Новый год в России
РОССIЯ
Новый год в России
Владислав Фирсов
журналист
Санкт-Петербург
3846
Новый год в России
Дед Мороз и Снегурочка вместе появились только в СССР

История России начиналась, конечно, не с Петра I, но именно этому царю мы обязаны появлением новогоднего праздника примерно в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Окунуться в эту радостную атмосферу, но уже применительно к ХХ веку вы можете, посетив выставку «Росфото» (проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Мы же начнем наш рассказ со времен более давних.

В допетровской России летоисчисление велось от Сотворения мира, которое, как считалось, произошло за 5508 лет до Рождества Христова.

Очередной год начинался 1 марта по юлианскому календарю, однако в 1492 году, когда праздновалось 7000 лет от Сотворения мира, великий князь московский Иван III приказал вести отсчет с 1 сентября.

К XVII веку относятся составленные иностранцами описания церемонии «О начатии нового лета», проводившейся 1 сентября в присутствии царя и начинавшейся с шествия от Успенского собора возглавляемой патриархом церковной процессии. Далее на помосте перед Архангельским собором служилась литургия, на которой присутствовали все чины государева двора – от бояр до стрельцов. В конце церемонии государя с началом «нового лета» поздравляли патриарх и представитель бояр, а все присутствующие на площади били челом. Царь отвечал поклоном.

На бытовом уровне такой осенний новый год в допетровской России не отмечался, зато отмечалось Рождество, которое растягивалось на 10 дней до Крещенского  сочельника. Эта череда празднеств – Святки – включала и обряды, уходящие в дохристианские, языческие времена, – колядование, сожжение соломенного стога, гадание.

Древний обычай наряжать к празднику какое-нибудь дерево существовал во многих странах, включая Турцию, Грузию, Азербайджан, Вьетнам, Японию. Праздничная ель в XVII веке была характерна для Голландии и германских княжеств. Под впечатлением от пребывания в этих странах Петр I издал указ, в котором повелевал отмечать новый год 1 января и вести летоисчисление от Рождества Христова. Календарь оставался юлианский – принятый у большинства других православных народов и на 10 дней отличавшийся от календаря григорианского, принятого в Западной Европе.

Сохранение юлианского календаря объяснялось и тем, что по григорианскому календарю празднование Нового года выпадало на православный пост, исключавший обильные застолья.

Тем же указом предписывалось при праздновании 1 января 1700 года организовывать фейерверки, развешивать в домах и на улицах гирлянды, а также украшенные зеленые ветки – еловые, сосновые и можжевеловые.

Постепенно главным элементом новогодних и сливавшихся с ними рождественских празднований стала именно украшенная елка, однако встречалась она в основном только при царском дворе или в домах знати и была нехарактерна для простонародных святочных гуляний.

Популяризация елки связана с Николаем I и его супругой Александрой Федоровной, которой подобные торжества напоминали о ее немецкой родине.

В 1852 году для всех желающих была устроена первая публичная новогодняя елка на Екатерингофском вокзале, а к началу XX века такие праздники с зеленой красавицей вошли в повседневную жизнь.

Правда, на уровне семьи организовать такие торжества могли только достаточно состоятельные люди. Зато сравнительно недорого можно было приобрести и разослать близким поздравительные рождественские открытки с праздничными изображениями.

Печатать их государственное почтовое ведомство начало в 1894 году, а через год разрешение выпускать «бланки открытых писем» было распространено и на частные типографии. В оформлении таких почтовых карточек принимали участие такие известные художники, как Л. Бакст, А. Бенуа и др.

Большевики, придя к власти, издали указ о переходе на григорианский календарь, так что 1 февраля 1918 года Россия сразу перепрыгнула в 14-е.

Церковь была отделена от государства, а Рождество и сливавшийся с ним Новый год попали в опалу. Сначала прекратился впуск праздничных открыток, а в 1929 году празднование Нового года вообще отменили, сделав 1 января обычным рабочим днем.

В конце декабря 1935 года, после опубликованного в «Правде» письма крупного партийного деятеля Павла Постышева, елку реабилитировали, указав, что раньше подобные праздники были развлечением богачей, а теперь должны быть доступны детям трудящихся. Письмо заканчивалось призывом: «Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической Родины».

Поскольку проведение детского праздника предполагало наличие организатора (массовика-затейника), в сценариях подобных мероприятий возникла фигура Деда Мороза. Похожий персонаж фигурировал на рождественских праздниках еще в дореволюционные времена, а генеалогия образа восходит к языческой мифологии. На главном новогоднем празднике в Кремле его роль играли популярные артисты – в 1960-е Александр Хвыля (известный как исполнитель роли Морозко в одноименном фильме), затем Роман Филиппов (гость с Колымы в «Бриллиантовой руке», Никола Питерский в «Джентльменах удачи»).

С 1937 года у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка: ее имя было заимствовано у сказочной героини пьесы А. Н. Островского, но сам образ наполнился сугубо позитивным содержанием.

Новогодние елки стали неотъемлемой частью советского быта и повсеместно организовывались даже в тяжелейших условиях Великой Отечественной. Новый год праздновался и в спасенной от фашистов Москве, и в блокадном Ленинграде, и в сталинградских руинах.

Позже, когда Красная армия двинулась с освободительной миссией на Запад, советские солдаты часто отсылали с фронта трофейные новогодние и рождественские открытки, отпечатанные в Германии, Финляндии, Дании.

С конца 1940-х годов собственные поздравительные открытки стали печататься и в Советском Союзе, причем чаще, чем рисованные изображения, использовались фотографические, хроникальные снимки новогодней тематики.

Указом от 25.12.1947 года 1 января становился выходным днем.

С 1954 года зажигается считающаяся главным праздничным деревом страны новогодняя елка в Кремле.

С 1993 года выходным днем объявлено и 2 января. В 2005 году диапазон нерабочих дней продлен до 5 января, а с учетом Рождества, являющегося с 1991 года нерабочим днем, новогодние каникулы в России могут растягиваться до 10 января.


31 декабря 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
1305379
Александр Егоров
268097
Татьяна Алексеева
208423
Яна Титова
197174
Сергей Леонов
194772
Татьяна Минасян
157298
Татьяна Алексеева
128140
Светлана Белоусова
127807
Борис Ходоровский
116687
Сергей Леонов
104533
Виктор Фишман
86655
Павел Ганипровский
84858
Борис Ходоровский
76509
Наталья Матвеева
74001
Павел Виноградов
67465
Валерий Колодяжный
61922
Богдан Виноградов
61904
Наталья Дементьева
61574