Муза для Маяковского
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №18(534), 2019
Муза для Маяковского
Татьяна Минасян
журналист
Санкт-Петербург
6840
Муза для Маяковского
Осип, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Достаточно прочитать хотя бы несколько строчек поэта Владимира Маяковского, чтобы понять, что это был крайне эмоциональный человек с бурным темпераментом. Нетрудно догадаться, что вся его жизнь была полна бушующих страстей — в том числе и жизнь личная.

Маяковский много раз влюблялся в женщин, закручивал с ними романы и черпал в отношениях с ними вдохновение для творчества. Некоторым из них он посвящал свои стихи и поэмы, но лишь одна удостоилась множества таких посвящений, а потом еще и стала наследницей всех его произведений. Лишь одну можно с полным правом назвать его музой — Лиля Брик.

Посвящение хозяйке дома

В 1913 году Владимир Маяковский познакомился на творческом вечере с гимназисткой по имени Элла Каган. Два года они встречались, гуляли вместе, и поэт читал ей свои стихи, но серьезных чувств между ними так и не возникло. Владимир познакомился с родителями Эллы и узнал, что у нее есть еще старшая сестра Лили, но с самой сестрой ему долгое время не удавалось пересечься.

Лили в то время уже была замужем и жила отдельно от родителей, но часто навещала их. Ее муж Осип Брик работал в компании своего отца, продававшей украшения из кораллов, и они с Лили много путешествовали, занимаясь торговыми делами. Несколько раз супруги были в Средней Азии, и их очень интересовала восточная культура, так что они даже подумывали о том, чтобы переселиться в Туркестан. Но в 1915 году случилось событие, которое не дало сбыться этим мечтам и вообще резко изменило жизнь этой семьи: Лили познакомилась с Маяковским.

Она была в гостях у родителей, а поэт заглянул к ним, чтобы пригласить Эллу на прогулку, — и старшая сестра его подруги произвела на него удивительное впечатление. Позже он назовет этот день «радостнейшей датой». Хотя Лили, наоборот, не заметила в приятеле своей сестры ничего особенного — она только волновалась, что они с Эллой долго не возвращались с прогулки.

Однако отношение Лили Брик к молодому поэту-футуристу изменилось, когда она услышала, как он читает свои стихи. Это произошло через месяц после их знакомства, когда Брики устроили у себя дома творческий вечер, пригласив на него нескольких литераторов и любителей искусства. Были там и Маяковский с Эллой, и Владимир впервые прочитал свою только что законченную поэму «Облако в штанах». Он читал, Лили слушала, они встречались взглядами — и оба чувствовали, как между ними зарождается какая-то связь, как они, почти не зная друг друга, становятся близкими, родными людьми, понимающими друг друга с полуслова.

Закончив читать, Владимир объявил, что посвящает эту поэму хозяйке, и написал это посвящение на первом листе рукописи. И до конца вечера они с Лили все время искали друг друга глазами и улыбались друг другу, даже когда разговаривали с другими людьми.

Позже, когда Маяковский попытался напечатать эту поэму и ему отказали несколько издательств, Осип Брик издал ее за свой счет. Она так и вышла с посвящением «Тебе, Лиля», и с тех пор большинство своих стихов, кроме политических, Владимир посвящал именно ей.

Трое, не считая собаки

Так начался этот странный роман Владимира Маяковского с Лили Брик, которую он обычно называл Лилей. Он снял квартиру в Петрограде неподалеку от того места, где жили Брики, и стал часто бывать у них в гостях, читая там свои новые стихи и обсуждая их с хозяевами. Оба супруга были в восторге от его творений, и Осип Брик не жалел денег на их публикацию, а кроме того, закрывал глаза на все более близкие и романтичные отношения своей жены с их автором.

Лиля всеми силами старалась очаровать Владимира, и она быстро поняла, что путь к сердцу творческого человека лежит через похвалу того, что он делает. Достаточно сказать поэту, что его стихи гениальны, а если их не печатают, добавить, что они настолько гениальны, что их могут понять лишь избранные, — и из него можно вить любые веревки. Лиля испробовала этот способ с Маяковским и преуспела. Она изначально очень понравилась ему, а увидев ее искреннее восхищение своими работами, он и вовсе потерял голову. Вскоре он уже сам не давал Лиле прохода и ревновал ее к мужу и ко всем ее знакомым мужчинам.

В 1917 году Брики переехали в Москву, где Лиля участвовала в съемках кинофильмов. Владимир отправился следом за ними, и все трое поселились в одной квартире и завели собаку — сеттера по кличке Щен, которого Маяковский подарил Брикам. Осип по-прежнему не возражал против отношений Владимира с Лилей, и сам тоже встречался с другой женщиной. Однако полностью прекращать отношения с женой Брик тоже не хотел, и Маяковский, в отличие от него, все сильнее ревновал к нему свою любимую. А Лиля специально дразнила его, уединяясь с мужем в комнате и запираясь изнутри. Поэт бесился, готов был выломать дверь — и сочинял новые стихи, полные бурных эмоций. В то время его мало интересовали революционные события — все его стихи полны любовных переживаний, ревности и прочих страстей.

