Раймонд Лоуи — пионер промышленного дизайна
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №1(465), 2017
Раймонд Лоуи — пионер промышленного дизайна
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
7164
Раймонд Лоуи — пионер промышленного дизайна
Раймонд Лоуи

Сегодня мы живем в эпоху всеобщего потребления, в условиях которого ведется жесткая конкурентная борьба за вкусы и кошельки покупателей. С каждым годом предлагаемые товары становятся все более разнообразными, а методы их продвижения все более искусными и порой изощренными.

В методиках успешного продвижения товаров на потребительский рынок не может быть мелочей. Здесь важны не только хорошие функциональные характеристики, но и внешний вид, цвет, форма, размеры и еще многое другое. Успешное продвижение товара означает не только привлечение потенциального покупателя, но и его удержание, увеличение объемов продаж и стимулирование потребностей в расширении предлагаемого ассортимента. Одним из наиболее эффективных инструментов решения вышеперечисленных задач является удачный дизайн товара. Иными словами, «дизайн — это то, что заставляет звенеть кассу».

Эти слова принадлежат Раймонду Лоуи, пионеру промышленного и коммерческого дизайна. Несмотря на то, что впервые сам термин «промышленный дизайн» был предложен Джозефом Клодтом Синелем в 1919 году, а первым промышленным дизайнером принято считать Кристофера Дрессера, именно Лоуи смог достичь на этом поприще максимальных успехов. Он смог не только кардинально изменить быт американцев, придумав множество интересных функциональных объектов, но и превратил свое дело в успешный бизнес.

Раймонд Фердинанд Лоуи родился в Париже 5 ноября 1893 года в семье австрийского журналиста. Талант успешного дизайнера проявился в нем довольно рано. В 15 лет он выиграл кубок Гордона Беннета, представив на конкурс модель аэроплана «Аурель». Лоуи не только запатентовал свое изобретение, но и проводил испытания самолета. После окончания колледжа в 1910 году он получает инженерное образование. Во время Первой мировой войны Лоуи служит в инженерных войсках. В ходе боев он получил ранение и был награжден медалью «Военный крест», дослужившись до чина капитана.

Оказавшись после войны без работы и денег, молодой человек принимает решение эмигрировать в США. В 1919 году с 50 долларами в кармане он прибывает в Нью-Йорк. Первое время Лоуи работает оформителем витрин магазинов, а после становится иллюстратором модных журналов Vogue и Harper’s Bazar. Его незаурядный талант дизайнера и художника не остался незамеченным. Он получает приглашение на работу в концерн «Дженерал Электрик» и вскоре становится главным дизайнером компании. Несмотря на хорошую стабильную зарплату, Лоуи уходит в самостоятельный бизнес и в 1929 году открывает собственное дизайнерское бюро. В том же году происходит событие, ставшее поворотной точкой в его трудовой биографии.

Офис Лоуи посещает Дэвид Гестетнер, основатель фирмы по производству ротаторов, предшественников копировальных аппаратов. Ротатор Гестетнера работал не лучше и не хуже конкурентов, но требовал доводки внешнего вида. Лоуи основательно подошел к внешнему виду нового аппарата. Он изготовил новый корпус для машины, спрятав под него весь механизм. Затем сделал специальную тумбу, на которой помещался ротатор и в довершение все покрасил в серые тона. В результате этих нехитрых на первый взгляд переделок ротатор Гестетнера при равных возможностях с продукцией других фирм не имел конкурентов на протяжении последующих 20 лет.

Сделав выводы из коммерческого успеха нового ротатора, Лоуи стал обращать повышенное внимание на то, чего другие просто не замечали при проектировании техники и технических изделий, — их эстетическую форму. При условии, что несколько фирм производят одинаковую продукцию с примерно равными характеристиками, эстетическая форма изделия или просто дизайн продукта выдвигают изделие вперед среди конкурентов. При незначительном развитии дизайна в начале 30-х годов ХХ века коммерческий дизайн, практикуемый Лоуи, действует безотказно. Конкуренты его заказчиков просто не могли поставить себе в плюс красивую и функциональную форму своей продукции, теряя как минимум одну позицию в жестокой конкурентной борьбе, что значило немало на фоне кризиса Великой депрессии.

Первый серьезный контракт был заключен в 1930 году с автомобильной компанией Hupp Motor Company. Лоуи назовет этот случай «началом индустриального дизайна как признанной специальности», поскольку до этого крупные компании редко привлекали дизайнеров-профессионалов для консультации. Вскоре был подписан еще один удачный контракт с фирмой «Вестинхаус», однако более широкую известность дизайнеру принесла другая работа.

