Козлы всея Руси
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №1(413), 2015
Козлы всея Руси
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
3528
Козлы всея Руси
Памятник козлу в поселке Саракташ, Оренбургская область

У новогодних торжеств есть старые добрые традиции: елка, застолье, бой часов на Спасской башне и показ по телевизору «Иронии судьбы». Не так давно появились и новые приметы наступления Нового года: с календарей на нас смотрят то кролики, то лошади, то тигры, а люди, которые верят во все без разбора, начинают спрашивать: «По китайскому гороскопу следующий год какого животного: бледно-фиолетовой змеи или огнеупорной крысы?» Вот молодцы китайцы! Не только одевают, кормят и снабжают всевозможными товарами полмира, так еще приучили нас к своим традициям! 2015 год будет проходить под знаком не то козы, не то овцы...

Может быть, и есть в этом какое-то роковое совпадение. Нашу страну упорно пытаются назначить на роль сидоровой козы, которую дерут почем зря. Нет! Хочется верить, что в новом году мы не будем покорно следовать за иноземными твердолобыми баранами, а продолжим идти своим путем. Пусть наступивший год пройдет под знаком нашего родного русского козла – вожака стада, символа необузданной силы, выносливости, отваги и лидерства...

МАЛЫШ-ПАРТИЗАН

16 июля 1944 года состоялся парад по случаю освобождения Минска от немецкой оккупации. Среди разрушенных и сожженных домов шли маршем заросшие и исхудалые партизаны. Они шагали гордо, награды блестели на груди! Их встречали с восторгом! Они стали победителями! В параде приняли участие тридцать тысяч партизан и один козел по кличке Малыш. Он занял свое место во главе отряда и маршировал, четко печатая шаг. Командующий Третьим Белорусским фронтом генерал Черняховский и член Военного совета генерал Макаров удивленно смотрели на необычного партизана. Зрители смеялись, аплодировали, но Малыш не испугался: на войне он и не такое повидал.

Боевой путь Малыша начался в 1943 году. Партизаны отряда «Борьба» стояли на зимовке в деревне Дальковичи. К солдатам подошел худющий козел и жалобно заблеял. Конечно, его угостили хлебом, и больше он от партизан не отходил ни на шаг. За скромные размеры козел получил кличку Малыш, на которую с удовольствием откликался и бежал навстречу, только позови. Козел получал солдатский паек и честно отрабатывал свой хлеб и капусту. Героический Малыш оказался козлом не робкого десятка. Санинструктор надевал на козла сумку с медикаментами, и они вместе под огнем шли помогать раненым. Когда партизаны взяли с боем населенный пункт Вилейка, Малыш въехал в освобожденный город на броне танка! Бывший партизан Василий Давжонок так вспоминал о боевых подвигах Малыша: «Как-то произошла крупная стычка с немцами возле деревни Околово. Я прекрасно помню этот бой, был в то время вторым номером пулеметного расчета – подавал патроны. Все время сражения Малыш от нас не отходил. Причем действовал очень грамотно: как только немцы открывали шквальный огонь, спокойно отходил под прикрытие, за сосну, пережидал, а после опять выходил и внимательно наблюдал за ходом боя».

Партизанский любимец прошел вместе с отрядом сто километров до Минска, причем всегда во главе колонны. Партизаны стали готовиться к параду: мылись, брились, стирали одежду, приводили в порядок обувь, оружие. В свободное время мужики рассуждали, что Малыш заслужил право пройти в парадном строю. Однако партизаны понимали, что ни командир отряда Алексей Филатов, ни комиссар Василий Манников не позволят поставить в строй парнокопытное. Пришлось прибегнуть к военной хитрости. Перед парадом Малыша помыли, причесали, а в качестве идеологической нагрузки надели ему на рога немецкую фуражку, повесили на шею фашистские ордена, на правый бок – ракетницу. У кого из партизан нашлись круглые очки, их надели на нос Малышу. Получился не козел, а ходячая агитация. Малыша хотели провести в хвосте колонны на поводке, но этого козел не стерпел. Он вырвался из рук ординарца и занял свое место в парадном строю: впереди отряда, на шаг позади командира и политрука. Так они и прошли перед трибунами. Высокое начальство, зрители и сами партизаны были поражены тем, что козел не шел, а маршировал строевым шагом...

