Дикий Восток империи
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №24(488), 2017
Дикий Восток империи
Павел Ганипровский
журналист
Санкт-Петербург
2527
Дикий Восток империи
Один из православных храмов Аляски

3 августа 1784 года на остров Кадьяк у южного берега Аляски прибыла экспедиция Григория Шелихова в составе трех галиотов. Это стало началом освоения русскими Нового Света. На фоне современных событий история почти 200-летней давности приобретает злободневность.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Когда мы говорим о «заокеанской сверхдержаве США», это ассоциируется с чем-то весьма отдаленным. И как-то забывается, что с этим государством Россия имеет морскую границу. А было время — и сухопутную. Да что там, связи между Россией и США гораздо более давние и сложные, чем представляется на первый взгляд. Например, многие ли знают об экспедиции русской эскадры к берегам Северной Америки в 1863–1864 годах? Прежде всего она преследовала интересы России: таким образом царь Александр II стремился предотвратить выступление Англии и Франции на стороне восставших поляков. Но одновременно появление русской эскадры в Сан-Франциско предотвратило вступление этих же европейских держав в Гражданскую войну в США на стороне южных конфедератов. Чем, не исключено, во многом предопределило победу северных штатов. Тогда русских моряков в любом доме в Сан-Франциско встречали как героев…

Но это лишь эпизод пребывания русских в Америке. С тех пор как в 1648 году экспедиция Семена Дежнева открыла Аляску, двуглавый орел парил над тихоокеанским берегом Нового Света более 200 лет. История русских в Америке не менее драматична, чем других народов, осваивавших этот континент. Но знают ее у нас плоховато. Может быть, потому, что история России слишком богата событиями… А вот американцы со своей короткой историей воспринимают, например, гибель пяти рот своих кавалеристов в битве с сиу при Литтл-Бигхорн примерно как мы Аустерлицкое сражение.

При этом надо отдать им должное — они бережно относятся и к русским реликвиям на своей земле. Например, калифорнийский Форт-Росс отреставрирован и стал местом паломничества туристов. То же самое можно сказать о русских храмах на Тихоокеанском побережье. Да что там говорить, если личностью выдающегося русского первопроходца в Северной Америке Тимофея Тараканова наши историки заинтересовались только после исследования американца Кеннета Оуэнса. А ведь жизнь этого бывшего крепостного, ставшего высокопоставленным сотрудником Российско-американской компании (РАК), можно поставить в ряд с историями хоть безымянных героев-викингов Кенсингтонского камня, хоть Кабеса де Вака, хоть Даниэля Буна или других первопроходцев, отважно проникавших в дебри полного опасностей континента.

Российские землепроходцы: Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Григорий Шелихов, Иван Кусков, основавший Форт-Росс, первый главный правитель русских поселений в Америке Александр Баранов и многие другие — купцы, казаки, поселенцы — все это такие же персонажи освоения Америки, как испанские конкистадоры или французские гугеноты.

Да, русские тоже стремились за богатствами девственного материка, прежде всего за шкурами пушного зверя. Это были купцы и промышленники, но в отличие от ковбоев и ганфайтеров они старались завязать добрососедские отношения с местным населением. Правда, не всегда это получалось. На Диком Западе (для нас — на Диком Востоке) русским противостояли не сиу и апачи, а не менее грозные тлинкиты, культурные, хорошо вооруженные, — «народ убийственный и злой», по оценке сталкивавшихся с ними сотрудников РАК. Союзниками же русских были алеуты и эскимосы. В 1972 году решением властей США на месте битвы русских с тлинкитами при Ситке был создан национальный исторический парк. В сентябре 2004 года, в двухсотую годовщину битвы, индейские и русские потомки ее участников вместе провели традиционный тлинкитский обряд плача и примирения. Хотя, вообще-то, индейцев на русских науськивали как раз американские промышленники — из-за конкуренции, разумеется…

АМЕРИКАНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФЕНОМЕН

Но главным отличием русских первопроходцев была религия, которую они несли. Нельзя сказать, что другие группы европейских переселенцев не вели миссионерской деятельности. Но протестантизм, как и католичество, неважно приживался в Новом Свете. Их до сих пор исповедуют потомки переселенцев, но коренное население предпочитает оставаться анимистами. Протестантизм видоизменялся в Америке, выдавая то мормонов, то иеговистов, католичество в негритянских регионах причудливо сочеталось с демоническим культом вуду. А вот православие в зоне русского влияния прижилось, по крайней мере у алеутов, части эскимосов и даже индейцев.

Исследователь темы Русской Америки митрополит Климент вообще считает, что купцам и промысловикам, а вслед за ними православным миссионерам удалось «соединить культуру местного населения с русской культурой».

— Русские купцы отличались особой набожностью, — говорит он, — они пытались воспитать местных жителей, проповедовали христианство. В результате постепенной инкультурации множество алеутов, эскимосов и индейцев приняли православие, они молились вместе с русскими, выучили язык православного богослужения, стали давать русские имена своим детям, в том числе рожденным в смешанных браках.

— Без православия невозможно понять феномен Русской Америки, — убежден доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, научный руководитель экспедиции «Аляска-2011» Александр Петров.

Первосвятителем Аляски был епископ Иннокентий (Иван Попов — Вениаминов), начавший миссионерскую деятельность в Новом Свете в 1824 году. Его учениками и последователями стали многие из коренных жителей, например тоже причисленный к лику святых отец Иаков Нецветов — первый православный священнослужитель из туземцев.

— Его миссионерские методы — эталон для сегодняшних миссионеров. Он крестил сотни людей, но никогда не гнался за количеством, убеждал словами о Христе, своим личным примером. Бывало, что после его беседы многие туземцы сами искали его, чтобы он покрестил их, — говорит историк Алина Чижикова.

И другие святые вышли из туземцев, как, например, почитаемый Американской православной церковью в качестве мученика Петр Алеут. Он был захвачен испанцами во время промысла у берегов Калифорнии. Его пытали, чтобы он отрекся от православия и принял католичество. Петр отказался и был казнен.

РОССИЯ ОСТАЕТСЯ

С точки зрения геополитики продажа Аляски не была «преступным недомыслием царского режима», как писали и до сих пор пишут некоторые историки. Просто логистика того времени не позволяла Российской империи удерживать эти территории. Русские поселенцы вечно страдали там от недостатка снабжения из метрополии, а выход пушного зверя не покрывал расходов. Про аляскинское же золото тогда мало кто еще знал. Опять же Крымская война… В общем, Россия ушла из Америки. Но осталась связующая нить православия.

— Принято считать, что с продажей Аляски в 1867 году, с «уходом России из Америки» влияние России на этом континенте исчезает, — говорит Александр Петров. — Однако это совершенно не так: культурное и духовное присутствие России в пределах бывшей Русской Америки остается.

— Жители Аляски сохраняют духовную принадлежность к русской культуре и очень ее ценят. Большая заслуга Русской православной церкви в том, что влияние России в Америке не закончилось после того, как сошли на нет ее экономические интересы, — соглашается российская лингвистка Мира Бергельсон.

Действительно, в языке православных жителей Русской Америки закрепилось множество русских слов и имен, например «благодать». А вот Бога они называют по-своему — Агугум.


24 ноября 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847