В 1932 году к Лоуи обратилась компания Sears Roebuck, производившая большой ассортимент промышленных товаров. Ей потребовался новый дизайн бытового холодильника. Лоуи сделал холодильник шире, чем выпускавшиеся ранее модели и ниже. Проведенная им перепланировка нового пространства также стала новинкой для тех лет. Морозильная камера, располагавшаяся обычно сверху у стенки, была помещена по центру. Также Лоуи сделал три ящика для хранения продуктов внизу холодильника. Впервые на практике были применены нержавеющие полки из алюминия. В завершение весь корпус изделия покрасили белой эмалью, а вся фурнитура (петли и ручки) были хромированы. Новый дизайн оказался настолько успешным, что он до сих пор считается оптимальным и большинство современных холодильников имеет такую планировку. Позже добавилось только две двери для холодильника и морозилки соответственно. Вдобавок ко всему новая форма и цвет холодильника стали катализатором для поиска новых форм и решений в кухонной мебели. В 1936 году новая модель поступила в продажу под названием Сoldspot. Вскоре изделие было раскуплено в рекордном количестве свыше 275 тысяч штук.

В том же году Лоуи подписывает масштабный контракт с железнодорожной компанией Pennsylvania Railroad. Сначала он разрабатывает форму аэродинамического обвеса в стиле ар-деко для стандартного паровоза PRR K4S, предназначавшегося для флагманского пассажирского поезда Broadway Limited, следовавшего по маршруту Нью-Йорк — Чикаго. Далее были разработаны интерьеры пассажирских вагонов и логотипы самого маршрута. Следом дизайнер приступает к разработке корпоративного стиля всей компании. Детальной проработке в духе общей концепции фирменного стиля подверглось все, начиная от логотипа и графических рекламных материалов до дизайна железнодорожных станций и интерьера пассажирских вагонов, используемых на транспортных магистралях компании. Также в рамках этой работы Лоуи занимается дизайном локомотивов. Самым известным из них становится экспериментальный локомотив PRR S1 и созданный позднее на его базе PRR T1.

Разработка пассажирского локомотива PRR S1 была начата в 1937 году. Лоуи занимался внешним видом состава, а технического оснащение проводилось инженерами ряда крупных специализированных фирм. Длинный, обтекаемый сигарообразный корпус локомотива с закрытыми стальными панелями механизмами и стремительным силуэтом был не похож на все производимые ранее модели. Американское сообщество дизайнеров высоко оценило работу Лоуи, присудив ему в 1938 году награду American Design Award. В январе 1939 года локомотив был построен в единственном экземпляре и с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Позже паровоз работал на пассажирских линиях и использовался в рекламных целях до 1945 года.

В 1942 году был создан первый серийный пассажирский локомотив PRR T1. От своего прототипа он унаследовал стремительный силуэт и обтекаемый корпус, хотя внешний вид его и был изменен. Всего было произведено 52 экземпляра этой модели.

Также Лоуи работал и с другими железнодорожными компаниями. После войны он выполнил дизайн тепловозов для Baldwin Locomotive Works, маневровых тепловозов и электровозов для Fairbanks Morse, разрабатывал схемы окраски и интерьеры пассажирских поездов.

Раймонд Лоуи участвовал в качестве консультанта в проектировании электровоза PRR GG1, эксплуатировавшегося в течение полувека на железных дорогах Пенсильвании. Наконец в 1967 году по его проекту началось серийное производство вагона R40 для Нью-Йоркского метрополитена — первого в этой системе вагона с наклонными торцами.

С середины 30-х начинается его сотрудничество с автомобильной компанией «Студебеккер». С 1936 года Лоуи работает в качестве консультанта, а три года спустя вместе с автомобильным дизайнером Виджилом Экснером занимается созданием новых моделей. В том же году он разрабатывает новый логотип компании. Вскоре начинается Вторая мировая война. Поскольку законы военного времени запрещали конструкторам автопроизводителей работу над гражданскими моделями, то проектирование автомобилей на время перешло в руки независимых дизайнеров, одним из которых был Лоуи. В результате он смог извлечь немалую выгоду от сотрудничества со «Студебеккер», продолжавшееся несколько десятилетий. В результате уже в 1946 году «Студебеккер» имел в активе новый, готовый к выпуску дизайн-проект, вошедший в серию в 1947 году — на два года раньше первых послевоенных моделей «большой тройки».

В 1951 году Лоуи разрабатывает дизайн новой модели «Студебеккер Старлайт». Двухдверный автомобиль имел панорамное заднее стекло, начинавшееся непосредственно от центральных стоек кузова. Также авторству Лоуи принадлежит хромированная «пуля», заместившая решетку радиатора и эргономичное внутреннее устройство этих машин. По признанию специализированных журналов Car, Driver, Moto Trend, эта модель стала одной из лучших машин 50-х годов прошлого столетия.