ГОРОД КОЗЛОВ

Город Козлов... Не ищите на карте России город с таким звучным именем. Его больше нет! Вернее сказать, город существует, растет и хорошеет, но вот название он изменил. В 1932 году город Козлов был переименован в Мичуринск в честь ботаника-селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Заслуги самого знаменитого жителя города Козлова были столь значительны, что этой высокой чести он удостоился при жизни. Иван Мичурин приехал в Козлов, когда ему было двадцать лет. Он арендовал за три рубля в месяц пустующую городскую усадьбу. На своих шести сотках – а именно такой была площадь участка – Мичурин научился выводить новые сорта растений, скрещивать вишню с черемухой, персик с миндалем, рябину с боярышником и получил множество диковинок с великолепными свойствами. Благодаря неустанной деятельности Мичурина провинциальный Козлов превратился во всероссийский центр садоводства. Однако вполне возможно, что старожилы, истинные козловцы жалели о старом названии города. Ведь оно родилось словно по велению судьбы.

В 1635 году царь Михаил Федорович распорядился «для бережения Рязани от татарских войн» заложить город. Воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев осмотрели местность и выбрали красивое место на зеленом холме, о чем сообщили царю: «По твоему государеву указу, выпрося у Бога милости и у Пречистой Богородицы помощи, пев молебен на Козловском урочище, октября в 11 день город обложили». В Козловском урочище жил мужик Семен Козлов. Воеводы почесали в затылках и, не долго думая, назвали будущий город Козловым. Козел, прыгавший в Козловском урочище, где жил мужик по фамилии Козлов, стал геральдическим символом города.

Город Козлов воевал, бунтовал, торговал, строился, горел – в общем, жил, как вся Россия. Однако в столичной прессе о Козлове упоминали редко, да и журналисты не стеснялись называть его захолустьем. 24 октября 1909 года в «Брачной газете» появилась статья под заголовком «Захолустные нравы». «В городе Козлове Тамбовской губернии наступил свадебный сезон, – писал корреспондент. – Один пригородный богач задумал сыграть свадьбу так, чтобы небу было жарко. Пригласил два хора певчих и оркестр. Первые должны были служить для усиления благолепия в церкви, а второй – услаждать веселящихся гостей дома.

В храм жених явился пьяным, прогнал певчих и приказал:

– Пусть только дьячок поет, а сторож подтягивает.

Никто не осмелился перечить богачу – сделали, как он хотел».

Дьячок старательно выводил песнопения, а сторож фальшиво подтягивал, как тогда говорили, драл козла. После венчания свадебный поезд укатил пировать в дом отца невесты, но и тут жених не успокоился. Он потребовал, чтобы принесли железные кадки и трубы от самоваров. Эти предметы домашнего обихода были вручены музыкантам вместо скрипок и флейт. Под неистовый рев самоварных труб и удары поленом по кадушкам началось буйное веселье, которое можно охарактеризовать ныне совсем забытым словом – «козлогласование». А что же невеста? Бедной девушке пришлось смириться: любовь зла – полюбишь и козла, особенно если у него много капусты...

ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЮТ КОЗЛЫ...

8 апреля 1783 года императрица Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма к Российской империи. Государыня обещала «свято и непоколебимо за себя и преемников престола содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру», а вот оставлять прежние названия городов царица не обещала. Екатерина приказала город Кафу переименовать в Феодосию, сделать столицей Таврической губернии Симферополь, строящийся порт наречь Севастополем. Глянула царица на карту Крыма и с удивлением воскликнула:

– А это что такое? Город Козлов! Откуда взялся?

На месте крымского города Козлова, имя которого так не понравилось императрице, в VI веке до нашей эры существовало небольшое греческое поселение Керкинитида. Оно было самой маленькой демократической республикой в античном мире. Несмотря на скромные размеры, в Керкинитиде были форум, стадион и театр, где ставились трагедии. В переводе с греческого языка «трагедия» означает «песня козлов». Нет, настоящие козлы в представлениях не участвовали и на сцене не блеяли. Все объясняется просто: постоянными персонажами спектаклей были сатиры – мифические существа, полулюди, полукозлы. Актеры, исполнявшие роли сатиров, одевались в козловые шкуры и услаждали слух публики песнями о мучительных переживаниях героев. Два века Керкинитида прожила относительно спокойно, а потом на берегах Черного моря разыгралась настоящая трагедия. Крым захватили племена гуннов, превратив греческие города в руины...

Промчались восемнадцать веков, и на месте разрушенной Керкинитиды турки возвели город Гезлев. Трудное для произношения слово «Гезлев», русские переиначили на свой лад и говорили просто: Козлов. В морских лоциях тогда значился Козловский маяк, а украденных девушек продавали на Козловском невольничьем рынке. В конце 1782 года князь Потемкин писал императрице Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы. Положите теперь, что Крым Ваш и что нету уже сей бородавки на носу. Вы обязаны возвысить славу России». Как мы знаем, Екатерина послушалась мудрого совета. Императрице хотелось, чтобы в российском Крыму сохранялась память о его греческом прошлом, и она приказала переименовать город Козлов «из-за неблагозвучности названия» в Евпаторию в честь греческого царя Евпатра. Этот благородный муж не раз спасал маленькую Керкенитиду от набегов скифов. В прошлом году Евпатория отметила 170 лет со дня утверждения герба города, на котором красуется голова козла.

