300 витязей Аркона
РОССIЯ
«СМ-Украина»
300 витязей Аркона
Виктор Орлов
журналист
Киев
8900
300 витязей Аркона
Штыров Евгений Сергеевич. «Попрание древнерусских богов»

На крайнем Севере, если верить русской фольклорной традиции, находится чудесный остров, окруженный водами Моря-океана, а над ним высится Мировая гора. С этим сказочным местом отождествляется часто остров Буян. Проекцией мифологического острова Буяна, в реальной жизни был остров Руян в Ругии, возле Дании на Балтике, со священным – городом-храмом – Аркона, последним оплотом славян-вендов на западе... Этот славянский храм по значимости сравнимый с Дельфийским Оракулом – благодаря своей священности и могуществу бросал на колени европейских монархов и покорял народы…

ДРЕВНИЙ ОСТРОВ БУЯН

Для древних славян остров Буян – понятие священное, ведь он представляется как «первая земля», всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мировая ось и бьет источник вечной жизни.

На острове Буяне, говоря символическим языком, хранятся «семена» всего живого. Тут же сосредоточены могучие силы: весенние грозы, громы, ветры. На Буяне живут самые древние существа, птицы и звери, например, змей, всем змеям старший, птица, «всем птицам мать».

В центре острова Буяна, под могучим мировым дубом, который соединяет все три мира – мир подземный, земной и небесный, лежит камень Алатырь, т.е. «всем камням камень». Из-под Алатырь-камня бьют родники живой воды – они воскрешают природу, даруют земле урожаи. Под ним берут начало все реки. Он хранит источники всего сущего на земле, нет в мире ничего тверже этого камня. Недаром на протяжении столетий им «запирают» все клятвы и заговоры. Здесь сокрыта сила могучая «и силы той конца нет».

По древним сказаниям первый остров Буян находился на родине северных праславян в Гипербореи, Арктиде, находилась она на затонувшем материке в Северном Ледовитом океане. Действительно, около 15-20 тыс. лет назад на северном полюсе было тепло, потом же 10-11 тыс. лет назад  началась довольно скорая смена климата и опускание земной коры в области Северного полюса, которое продолжается и в наше время.

После гибели Гипербореи для всех славян, «вторым» Буяном стал Руян, а ныне это германский остров Рюген...

Остров Рюген лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора – удивительным образом напоминают о мифическом камне – Алатырь.

Аркону также посещали для гаданий. В городе, при храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.

Один только верховный жрец мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий, возможно, символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных – 3-х царств по русским сказкам.

Таким образом, главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти – «яр конь», откуда возможно и произошло название священного города «Ар-кона», то есть ярый конь или город Ярого коня.

По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа («Космография»): «На острове том живали люди-идолопоклонники – раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окрестным госyдаpствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были».

Его население «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они», по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению».

Основным занятием руянов было скотоводство, земледелие и рыболовство. Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали военные походы, вели войны по защите своих территорий.

Арабские историки отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов, обитателей острова. А северогерманский автор хроники II века Адам Бременский с уважением пишет о славянах, непосредственных соседях германских племен: «Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Руяне – очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным».

СРЕДОТОЧИЕ СЛАВЯНСКОЙ ВЕРЫ

Остров Буян-Рюген, главная святыня славянства. На северной оконечности острова, на небольшом полуострове Витове, были найдены остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек.

Там и был когда-то выстроен город-крепость Аркона. Он стоял на высоком обрывистом берегу, из которого выступают белые меловые скалы. Под ним плескалось темно-синее море. По морю проплывали многочисленные купеческие корабли и рыбацкие лодки, ведь мимо острова Руяна шел древний торговый путь из Северного моря в Балтийское. Арконский храм был главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества.

По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала в походах, изымая в пользу храма треть добычи.

Здесь было средоточие всей веры, и не только славянства – датский король Свейн и многие другие жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые находят много общего с религией кельтов. Седая древность спит на берегах Рюгена – она помнит еще друидов, уничтоженных Цезарем! Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумиру Святовиту, шли пилигримы из далекой, уже два века как принявшей христианство Чехии. Арконский храм стал главным религиозным центром славянского Поморья.

Руяне, известные больше как венды, крепко держали северные моря в державной длани. Морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов и находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами самым крупным славянским объединением. Полабские славяне бодричи, и лютичи противостояли натиску германских племен вплоть до XI века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.

