Первые русские в Индии
РОССIЯ
Первые русские в Индии
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
6423
Первые русские в Индии
В 1958 году был снят советско-индийский художественный фильм с Олегом Стриженовым в роли Афанасия Никитина

Во времена былинные, слушая сказителей, дивились православные, что есть на свете блаженная страна Индия, где люди не знают нужды и нет распрей между народом. Страна эта необычайно велика: «…чтоб одну ее сторону пройти, надо десять месяцев идти, а до конца другой стороны не можно дойти, поскольку тамо сомкнутся небо с землей».

Индийское царство населяют самые невероятные человеческие существа: «…и живут в одной области немые люди, а другие люди – девяти сажен, это великаны, и есть земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и рот в груди». И все индийцы, трехногие, рогатые, с собачьими головами и конскими копытами, живут в мире и благополучии: «…ни воров, ни разбойника, ни завистливых людей нет в той земле, ибо она полна всякого богатства».

Чудесные вымыслы влекли в дорогу, но никто с места не двигался. И наконец, свершилось: «Поехали!»

ПУТЕШЕСТВЕННИК ПОНЕВОЛЕ

Первый русский человек, добравшийся до Индии, не поленился и описал свои приключения в путевом дневнике «Хождение за три моря», но о жизни в родной Твери разглагольствовать не стал. Даже год рождения великого путешественника Афанасия Никитина неизвестен.

Хождение в Индию началось весной 1466 года, когда тверские купцы снарядили два судна, чтобы торговать в Астрахани. Купец Афанасий Никитин набрал кредитов для закупки товаров и смело отправился в путь. Никитина, как человека бывалого, избрали главой каравана. На подходе к Астрахани на караван напали местные «рэкетиры» и выгребли все товары до последней нитки. Никитин и его товарищи «заплакали, да разошлись кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, тот пошел, куды его очи понесли». Афанасию Никитину отдавать кредиты было нечем, его ждала в Твери долговая тюрьма. «Очи понесли» путешественника на поиски индийских богатств, о которых он был давно наслышан.

Путь до Индии занял четыре года. В 1470 году Афанасий впервые ступил на индийскую землю в порту Чаул, прибыв не с пустыми руками. Афанасий умудрился прибрести породистого скакуна, поскольку слышал, что в Индии кони очень ценятся. Как купец Никитин не имел успеха, он с трудом продал скакуна без всякого навара и потерял интерес к торговле. Афанасий даже пришел к выводу, что Индии с Русью торговать нечем. Индусы продают «перец да краски – это дешево, но пошлины большие, да на море разбойников много».

Быт, нравы, верования, природа, животный мир увлекли Никитина. Если бы человек с такой неуемной жаждой знаний родился сегодня, то он непременно стал бы ведущим телепрограммы, выворачивающей мир наизнанку. Никитин совершал «исследовательские походы», подробно описывая жизнь простых индусов и величественные княжеские выезды: «Султан выезжает на потеху с матерью да с женою, с ним человек на конах десять тысяч, а пеших пятьдесят тысяч, а слонов выводят двести, наряженных в доспехах золоченых, да плясцов сто человек, да обезьян за ними сто, да блядей сто».

В «Хождении за три моря» Никитин ни словом ни обмолвился о том, где находил ночлег, как добывал средства к существованию. В Индии белые люди были редкими гостями и считались чуть ли не божествами. Индийские мужья приглашали белых мужчин в дом и предлагали им своих жен. Если рождался ребенок со светлой кожей, то гость получал денежную премию. Если дитя было темнокожим, то чужестранца провожали со двора, но денег за съеденное и выпитое не брали. Как говорится, поработал за еду. Кто знает, может быть, потомки белого гостя Никитина и сегодня живут в Индии, ведь сам Афанасий называл свое путешествие «грешным».

Прожив на чужой стороне три года, Никитин «устремился умом пойти на Русь». Невозвращенные кредиты уже не пугали, Афанасий приобрел достаточное количество индийских самоцветов и пряностей. В январе 1473 года Никитин покинул Индийское царство и осенью 1474 года высадился в порту турецкого города Трапезунда. Местная «таможня» забрала у Никитина все до последнего самоцветного камушка, только дневники не тронули!

