Как Москва стала столицей
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №22(538), 2019
Как Москва стала столицей
Антон Кизим
историк, публицист
Москва
19841
Как Москва стала столицей
Художник Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы»

В сентябре москвичи в очередной раз отмечали день своего города. Сейчас это столица самой большой страны в мире. Однако не все­гда Россия была такой большой, и не всегда Москва была ее столицей. Но когда же она ею стала? Попробуем разобраться.

Первое упоминание Москвы датируется 1147 годом. В этом небольшом пограничном поселении князь Юрий Владимирович Долгорукий встретился со своим союзником, черниговским князем Святославом, отцом героя «Слова о полку Игореве». Тогда и речи не могло быть, чтобы Москва стала местом главного княжеского стола, то есть столицей не то что всей Руси, но и даже ее северо-востока.

Богородица выбирает Владимир

Сын Юрия Андрей Боголюбский сделал своей столицей Владимир. Он же перенес туда из Вышгорода икону Богородицы, которая была подарена греками киевскому князю. Икона стала называться Владимирской и была главной святыней Северо-Восточной Руси. По легенде, именно Богородица определила место новой столицы северо-восточного княжества. Когда князь с иконой проезжал мимо Владимира, лошади остановились и отказывались ехать дальше. Князь понял, что это знак свыше, что икона должна быть в этом городе. И он сам решил править здесь.

После княжеских усобиц в следующем поколении сложились такие правила: было несколько династий, которые владели своими уделами, а Владимир был общим и главным городом. Им мог владеть самый старший князь в роду. Ну, или самый сильный, который всех остальных силой оружия заставил признать себя старшим.

Статус Владимира сохранился и после Батыева нашествия. Более того, он стал фактически главным городом не только северо-востока, но и всей Руси, так как северо-восточные князья быстрей других добирались в Сарай, столицу Золотой Орды. Владимирский князь становился главным князем на Руси, только теперь, чтобы стать им, нужно было ездить к ханам Золотой Орды, чтобы получить от них ярлык на Владимирское княжение. И получал его тот, кто производил на ханов лучшее впечатление (как правило, богатыми дарами).

Киев же свое значение потерял. До Батыева нашествия он был главным объектом борьбы между сильнейшими князьями, но при татарах это прекратилось. Формально он оставался церковным центром, и глава Русской церкви носил титул митрополита Киевского. Но митрополиты, как правило, предпочитали жить не в разоренном Киеве, а во Владимире.

Ханский ярлык

А что Москва? Московские князья тогда были одними из многих князей северо-востока, которые мечтали получить от ханов ярлык на владимирское княжение, то есть признание себя самыми старшими князьями на Руси.

Кроме московской династии, за ярлык боролись князья Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля, Городца, Твери. Ярлык переходил из рук в руки, то один, то другой город оказывался победителем. Но никто не мог удержать первенство долго, и политический расцвет города сменялся закатом. Это происходило по ряду причин. Во-первых, сама система подразумевала переход старшинства от одной династии к другой. Во-вторых, монгольские ханы не видели смысла в усилении какого-то княжества. Они считали выгодней ситуацию, когда несколько русских князей примерно одинаково равны по силе и никто не выделяется. Поэтому, когда какое-то княжество усиливалось, его ослабляли, в том числе забирая владимирский ярлык.

В начале XIV века на первый план вышли Тверь и Москва. Высказывались разные предположения, почему именно они. Например, есть версия, что они находились на важных торговых путях. Но на самом деле тогда их успех никого не удивлял и казался временным — потому что, как уже говорилось, города-лидеры постоянно менялись.

При этом статус общего города вскоре стал плохо сказываться на Владимире. Ведь те, кто владел им, как правило, не видели смысла его отстраивать, украшать и развивать, так как он должен был достаться другим. Поэтому князья предпочитали вкладываться в развитие родных княжеств, которые могли передать его по наследству своим сыновьям. Так, когда московские князья получали ярлык на владимирское княжение, они развивали Москву, тверские князья — Тверь, суздальские — Суздаль и так далее. Владимир становился все беднее, хотя владеть им все равно было почетно и выгодно.

Переселение митрополита

Так благодаря чему же победителем в этой борьбе вышла Москва?

Пожалуй, главное знаменательное событие произошло в 1326 году. Глава Русской церкви митрополит Петр решил переехать в Москву. В том же году он скончался, завещав похоронить его в Успенском соборе, который начали строить после его переезда.

На месте Москвы вполне могла оказаться Тверь. Дело в 1305 году тверской князь попытался сделать своего ставленника митрополитом. Логично предположить, что тот захотел бы жить в Твери. Но в Константинополе предпочли сделать митрополитом Петра, который был представителем Галицких земель. Тверской князь к нему относился прохладно, и Петр стал симпатизировать Москве из принципа «враг моего врага — мой друг». Поэтому он в конце жизни и сделал Москву своей резиденцией. Его примеру последовали следующие митрополиты, таким образом Москва стала религиозным центром Руси.

Кроме того, в 1327 году произошло стихийное восстание в Твери, в результате которого был убит Щелкан (Чолхан), двоюродный брат хана Узбека, гостивший тогда в городе. Восстание было жестоко подавлено, что привело к сильному ослаблению тверских князей, которые тогда были главными конкурентами московских.

