За кулисами «Мулен Руж»
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №23(539), 2019
За кулисами «Мулен Руж»
Борис Кронер
журналист
Санкт-Петербург
13400
За кулисами «Мулен Руж»
Знаменитое кабаре отмечает 130-летний юбилей

Одному из символов Парижа, знаменитому кабаре «Мулен Руж», исполнилось 130 лет. Его открытие было приурочено к началу Всемирной выставки и завершению строительства Эйфелевой башни. С первых дней работы кабаре стало местом сбора парижской богемы. Здесь выступали любимицы публики Ла Гулю, Иветта Жильбер, Жанна Авриль. В «Мулен Руж» впервые был исполнен канкан.

От Тулуз-Лотрека до Голливуда

Со дня основания «Мулен Руж» пользуется скандальной славой. В 1896 году здесь давала ежегодный бал Парижская школа искусств, во время которого одна из учениц полностью обнажилась во время танца. Это был первый в новой истории Европы стриптиз. Девушку арестовали, и студенты в Латинском квартале вышли на баррикады с лозунгом: «Да здравствует эстетическая нагота!» Два манифестанта погибли во время стычек с полицией. 

Всемирную известность «Мулен Руж» получил благодаря творениям знаменитого импрессиониста Анри Тулуз-Лотрека. Его любимой моделью была танцовщица по прозвищу Ла Гулю. На сцене кабаре все солистки выступали под звучными псевдонимами. В «Мулен Руж» Тулуз-Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что это один из аттракционов заведения. Он все время громко разговаривал, острил, вызывая хохот окружающих. А затем появлялись картины, плакаты и литографии, сохранившие на века неповторимый дух «Мулен Руж» XIX века. 

В 1915 году здание кабаре сгорело, но в 1921 году заведение открыли снова. После этого репертуар изменился: появились оперетты и ревю, в духе времени стали показывать кинофильмы. Во время Второй мировой войны оккупационные власти закрыли «Мулен Руж». В середине XX века здесь выступали Фрэнк Синатра и Элла Фитцджеральд, Ив Монтан и Шарль Азнавур, Лайза Минелли и Михаил Барышников.

В 1990-е у «Мулен Руж» наступили финансовые трудности. Былую популярность кабаре вернул вышедший на экраны в 2001 году фильм База Лурманна. Для австралийского режиссера, которому в ту пору исполнилось 38, это была всего лишь третья самостоятельная работа. В главных ролях парижской куртизанки и танцовщицы Сатин и влюбленного в нее поэта снялись звезды Голливуда Николь Кидман и Ивен Макгрегор. Неповторимую атмосферу кабаре помогла передать музыка «Биттлз», Элтона Джона и Дэвида Боуи. 

Фильм был показан на открытии Каннского фестиваля и собрал множество престижных наград. Бюджет картины составил 52,5 миллиона долларов. Только в первые пять месяцев проката сборы составили 57 миллионов. Режиссер был номинирован на «Оскар»

Каждое утро у касс кабаре на площади Бланш выстраиваются громадные очереди, туристические агентства выкупают билеты для «культпоходов», а поздней ночью в центре Парижа можно видеть группы японских и китайских туристов, строем идущих с Монмартра в свой отель. Когда-то точно так водили в «Мулен Руж» группы передовиков производства с советских предприятий, приехавших во Францию по профсоюзной путевке. Одна из легенд даже гласит, что у посольства СССР существовал договор с владельцами самого известного в мире кабаре и для почетных гостей выделялись бесплатные билеты.

Свой юбилей «Мулен Руж» отметил масштабно: в кабаре устроили музыкально-световое шоу, а на крыше заведения выступили танцовщицы. Были показаны фрагменты самой удачной программы последних лет «Феерия», которая идет в кабаре и сегодня. Солирует в ней Ольга Хохлова, приехавшая покорять Париж из Казахстана и отдавшая сцене «Мулен Руж» 12 лет.

На рубеже ХХ и XXI веков самой яркой солисткой парижского кабаре была россиянка Влада Красильникова. Она и рассказала лет 15 назад автору этих заметок о закулисье всемирно известного заведения. 

В Париж привела перестройка

– Мой путь в «Мулен Руж» начался с художественной гимнастики, – говорит Влада. – Мы жили в Уфе, где мама тренировала девочек. В том числе и нас с сестрой. Когда мне исполнилось пять лет, тяжело заболела воспалением легких. Врачи посоветовали сменить климат, и мы переехали в Ашхабад, где мама открыла первую в Туркмении школу гимнастики. В художественной гимнастике доросла до мастера спорта, а в 16 лет отправилась покорять Москву. Выступала в мюзикле Максима Дунаевского про перестройку, гастролировала по Западной Европе. Предложение из Парижа выглядело вполне логичным. 

По словам Влады, чтобы стать танцовщицей в «Мулен Руж», нужно совсем немного: красивое лицо, идеальная фигура, длинные ноги, а также хорошая физическая и хореографическая подготовка. Многие ошибочно полагают, что без нужных связей не обойтись. Ничего подобного. Практически каждый может прислать на просмотр свою видеокассету, кастинги проходят круглый год. Вот чтобы стать солисткой, действительно нужно быть неординарной личностью. 

В мире множество заведений, подобных «Мулен Руж», но только парижское имеет всемирное признание. Девушки, которые танцуют здесь, имеют в основном классическую балетную подготовку. Есть, правда, одна бывшая гимнастка с Украины, работающая по контракту. Она один или два раза в неделю подменяет солистку, прервавшую соглашение. 

Остальные все балетные с очень серьезной школой. Если из России, то выпускницы Вагановской академии, если из Лондона, то из лучшего британского хореографического училища. В последнее время очень много хороших танцовщиц приезжают из Австралии. Словом, самый настоящий интернациональный коллектив. 