На карте России множество деревень с названием Козлы. Есть Козлы Большие и Малые, а поселков Козелец насчитывается около сотни. Следует вспомнить и древний Козельск, жители которого с гордостью говорят: «Мал Козельск городок, да старше Москвы на годок». Москва впервые упоминается в летописях в 1147 году, вот и посчитайте, сколько лет Козельску! Старинный Козельск издавна был центром хлебородного края, а на Руси козел считался духом нивы, символом плодородия. Когда завершалась жатва, козлу завивали бороду, последний сжатый сноп украшали лентами и пели: «Лежит козел на меже, дивуется бороде». Из этого древнего поверья и возникло название города Козельска.

С БОРОДОЙ, А НЕ МУЖИК

Заканчивался праздник урожая, и начинались трудовые козлиные будни. Кроме своих прямых обязанностей по увеличению поголовья стада, они доблестно исполняли роль охранников. Козлов держали на конюшне, чтобы они оберегали лошадей от домовых и чертей. Считалось, что козлы и нечистая сила легко могут найти общий язык, поскольку они состоят в близком родстве. В старину говаривали: «Бог создал человека, а черт – козла». Установить степень родства козла с чертом не представляется возможным, но точно известно, что пребывание козлов на конюшнях имело практическое значение. В конюшнях нередко заводились ласки. Эти маленькие хищницы прокусывали коням ноги и лакомились кровью. По словам опытных конюхов, «ласки не любят козла – убегают от него».

Плодовитость козлов отразилась в русской моде: в южных областях замужние женщины носили необычный головной убор – рогатую кичку. К плоской шапочке пришивались рогожки, длина которых доходила до двадцати сантиментов. Обладательницы рогатых головных уборов были уверены, что родят здоровое и многочисленное потомство. Однако священники видели в кичках с рожками отголосок язычества и вынесли им «модный приговор». Женщин в рогатых кичках не допускали к причастию, а иногда изгоняли из храма. Однако обломать рога всем женщинам не удалось, и рогатые кички благополучно дожили до начала XX века, а потом исчезли вместе с верой в то, что козлы помогают в решении демографических проблем.

В наше время за представителями подсемейства козьих, семейства полорогих, подотряда жвачных, отряда парнокопытных, а проще говоря, за козлами прочно утвердилась дурная репутация. Почему именно козел стал олицетворением отрицательных качеств? Драчливый, упрямый и злой козлиный характер в этом не виноват. Городские жители в глаза не видели козлов, но поминают их недобрым словом при каждом удобном случае. Ненаучные изыскания показывают, что козлы стали жертвами черного пиара. Отрицательный образ козла формировался на протяжении тысячелетий. В ветхозаветные времена козлы были жертвенными животными. В праздник Йом-Кипур в Иерусалимском храме первосвященник возлагал на козла руки, символически перенося на животное грехи всего еврейского народа. Ни в чем не повинный козел становился вместилищем человеческих пороков, козлом отпущения. Несчастное животное изгоняли прочь, умирать в пустыне от голода.

Совсем недавно был открыт памятник козлу отпущения. Произошло это знаменательное событие на Украине, в поселке Куйбышево Запорожской области. Скромный памятник козлу был создан в те времена, когда «жили вместе козел да баран, сена клок – и тот пополам». Переходящий памятный знак «Козел» исколесил почти весь Советский Союз. Ежегодно «Козла» вручали отстающему колхозу за невыполнение плана по надоям. После распада Союза «Козел» куда-то пропал, и вдруг – о, чудо! – нашелся на Украине. По решению поселкового совета просто «козла» переименовали в «козла отпущения» и установили в городском сквере. Претендентов на звание козла отпущения на Украине сейчас хоть отбавляй. Думается, что памятник надо снова сделать переходящим...