Славяне противостояли не только германцам, но и друг другу: смертным боем бились бодричи с лютичами, вплоть до призвания в помощь рыцарей-крестоносцев. Раздоры и междоусобицы потрясали западнославянский мир. Таким образом, ослабление влияния руссов на Балтику и другие северные моря было связано с ослаблением позиций западных славян в Европе вообще. Вскоре после падения Арконы вся Полабия, раздираемая братоубийственными войнами лютичей и ободритов после двухсот лет кровавой борьбы была захвачена Германией.

«ТРИСТА ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ…»

Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».

Явление это было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из избранных юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами.

Триста витязей – золотопоясников (двидж, дважды рождённых), храмовых воинов Арконы, держали под своим контролем все окрестные племена и народы Балтики. С них брали дань миром, а с иных и мечом собирали.

При капищах других богов, как и в Арконе, в других племенных центрах, также, содержалось по 300 витязей, набиравшихся из лучших семей полабских племен – это были, по существу, охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германцев впереди полабских войск выступал отряд по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: например, на белых конях 300 витязей Святовита, на черных – 300 витязей Триглава. Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается как «вит я есть».

Более 350 лет Аркона была центром сопротивления славян против агрессии христианской Германии-Дании-Польши. Благодаря ей был полностью разбит 4 крестовый поход против славян, самый крупный в истории средневековья, насчитывающий по отдельным источникам, три армии общей численностью до 200 тыс. чел.

Немецкие рыцари, разделились на 3 колонны, к которыми присоединились датский король, войска папы, французские части из Бретани и другие. В Арконе же был избран военный вождь, князь всех славянских объединений лютичей, ободритов, он ловкими маневрами, поочередно разбил все 3 колонны, а в это время флот Арконы разгромил датский флот поддерживающий вторжение с моря.

Земли полабских слявян были знамениты храмами языческих богов, которые имелись (помимо Арконы) в Радигоще, Ретре, Корбеле и др. городах. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. – свет, весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы, Перевит – 5, Коревит – 5 лиц (четыре – под одним черепом, пятое – на груди), Яровит – 7. В немецких хрониках имена богов всячески искажены, но славянское окончание «вит» писалось всюду верно: немецкое wiht, wicht означало некое лицо, персону и относилось к сверхъестественным силам: духам, демонам.

От полабских богов-«витов» – и более ниоткуда – произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, наиболее близких этнически к полабским славянам, а «vitezky» означало у них – «победоносный». То есть «витязь» значит «я есть бог» в смысле как проводник божьей воли.

«Сами славяне, вопреки привычному нам образу, «древнего славянина» с волосами до плеч и бородою лопатой, коротко стригли, а то и брили волосы и бороды. Знатные воины – лютичи – могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос». Арконский кумир Святовита имел обритые головы и бороды «сообразно народному обычаю», по словам Саксона Грамматика. Только жрецы носили длинные волосы и бороды «вопреки обыкновению».

ПОМНИ АРКОНА!

Отдельные провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вел с ними. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественным и отважным, что руяне стали хозяевами, чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов.

Времена менялись... Остров Руян оказался в центре немецких и датских земель, угрожая их политической, экономической и религиозной независимости. Да и сокровища храма Арконы вызывали немалую зависть соседей.

9 мая 1168 года 30-тысячное войско датчан и немцев под предводительством короля Вальдемара I и епископа Абсалона, лично хотевшего уничтожить «седалище идолослужения», высадилось на острове Руяне и осадило Аркону. С ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва.

По иронии судьбы сам Вальдемар I был наполовину славянином, не по вере, но по крови. Его отец – конунг Кнуд Лавард, а мать – киевская княжна Ингеборг Мстиславна, притом его прадедом был Киевский Великий князь Владимир Мономах, в честь которого и назван.

Всего Вальдемар совершил более 20 сухопутных и морских походов. Целью их было не только территориальное расширение, но и распространение христианства. Наибольшим успехом увенчался поход 1168 года: взята была Аркона, (Яромарсбург) столица руян и покорен остров Рюген, где были разрушены языческие  идолы.

Более двух месяцев продолжалась битва за Аркону, имевшую лишь небольшой гарнизон. Все защитники героически погибли, отстаивая город-храм, а нападающие понесли громадные потери. В веках запомнилась героическая оборона Арконы.