Афанасий не впал в отчаяние и сумел добраться до Смоленска, но здесь осенью1475 года его сразила неведомая болезнь. Попутчики похоронили Никитина, а его единственную ценность – дневники – передали в монастырь в Москве.

ВТОРОЙ ПРИЗНАК МУДРОСТИ

О жизни Афанасия Никитина написаны книги, снят художественный фильм. В Твери и в индийском поселке Ревданде путешественнику установлены памятники. Каждый культурный человек знает его имя. А вот имя Герасима Степановича Лебедева забыто основательно. Своей минуты славы он не получил ни при жизни, ни после смерти. Кстати, современники ничего не знали о путешествии тверского купца. Путевые записки Афанасия Никитина томились в подвалах Троицкого монастыря, а Индия оставалась недостижимой мечтой. Все попытки достичь земного рая оказывались тщетными. К середине XVII века было известно, что «в Индею великую ходят сухим путем, а ходу восемь месяцев. А царя Индейского называют Шаиджаин. А вера их молятца болванам и веруют в Корову».

В царствование императрицы Екатерины Великой издавались книги о путешествиях в Индию, написанные европейскими авторами. В славном городе Ярославе подросток Герасим Лебедев до дыр зачитывал книжки об индийских чудесах и размышлял:

– И почему из наших никто до Индии не дошел?

К пятнадцати годам Лебедев сам выучился грамоте и музыке. По стопам отца-священника не пошел и стал профессиональным музыкантом, прекрасно играл на виолончели. В 1777 году, когда Лебедеву исполнилось 28 лет, «фортуна его на крыльях понесла». Талант музыканта-самоучки заметил известный меломан граф Разумовский. Граф отправлялся с посольством в Европу и взял с собой Герасима. За восемь лет Лебедев побывал во многих европейских государствах, был в Вене, Париже, Лондоне, но индийская мечта не померкла, она получила четкие формы, как алмаз после огранки. Герасим Степанович решил изучить индийские языки, составить разговорники, чтобы русские с легкостью находили общий язык с индусами.

15 августа 1785 года Герасим Степанович Лебедев прибыл в Мадрас. Лебедев прожил в Индии двенадцать лет и изучил в совершенстве бенгальский, хиндустани и «мальбарский народный язык». Главной трудностью было освоение санскрита, священного языка брахманов, «все открывающего ключа к неоценимым сокровищам восточных наук и знаний». Величайшим грехом считается обучение чужестранца священному языку, но Лебедев нашел такого грешника. Путь к запретному, видимо, открыло золото. В Индии уже хозяйничали англичане, скучавшие без музыкальных вечеров. Лебедев был очень популярен как исполнитель и как учитель музыки и стал очень состоятельным человеком.

Изучения языков Герасиму Степановичу показалось мало. В Калькутте он построил первый в Индии национальный драматический театр европейского образца, где актеры-индийцы играли душещипательные пьесы на родном языке. Герасим Степанович почувствовал, какой репертуар будет иметь успех у местной публики. Спектакль «Любовь – лучшее лекарство» пользовался колоссальным успехом. Англичане-конкуренты по театральному бизнесу не дремали, они опутали Лебедева долговыми обязательства. Театр пришлось закрыть. Лебедев боролся за справедливость, но ничего не добился и потерял все нажитые средства.

Родина встретила Лебедева неласково. Петербургская академия наук отказалась избрать Герасим Степановича профессором, поскольку не было в России человека, способного принять у него экзамен по индийским языкам. Лебедев добивался государственных субсидий на строительство типографии, чтобы печатать русско-индийские разговорники, но ни копейки не получил и построил типографию на свои последние деньги. Собранные Лебедевым сведения, которые можно назвать «Энциклопедией индийской жизни», не были опубликованы при жизни, а после его смерти многие его труды были утеряна.

Есть много общего между Герасимом Лебедевым и Афанасием Никитиным. Они пришли в Индию схожими путями, вернулись с багажом знаний, но без гроша в кармане и жили согласно индийской мудрости: «Не берись ни за какие дела — вот первый признак мудрости. Взявшись за дело, доводи его до конца — вот второй признак мудрости».


15 апреля 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663