Но какими бы яркими ни были любовные отношения и как бы их участники ни подогревали свои чувства ревностью, жизнь в одной квартире может постепенно охладить их. К 1922 году Лиля объявила Владимиру, что ей стало скучно с ним и что совместный быт убил всю романтику в их отношениях, и предложила пожить два месяца раздельно. Маяковского это, конечно, не обрадовало. Он выполнил условия подруги и переселился в другую квартиру, но стал караулить Лилю под окнами и забрасывать ее письмами, в которых подробно расписывал, как он несчастен в разлуке. В одном письме он нарисовал на полях медведя, сидящего в клетке и ревущего «Люблю!», а потом передал Брик в подарок живую птицу в настоящей клетке, но девушка делала вид, что не понимает этих тонких намеков, и отказывалась увидеться с ним. Пребывая в расстроенных чувствах, поэт искал утешения в творчестве и за время разлуки с Лилей написал поэму «Про это». Так Брик, даже не общаясь с ним, оставалась его музой.

Сама Лиля в эти месяцы не скучала — у нее случился роман с партийным деятелем Александром Краснощековым, в то время руководившим Промбанком. Маяковский, узнав об этом, был в бешенстве и поначалу решил не возвращаться к Лиле, однако в феврале 1923 года они все-таки снова сошлись, поняв, что разлука и ревность освежили их чувства. Они вдвоем съездили в Германию, а вернувшись оттуда, еще некоторое время жили вместе с Осипом Бриком. Владимир продолжал писать стихи, Лиля переводила книги немецких писателей, и оба, вместе с другими поэтами-футуристами, активно участвовали в жизни творческого объединения под названием «Левый фронт искусства», которое выпускало свой литературный журнал.

После расставания

И все-таки еще через два года чувства Владимира и Лили угасли окончательно, хотя они остались в хороших отношениях. Лиля развелась с Осипом и некоторое время жила одна, а Маяковский снова поехал путешествовать, познакомился в Нью-Йорке с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт, и уже после расставания с ним она родила дочь Элен-Патрисию. Потом у него было еще несколько мимолетных романов, а в 1928 году он приехал в Париж, собираясь купить Лиле в подарок машину, и там всерьез увлекся еще одной эмигранткой Татьяной Яковлевой. С ней его познакомила сестра Лили Элла, к тому времени уже давно жившая в Париже и писавшая книги под псевдонимом Эльза Триоле.

Они встретились в гостях у врача Сержа Симона, к которому Татьяна пришла как пациентка — у нее был сильный бронхит. Маяковский проговорил с ней весь вечер, а потом отправился провожать ее домой на такси, и когда она закашлялась, закутал ее в свое пальто, хотя сам при этом дрожал от холода. С тех пор они стали встречаться каждый день, и именно Яковлевой Владимир стал посвящать свои новые стихи. До встречи с ней он постоянно переписывался с Лилей, рассказывая ей о том, что видел в других странах, но теперь перестал ей писать. Хотя о подарке своей бывшей возлюбленной поэт не забыл: они с Татьяной вместе выбрали для нее автомобиль «Рено».

В 1929 году Маяковский вернулся в Россию. Он уговаривал Татьяну поехать с ним, но она отказалась покинуть Европу. Пытаясь забыть ее, Владимир завел роман с актрисой Вероникой Полонской, но эти отношения тоже не складывались: Вероника не хотела бросать мужа.

Все эти годы Владимир продолжал помогать супругам Брик деньгами, а они издавали его поэмы и сборники стихов, хотя виделся он с ними теперь редко. К неудачам в личной жизни у него добавились другие проблемы: стихи Маяковского все чаще критиковали, пьесы «Баня» и «Клоп» были поставлены в театре, но не имели успеха, а на выставку, посвященную двадцатилетию его творческой деятельности, не пришел никто из известных писателей. Все выглядело так, словно поэт был больше неугоден властям, и это косвенно подтвердил отказ ему в визе, когда он решил еще раз съездить во Францию к Татьяне Яковлевой, которую все-таки надеялся уговорить вернуться в Россию. После чего его собратья по перу и критики уже прямым текстом начали говорить и писать о том, что Маяковский исписался и больше не сможет создать ни одного талантливого стихотворения.

14 апреля 1930 года Владимира Маяковского не стало. Официально считается, что он покончил с собой, хотя существует также версия, что это было убийство. В пользу этого предположения говорит то, что в тот день он пригласил к себе Веронику Полонскую, которую незадолго до этого в очередной раз попытался уговорить развестись и переехать к нему. Хотя серьезного мотива расправиться с поэтом, который больше не имел никакого влияния в стране, как будто бы ни у кого не было…

Вернуть любимому славу

Все свои рукописи и права на них Маяковский завещал Брикам. Получив его архив, Лиля снова взяла на себя обязанности его музы — она решила издать полное собрание его сочинений, а также создать посвященный ему музей. Благодаря ее бурной деятельности поэта снова стали считать «великим и талантливым» — его произведения опять переиздавались, и некоторые из них были введены в школьную программу. Критики теперь только хвалили «лучшего пролетарского писателя» — вот только ему самому все это было уже не нужно…

После смерти Маяковского Лиля еще два раза выходила замуж — сначала за военного Виталия Примакова, а потом за писателя Василия Катаняна. Последние годы жизни она жила в Переделкино, и в гостях у нее часто бывали разные творческие люди, в том числе и приезжавшие из Франции хореограф Ролан Пети и писатель Франсуа-Мари Банье, которым рассказывала о своей сестре Эльза Триоле.

Маяковский к тому времени уже считался классиком ХХ века, и каждый образованный человек обязан был знать наизусть хотя бы некоторые его стихи. Именно Лиле он во многом был обязан своей посмертной популярностью — она сделала все, что могла, чтобы ее любимый не был забыт.

9 августа 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847