредерика II. Карстена Роде под усиленной охраной отвезли в замок Галле. Там он и просидел три года. Впрочем, корсара содержали в довольно мягких условиях. Он находился под стражей не в тюремной камере, а в одной из лучших комнат замка, да и кормили его не тюремной баландой, а вполне приличной пищей.

Король Фредерик вел тем временем переписку с Иваном Грозным. В ней он оправдывал задержание Карстена Роде тем, что он, дескать, «стал имать корабли в датских водах, в Копенгаген с товарами чрез Зунд идущие». На что царь писал, что это было нарушение его инструкций и что он «велел немчину-корабельщику нападать только на корабли врагов: литовского короля и короля свейского». Иван Грозный предложил датскому королю прислать к нему Карстена Роде, дабы «о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписать». Но король Фредерик решил сам провести следствие по делу алчного корсара.

Летом 1573 года датский король лично посетил замок Галле и допросил Карстена Роде. После этого он распорядился перевести узника в Копенгаген. Там «русский адмирал» содержался под стражей еще три года. Правда, не в городской тюрьме, а под домашним арестом. Фредерик II своим указом объявил, что Карстен Роде будет немедленно освобожден, если выплатит «компенсацию датской короне» — тысячу талеров. Платить корсару-сидельцу выкуп не хотелось, и он попытался, сославшись на договор, заключенный с царем, вытребовать эти деньги у Ивана Грозного. Но тот не стал платить, справедливо заявив, что датчанин тоже не очень-то скрупулезно выполнял заключенный с ним договор.

В конце концов Карстен Роде деньги на свой выкуп нашел. И немудрено — за какие-то полгода своего каперства он сумел захватить 22 судна, которые стоили (вместе с товарами, на них перевозившимися) около полумиллиона ефимков!

О дальнейшей его судьбе сведений нет.


24 июня 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8272115
Александр Егоров
931129
Татьяна Алексеева
764447
Татьяна Минасян
317801
Яна Титова
242597
Сергей Леонов
215421
Татьяна Алексеева
178475
Наталья Матвеева
175195
Валерий Колодяжный
169771
Светлана Белоусова
157005
Борис Ходоровский
155015
Павел Ганипровский
130489
Сергей Леонов
111895
Виктор Фишман
95540
Павел Виноградов
91996
Наталья Дементьева
91538
Редакция
84751
Борис Ходоровский
83124
Станислав Бернев
75731