– У меня сохранились кое-какие привычки со времен выступлений на спортивных аренах, помогающие в творческом процессе, – рассказывает Красильникова. – На разминке до сих пор использую упражнения из арсенала художественной гимнастики. Лучший отдых для меня, правда, крепкий сон. Массаж, бассейн, баня обязательны. Очень жалею, что в Париже не удается поваляться в снежке после парной. Приходится пользоваться турецкой баней.

Канкан не может надоесть

Влада говорит, что постановки в «Мулен Руж» осуществляют профессиональные хореографы. 

– Шоу, в котором солирую, ставил американец Билли Гудсон. Он, можно сказать, персональный хореограф семейства Джексон. И Майклу программы делал, и его сестрам. Джанет даже выступала в «Мулен Руж». Для меня работа с Гудсоном была прекрасной школой. Высшее счастье для танцовщика, когда хореографию делают «под тебя». 

В чисто женском коллективе чувствую себя достаточно комфортно и уверенно. Не переступаю через головы, чтобы добиться чего-то. Все мои достижения – результат упорного труда и еще раз труда. Работают здесь все. Просто у кого-то планка выше, у кого-то – ниже. Кто-то успокаивается на достигнутом, а я всегда хочу пойти дальше, добиться большего. 

По ее словам, нынешний «Мулен Руж» отличается от знакомого всем по картинам Тулуз-Лотрека. Сейчас это современное шоу. При этом самое настоящее парижское шоу. В каждой новой постановке сохраняется частичка духа конца XIX – начала XX века. И обязательно присутствует канкан с визгами и приколами. Без этого «Мулен Руж» просто не может существовать. 

– Еще в России танцевала канкан, но в «Мулен Руж» он особенный. Здесь какой-то сумасшедший ритм и умопомрачительный визг. Правда, мы не бросаемся на колени посетителям, как это делали модели Тулуз-Лотрека. Сейчас существует дистанция между танцовщицами и зрителями. Когда отработали шоу и погасли софиты, нас просто не узнают. Хотя отдельные поклонники караулят у служебного входа, берут автографы. 

Традиции «Мулен Руж» бережно сохраняются и в XXI веке. Во время представления обязательно подается шампанское. За год выпивают около 200 тысяч бутылок. Названия всех спектаклей начинаются с буквы F. Это пошло еще со времен основания кабаре, и нынешние его владельцы свято придерживаются традиции. Считается, что она приносит успех.

Дитя Монмартра

Публику можно разделить на несколько категорий. Большинство составляют туристы, которые что-то знают о «Мулен Руж», но не всегда четко представляют, что будет происходить на сцене. Есть завсегдатаи, которые приходят на представления по пять – десять раз. Многие французы отмечают в «Мулен Руж» памятные даты. Билеты на спектакли достаточно дорогие, не каждый себе может их себе позволить. Французская публика, особенно из глубинки, приходит в каких-то особенных случаях. 

– Французам очень трудно выговорить мою фамилию и даже имя. Как только меня ни называли: и Занда, и Ванда, где-то с третьей попытки получается Влада. Фамилия просто вызывает истерический смех. Они ее по слогам повторяют. Даже подумывала поначалу взять псевдоним в стиле кабаре. Потом решила: почему я должна подстраиваться под французов? Пусть они стараются. 

Не следует думать, что танцовщицы самого знаменитого в мире кабаре купаются в роскоши.  

– Для меня основной способ заработка сейчас – не контракт в «Мулен Руж», а участие в дефиле и рекламные контракты. Работу в качестве манекенщицы рассматриваю как средство выразить себя, как возможность попробовать что-то новое. Рекламирую наряды, обувь, косметику с Мертвого моря. Для подводных съемок в этой рекламе специально ездила в Марокко. Когда прилетела в Израиль, то увидела в аэропорту плакат с моим изображением. 

Красильникова рассказывает, что с удовольствием демонстрировала на подиуме белье, самое дорогое, можно сказать, роскошное. Свадебные платья подавать очень понравилось. Только сниматься в подобной рекламе уж больно утомительно. После того как пятьдесят раз в день влезаешь в корсет, даже замуж не хочется выходить. Точнее, хочется прийти свадьбу в майке и джинсах.

– После завершения сценической карьеры мне бы хотелось жить насыщенной жизнью, в которой нашлось бы место и семье, и путешествиям, и занятиям фотографией. Поработав в «Мулен Руж», стала снимать закулисье: подруг, друзей, коллег. Тех, с кем мне приходится вместе потеть, плакать, радоваться успехам. Очень приятно, что все, кого фотографирую, мне доверяют. Знают, что будут выглядеть красиво и эффектно. 

Администрация «Мулен Руж» открыла мне все двери не только как танцовщице, но и как фотографу. Обычно доступ за кулисы для снимающей публики ограничен. Если и разрешают фотографировать, то непременно ходят следом и говорят: «Вот это можно, а это нельзя». Не было ли случая, чтобы кто-то обиделся на мои работы? Наоборот, обижаются те, кого не снимала. Некоторые девчонки даже деньги предлагали за съемку, но я фотографирую только тех, кто мне интересен, – завершает Влада Красильникова. 

…Свою профессиональную мечту она осуществила. Вернувшись в Москву, основала в 2005 году профессиональную школу фотографии, стала членом Союза фотохудожников России. Ее работы публикуются в модных журналах, а в ее школе проводят съемки лучшие рекламные агентства. Личная жизнь экс-солистки «Мулен Руж» покрыта завесой тайны. Она так и не призналась, вышла ли замуж в джинсах, да и вышла ли вообще.


21 октября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847