Однако вернемся к козлиной репутации. Сказочники, песенники и острословы тоже приложили руку, чтобы очернить козлов. В 1713 году детишки впервые спели песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик». Любимец бабушки убежал в лес, попал в плохую компанию, и «остались от козлика рожки да ножки». С легкой руки неизвестного автора козлик стал символом детского непослушания. О никчемном человеке говорят: «От него, как от козла, ни шерсти, ни молока!» Но почему козел, особь мужского пола, должен давать молоко? Почему от барана молока не требуют? Где справедливость? Кто ответит за козла? Если девица не могла устроить личную жизнь, то деревенские кумушки шептались: «В девках засиделась, будет на том свете козлов пасти». Сказочная Аленушка пугает братца Иванушку самым страшным, что может случиться с мальчиком: «Не пей, братец, из копытца – козленочком станешь!» А теперь вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Коза – заботливая мать-героиня. Выбиваясь из сил, она кормит семерых козлят и вынуждена оставлять их дома без присмотра. А где в это время ее муж? Где этот козел? Наслушавшись россказней о козлиных проделках, повзрослевшие Аленушки стали упрекать Иванушек, что они напиваются из копытца и превращаются в настоящих козлов! Женщины! Оставьте в покое козлов! Где вы видели пьяного козла с сигаретой, который целыми днями лежит на диване и смотрит телевизор? Лучше чаще повторяйте любимым: «Все мужики – орлы!», и они поверят в это и воспарят...

ТВЕРСКИЕ КОЗЛЫ

Однако в России есть город, где можно подойти к мужчине и сказать ему: «Какой же вы козел!», и он не обидится, заулыбается и будет долго благодарить. Таким необычным козлолюбием отличается город Тверь.

В старину жители российских городов имели меткие прозвища: уроженцев Тулы называли самоварниками, о вятских мужиках говаривали: «Вятские ребята хватские», псковичей, занимавшихся скобяным промыслом, прозвали скобарями. Жители Твери гордятся, что их называют тверскими козлами. Особое почтение к козлиному племени объясняет легенда, согласно которой козел спас Тверь от разорения. Рассказывают, что однажды дьяк поднялся на колокольню, чтобы созвать православных к заутреней, и видит, что Тверь окружают татарские войска. Он принялся отчаянно звонить в церковный колокол, призывая народ к обороне. Из домов неспешно выглядывали горожане и недоуменно спрашивали: «Что случилось?» Дьяк спустился на улицу, поймал первого попавшегося козла, втащил его на колокольню и привязал веревкой к колоколу. Козел метался, рвался, а колокол звенел все громче. Козел-звонарь разбудил весь город, а дьяк вместе с горожанами бросился на защиту Твери. Может быть, кто-то не поверит, что дьяк заставил упрямого козла подняться по лестнице, однако не зря бытует пословица: «Тверичане такой упрямый народ, что и козла на колокольню затащат».

В общем, любят козлов в Твери, но эту любовь едва ли можно назвать взаимной. Начиная с XII века, самой модной обувью у бояр были сафьянные сапоги. Лучшие сапожки шили в Твери, а в близлежащем Торжке выделывали превосходный сафьян. Если заглянуть в толковый словарь Даля, то там сказано: «Сафьян – козел, выделанная козловая кожа, различной краски». Отправляя мужей в тверские края, женщины игриво напевали:

Привези мне из Торжка
Два сафьянных сапожка.

Чтобы обеспечить Русь модными обновками, в Тверь гнали огромные стада, и козлы на собственной шкуре испытали, что значит быть жертвой моды. Сапожки из козлиной кожи носила даже Екатерина II. Во время визита императрицы в Тверь ей преподнесли «кожаные кисы (меховые сапоги) и сафьяновые туфли, шитые золотом». Прочные и легкие сафьяновые сапоги поставлялись на экспорт. Однажды тверские обувщики отправили большую партию прочной обуви для армии Наполеона. А тут нежданно-негаданно началась война. Императору Александру I доложили, что вражеские солдаты будут маршировать по России в обуви, изготовленной из шкур наших родных козлов. По свидетельству очевидцев, Александр I отпустил в адрес тверских обувщиков несколько крепких выражений, самым вежливым из которых было: «Козлы!»

Теперь вас не удивит, что в Твери открылся первый и единственный в нашей стране Музей козла. В его экспозиции три с половиной тысячи предметов на козлиную тематику: статуэтки, монеты, марки, значки, медали, игрушки, книги, рога и копыта. Бесценные экспонаты собирали шесть энтузиастов. «За проявленное упорство и мужество в достижении цели» дирекция музея наградила их медалями «Заслуженному козлу». Посетителям с фамилией Козлов, Козловский, Козлевич и прочими производными от слова «козел» вход в музей бесплатный. В планах музея проведение фестиваля людей с «козлиной» фамилией под девизом «Козловы всех стран, объединяетесь!» В музее можно научиться забивать козла, крутить самокрутку «козлиная ножка» и петь козлетоном.

В планах музея установка памятника козлу в центре Твери. «На шее у козла обязательно будет колокольчик, – говорит директор музея кандидат исторических наук, член Геральдического совета при Президенте России Владимир Лавренков. – Если мы сами не звоним во все колокола, чтобы возродить свою историю, культуру, традиции, все лучшее, что было и есть у нас, то пусть это сделает наш тверской козел.


Теги: козлы
1 января 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847