Благодаря этим событиям вскоре московские князья стали самыми могущественными, а территория их удела — самой большой. Именно им ханы стали чаще всего выдавать ярлыки на владимирское княжение. Особенно интересным был случай 1363 года. Тогда получилось, что старейшим князем на Руси был объявлен князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, которому было всего 13 лет. Это стало возможно благодаря митрополиту Алексею, который в это время фактически правил Москвой (он был регентом при малолетнем Дмитрии). При этом выходило так, что люди, поддерживающие московского князя, поддерживали главу церкви.

Москва уже никому не отдавала пальму первенства. Одним из показателей ее могущества и богатства стал белокаменный Кремль, построенный Дмитрием, когда он достиг совершеннолетия. Этот Кремль блестяще показал себя во время войн с литовским великим князем, который не смог взять московскую крепость. Тогда же были построены Чудов и Воскресенский монастыри и другие архитектурные памятники.

Мамай, Тохтамыш, Тамерлан

Итак, московские князья стали самыми влиятельными, но формально Москва еще не была главным городом — таковым оставался Владимир. При этом он становился все бедней, так как московские князья по-прежнему не хотели вкладываться в город, который в любой момент могли потерять. Ведь правители Орды всегда могли отдать владимирский ярлык другим князьям.

Между тем темник Мамай, фактически правивший Золотой Ордой, решил, что Москва слишком усилилась и надо ее ослабить. Он изъявил волю отдать владимирский ярлык тверскому князю. Но Дмитрий Иванович не подчинился. Это привело к войне, в которой на стороне Москвы выступили почти все самостоятельные княжества, включая Тверское. При этом Мамая поддерживала лишь часть Орды — около половины.

Борьба закончилась знаменитой битвой, которая произошла в сентябре 1380 года на Куликовом поле. В этом сражении московский князь Дмитрий Иоаннович одержал блестящую победу, хотя и дорогой ценой. Выяснилось, что Русь достаточно сильна, чтобы победить половину Орды. Мамай бежал и вскоре был убит, а новый хан орды Тохтамыш оставил владимирский ярлык за Дмитрием.

Впрочем, потом Тохтамыш решил, что Москву надо ослабить, и попытался отобрать ярлык у московского князя. В 1382 году он напал на Москву и устроил резню, в результате которой погибло около 24 тысяч человек. Но вскоре выяснилось, что война против Москвы может стать тяжелой и долгой — отдельные татарские отряды были разбиты русскими. И Тохтамыш решил отказаться от своего намерения и уступить московскому князю. При этом разрушение Москвы не привело к ее политическому падению: владимирский ярлык остался за Дмитрием, а город вскоре был восстановлен.

А в 1389 году, после смерти Дмитрия, его сын Василий получил ярлык на владимирское княжение от посла хана. Ему уже не нужно было ехать в Орду, чтобы просить ярлык, не нужно было бороться с конкурентами. Владимир стал наследственным владением московских князей и потерял статус общего города. Однако при желании тот же Василий Дмитриевич мог сделать его своей столицей. Но он предпочел княжить в Москве.

В 1395 году произошло еще одно знаменательное событие. Хан Тохтамыш был разбит знаменитым среднеазиатским полководцем Тамерланом — Тимуром. Возникла угроза вторжения Железного Хромца на Русь. Его войсками уже был взят город Елец. Превосходство армии Тимура над русской было очевидно. Князь Василий Дмитриевич сделал все для подготовки к обороне, но этого было недостаточно — численность армии Тамерлана достигала 400 тысяч людей. Русь замерла в ожидании бедствий, которые вполне могли превзойти ужасы Батыева нашествия.

День Москвы

Оставалось надеяться на чудо и молиться. Тогда в Москве вспомнили о Владимирской иконе. Князь Василий Дмитриевич приказал перенести ее из Владимира в Москву. Десять дней ее несли, а люди стояли вдоль дороги и молились об избавлении от нависшей угрозы. 26 августа весь город вышел навстречу процессии, которая несла чудотворную икону.

И в это время Тамерлан повернул свои войска от Руси. Кто-то может сказать, что это случайное совпадение, но верующие видят в этом Божий промысел. А те, кто молился перед Владимирской иконой, увидели заступничество Богородицы.

В любом случае в результате этих событий святыня оказалась в Москве. Это было очень символично: когда-то Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, сделав его столицей Северо-Восточной Руси, теперь же ее перенесли в Москву, которая стала новой столицей уже всей Руси.

Показательны последующие события. Вскоре после смерти Василия Дмитриевича началась феодальная война между его сыном Василием Васильевичем и братом Юрием Дмитриевичем. При этом воюющие стороны будут бороться не за Владимир, а за Москву. Для них, как и для всех, будет очевидно, что именно она — главный город Руси.

День Москвы теперь отмечается в сентябре — потому что именно 8 сентября по новому стилю москвичи встретили чудотворный образ Богородицы. А в церкви в этот день празднуется Сретение Владимирской иконы Божией Матери.



15 октября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847