В 1963 году «Студебеккер» выпускает новую модель «Аванти», ставшую плодом командной работы дизайнеров во главе с Лоуи. Этот спорткар был спроектирован по принципу «Вес — это зло». Среди многих ненужных вещей, отброшенных конструктором, оказалась решетка радиатора. «Решетки уместны в канализации», — заключил дизайнер. Однако его подход, включавший стремление сделать машину экономичной и по европейски стильной, не нашел поддержки в послевоенном Детройте, поэтому идеи Лоуи оказались невостребованными в автопроме «большой тройки». В результате «Студебеккер Аванти» выпускался небольшими моделями, но при этом имел большой успех среди коллекционеров.

Параллельно Лоуи активно и успешно работает и над другими проектами. В конце 30-х годов прошлого столетия он становится главным дизайнером компании International Harvester, ведущего американского производителя сельхозтехники, создав линию проектов, продержавшихся на конвейере почти четверть века.

Одной из наиболее интересных работ мастера в 40-е годы ХХ века с точки зрения подхода и решения задач коммерческого дизайна стал его дизайн пачки сигарет «Лаки Страйк». Когда в 1942 году Лоуи получил заказ на эту работу, он изучил все возможные аспекты дальнейшего развития нового дизайна. Он не стал делать радикально новый дизайн, отметив консервативность курильщиков в выборе сигарет. Лоуи просто увеличил логотип на пачке и нанес его с обеих сторон, тогда как на других пачках логотип был только на одной стороне. В результате такого незначительного изменения спрос на эти сигареты вырос в несколько раз. Чуть позже и у остальных табачных компаний стало общепринятым наносить логотип на обе стороны пачки.

С 1944 года компания дизайнера меняет свое название, став Raymond & Loewy Associates. Завершившаяся Вторая мировая война и стремительный рост американской экономики приносят ей массу новых заказов. В 1949 году под началом Лоуи работает уже 143 дизайнера. В том же году Лоуи появляется на обложке журнала «Тайм», что красноречиво свидетельствует о признании его заслуг не только как востребованного и талантливого дизайнера, но и успешного бизнесмена. В 1950 году его компания становится одним из крупнейших дизайн-бюро в Америке с большим офисом в Нью-Йорке. В 1951 году дизайнер выпускает автобиографическую книгу «Никогда не останавливаться на достигнутом», в которой небезосновательно утверждал: «Средний американец, живущий обычной жизнью, в деревне и в мегаполисе, обречен на ежедневный контакт с вещами, услугами и постройками, к которым приложила руку фирма Raymond Loewy».

Одной из наиболее противоречивых страниц в послевоенной трудовой биографии мастера стало его сотрудничество с компанией «Грейхаунд Лайнс», признанным лидером на рынке автобусных перевозок США, продолжавшееся в течение 15 лет. В это период в США началось активное строительство системы шоссейных дорог, связавших разные концы страны. Для междугородних перевозок транспортному гиганту требовались новые комфортабельные автобусы. Основу тогдашнего парка компании составляла модель Greyhound Silverside. Машины исправно выполняли свою задачу, но были весьма аскетичного вида — без полированных алюминиевых боков и шикарных кресел. К началу 1946 года Раймондом Лоуи был разработан, а под руководством Карла Волли построен прототип экспериментального 50-местного автобуса GX-1 Higway Traveler. Автобус предполагался длиной в 35 футов (10,67 метра), а в качестве силового агрегата авторам проекта виделся бензиновый V-12 воздушного охлаждения, мощностью 200 л. с. Удивительной особенностью этих двигателей (2 спаренных V-6) была запроектированная возможность отключения водителем половины цилиндров при движении — например, по равнинной местности, по дороге с легким уклоном и т. д. Подобный двигатель мог принести компании дополнительную выгоду от экономии топлива. Руководство компании терзало производителей заказами на разработку двигателя и коробки передач, которые в сочетании позволяли бы автобусу подняться на холмы на высокой скорости, но без избыточного расхода топлива на скоростных участках. Подобная техническая задача была сущим кошмаром для инженеров того времени, но представителям заказчика подобный замысел виделся вполне осуществимым.