Почти полтора месяца шла война во владениях ругов на берегу балтийского моря и только потом когда остатки войск отошли к острову – датский король с немецкими отрядами начали штурм города Аркона. На момент высадки различные хроники указывают до 30 тыс. нападавших. При штурме их было уже 20 тыс. Именно профессиональных воинов – убийц, а не крестьян – набранных в деревнях. Основное войско Арконы около 2.5 тыс. бойцов, погибло в первый же день, отражая высадку. Взять город было нелегко: высота стен с валом достигала 27 метров и камнеметные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды.

Семь дней датчане и немцы штурмовали городские стены, их обороняли уже жители города. Они героически сражались, враги же, когда не смогли взять город штурмом – подожгли его сразу со всех сторон. 12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, а малые запасы воды не позволили погасить пожар. Жители, видя свою обреченность, бросались в пламя, не желая быть рабами, предпочитая смерть плену и крещению. Король Вальдемар приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал.

РОД ЗАЩИЩАЮТ ВСЕ

Все это время бок о бок сражалась с войском и народом, отборная дружина храма – 300 белых витязей, но ко времени падения города их оставалось около 200. Когда город был взят, остался только храм Бога Свентовита. Почти две недели эти 200 воинов обороняли храм уже от 15-ти тысячного войска. Храм Свентовита был укреплен и расположен на вершине утеса. Вели к нему две дороги, на которых стояли славянские воины. За две недели боев их оставалось к тому моменту лишь 9 человек – уничтожили 4.5 тыс. вражеских воинов.

Трупами заполнился весь ров перед храмом, мечи брались у убитых товарищей. Германцы и датчане уже просто боялись идти на очередной штурм, погибли 2 брата короля и 7 баронов. Оставшиеся 9 защитников проявляли чудеса доблести, один бился против семерых, мечами разрубались всадники вместе с лошадьми. Это были лучшие из лучших славянских воинов.

В последний день отряд за отрядом шли на штурм немецкие и датские войска, впервые применив метод смены, ночью бились датчане – днем немцы. Обессилевшие, не спавшие несколько ночей славяне не сдавались. За последний день, нападавшие не смогли никого убить из оставшихся 9-ти витязей, одним из них был верховный жрец Храма Свентовита.

Тогда датчане собрали все бочонки со смолой и с катапульт кораблей закидали храм, а потом подожгли его. Горящие и обожженные бойцы выбежали из храма и кинулись в самую гущу вражеских войск – в свой последний бой – убивая всех на своём пути, пока не погибли.

Ошеломленные последним натиском враги не успели опомниться, как на них набросился невиданный отряд. В развевающихся плащах и расшитых рубахах, со всей возможной яростью на них кинулись северные валькирии – последние женщины Арконы. До последнего сидели они, в землянках готовясь к прорыву. Они шли навальной волной, вырубая всех на своем пути. Подобно крыльям мельницы бешено крутились мечи, оставляя поживу воронью. Пока датчане с немцами опомнились, 200-300 серных амазонок успело прорваться и уйти к потаенной бухте, где их подобрали лодьи с материка.

В отряде были только молодые женщины, немало их осталось лежать у храма, и враги с удивлением рассматривали этих странных воительниц с вплетенными в косы полосками бересты.

Врагу было невдомек, что все женщины были в ранней тяжести, и несли в себе зародыши новой жизни, а в их косах были заплетены бересты с руническими славянскими гимнами-письменами с тайными знаниями. Родившиеся девочки стали продолжательницами рода, а мальчики воинами-витязями и жрецами, впитавшими знания из берестяных грамот. Так героически погиб последний Ведический Славянский оплот – Аркона. Падение произошло 1 июля 1168 года.

Ценности, которыми так стремились поживиться нападавшие, так и не были найдены.

После падения храма Арконы начался невиданный на земле геноцид – за 50 лет из 8 миллионов прибалтийских славян осталось неассимилированными и живыми менее 500 тысяч. Но об этом в европейских хрониках ни строчки.

На протяжении последних веков остров Руян, ставший Рюгеном, попеременно принадлежал датским, шведским и немецким князьям. На мысе Аркона отчетливо видны остатки гигантских земляных укреплений – древней крепости балтийских славян. В настоящее время это курортный остров.

Прибалтийский славянский вендский этнос прекратил своё существование, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать славянскую речь. А потомки лютичей и по сей день живут в Белоруссии и Литве...

Ушла в небытие огромная Ведическая Славянская Цивилизация, не покорившая христианскому кресту и героически погибшая. Наступила эра русского православия, впитавшего лучшие черты языческого славянства – Милосердие и Веру!


9 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847