GX-1 стал настоящим двухпалубным лайнером, с одним этажом поверх другого; 37 пассажиров располагались на верхней палубе и 13 на нижней. Рабочее место водителя находилось на верхней палубе высоко над дорогой. Внутренняя планировка подавалась компанией Лоуи как образец логичности и комфорта, но расположение кресел по сторонам от багажного отделения, над двигателями, за лестницей было сложно признать удачной. Автобус был полон противоречий. В нем имелся туалет, а труд водителя облегчал гидроусилитель руля. В то же время при всем блеске дизайна у него имелась сложная в эксплуатации система спаренных двигателей и конструктивно сложной пневматической подвески. Это крайне усложняло техническое обслуживание как на специализированных станциях, так и в дороге. Дополнительным минусом был малый размер багажного отделения. Поэтому совсем не удивительно, что GX-1 столкнулся со многими техническими проблемами из-за сырости самой концепции, систем и компонентов автобуса. Стало ясно, что в таком виде этот автобус никогда не будет работать на регулярных маршрутах и приносить финансовую прибыль. Тем не менее он все же сделал свое дело, прорекламировав компанию «Грейхаунд Лайнс».

С конца 40-х годов прошлого столетия начинается многолетнее и плодотворное сотрудничество с компанией Coca-Cola. В 1947 году Лоуи придумывает новые фирменные холодильники для хранения продукции, а после разрабатывает дизайн грузовиков компании и новые автоматы для напитка. Однако самой известной работой дизайнера стала стеклянная бутылка, обновленный дизайн которой Лоуи создал в 1955 году. Он сделал ее сужающейся посередине наподобие женской талии. Бутылку стало гораздо удобнее держать в руке, а в рекламе напитка использовался мотив сравнения форм бутылки с соблазнительной фигурой молодой девушки в купальнике. В 1960 году дизайнер придумывает форму банки для известного напитка.

В конце 1950-х Лоуи основывает еще две компании — Raymond Loewy в Лондоне и Compagnie de L estetique Industrielle в Париже, что позволило ему работать с крупными заказчиками по всему миру.

С началом 1960-х дизайнер трудится над проектами в аэрокосмической отрасли, однако здесь его работы были ограничены проектами интерьеров и схем окраски знаковых для своего времени машин. В 1962 году он придумывает раскраску президентского самолета с сочетанием белого, голубого оттенков и хромированного дюралюминия. С тех пор эта раскраска используется на всех правительственных самолетах США. В 1964 году по рисунку Лоуи была напечатана первая почтовая марка США памяти убитого президента Джона Кеннеди.

Сам Лоуи одним из своих главных достижений считал участие в разработке интерьера американской орбитальной станции «Скайлэб». По приглашению НАСА с 1967 по 1973 год дизайнер консультировал разработчиков вышеупомянутой орбитальной станции и помогал им сделать ее интерьер удобным для людей, находящихся в состоянии невесомости. Лоуи предложил сделать в станции иллюминатор, для того чтобы космонавты могли видеть Землю, а также разработал симуляторы гравитации. В результате три космонавта: командир судна Чарльз Конрад, пилот Пол Уайц и врач Джозеф Кервин — провели на борту станции 90 дней, изучая адаптацию человека к условиям невесомости и проводя научные эксперименты.

Несмотря на почтенный возраст, и в 70-е годы Лоуи продолжает активную творческую деятельность. В этот период его нью-йоркская студия была буквально завалена заказами на проектирование магазинов розничных сетей. Лоуи даже пришлось открыть новое отделение во Фрибуре (Швейцария), а нью-йоркское отделение стало специализированной архитектурной фирмой.

Среди наиболее значимых проектов этого периода следует отметить разработку логотипов для нефтяных гигантов Shell и Exxon в 1971 и 1972 годах соответственно. В 1975 году по заказу французской авиакомпании «Эйр Франс» дизайнер создает интерьеры знаменитого сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд».

В 1975 году Смитсоновский институт организует в своих стенах четырехмесячную выставку «Дизайны Раймонда Лоуи», вызвавшую повышенный интерес профессионального сообщества. В 1976 году во время празднования 200-летия образования США Раймонд Лоуи был признан одним из наиболее выдающихся американцев, оказавших наибольшее влияние на ход истории и благоустройство страны. Это знаковое событие стало своеобразной вершиной в признании заслуг мастера.

Однако годы брали свое. В 1980 году прославленный дизайнер выходит на пенсию и вместе с женой Виолой возвращается во Францию. 14 июля 1986 года после непродолжительной болезни он скончался в возрасте 92 лет в Монте-Карло.

Жизнь легендарного дизайнера закончилась, но заложенные им принципы продолжают успешно функционировать и поныне. Его жизненный путь стал ярким воплощением американской мечты. Лоуи был одним из тех, кто лучше многих понимал ценность грамотного дизайна. Его идеи стали примером того, как простые решения могут приводить к грандиозным результатам и приносить огромные прибыли.

В 1990 году Раймонд Лоуи был включен журналом «Лайф» в список 100 выдающихся деятелей ХХ столетия.


2 января 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931